диагностика уровня родительской тревожности

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ Тревога

Чувство тревоги время от времени испытывает каждый человек, будь то взрослый или подросток. По сути, это естественная реакция на стресс, помогающая преодолевать опасные ситуации. Но иногда тревожность приобретает не эпизодический, а постоянный характер, мешая нормальной жизни. В таком случае говорят об индивидуальной особенности или нервном расстройстве.

Содержание
  1. Общие сведения
  2. Симптомы родительского стресса
  3. Причины
  4. Откуда берется тревожность
  5. Чек-лист тревожного родителя
  6. Как справиться с тревожностью
  7. Дыхание квадратом
  8. Сильное напряжение и расслабление
  9. Дневник СМЭР
  10. Напишите список дел
  11. Когда надо обратиться к специалисту
  12. Осложнения
  13. Коррекция родительского стресса
  14. Родительский стресс — лечение в Москве
  15. Причины возникновения и методы работы с ней
  16. Контейнируй это
  17. 12 простых способов успокоиться и не нервничать
  18. Генерализованное тревожное расстройство
  19. Невротические страхи
  20. Тревога по наследству
  21. Тревога – остановленное возбуждение
  22. Переосмысляя привычное
  23. Экзистенциальная тревога и становление идентичности
  24. Как спастись от выгорания на работе?
  25. Заложники жалости
  26. Радостнее жить
  27. Жить в мире с собой при неопределенности в жизни
  28. Упражнения по преодолению тревоги
  29. Психические расстройства в литературе
  30. Зачем человеку тревога?
  31. Избегание тревоги и социальные сети
  32. Прогноз и профилактика
  33. Проявления подростковой тревоги
  34. Патогенез
  35. Классификация
  36. Диагностика тревожности у подростков
  37. Особенности подростковой тревоги
  38. Рекомендации по снижению тревожности у подростков

Общие сведения

Родительский стресс – частный вариант адаптационной реакции на чрезмерные раздражители, в качестве которых выступают эмоции и действия ребенка, ожидания общества в отношении воспитания. Проблема особенно активно изучается в психологии в последние десятилетия. По данным статистики распространенность родительского стресса в первые 4 года жизни малыша составляет 95% у отцов, 93% у матерей. К 5-7 года показатель снижается до 90% и 83% соответственно. Женщины проводят больше времени с детьми, поэтому их среднестатистические данные ниже.

Родительский стресс – это психологическое состояние, развивающееся вследствие попыток адаптироваться к требованиям и условиям родительства. Проявляется переживанием негативных чувств к себе и/или к ребенку, возникших в процессе материнства или отцовства. Характерные симптомы: тревога, злость, напряжение в процессе воспитания, восприятие себя как неуспешного родителя, разрушение ожиданий по отношению к ребенку. Диагностика проводится с помощью беседы, психологического тестирования. Основной метод лечения – психотерапия, нацеленная на повышение родительской толерантности.

Симптомы родительского стресса

Состояние проявляется изменениями в эмоционально-поведенческой сфере, а также ухудшением общего самочувствия. Ключевым симптомом являются отрицательные эмоции, направленные на ребенка. Родитель часто злится, гневается, испытывает чувство вины и беспокойства. Накапливается усталость и раздражение. Иногда негативные эмоции переносятся на себя, формируется идея о себе как «плохой матери/отце». Возникают сложности общего характера такие как постоянная нехватка времени, семейные ссоры, неудовлетворенность жизнью, финансовые сложности.

Нарушаются детско-родительские отношения. Со стороны взрослого появляется негативное отношение, уменьшается чувствительность к детским переживаниям, желаниям, потребностям. Снижается способность регулировать эмоции ребенка, воспринимать, интерпретировать и отображать их. Внешне это выглядит как эмоциональная холодность, отчужденность взрослого. Такое поведение становится причиной детских истерик, обид, импульсивных поступков. Например, сын специально разбивает кружку, чтобы вызвать эмоции матери.

Причины

Родительский стресс возникает и развивается в рамках семейной системы, влияет на ее связи, функционирование. Причин данного явления множество: от элементарного непослушания до серьезных отклонений в развитии ребенка. Немаловажную роль играет личность родителя: уверенность в себе, мнительность, тревожность, уровень самооценки. Условно все факторы, провоцирующие родительский стресс, могут быть разделены на три больших группы:

Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных. Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками дошкольного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. В связи с этим практический психолог ставится перед необходимостью отбора нужных ему методик для диагностики отдельных свойств и состояний личности из бесчисленного множества предлагаемых в настоящее время источников.

При этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования ив составлении заключения об уровне развития испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Использовать несколько (не мене двух) методик.

2. Строго следовать инструкции. Понятно и доступно излагать ее испытуемому.

3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.

4. Выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

5. Личная заинтересованность и желание пройти тестирование у испытуемого.

Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Ниже представлены диагностические методики для изучения тревоги и тревожности у школьников, а также некоторые из личностных методик, в которых тревожность и тревога выступают как один из диагностируемых компонентов.

1. Методика «Рисунок человека». В рисунке человека на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. нажим на карандаш у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами. Тревожный требенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению. Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно, если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка. Характерная особенность рисунка тревожного ребенка – чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.

2. Методика «Выбери нужное лицо». Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7-8 лет.

3. Анкета по выявлению тревожного ребенка. Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Для учащихся с 7до 11 лет.

5. Тест школьной тревожности Филлипса. Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

6. Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS). Методика для диагностики тревожности у детей 8-12 лет. Причем с детьми 8-9 лет следует проводить индивидуально, а с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы.

7. Шкала учебной тревожности. Рекомендуется для обследования подростков и старших школьников. Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

— ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная).

— ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная).

— ситуации общения (межличностная).

8. Шкалы ситуативной и личностной тревожности. Авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин. Методика предназначена для диагностики тревоги у старших школьников.

9. Личностная шкала проявления тревоги. Автор теста Д. Тейлор, адаптирован Т. А. Немчиновым (для взрослых).

10. Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика представлена в двух формах. Форма А предназначена для диагностики уровня тревожности у педагогов, форма Б – для диагностики уровня тревожности у родителей. Каждая форма содержит две субшкалы. Общей для обеих форм является субшкала «Общего эмоционального неблагополучия».

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент.

1. Графическая методика «Кактус». (для детей старше 3-х лет).

2. Тест «Рука»Проективная методика исследования личности для детей до 11 лет.

3. Детский апперцептивный тест (ДАТ). 3-10 лет

4. Тест «Рисунок семьи»

5. Тест «Дом. Дерево. Человек»

6. Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Ключевые слова:

детско-родительские отношения, родительское отношение, подростковый возраст, тревожность, личностная тревожность.

Цель исследования — выявить взаимосвязь уровня личностной тревожности и типов детско-родительского отношения.

– изучить уровень личностной тревожности у подростков;

– выявить стили родительского отношения к подросткам;

– проанализировать взаимосвязь между типами родительского отношения и уровнем личностной тревожности.

Гипотеза исследования: уровень тревожности подростков коррелирует с типом детско-родительских отношений.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы методики: Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) и «Шкала тревожности» Р. Кондаша. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с использованием коэффициента корреляции Спирмена. В эмпирическом исследовании принимали участие 20 подростков в возрасте 14–16 лет, а также 20 родителей обследуемых обучающихся.

На первом этапе исследования проанализировали особенности родительского отношения к подросткам. Данные были получены с помощью методики А. Я. Варга и В. В. Столина. Результаты представлены в таблице 1.

Результаты исследования родительского отношения

Анализируя данные, представленные в таблице по шкале «принятие/отвержение» получен высокий балл (х

ср

.=29). Это свидетельствует о том, что наибольшее количество родителей принимают своего ребенка таким, какой он есть, положительно относятся к нему. По шкале «кооперация» также получен высокий балл (х

ср

.=7), позволяющий говорить о том, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует подростка, высоко оценивает способности своего ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных.

По шкале «симбиоз» получен средний балл (х

ср

.=4,6), позволяющий говорить о том, что, несмотря на попытки родителей быть постоянно как можно ближе к ребенку, между ними уже есть определенная психологическая дистанция. Возможно, это связано с тем, что у подростков выражено стремление к эмансипации, утверждению своего «чувства взрослости», тогда как родители не всегда сразу могут перестроиться, признать эту взрослость своих детей. Данные по шкале «контроль» (х

ср

.=3.4) показывают, что взрослые не пытаются вести себя слишком авторитарно по отношению к подростку, не требуют безоговорочного послушания, понимая, что подростку надо давать больше самостоятельности. По шкале «Маленький неудачник» полученные баллы (х

ср

.=3.4) позволяют говорить, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Таким образом, полученные данные позволяют говорить, что в целом родительское отношение к подросткам у их родителей гармоничное, они стараются поддерживать своих детей, принимать их такими, какие они есть. При этом, родители стараются развивать в своих детях самостоятельность, выстраивая определенные психологические границы, тем самым учитывая возрастные особенности своих детей.

На втором этапе исследования было проведено исследование тревожности подростков. Результаты представлены в таблице 2.

Результаты диагностики уровня тревожности подростков

Исходя из представленных данных, можно отметить, что показатели тревожности у подростков данной выборки в целом нормативные. Наиболее выражена межличностная тревожность (х

ср

.=15,5), что может быть связано с тем, что в подростковом возрасте перестраивается система отношений, как со взрослыми, так и со сверстниками. Это может повышать тревожность подростков в сфере межличностного взаимодействия. Менее выражена самооценочная тревожность (х

ср

.=13,9), но признаки тревожности существуют. Это может быть обусловлено бурным ростом самосознания у подростков, становлением устойчивой самооценки, основанной на личностно-значимых критериях. Наименее выражена у подростков школьная тревожность (х

ср

.=3.4).

Для выявления взаимосвязи между уровнем тревожности и типом родительского отношения был использован критерий корреляции Спирмена. Результаты статистического анализа представлены в таблице 3.

Взаимосвязь уровня тревожности у

подростков и

типа родительского отношения

*в таблице жирным курсивом выделены значимые корреляционные связи

На основе полученных данных можно сделать вывод, что существуют значимые корреляционные связи между такими стилями воспитания и тревожностью у подростков, как симбиоз и отношение к неудачам ребенка. Так, чем в большей степени родители склонны к симбиозу в отношениях с подростком, тем в большей степени для него характерна школьная тревожность (r

s

= 0.649). Чем более родители критически относятся к неудачам своего ребенка, тем более у него выражена межличностная тревожность (r

s

= 0.555). Возможно, это связано с тем, что, критика родителей формирует у подростка неуверенность в себе, что негативно сказывается на его межличностных отношениях. Таким образом, можно сделать вывод, что родительское воспитание в подростковом возрасте имеет взаимосвязь на подростка. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Полученные данные можно использовать в работе по профилактике формирования деструктивных семейных отношений.

1. Афонина, С. А. Высокая тревожность у молодежи: причины и способы преодоления / С. А. Афонина, Г. А. Каракьян // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 291–293.

2. Ерофеева, М. А., Зуйкова, А. А., Сафронов, А. И. Психолого-педагогическая характеристика межличностного общения подростков с повышенным уровнем тревожности / М. А. Ерофеева, А. А. Зуйкова, А. И. Сафронов // Перспективы науки и образования. − 2020. − № 5 (47). − С. 293–303. Жамалетдинова, Г. Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка / Г. Р. Жамалетдинова // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 146–148.

3. Ноговицина, Н. М., Лис, Я. О. Исследования уровня тревожности у подростков / Н. М. Новогицина, Я. О. Лис // Проблемы современного педагогического образования. − 2019. — № 3. − С. 338–341.

4. Ситникова, Л. Р., Антоновская, К. А. Взаимосвязь личностной тревожности и особенностей детско-родительского взаимодействия в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. − 2017. − № 2. — С. 293–303.

5. Теоретические представления о структуре детско-родительских отношений / Н. Э. Солынин, М. В. Колгушкина // Молодой ученый. — 2021. —№ 6 (348). — С. 313–315.

Основные термины (генерируются автоматически): родительское отношение, подросток, отношение, Столин, личностная тревожность, подростковый возраст, межличностная тревожность, неудача ребенка, ребенок, школьная тревожность.

Родители всегда переживают за своих детей. Но иногда тревога становится основной эмоцией, которую человек испытывает постоянно, а это вредит и самим родителям, и детям. Как понять, что вы тревожный родитель, а главное — как это исправить, выясняла наш блогер Сабина Микаилова вместе с нейропсихологами и ведущими подкаста «Мам, ты здесь?».

Откуда берется тревожность

Синдром тревожного родителя — это состояние, в котором человек находится перманентно и из которого он не может выйти. Факторы развития этого синдрома можно разделить на две группы: физиологические и ситуативные.

У некоторых людей преобладает определенный тип нервной системы — они больше подвержены стрессу. Для такого человека любой резкий или громкий звук может стать травматичным опытом. Из тревожного ребенка, как правило, вырастает тревожный родитель. Тревожность может возникнуть и на фоне гормонального всплеска: раньше человек был спокойным и все у него было хорошо, но потом родился ребенок, многое поменялось. Теперь мама или папа переживают — и не только за младенца, тревожность часто распространяется на других людей или другие сферы жизни. Это все физиологические факторы.

Если говорить про ситуативные причины, тут большую роль играют личный опыт и страхи родителя. Если он сам пережил травматические события в детстве или во взрослой жизни, он может проецировать свои страхи на ребенка. Тревогу также может вызывать неопределенность: в настоящем и будущем. Мир полон неизвестности и непредсказуемости — для родителя, который хочет защитить своего ребенка от всех возможных угроз, это может стать источником постоянного беспокойства.

Еще одним фактором, провоцирующим тревогу, может быть социальное давление. Современное общество навязывает родителям «идеальный» образ. Когда соответствовать ему не получается, мамы (реже — папы) переживают: вдруг с ними что-то не так?

Тревожность может серьезно влиять на качество жизни не только отдельного человека, но и всей семьи. Но быть тревожным — не ваш выбор: это и внешние обстоятельства, и индивидуальные особенности нервной системы, и биохимические процессы, и ваш жизненный опыт, который вы, как родитель, передаете детям. Тревожность отключает сознательный выбор и у вас, и у вашего ребенка. Но если вы не возьмете ее под контроль, она будет управлять вами.

Чек-лист тревожного родителя

Если вы постоянно волнуетесь о безопасности и благополучии своего ребенка, даже когда реальных оснований для беспокойства нет — это «красный флаг». Мы подготовили чек-лист, который поможет вам понять, насколько вы тревожный родитель:

Важно еще раз обозначить, что тревога — чувство иррациональное, зачастую активизирующееся за счет случайных триггеров, которые могут вообще не относиться к ребенку. Борьба с синдромом тревожного родителя важна по нескольким причинам:

У нас нет цели устранить тревожность совсем, иногда это просто невозможно. Но существуют практики, которые помогут справиться со сложными эмоциями самостоятельно, до похода к специалисту.

Как справиться с тревожностью

Приемов много. Часть из них могут пригодится для случаев, когда тревога одолела «здесь и сейчас», другие работают, когда состояние тревоги фоновое.

Дыхание квадратом

Техника включает в себя 4 шага, каждый из которых выполняется в течение равного количества секунд. Вот как это работает:

Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете себя спокойнее.

Сильное напряжение и расслабление

Этот метод основан на систематическом напряжении и последующем расслаблении различных групп мышц тела: на 5-10 секунд напрягите все тело — от пальцев ног до бровей — а потом расслабьте. Эмоции должны выровняться вслед за мышцами.

Дневник СМЭР

СМЭР означает «Событие, Мысли, Эмоции, Реакция» — каждый из этих компонентов анализируется в процессе ведения дневника. Если чувствуете, что тревога подступает, начинайте писать по такой схеме:

Пока будете писать, сможете проанализировать, что стало триггером для запуска тревоги. Рациональна ли она? Адекватна ли реакция?

Напишите список дел

Вообще любых: от выноса мусора до глобальных целей. Можно написать от руки, можно — в специальной программе. Самое главное — чтобы список был всегда с вами. У такого списка две цели: читая перечисленные дела и замечая, как много вы делаете, вы будете успокаиваться. А если вы еще и найдете в себе силы заняться каким-то делом из списка, это поможет просто переключиться с тревожных мыслей.

Когда надо обратиться к специалисту

Самопомощь — это важно. Но справиться с тревожностью самостоятельно часто бывает непросто. Вот когда стоит обращаться к специалисту:

Дорогие родители, не забывайте, что тревога — нормальная часть жизни. Часто она помогает нам подготовиться и приспособиться к новым обстоятельствам. Осознание факта, что тревога влияет на нашу жизнь, поможет начать работать над собой.

Признайтесь себе в том, что вы не можете контролировать все, что связано с вашим ребенком. Разрешите себе и ребенку ошибаться, что-то не успевать, откладывать неважное. ​​​​​​Помните: идеальные родители и дети существуют только в книжках и рекламе майонеза!

Сейчас у подкаста «Мам, ты здесь?», который ведут детские нейропсихологи Валерия Сафина и Юлия Полукарова, запущена краудфандинговая кампания на платформе Planeta.ru. На собранные средства авторы планируют записать второй сезон с приглашенными гостями. А уже вышедшие выпуски, в том числе и про родительскую тревожность, можно послушать по ссылке.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Осложнения

Длительный родительский стресс неизбежно приводит к выгоранию. Это состояние представляет собой комплекс негативных переживаний и дезадаптивного поведения взрослого, связанных с детско-родительскими контактами при воспитании. Родительское выгорание проявляется эмоциональным истощением, дистанцированием от детей, ощущением некомпетентности в родительской роли. Со временем отчуждение от ребенка усиливается, появляются признаки депрессии (особенно часто у женщин).

Коррекция родительского стресса

Большинству пациентов необходима психологическая и психотерапевтическая помощь, нацеленная на формирование родительской толерантности. Это понятие рассматривается как способность относиться к детским эмоциям, реакциям и поведению как к приемлемым, допустимым, находящимся в рамках нормы. Толерантность является основным ресурсом для преодоления стресса, повышения качества воспитания и профилактики жестокости, отчуждения в семье. Для ее развития проводятся психологические консультации и сеансы психотерапии, которые ориентированы на три цели:

Родительский стресс — лечение в Москве

Данный тест представлен в виде опросника из 20 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч. Д. Спилбергером и адаптирован Ю. Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Причины возникновения и методы работы с ней

14 февраля 2023

Инстинкты заложены в человеке самой природой, они необходимы нам для выживания. Так, например, чувство тревоги, состояние стресса при наличии реальной опасности могут даже спасти жизнь. Но что делать, если тревога иррациональна? Что если поход в магазин для тревожного человека становится настоящим испытанием? Можно ли обуздать тревожное состояние?

Контейнируй это

30 апреля 2022

Психолог Анастасия Долганова: «Для непроявленных чувств нужны навыки «слышать себя» и «проявлять себя». А вот для разного рода генерализованных эмоций нужен навык, который называется «контейнирование».

Тревожность
Стыд
Чувства
Гнев

12 простых способов успокоиться и не нервничать

5 марта 2022

Ими пользовались для рекомендаций врачи-терапевты старой школы. Из тех, которые брали больного за руку, и тому уже от этого становилось легче. Советам по самопомощи обучали физиотерапевты, массажисты и спортивные инструкторы. Теперь советы стоят дороже и формулируются сложнее. Самопомощь пресекается, это же не рыночный подход. А мы вернёмся к старым добрым временам, когда самопомощь приветствовалась.

Стресс
Тревожность
Методики и упражнения

Генерализованное тревожное расстройство

31 октября 2018

Когнитивно-поведенческий психолог Оксана Фадеева: «Если вы сейчас поймали себя на мысли, что устали от постоянного беспокойства, возможно, вам стоит прочесть о генерализованном тревожном расстройстве – заболевании, с которым сталкиваются миллионы людей по всему миру. Из этой статьи вы узнаете о главных симптомах расстройства, о том, что именно в нашей жизни поддерживает этот недуг и какие существуют способы его лечения».

Невротические страхи

26 сентября 2018

Гештальт-терапевт Елена Митина: «Невротический страх – это фантазии. К примеру, объективных причин заболеть раком нет. Нет диагноза, нет реальной болезни. Но в голове – она как бы уже есть. Откуда берется? Почему именно – рак, а не СПИД, к примеру. Чтобы начать контактировать с невротическим страхом – важно его «распаковывать». Те его «слои», которые психика прячет от нас, выдавая лишь смутный и ужасный образ «чего-то», одну-две картинки».

Невроз
Страх
Тревожность

Тревога по наследству

14 сентября 2018

Психолог Анна Серебряная: «Тревожность – вот что характеризует поколение современных родителей. И правда, если они сами были «детьми с ключом на веревочке», которые и первого сентября приходили на линейку одни, то нынешние дети почти не остаются без присмотра взрослых. Есть два больших «резервуара», откуда берутся родительские страхи. Во-первых, это их личный опыт. Второй, куда более сложный источник родительских страхов страхи и проблемы их собственных родителей. Которые передались им нерационально, часто, они толком не осознаются и критичности к ним нет.

Тревога – остановленное возбуждение

15 января 2018

Гештальт-терапевт Мария Долгих: «Тревога, особенно длительная, тяжело переносимая, мешающая в работе или семейной жизни, или просто та, которая фоном выматывает и истощает – это много остановленного вами вашего возбуждения. Каких-то желаний, чувств, не достигающих сознания переживаний».

Переосмысляя привычное

25 октября 2017

Клинический психолог Юлия Лапина: «Откуда берется тревога о внешности? Не всегда это какая-то личная травма или критика внутри семьи, иногда это незаметная, капля за каплей, токсичная информация из внешнего мира. То, в чем мы давно живем, перестает критически восприниматься, становится тем самым «так заведено».

Экзистенциальная тревога и становление идентичности

17 мая 2017

Врач-психотерапевт Максим Пестов: «Экзистенциальная тревога выражает одну простую идею – ни один выбор не оказывается абсолютно правильным и окончательным, ни одна позиция не дает совершенных гарантий и преференций.  В состоянии этой тревоги возникает ощущение, что жизнь катится в тартарары и не за что уцепиться, чтобы прервать это неизбежное падение. Это невозможно отменить, поскольку оно оказывается предельной данностью нашего бытия.»

Тревожность
Экзистенциальный кризис
Методики и упражнения
Идентичность

Как спастись от выгорания на работе?

6 мая 2017

Тяжелее всего приходится тем, чья работа – помогать людям. Это врачи, психологи, педагоги, социальные работники, сотрудники благотворительных фондов и полицейские. При выгорании у них часто возникает деперсонализация – своего рода защитная реакция и профдеформация: бесчувственное отношение к клиентам, неспособность воспринимать их по-человечески.

Депрессия
Стресс
Тревожность
Выгорание

Заложники жалости

20 апреля 2017

Психолог Анастасия Платонова: «На самом деле, жалость может дать нам очень и очень многое. Первое и самое очевидное, что может подарить нам жалость – потрясающую возможность ничего не делать, ничего не менять, не изменяться самим.»

Тревожность
Чувство вины
Жалость

Радостнее жить

12 марта 2017

Психолог Михаил Лабковский: «Давайте переживать неприятности по мере их поступления», – самая здоровая и эффективная схема. Ни заранее бояться, ни потом расстраиваться и мысленно возвращаться, а именно так – по мере поступления. Но именно так и не получается. Постоянно о чем-то тревожится – вот наше нормальное состояние.

Невроз
Тревожность
Личность
Эмоции

Жить в мире с собой при неопределенности в жизни

1 февраля 2017

Психолог Анастасия Платонова: «Неопределенность приносит страх в нашу жизнь. За страхом может последовать паника, тревога, разочарование, неуверенность – неприятный коктейль. Мы явно ощущаем, как теряем контроль. С контролем уходит и ощущение опоры. В первую очередь именно на наши «опорные пункты», мне и хочется обратить внимание».

Страх
Тревожность
Неуверенность в себе

Упражнения по преодолению тревоги

31 января 2017

Психолог Владимир Ампилогов: «Поставьте зажженную свечу на стол и сядьте перед ней таким образом, чтобы пламя находилось на расстоянии 15-20 см от ваших губ. Медленно выдыхайте на пламя свечи. Постарайтесь дуть так, чтобы угол наклона пламени был одинаковым с начала выдоха до его полного завершения. Таким способом вы обучитесь ровному, продолжительному расслабляющему выдоху, который будет «выносить» из вас и сжигать в пламени свечи весь накопившийся ментальный «мусор».

Фобии
Тревожность
Эмоции
Методики и упражнения

Психические расстройства в литературе

11 октября 2016

Хлестаков – нарцисс. » Человек в футляре» – ну, это тревожное расстройство. Созависимость изучаем на примере чеховской «Душечки». У нее нет своей личности фактически. Настасья Филипповна – пограничное расстройство.

Зачем человеку тревога?

3 марта 2016

Почему не стоит избегать тревоги и как научиться эффективно с ней справляться? В статье приведены практические упражнения, которые помогут снизить уровень тревожности.

Избегание тревоги и социальные сети

18 февраля 2016

Многие избегают своего полноценного участия в жизни, с ее трудностями и радостями, выбирая интернет или неудачные компромиссы в выборе профессии или личной жизни.

На Ваш Email отправлена ссылкадля подтверждения регистрации!

Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.

На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.

Прогноз и профилактика

Родительский стресс успешно поддается коррекции, особенно на ранних стадиях развития. С целью его профилактики рекомендуется посещение школ молодых родителей. Стоит еще до рождения ребенка как можно больше узнать об особенностях его развития, о сложностях воспитания и путях их преодоления. Для снижения внутрисемейного напряжения супругам нужно обсудить стиль и цели воспитания, спокойно реагировать на советы и критику со стороны окружающих.

Проявления подростковой тревоги

Симптоматика неврозов, связанных с эмоциональной напряженностью, многолика. У подростка могут наблюдаться как психические, так и физиологические признаки тревожности:

Могут присутствовать эпизоды панических атак, возникающие на фоне стрессовых ситуаций. У подростка наблюдается жар, боль в груди, ощущение дрожи, онемения, учащенное сердцебиение, затруднение дыхания, головокружение. Сильное беспокойство может отражаться на успехах в учебе, приводить к сложностям с самореализацией.


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Патогенез

Основа родительского стресса – сформированный в ходе эволюции механизм выживания в потенциальной опасной ситуации, а именно: распространение физического и психического возбуждения. Сталкиваясь с трудностями и неожиданностями в процессе воспитания, родитель испытывает раздражение, гнев, тревогу и другие эмоции. На физиологическом уровне происходит выделение гормонов и нейромедиаторов, мобилизующих организм к бегству или атаке. Но ни одна из этих реакций не реализуется, в результате накапливается напряжение, появляются физические недомогания (головные боли, усталость, нарушения сна).

Родитель сталкивается со стрессорами, связанными с процессом воспитания: потенциально сложным поведением детей, ежедневными рутинными задачами (стирка, уборка), детской социальной некомпетентностью. Индивидуальная оценка этих событий определяет отношение к ним и последующую реакцию, которая приводит или не приводит к стрессу. Следствие родительского стресса – ухудшение семейных отношений, снижение способности принимать личностные особенности ребенка, ухудшение психологического состояния всех членов семьи.


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Классификация

Родительский стресс различается по степени выраженности: легкий, умеренный, выраженный. В первых двух случаях достаточно психологической помощи, в третьем – требуется сочетание медикаментозной коррекции и психотерапии. В зависимости от характеристик стрессоров различают три вида родительского стресса:

Диагностика тревожности у подростков

У детей повышенная тревожность может быть как чертой личности, так и приобретенным нарушением – неврозом. В последнем случае провоцирующим фактором становится стиль воспитания, травмирующий эмоциональный опыт либо сложности во взаимоотношениях (со взрослыми, сверстниками). Довольно часто патологическое состояние развивается у подростков, чьи родители:

Иногда тревожность становится следствием семейного сценария. Если один или оба родителя постоянно высказывают страхи или опасения, беспокоятся о здоровье и других аспектах жизни родных, подросток может перенять такое поведение. Отличительной чертой подобных переживаний будет зацикленность на семье.

В группе риска по приобретенной тревожности находятся подростки, проживающие в неблагоприятных условиях, а также имеющие родителей с психическими расстройствами, алкогольной или наркотической зависимостью. Предрасполагающим фактором может стать неудовлетворительное состояние здоровья ребенка, вызывающее обеспокоенность взрослых.


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Особенности подростковой тревоги

Повышенную тревожность у детей важно отличать от тревожно-депрессивных расстройств и замкнутости, которая может сопровождать состояние дезадаптации или шизофрению. Для дифференцировки нарушений у подростков используют разные виды опросников, а также методики исследования мышления.

В процессе бесед с родителями психолог (детский психиатр) выясняет время начала симптомов, длительность протекания невроза, выраженность проявлений. С подростком обсуждаются ситуации, вызывающие тревогу: общение со сверстниками, учебные неудачи, социальные контакты, публичные выступления и т. д. При наблюдении фиксируются характерные особенности поведения: застенчивость, боязливость, робость, неуверенность.

По мере взросления ребенка повышенная тревожность закрепляется, приобретает осознанный характер. При благоприятном сценарии подросток компенсирует напряжение путем избегания или обесценивания стрессовых ситуаций, например предпочитает одиночество, исключает публичные выступления, заостряет внимание на самоконтроле. Под влиянием неблагоприятных обстоятельств – внешних или внутренних – состояние может усугубляться, принимая форму соматического заболевания или депрессии, что требует помощи врача либо психолога.

Родительский стресс выявляется в ходе общения психолога или психотерапевта с родителями. Они сообщают о трудностях при воспитании ребенка, которые могут быть выражены как жалобы на непослушание, капризы, усталость от постоянных обязанностей. При остром стрессовом состоянии пациенты рассказывают о недавней травмирующей ситуации, например, о детской болезни или шокирующем поступке. Описываемые ситуации сопровождаются эмоциональным напряжением, раздражительностью, гневом, обидой и иными отрицательными чувствами. Нередко диагностика проводится на этапе отчуждения родителей и детей, когда стресс сочетается с истощением, родительским выгоранием.

Для диагностики могут применяться как методики для выявления общего стрессового состояния (тест Ридера, HADS и другие), так и специализированные психодиагностические инструменты, например, Шкала родительского стресса (Parenting Stress Index). Опросник состоит из трех компонентов: дистресс родителя, трудное поведение ребенка, детско-родительское взаимодействие. Первый оценивает неудовлетворенность отца/матери собой, выраженность депрессии, тревоги, социальной изоляции. Второй компонент определяет восприятие детского поведения и его соответствия ожиданиям, представлениям о норме. Третий компонент измеряет качество отношений с ребенком. Общие результаты варьируют от 18 до 90 баллов, чем больше, тем более выражен стресс.


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Рекомендации по снижению тревожности у подростков

При сильно выраженном беспокойстве ребенку необходима целенаправленная работа с психологом либо психотерапевтом. Основными направлениями в борьбе с подростковой тревогой становятся:

В отдельных случаях принимается решение о приеме антидепрессантов, транквилизаторов, препаратов для улучшения сна. Легкие седативные препараты на растительной основе, такие как Рациум, помогают снизить нервозность, избавиться от бессонницы и ночных кошмаров. Большое значение имеет работа с родителями, которых следует мотивировать на выражение ласки и заботы к взрослеющему ребенку.

Рекомендации по взаимодействию с тревожным подростком в семье включают:

Подростковая тревожность может приводить к тяжелым последствиям для незрелой детской психики, включая заниженную самооценку, депрессию и социальную дезадаптацию. Поэтому важно не оставлять ребенка наедине со своими страхами, а обучать его эффективным поведенческим паттернам, оказывать поддержку в сложных ситуациях и хвалить за успехи. Повышению уверенности в себе способствуют также занятия спортом и творчеством.

Оцените статью
Избавиться от тревоги