диагностика уровня тревожности при проверке знаний в классах 6 8 классов и использование айтрекера для диагностики уровня знаний ребенка

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ В КЛАССАХ 6 8 КЛАССОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЙТРЕКЕРА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА Тревога


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ В КЛАССАХ 6 8 КЛАССОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЙТРЕКЕРА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

педагог-дефектолог, психолог по сопровождению участников образовательного процесса, специалист по социальной работе, тьютор для детей с ОВЗ


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ В КЛАССАХ 6 8 КЛАССОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЙТРЕКЕРА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

У вас тоска, депрессия, перманентный стресс и вас постоянно что-то тревожит? Это значит, что вам уже больше 18 лет, и вы уже столкнулись с проблемами взрослой жизни в полной мере. Такой метод диагностики имеет право на существование наряду со многими другими методами диагностики психологического состояния.

Однако мы не уверены, что данный метод диагностики является самым точным, поэтому сегодня мы рассмотрим разные тесты на определение уровня тревожности. В принципе, вы вполне можете научиться не тревожиться ни о чем, если пройдете наши программы «Психическая саморегуляция» и «Сам себе психолог». А сейчас – к нашей теме!

Описание

Вспомните свои школьные годы. Только ли приятные впечатления остались у вас от тех лет? Всегда ли учителя бывали дружелюбны? Новые знания давались легко? А взаимоотношения с одноклассниками складывались гладко? Не огорчались ли родители по поводу замечаний в дневнике? Не снятся ли до сих пор сны об экзаменах? Задав себе эти вопросы, вы признаете — на самом деле школа довольно тревожное место. А современная школа — и подавно. С каждым годом программа усложняется, количество проверочных заданий, контрольных работ, тестов возрастает. Педагоги и ученики испытывают все более интенсивную интеллектуальную нагрузку. Дети нервничают, педагоги «выгорают» . Успешный учебный процесс предполагает хороший контакт между учителем и учеником. Повышенная тревожность детей нуждается в коррекции для того, чтобы этот контакт наладить. Тест школьной тревожности Филипса содержит 58 вопросов для определения уровня тревожности у младших школьников и учеников средней ступени образования. Он информативен и прост в интерпретации. Опрос можно проводить как устно, так и письменно. Ответ на вопрос выбирается из двух вариантов-утвердительного либо отрицательного. Любой ответ будет верным. Уже одно это понижает тревогу, согласитесь! Ответить на вопросы теста нелишне будет и самому интервьюеру. Ничто так не настраивает на сочувствие к волнующемуся ребёнку, как воспоминания о собственных трясущихся коленках.

Что это такое?

Начнем с определения терминов и для начала уточним, что же такое тревожность. Под тревожностью принято понимать психологическую особенность, которая проявляется в частых переживаниях по мелким поводам. Это может быть черта характера, приобретенная в процессе социализации, либо особенность темперамента, связанная со слабостью нервных процессов. Бывает, что наличествуют оба фактора одновременно.

Тревожность может проявляться по-разному. Это может быть так называемое «генерализованное тревожное расстройство», которое характеризуется постоянной тревогой, никак не связанной с текущей ситуацией, и имеет выраженные физиологические симптомы: дрожь, тремор, мышечное напряжение, потливость, усиленное сердцебиение, головокружение. Человека, страдающего генерализованным тревожным расстройством, постоянно преследуют различные страхи: болезни, смерти, несчастного случая и т.д.

Тревожность может проявляться в виде кратковременных панических атак, которые, впрочем, могут повторяться часто и снижать качество жизни человека. Состояние тревожности может влиять на сон, аппетит, повседневные привычки и поведение, способность к концентрации внимания и обучению.

Степень адекватности тревожности:

Сегодня наука ушла далеко вперед, изменился темп жизни, поводов для беспокойства стало больше, поэтому возникла объективная необходимость в количественных измерениях уровня тревожности. В связи с этим ученые стали предлагать различные способы и методы, как это можно измерить.

Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных. Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками дошкольного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. В связи с этим практический психолог ставится перед необходимостью отбора нужных ему методик для диагностики отдельных свойств и состояний личности из бесчисленного множества предлагаемых в настоящее время источников.

При этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования ив составлении заключения об уровне развития испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Использовать несколько (не мене двух) методик.

2. Строго следовать инструкции. Понятно и доступно излагать ее испытуемому.

3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.

4. Выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

5. Личная заинтересованность и желание пройти тестирование у испытуемого.

Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Ниже представлены диагностические методики для изучения тревоги и тревожности у школьников, а также некоторые из личностных методик, в которых тревожность и тревога выступают как один из диагностируемых компонентов.

1. Методика «Рисунок человека». В рисунке человека на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. нажим на карандаш у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами. Тревожный требенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению. Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно, если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка. Характерная особенность рисунка тревожного ребенка – чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.

2. Методика «Выбери нужное лицо». Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7-8 лет.

3. Анкета по выявлению тревожного ребенка. Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Для учащихся с 7до 11 лет.

5. Тест школьной тревожности Филлипса. Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

6. Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS). Методика для диагностики тревожности у детей 8-12 лет. Причем с детьми 8-9 лет следует проводить индивидуально, а с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы.

7. Шкала учебной тревожности. Рекомендуется для обследования подростков и старших школьников. Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

— ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная).

— ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная).

— ситуации общения (межличностная).

8. Шкалы ситуативной и личностной тревожности. Авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин. Методика предназначена для диагностики тревоги у старших школьников.

9. Личностная шкала проявления тревоги. Автор теста Д. Тейлор, адаптирован Т. А. Немчиновым (для взрослых).

10. Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика представлена в двух формах. Форма А предназначена для диагностики уровня тревожности у педагогов, форма Б – для диагностики уровня тревожности у родителей. Каждая форма содержит две субшкалы. Общей для обеих форм является субшкала «Общего эмоционального неблагополучия».

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент.

1. Графическая методика «Кактус». (для детей старше 3-х лет).

2. Тест «Рука»Проективная методика исследования личности для детей до 11 лет.

3. Детский апперцептивный тест (ДАТ). 3-10 лет

4. Тест «Рисунок семьи»

5. Тест «Дом. Дерево. Человек»

6. Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Методика определения уровня тревожности по школе Бека

Шкала Бека – это тест-опросник, автором и составителем которого является американский психотерапевт Аарон Бек (1921-2021). Прежде всего, Аарон Бек известен как крупнейший специалист в области лечения депрессивных расстройств и создатель метода когнитивной психотерапии для лечения таких расстройств. Аарон Бек оставил после себя огромное научное наследие.

Сегодня можно пройти составленный Аароном Беком тест на определение уровня тревожности онлайн, а система выдаст готовый результат в баллах. Зная количество набранных баллов, человеку останется посмотреть и прочитать, что же означает его результат. Обращаем ваше внимание, что ни один результат теста не может быть основанием для постановки диагноза в отрыве от других исследований и консультации профильного специалиста.

Итак, шкала Бека содержит 21 вопрос, касающийся психологического состояния человека на протяжении последней недели. Можно сказать, что в этом заключается одновременно и преимущество, и слабость данного метода оценки тревожности. С одной стороны, ответ на 21 вопрос займет минимум времени, что для экспресс-диагностики является преимуществом.

С другой стороны, вряд ли данные за одну неделю жизни человека пригодны для каких-то глобальных выводов и окончательного диагноза, пусть даже вкупе с другими исследованиями. Это обстоятельство в совокупности с прочими нюансами дают повод для критики объективности шкалы Бека.

В то же самое время, даже оппоненты признают, что шкала Бека имеет ряд преимуществ, которые заключаются в достаточно высокой внутренней согласованности и высокой содержательной достоверности. А учитывая, что ответы при повторном тестировании в течение одного дня или одной недели обычно расходятся не слишком сильно и совпадают на 80-90%, тест можно считать пригодным для общей первичной оценки текущего психологического состояния человека и вывода о необходимости дальнейшей диагностики и психотерапии.

Условно говоря, если испытуемый набрал 50-60 баллов из 63-х возможных, это достаточный повод для того, чтобы обеспокоиться его текущим психологическим состоянием, пусть даже это касается последних нескольких дней или недели. Как минимум, психотерапевту стоит выяснить, что же случилось в жизни человека, и подумать, как с ним работать дальше.

Если же испытуемый стабильно набирает меньше 10 баллов, беспокоиться вряд ли стоит, даже если предположить, что человек слегка привирает и хочет казаться лучше, чем он есть на самом деле. Если его в данный момент больше интересует то, какое он произведет впечатление на доктора, нежели его собственное настроение, сон, аппетит и вопросы будущего, у этого человека все не так уж плохо. Уточним, что по шкале Бека, чем меньше баллов вы набрали, тем лучше.

Интерпретация результатов по шкале Бека:

Что еще можно сказать по поводу шкалы Бека? В русскоязычной версии теста очень смущает наличие вариантов ответов-отрицаний с частицей «не» практически в каждом вопросе. Конечно, кое-где это видится логичным. Например, в вариантах ответов «Я получаю удовлетворение от жизни» и «Я не получаю удовлетворение от жизни»:


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ В КЛАССАХ 6 8 КЛАССОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЙТРЕКЕРА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

Однако очень во многих случаях предлагаемые варианты ответов с частицей «не» выглядят как-то натянуто: «Я не тревожусь о своем будущем», «Я не чувствую себя неудачником», «Я не чувствую себя расстроенной/ расстроенным»:


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ В КЛАССАХ 6 8 КЛАССОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЙТРЕКЕРА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

По всем канонам русского языка, было бы ожидаемо увидеть предложения наподобие «У меня хорошее настроение», «Я уверен в своем будущем», «Удача обычно на моей стороне» и т.д.

Но, в принципе, возможны и некие промежуточные состояния в диапазоне «Я тревожусь о своем будущем» и «Я уверен в своем будущем». Далеко не все, кто не тревожится, уверены в чем-то хорошем. Возможно, они просто «забили» и не берут в голову вариант, что в будущем что-то пойдет не так. А те, кто тревожится о будущем, могут быть полностью уверены в нем. Точнее, в том, что перспективы у них так себе.

Кроме того, некоторые формулировки вопросов теста видятся не вполне исчерпывающими. Например, вопрос относительно качества сна предполагает лишь общие ответы «Сплю хорошо», «Сплю хуже, чем раньше», «Просыпаюсь на 1-2 часа раньше и не могу уснуть», «Просыпаюсь на несколько раньше и не могу уснуть»:


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ В КЛАССАХ 6 8 КЛАССОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЙТРЕКЕРА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

Как минимум, это далеко не полный перечь нарушений сна, которые возникают, когда человека что-то тревожит. Гораздо хуже, если человек не может уснуть по полночи, хотя устал и вымотался за день. А если речь о том, что вы проснулись в 5 утра, более или менее выспались и, в принципе, «готовы к подвигам», вряд ли это повод для волнения. Те, кого это все же волнует, могут устроить себе физзарядку минут на 20 с гантелями и эспандером, после которой устанут и почти гарантированно уснут до 7 часов, пока не зазвонит будильник.

Так или иначе, диагностика на определение уровня тревожности по шкале Бека заслуженно является одной из самых распространенных и позволяет решить задачу первичной экспресс-диагностики.

Область применения

психогигиена; психопрофилактика; психологическая диагностика.

Госпитальная шкала тревоги и депрессии

Есть и совсем короткие тесты, позволяющие, как утверждают авторы, определить уровень тревожности. Это, например, Госпитальная шкала тревоги и депрессии (по-английски Hospital Anxiety and Depression Scale, сокращенно HADS), содержащая всего 14 вопросов-утверждений. Ответы на четные вопросы позволяют выявить уровень депрессии, ответы на нечетные вопросы выявляют уровень тревожности.

По-научному это называется подшкала А (от английского anxiety, что означает – «тревога»), и подшкала D (от английского depression, что переводится как – «депрессия»):

Подшкалы тревоги и депрессии, по заверениям авторов, являются достоверными показателями тяжести эмоционального расстройства. Предполагается, что внедрение шкал в общебольничную практику облегчило бы большую задачу выявления и лечения эмоциональных расстройств у больных, находящихся на обследовании и лечении в терапевтических и хирургических отделениях.

Пройти тестирование HADS можно онлайн, и тут же получить результаты с разделением на уровни тревожности и депрессии. Вопросы теста во многом «пересекаются» с теми, что мы видели в ранее изученных тестах. Так, испытуемым предлагаются вопросы-утверждения наподобие «Я испытываю бодрость», «Я легко могу сесть и расслабиться», «Я испытываю внутреннее напряжение и дрожь», «Я неусидчив, словно мне постоянно нужно двигаться», «Я испытываю напряжение»:


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ В КЛАССАХ 6 8 КЛАССОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЙТРЕКЕРА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

В зависимости от того, насколько человеку свойственно то или другое состояние, ему предлагается ответить, испытывает ли он это состояние «Часто», «Иногда», «Все время», «Совсем не испытываю». Есть и другие вариации ответов в зависимости от специфики вопроса. Например, для вопроса-утверждения «Я не слежу за своей внешностью» есть варианты ответов «Это так», «Я не уделяю этому столько времени, сколько нужно», «Я слежу за собой» как и раньше» и т.д.:


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ В КЛАССАХ 6 8 КЛАССОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЙТРЕКЕРА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

Разумеется, 14 вопросов вряд ли могут охватить весь спектр эмоций, свойственных человеку, и все параметры, необходимые для диагностики тревожного расстройства и уж тем более депрессии. Тем не менее, для первичного скрининга и общего понимания, нуждается ли пациент в психотерапевтической помощи, этого обычно достаточно.

Тест Спилбергера-Ханина на определение уровня тревожности

Несовершенство предлагаемых методов тестирования уровня тревожности вызвало к жизни новые исследования в этом направлении. Американский клинический психолог Чарльз Дональд Спилбергер (1927-2013) предложил свой вариант теста на определение уровня тревожности, который впоследствии был адаптирован для русскоговорящей аудитории профессором, доктором психологических наук Юрием Ханиным с учетом реалий жизни в России.

Исследование можно пройти онлайн, а система автоматически производит подсчет результатов. Тест на определение уровня тревожности Спилбергера-Ханина включает 2 части или 2 бланка по 20 вопросов-утверждений (итого 40 вопросов-утверждений). В части 1 нужно ответить, как вы себя ощущаете сейчас, а в части 2 нужно ответить, как вы себя чувствуете обычно.

Так, бланк №1 теста Спилбергера-Ханина содержит вопросы наподобие «В данный момент я довольна/ доволен», «В данный момент мне ничто не угрожает», «В данный момент я нахожусь в напряжении», «В данный момент я спокойна/ спокоен»:


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ В КЛАССАХ 6 8 КЛАССОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЙТРЕКЕРА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

20 вопросов-утверждений из части 1 позволяют диагностировать тревожность как ситуативное состояние. Это так называемая реактивная или ситуативная тревожность.

20 вопросов-утверждений из части 2 позволяют выявить тревожность как диспозицию и личностную особенность. Это так называемое свойство тревожности или личностная тревожность.

Бланк №2 Спилбергера-Ханина содержит описания различных психологических состояний и предлагает варианты ответов, насколько часто человек испытывает подобное состояние. Например, можно встретить утверждения в духе «Я легко расстраиваюсь», «Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей», «У меня бывает приподнятое настроение», «Я чувствую прилив сил и желание работать»:


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ В КЛАССАХ 6 8 КЛАССОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЙТРЕКЕРА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

Испытуемым предлагается самостоятельно оценить, как часто они впадают в то или иное состояние: «Иногда», «Часто», «Почти всегда», «Почти никогда».

Для чего нужны эти 2 бланка для тестирования по методике Спилбергера-Ханина? Дело в том, что ситуативная тревожность и личностная тревожность – это разные понятия:

Те, кто желает глубже вникнуть в методику и понять, как интерпретируются разные варианты ответов на вопросы теста, могут изучить ключ к тесту:


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ В КЛАССАХ 6 8 КЛАССОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЙТРЕКЕРА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

В целом, в тесте на определение уровня тревожности Спилбергера-Ханина чем меньше баллов вы набрали, тем лучше для вашей психики.

Интерпретация результатов теста Спилбергера-Ханина:

Итоги теста по методике Спилбергера-Ханина не могут быть самодостаточным основанием для какого-либо диагноза, однако вполне могут выявить наличие проблемы и самого факта, что на человека действуют неблагоприятные психологические факторы.

Как подготовить детей к тестированию

В силу того, что большинство детей с тяжелыми множественными нарушениями развития социализируются очень ограниченно (например, большая часть не посещает детский сад), то и с тестированием, как с методом анализа знаний, они впервые могут столкнуться лишь на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) перед школой.

Комиссия – сама по себе стресс. Новое место, новые люди, с которыми у ребенка не налажена коммуникация, отсутствие привычных способов для коммуникации (например, нет с собой ноутбука с айтрекером или своей коммуникативной книги) – все это очень сильно нервирует ребенка, приводит к увеличение спастики, и еще большим трудностям для объективного анализа уровня его знаний.

И при этом ребенок никогда ранее не имел опыта работы с тестовыми материалами.

К тому же в большинстве случаев тестовый материал не учитывает особенности ребенка.

И как итог – ребенок диагностику не проходит, ему устанавливается более тяжелая форма умственной отсталости, чем на самом деле есть.

Или же умственной отсталости вообще нет, но неправильная подача тестового материала привела к тому, что документально она у ребенка зафиксирована.

Подготовка детей к диагностике знаний проводится в три этапа:

Это важно для того, чтобы сформировать у ребенка общее понимание, что такое тест, как с ним работать,  и снизить уровень тревожности при прохождении тестов на комиссии/в школе/у психиатра, где и так достаточно стрессовых факторов.

Что касается способа подачи тестового материала, проведение диагностики с использованием айтрекера – это лишь одна из возможных форм.

Если ребенку больше подходит иная форма проведения тестирования, то, соответственно, тестовый материал подается согласно этой форме (например, для некоторых детей можно использовать кнопки с ответами да/нет, которые ребенок нажимает руками; или ребенок может выбирать варианты ответов, указывая на размещенные перед ним на доске карточки с помощью лазерной указки, прикрепленной, например, к голове или руке и т.д.).

Не стоит загружать ребенка ежедневным многочасовым решением тестовых задач. Не переутомляйте ребенка! Не стрессуйте его дополнительно, нагнетая обстановку вокруг важности прохождения тестирования.

Главное, чтобы сама диагностика, как процесс, была ребенку знакома и не вызывала нервозности и дополнительных переживаний.

Методика Резапкиной на определение уровня тревожности

Мы рассмотрели несколько различных тестов на определение уровня тревожности, разработанных зарубежными психотерапевтами и предназначенных преимущественно для взрослых людей. А как можно помочь детям, которым тоже хватает стрессов, связанных с нагрузками в школе, удаленным режимом обучения, общением с родителями, учителями и сверстниками?

В частности, у детей спрашивают, болит ли у них голова после напряженной работы, снятся ли тревожные сны перед контрольными, сбивают ли с толку неожиданные вопросы учителя и долго ли они переживают из-за ссоры с друзьями. После подсчета количества ответов «да» можно понять, какой уровень тревожности у ребенка в настоящее время:

Помимо собственно констатации факта того или иного уровня тревожности тест Резапкиной содержит пояснение относительно возможных причин таких результатов. Так, низкий уровень тревожности может быть обусловлен самыми разными факторами:

Галина Резапкина предостерегает, что дети с низким уровнем тревожности могут в решающий момент оказаться не готовы к трудностям и неожиданному развороту событий не в их пользу. Таким образом, ребятам с низким уровнем тревожности тоже следует учиться управлять своим психологическим состоянием, как и тем, у кого уровень тревожности средний или высокий. Как минимум, следует научиться адекватно воспринимать действительность и быть готовым к возможным проблемам, если для них есть какие-то основания.

Можно найти и более короткий тест на 10 вопросов, «заточенный» исключительно на определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний. Обратите внимание, что для мальчиков и девочек одинаковое количество баллов может иметь разную интерпретацию. Если для девочек крайне высокий уровень тревожности начинается с 9 баллов, то для мальчиков с 7 баллов.

Итак, мы рассмотрели наиболее популярные методики и тесты на определение уровня тревожности. Независимо от результатов, полученных вами и вашими детьми, следует помнить, что любые результаты тестов носят ознакомительный характер и не должны повышать ваш уровень тревожности.

В конце концов, тесты нацелены на то, чтобы помочь людям справиться с их проблемами, а не усугубить их. С этой же целью помочь улучшить свое психологическое состояние и решить психологические проблемы, если они у вас есть, мы разработали наши программы «Психическая саморегуляция» и «Сам себе психолог», которые вы можете пройти в любое удобное для вас время.

Мы желаем вам спокойствия и выдержки в любых обстоятельствах. Мы ждем вас на наших учебных курсах и программах. И мы предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:

Информация по проведению диагностики с использованием айтрекера для педагогов

Отдельно хочется поговорить об использовании айтрекера в педагогической деятельности.

ФГОС нормирует оценку индивидуального развития детей и предлагает педагогическую и психологическую диагностику для того, чтобы педагог, работающий с детьми, имел возможность получить информацию об актуальном уровне развития ребенка, об осваиваемых дисциплинах и навыках, о динамике этого развития.

Прежде всего, это направлено на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его особенностями и возможностями, для составления плана ближайшего развития, составления поурочного плана, для выявления необходимости привлечения дополнительных специалистов или подбора дополнительных средств обучения и развития (в том числе и АДК).

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса.

Один из принципов диагностики – это принцип объективности, который  означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики и избегание субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

И вот здесь раскрывается вся важность использования средств дополнительной и альтернативной коммуникации при проведении диагностики!

Проведение тестирования уровня знаний ребенка с использованием персонализированного средства коммуникации исключает возможность необъективной оценки его результатов!

Еще один принцип проведения диагностики – это принцип персонализации, который говорит о необходимости искать  индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа в динамике.

Говоря простыми словами, критерии оценки уровня освоения каких-либо навыков с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития должны исходить из особенности конкретного ребенка и строится по принципу: знает/может ли ребенок сегодня больше, чем знал/умел вчера? Научился ли он чему-то новому или лучше усвоил прежний материал за конкретный период?

Таким образом, использование айтрекера или иных ассистивных технологий при проведении диагностики не противоречит нормам ФГОС, а, наоборот, делает процесс диагностики максимально прозрачным, объективным и этичным, давая ребенку возможность показать реальный уровень знаний.

Использование ассистивных технологий при проведении диагностики позволяет не только провести ее максимально грамотно и в соответствии с образовательными стандартами, но и дает возможность ребенку проявить себя, стать более уверенным в себе и своих силах. А также дает ребенку уверенность в том, что вокруг него – дружественная среда, в которой его, на самом деле, слышат, где он может выражать и проявлять себя максимально эффективно, что в целом положительно сказывается, как на образовательном процессе, так и на социализации и качестве жизни ребенка в целом.

Искренне надеемся, что практика, изложенная в этой статье, поможет существенно облегчить диагностический процесс как для детей, так и для специалистов.

Всегда готовы к обратной связи.

“LINKa. доступными словами”

Сложности диагностики уровня знаний у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Тестирование – это унифицированная форма оценки уровня знаний. Впервые с тестированием дети встречаются еще в раннем детстве. И далее тестирование в том или ином виде сопровождают детей вплоть до получения высшего образования.

Свою распространенность тестирование, как способ оценки уровня знаний, получил в силу быстроты проверки результатов и отсутствием возможности необъективной оценки.

К моменту поступления в начальную школу сама форма анализа знаний в виде теста уже хорошо знакома и понятна детям как процедура.

Они хорошо ориентируются в тестовых шаблонах, знают как их заполнять, указывая свои ответы.

И казалось бы – в чем проблема? Но когда мы начинаем применять тестирование в том или ином виде как способ оценки уровня знаний у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, оказывается, что этот способ анализа не адаптирован под потребности и особенности таких детей.

Рассмотрим несколько примеров:

В обоих случаях ребенок может быть развит настолько, что, на самом деле, он бы справился с тестированием, если бы ему были предоставлены соответствующие инструменты или технологии.

Здесь важно отметить, что родитель или ухаживающий взрослый, может понимать ребенка по движению глаз или пальчиков, и он будет уверен, что ребенок ответил правильно, но во-первых, такой ответ для оценки результатов тестирования нельзя назвать объективным, а во-вторых, сам ребенок в таком процессе теряется, как самое главное звено, ведь вся коммуникация с миром идет только через родителя, и ребенку сложно почувствовать свою значимость, свою ответственность и самореализоваться без коммуникативного посредника.

Как проходить диагностику с помощью айтрекера

Важно понимать, что айтрекер – лишь одна из многих ассистивных технологий, которую мы можем использовать во время проверки уровня знаний ребенка.

Если есть необходимость рассказать о том, как проходить диагностику знаний, ПМПК (психолого-медико-психологическая комиссия) и т.д., используя другие средства АДК (альтернативной и дополнительной коммуникации), то можем обсудить это в отдельной статье.

Мы, в первую очередь, исходим из потребностей ребенка, и подбираем тот вид коммуникации, который для него будет оптимальным в на текущем этапе. И далее выстраиваем тестирование, опираясь на выбранное средство АДК.

Пока остановимся на прохождении диагностики с использованием айтрекера.

Тестовый материал формируется на базе стандартизированных тестов для педагогической и психологической диагностики, исходя из возрастных особенностей ребенка.

Разберем на конкретном примере.

Например, одним из критериев оценки индивидуального уровня развития ребенка дошкольного возраста является формирование элементарных математических представлений, таких как: количество и счет, форма, величина, ориентирование во времени и пространстве.

Соответственно, для оценки уровня освоения ребенком данной темы ему будут предложены тестовые материалы, созданные в программе LINKa. смотри.

Вот так, например, может выглядеть созданный в программе LINKa. смотри набор карточек, который мы можем предложить ребенку, для оценки его уровня знаний в области элементарной математики (устный счет в пределах десяти, знание цифр их прямой и обратный порядок и т.д.).

В данном случае мы можем обратиться к ребенку с вопросами: “Покажи, пожалуйста, цифру два?”, “Сколько будет один плюс два?”, “Какая цифра находится между цифрами три и пять?” и т.д., а ребенок будет нам отвечать, выбирая соответствующую карточку взглядом.

При необходимости, карточки можно озвучить, и ответ ребенка будет сопровождаться в том числе и голосовым ответом.


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ В КЛАССАХ 6 8 КЛАССОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЙТРЕКЕРА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

Используя всего один вот такой простой набор карточек в LINKa. смотри мы можем проводить не только диагностику знаний, но и использовать этот материал в образовательном процессе во время урока. А можем готовить отдельный набор к каждой теме, или постепенно набор усложнять, добавляя цифры.

Создание подобных наборов возможно для любой образовательной дисциплины, при этом мы может исходить из образовательных стандартов, и готовить наборы в соответствии с выбранной образовательной программой, учебным планом и т.д., а можем самостоятельно выбирать тему как для изучения, так и для последующей диагностики знаний у ребенка по данной теме.

При этом с детьми младшего возраста для построения наиболее комфортной образовательной среды мы можем использовать карточки, созданные из фотографий реальных предметов, которые для ребенка знакомы. Это гораздо эффективнее привлекает внимание ребенка,  делает образовательный процесс менее стрессовым и более разнообразным.

Например, для изучения темы “Домашние животные” и последующей диагностики мы можем создать карточки, используя фотографии тех животных, которые есть у ребенка дома. Или изучая счет, можем создать набор с фотографиями любимых игрушек ребенка.

Таким образом, мы можем использовать наборы карточек и айтрекер не только для прохождения базовых тестов перед школой или детским садом, тестирования у психиатра и т.д., но и на всем образовательном маршруте, независимо от выбранной образовательной программы.

Что же касается прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) или тестирования у психиатра/психолога – в данном случае очень важно взаимодействие специалистов, проводящих диагностику, с семьей.

Большинство комиссий и специалистов не имеют в своем арсенале тот объем средств АДК, который необходим для объективного анализа уровня знаний у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, что в итоге приводит к присвоению детям более тяжелого уровня интеллектуальных нарушений, чем есть на самом деле.

Поэтому при прохождении любых диагностик с ребенком, сначала уточняем у специалиста, который эту диагностику будет проводит, владеет ли он знаниями о тех средствах коммуникации, которые использует ребенок, предлагаем с ними ознакомиться и подготовить тестовые материалы с учетом потребностей ребенка в использовании ассистивных технологий и средств.

Оцените статью
Избавиться от тревоги