диагностика тревожности у 11 классов и тревожности перед экзаменом у старшеклассников и методы ее снижения статья по психологии 9 11 класс

ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У 11 КЛАССОВ И ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ И МЕТОДЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ СТАТЬЯ ПО ПСИХОЛОГИИ 9 11 КЛАСС Тревога

Школьная тревожность – распространенная проблема, которая может оказать глубокое влияние на жизнь ребенка. Важно знать причины, своевременно выявлять симптомы, чтобы начать лечение либо профилактические мероприятия.

Ваш гид в мире актуальных тем и трендов

Когда и к кому обращаться за помощью

Родители и учителя должны быть бдительными, взаимодействовать со школьными консультантами или экспертами по психическому здоровью, когда тревожность ребенка влияет на его благополучие и успеваемость.

При необходимости лучше обратиться к профессиональному психотерапевту для консультации, назначения терапии.

План работы педагога – психолога по психологическому сопровождению

выпускников 9-х, 11-х классов в период подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ

на 2019-2020 учебный год

психологическое сопровождение выпускников в предэкзаменационный период

1. Создание благоприятных условий в преодолении возможных психологических затруднений когнитивного, личностного характера при подготовке обучающихся к итоговой аттестации

2. Ознакомление с простейшими приемами снятия эмоционального напряжения, снятие фрустрации на неожиданную ситуацию, поиск ресурса для уверенного поведения

Разработка направлений психологического сопровождения подготовки к итоговой аттестации

Анализ основных подходов к профилактике стресса в работе психолога

Методы лечения школьной тревожности

Лечение школьной фобии включает комплексный подход. Это может быть психотерапия, прием лекарств, корректировка образа жизни, другие действия.

Психотерапия

Психотерапия, особенно когнитивно-поведенческая (КПТ), является распространенным, эффективным методом лечения тревожности. Это помогает детям развивать стратегии преодоления трудностей, справляться с беспокойством.

Точный вариант терапии может назначить только специалист с учетом состояния ребенка.

Медикаментозное лечение

В тяжелых случаях квалифицированный врач может назначить лекарства как часть терапии. Препараты используются в качестве краткосрочного решения для облегчения симптомов или выступают в качестве дополнительных средств, действующих в комплексе с другими современными методами лечения.


ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У 11 КЛАССОВ И ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ И МЕТОДЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ СТАТЬЯ ПО ПСИХОЛОГИИ 9 11 КЛАСС

Во время тяжелой болезни назначается медикаментозное лечение.

Что такое «школьная тревожность» у детей

Школьная тревога означает чрезмерное беспокойство, страх и опасения, связанные с различными аспектами учебной жизни. Эти проявления разные. Например, от общего чувства тревожности по поводу посещения школы до тревоги по поводу тестов, социального взаимодействия или успеваемости.

Отличие тревоги от тревожности

Важно различать типичную тревогу и школьную. Хотя время от времени каждый испытывает беспокойство, у ребенка это выходит за рамки нормы.

Ситуация мешает повседневной жизни школьника, затрудняя его участие в деятельности школы.

Динамика проявления

Школьная тревога проявляется у каждого ребенка по-разному. Некоторые дети испытывают постоянное чувство страха, в то время как у других наблюдаются физические симптомы. Например, головные боли, тяжесть в животе, когда подростки сталкиваются с ситуациями, связанными с учебой.

Причины школьной тревожности

Тревожность, часто называемая школьной фобией, имеет различные причины:

Давление, направленное на хорошую успеваемость, со стороны родителей, учителей

Страх перед издевательствами, неприятием или осуждением со стороны сверстников

Перфекционистское мышление, когда учащиеся устанавливают для себя нереально высокие стандарты

Постоянное ожидание прохождения тестов, проведения презентаций или участия в мероприятиях, ориентированных на результативность

Проблемы в семье

Воздействие травмирующих событий, которые прямо или косвенно приводят к усилению фобии.

Это стихийные бедствия, несчастные случаи, связанные со школой.

Тревожность часто считается результатом сочетания нескольких факторов.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 594 Московского района Санкт-Петербурга

Предэкзаменационная тревога старшеклассников и методы ее уменьшения

Сама по себе сдача экзаменов — это всегда напряженная и довольно тревожная ситуация. Кому-то удается справиться со своими эмоциями и преодолеть это испытания без существенного урона для физического и душевного здоровья. Однако есть и те, кто под влиянием внешнего давления впадает в панику или, наоборот, в апатию и получает низкую оценку даже при условии усердной подготовки к экзамену.

Данная работа посвящена исследованию динамики тревожности и эмоционального фона после экзаменов, а также выявлению способов нивелирования постэкзаменационного стресса.

В исследовании принимали участие учащиеся 9-11 классов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 594 Московского района Санкт-Петербурга в возрасте от 14 до 18 лет (средний возраст испытуемых – 17 лет) обоих полов. Количество исследуемых 58 человек (30 девушек и 28 юношей). Испытание проводилось в 2023 году. Для сбора результатов использовался групповой вариант тестирования. Проведение эмпирического исследования проводилось в утреннее время, в привычной обстановке (непосредственно в школе).

Гипотеза исследования заключается в том, что экзаменационный период является одним из наиболее сильных психотравмирующих факторов, напрямую влияющим на динамику уровня тревожности и эмоционального фона учащихся.

План исследования состоял из следующих пунктов:

•        Первым шагом было определение уровня тревожности до начала этапа выпускных экзаменов. Ученикам было предложено заполнить тест на определение ситуативной (реактивной) тревожности по Ч. Д. Спилбергера (в адаптации Ю. Л. Ханина). Параллельно проводилось исследование уровня личностной тревожности. Для этого использовалась шкала личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера (адаптированная Ю. Л. Ханиным). Данная процедура проводилась для того, чтобы получить представление об общем уровне тревожности каждого испытуемого, что позволило бы объяснить и интерпретировать итоговые данные (наличие связанного с экзаменами изменения уровня тревожности или отсутствие динамики).

•        На втором этапе исследования был определен уровень ситуативной тревожности непосредственно в день экзамена.

•        Третий этап заключался в определении уровня ситуативной тревожности после получения результатов государственной аттестации. После того, как все испытуемые успешно сдали экзамены, их попросили пройти психологический тест еще раз, что все участники исследования восприняли с энтузиазмом. Важно подчеркнуть, что все учащиеся получили высокие баллы.

Усредненные результаты проведенного тестирования представлены в таблице ниже.

Таблица 1. Уровни личностной и ситуационной тревожности учеников ГБОУ СОШ № 594 Московского района СПБ

Уровень личностной тревожности в исследуемой выборке составил в среднем 38,50 баллов, что соответствует умеренному значению этого показателя. Среди испытуемых, однако, встречались люди, продемонстрировавшие высокий и низкий уровни личностной тревожности, что изначально определило их различную реакцию на экзаменационный стресс.

Средний уровень реактивной (ситуативной) тревожности, определенный с помощью опросника Спилбергера, составил 36,75 баллов до начала выпускных экзаменов, а перед испытанием этот показатель значительно увеличился, достигнув среднего значения 47,50 баллов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у учащихся. После успешной сдачи экзамена средний уровень тревожности составил 35,30 баллов, что даже меньше исходного уровня.

Существуют гендерные различия в тревожности: например, личностная и ситуативная тревожность ниже у юношей, чем у девушек. Исходя из принятой в настоящее время трактовки классификации людей по уровню тревожности, респонденты были разделены на следующие группы:

Для того чтобы проверить или отвергнуть гипотезу о существовании динамики уровня тревожности до, во время и после экзамена, был произведен расчет корреляций между этими показателями с помощью непараметрического коэффициента Манна-Уитни.

Корреляционный анализ, проведенный по критерию Манна-Уитни выявил достоверные различия (U=56 (р≤0,01)), что также свидетельствует о повышении ситуационной тревожности во время экзамена.

Кроме того, был проведен анализ уровня тревожности по классам. Результаты анализа можно увидеть в таблице №2.

Таблица 2. Средний уровень тревожности учеников ГБОУ СОШ № 594 Московского района СПБ

Результаты исследования уровня тревожности показали, что группа выпускников 11 класса была наиболее тревожной по сравнению с учащимися 9 и 10 классов. Была выдвинута гипотеза, что повышение уровня тревожности связано с беспокойством по поводу выпускных экзаменов и поступления в высшее учебное заведения, страх неизвестности перед вступлением в новую жизнь и взрослением.

Уровень тревожности учеников девятого класса также слегка повышен. Этот результат можно объяснить тем, что школьники испытывают стресс в связи со сдачей ОГЭ, повышением уровня ответственности. Те ученики, кто намерен после девятого класса уйти в учебные заведения со средней специальной категорией образования, испытывают тревогу перед погружением в новую, пока еще незнакомую среду. Таким образом, только ученики 10 класса демонстрируют умеренный уровень тревожности, который является оптимальным для человека. В результате проведенного статистического анализа были выявлены достоверные различия по среднему показателю ситуативной тревожности учеников 9-11 классов (U=59,5 (р≤0,01)).

В настоящее время существует множество методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те, которые, с одной стороны, соответствуют индивидуальным особенностям конкретного человека, а с другой, соответствуют реальным условиям места и времени.

За профилактическую работу в общеобразовательных школах ответственен ряд высококвалифицированных специалистов, такие как учитель, классный руководитель, школьный психолог и социальный педагог.

Школьный психолог при поддержке учителя проводит ряд основных профилактических мероприятий:

Наиболее распространенными формами профилактической работы в школе являются лекции, психологические тесты, обсуждение их результатов, ролевые игры, круглые столы, дискуссионные клубы, тренинги.

Исходя из особенностей формы проведения единого государственного экзамена, можно сформулировать рекомендации учителю для успешного проведения работы по профилактике тревожности у учащихся средней школы:

Полученные навыки помогут старшеклассникам быть более подготовленными и уверенными в себе во время экзамена.

Учитывая разнообразие психологических технологий профилактической работы, специалист должен уметь подобрать наиболее эффективную их комбинацию в зависимости от целей и содержания проводимой работы. Несмотря на существование различных технологий, поиск новых подходов в работе остается актуальным по сей день.

Список использованных источников

Профилактика и коррекция тревожности у ребенка

Профилактика и коррекция тревоги у детей включает сочетание стратегий, направленных на укрепление эмоционального благополучия, устойчивости, здоровых механизмов преодоления трудностей.

Каждый ребенок уникальный, подход к предотвращению и коррекции тревоги должен быть адаптирован к потребностям, обстоятельствам. Раннее вмешательство и постоянная поддержка необходимы, чтобы помочь детям развить здоровые механизмы преодоления трудностей и эмоционального процветания.

Как определить уровень школьной тревожности

Оценка тяжести школьной фобии часто требует сочетания тщательного наблюдения и открытого общения с ребенком. Иногда необходима консультация специалиста по психическому здоровью для комплексного обследования, поскольку самостоятельно выяснить проблему сложно, особенно если мало времени проводить с ребенком.

Признаки проявления школьной тревожности в поведении учащихся

Распознавание школьной фобии часто предполагает наблюдение за различными моделями поведения детей. Например, избегание занятий, нежелание участвовать в классных мероприятиях или жалобы на физический дискомфорт при упоминании школы.

Физические

Физические симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в животе, тошноты. Характерны учащенное сердцебиение, потливость.

Эмоциональные симптомы

В эмоциональном плане дети с тревожностью становятся раздражительными, капризными или проявляют признаки беспокойства. Они также могут выражать чувство печали при упоминании школы.


ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У 11 КЛАССОВ И ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ И МЕТОДЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ СТАТЬЯ ПО ПСИХОЛОГИИ 9 11 КЛАСС

Ребенок становится раздражительным и вялым.

Поведенческие

Поведенческие признаки включают частые пропуски занятий, желание быть с родителями, когда требуется разлука на день. Возможен поиск утешения со стороны учителей, опекунов.

Как снизить школьную тревожность – помощь родителей

Способы, которыми родители могут помочь облегчить школьную тревогу у своих детей:

Поощряйте открытое, непредвзятое поведение ребенка

Активно выслушивайте опасения ребенка, подтверждайте его эмоции

Проявите сочувствие, признав тревогу и подбодрив

Создайте последовательный распорядок дня, включающий структурированную подготовку к школе и время для отдыха

Помогите ребенку понять, что совершать ошибки, преодолевать трудности – естественная часть обучения.

Хвалите, вознаграждайте ребенка за его усилия и достижения, какими бы маленькими они ни были.

Помните об академическом давлении, которое вы оказываете на своего ребенка

Научите ребенка навыкам решения проблем, преодоления трудностей

Вовлекайте ребенка в подготовку к школьному дню

Будьте осведомлены о школьной жизни, включая академическую успеваемость и любые социальные проблемы

Поддерживайте здоровый образ жизни с помощью сбалансированной диеты, регулярных физических упражнений, достаточного количества сна

Будьте осторожны при просмотре тревожных новостей или агрессивного контента в СМИ, поскольку это может усилить тревогу

Будьте образцом для подражания в эффективном управлении стрессом

Дети часто учатся, наблюдая за родителями.

Помните, что снижение фобии – это постепенный процесс, он может потребовать терпения и настойчивости.


ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У 11 КЛАССОВ И ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ И МЕТОДЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ СТАТЬЯ ПО ПСИХОЛОГИИ 9 11 КЛАСС

Родители должны быть рядом с ребенком для облегчения школьной тревоги.

В чем опасность школьной тревожности

Тревожность часто приводит к неблагоприятным последствиям. К ним относятся:

Помощь педагога – приемы снижения тревожности

Рекомендации для учителя, чтобы снизить тревожность у детей:

Развивайте теплые, гостеприимные, чуткие отношения с каждым учеником

Создайте структурированный распорядок дня в классе

Убедитесь, что класс является безопасным местом для всех учащихся

Включите в распорядок дня короткие упражнения на осознанность или расслабление

Позволяйте учащимся делать короткие перерывы, если они чувствуют себя перегруженными

Рассмотрите альтернативные методы оценки, например, позволяя школьникам продемонстрировать свои знания посредством презентаций, проектов или письменных заданий, а не полагаясь исключительно на тесты.

Обучайте методам снижения стресса, таким как упражнения по глубокому дыханию или прогрессивной мышечной релаксации.

Рассмотрите возможность гибкого размещения в классе, позволив учащимся выбирать, где им сидеть

Поощряйте учащихся ставить перед собой реалистичные, достижимые цели

Сотрудничайте со школьными консультантами в области специального образования, родителями для разработки индивидуальных планов для учащихся с тяжелой тревожностью.

Оцените статью
Избавиться от тревоги