Каждый из нас десятки раз переживал чувство тревоги: перед собеседованием, экзаменом или свиданием. Как правило, большинство людей знает, что делать и не обращает на это внимание. Но есть и те, для кого тревога оборачивается настоящей пыткой, которая отравляет жизнь и мешает нормально мыслить. О том, что такое генерализованное тревожное расстройство и как его распознать, где заканчивается нормальная тревожность и начинается патологическая, разбираем в этом материале.
Как и многие другие психические нарушения, ГТР возникает в результате совместного воздействия генетических, физиологических и психологических факторов. Наследуемость, по результатам мета-аналитического исследования, составляет 31,6%. Также подтверждена роль генов RBFOX и BDNF в развитии ГТР и генов, связанных с серотонинергической и катехоламинергической системами мозга (5-HTT, 5-HT1A, MAOA).
Серотонин и норадреналин — одни из главных медиаторов нервной системы, которые участвуют в контроле и регуляции настроения. Мы уже писали о их роли в возникновении психических заболеваний и в развитии шизофрении. Дело в том, что в большинстве случаев нарушения в работе нервной системы не специфичны для какого-то конкретного расстройства, а потому встречаются при различных патологиях, в том числе и при ГТР.
Огромная роль в развитии ГТР принадлежит также психологическим факторам. В первую очередь речь идет о травматических и негативных переживаниях в детстве или перед началом ГТР: потеря близких, семейные конфликты, домашнее насилие.
ГТР также связывают со статусом инвалидности, безработицей (около 50%), низким уровнем профессиональной занятости и дохода.
- Что такое генерализованное тревожное расстройство
- Материал подготовлен при поддержке Клиники неотложной психиатрии sch. clinic в Москве (режим работы
- Описание функций исследуемых генов
- Гены иммунной системы
- Гены серотонинергической системы
- Гены ГАМКэргической системы
- Обязательные услуги
- Зачем сдавать этот анализ?
- Подробное описание исследования
- Генетические особенности, которые выявляет ДНК-тест
- Технология выполнения
- Подготовка к исследованию
- Интерпретация результата
- Что это такое и как с ней бороться
- Тревожные расстройства у детей и подростков
- Чем мне поможет генетический паспорт?
- ДНК-диагностика психоэмоционального статуса человека
- Дерево дифференциальной диагностики для тревожности
- Стоимость генетического исследования (цены)
- Как бороться с тревогой
- Генетика и стрессоустойчивость
- Ответы на часто возникающие вопросы
- Как скоро будут готовы результаты исследования?
- Что нужно иметь при себе для сдачи материала на исследование?
- Каков график работы лаборатории?
- Как и какой биологический материал забирается для исследования?
- Можно ли выслать биологический материал на исследование почтой?
Что такое генерализованное тревожное расстройство
Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) относится к классу расстройств, связанных с тревогой и страхом, как и паническое расстройство, агорафобия или социальное тревожное расстройство. Распространенность расстройств, связанных с тревогой и страхом, колеблется от 2,5% до 7%, однако после объявления пандемии COVID-19 произошел повсеместный всплеск заболеваемости.
ГТР связано с чрезмерной тревогой и беспокойством, которые возникают без повода («свободноплавающая тревога») или из-за повседневных проблем. В первом случае реальная угроза или причина для переживаний отсутствует. Например, испытывать беспокойство, если родственник попал в беду — нормально, но переживать за его здоровье, когда он в полном порядке — нет. Бояться потерять работу, когда для увольнения нет ни единого основания — также повод заподозрить ГТР.
Во втором случае ГТР проявляется патологической реакцией по поводу ряда вещей. Пока пандемия не утихла, это выглядит, как чрезмерное беспокойство насчет будущего: «что, если я не смогу оплатить счета?», «что, если я потеряю работу» или «что, если дальше будет еще хуже?».
Механизм запускают слова «что, если», за которыми, как правило, следуют многочисленные сценарии наихудших исходов.
Помимо этого, есть и другие особенности тревоги при ГТР, которые делают ее ненормальной.
Особенности тревоги при ГТР:
Кроме того, тревога при ГТР сочетается с постоянной напряженностью, раздражительностью, ожиданием плохого, трудностями с концентрацией внимания. Нарушения сна — еще одно частое проявление ГТР. Сюда входят трудности с засыпанием, прерывистый сон с неприятными сновидениями, частые пробуждения. О нарушении психического благополучия говорят и соматические, то есть телесные (сома – тело) симптомы: диарея, тошнота, перебои в работе сердца, головокружение, дрожание конечностей.
Поскольку тревога – частый симптом множества психических расстройств, перечисленные выше особенности ГТР важны для постановки точного диагноза.
Материал подготовлен при поддержке Клиники неотложной психиатрии sch. clinic в Москве (режим работы
Как всегда в психиатрии, первым шагом в дифференциальной диагностике является исключение влияния психоактивных веществ или общего состояния здоровья. Поскольку тревожность может быть признаком делирия или нейрокогнитивного расстройства, эти специфические состояния также рассматриваются в данном разделе дерева решений.
Если тревожность возникает отдельными эпизодами с внезапным началом и сопровождается рядом соматических симптомов (например, учащенное сердцебиение, одышка, головокружение) и когнитивных симптомов (например, страх сойти с ума или страх сердечного приступа), это считается панической атакой (или, если количество характерных симптомов не достигает минимального порога в четыре симптома, “атакой с ограниченными симптомами“). Из-за особенного подхода к лечению панических атак для них предусмотрено отдельное дерево диагностических решений.
Тревожность, которая развивается в ответ на воздействие травмирующего стрессора, может говорить о Посттравматическом стрессовом расстройстве или Остром стрессовом расстройстве, если наблюдаются также и другие особенности (т. е. избегание того, что ассоциируется с травматическим стрессом или связанными с ним обстоятельствами, ухудшение когниций и настроения, изменение активности); дифференциация основана на продолжительности (1 месяц или меньше для Острого стрессового расстройства, более 1 месяца для Посттравматического стрессового расстройства).
Тревожность при депрессивных, маниакальных и гипоманиакальных эпизодах – настолько частое явление, что это, скорее, правило, а не исключение. Для указания на наличие сопутствующей тревожности, в DSM-5 предусмотрен спецификатор “С тревожным дистрессом”, который позволяет врачу обозначить тяжесть сопутствующей тревожности (от легкой степени до тяжелой). Наконец, если тревожность не находит адекватного объяснения ни в одном из пунктов диагностического дерева, диагноз в соответствии с DSM-5 все еще можно поставить. Если тревожность это симптоматическое проявление неадаптивной реакции на психосоциальный стрессор, то диагноз – Расстройство приспособительных реакций с тревожностью. Если нет, и при этом симптомы приводят к нарушению психологического или биологического функционирования (удовлетворяя, таким образом, критериям психического расстройства), остается использовать остаточную категорию, выбор зависит от того, желает ли врач зафиксировать симптоматическое проявление (в этом случае используется Другое уточненное тревожное расстройство) или нет (в этом случае используется Неуточненное тревожное расстройство). В противном случае тревожность может считаться частью нормального эмоционального репертуара и не должна восприниматься как проявление психического расстройства.
Описание функций исследуемых генов
DRD2 (939С/Т) ген рецептора дофамина II типа
Минорный аллель T ассоциирован со снижением количества рецепторов, связывающихся с дофамином. Носители этого аллеля характеризуются повышенной тревожностью, фобиями, склонностью к депрессии, низкой стрессоустойчивостью. Носители генотипа С/С характеризуются повышенной социальной̆ активностью, более высокой мотивацией к познанию, устойчивостью к депрессии и тревоге.
DRD2 (C/T rs1800497) ген рецептора дофамина II типа
Носители минорного генотипа Т/Т отличаются пониженной фенотипической эмоциональной устойчивостью, для них характерен более высокий уровень воспринимаемого стресса Носители вариантов C/C и C/T обладают нормальным уровнем стрессоустойчивости. У носителей аллеля T наблюдается уменьшения плотности рецепторов дофамина на 30-40% в полосатом теле, что приводит к снижению внимания и обучаемости, повышению тревожности, наблюдается ассоциация с синдромом «недостатка вознаграждения» и «поиска новизны».
Ген COMT кодирует катехол-орто-метилтрансферазу, ключевой фермент дофамина. Аллель A гена COMT характеризуется более низкой ферментативной активностью, следовательно, более высоким уровнем дофамина. Для носителей аллеля А характерна повышенная предрасположенность к стрессу и различным навязчивым состояниям по сравнению с носителями аллеля G, который ассоциирован с более высокой ферментативной активностью COMT, следовательно, с нормальным уровнем дофамина, более высокой устойчивостью к стрессу.
Мажорный генотип А/А чаще встречается в группе лиц с пониженной фенотипической психоэмоциональной устойчивостью, это может быть связано с тем, что rs165599 сцеплен с rs4680. Генотип А/А и аллель А неблагоприятны в отношении формирования склонности к тревоге, связаны с риском развития биполярной депрессии. A/G – промежуточный генотип. G/G – отличается психоэмоциональной стабильностью.
Мажорный генотип С/С характеризуется стабильным психоэмоциональным статусом. C/T – устойчивость к депрессии и стрессоустойчивость. Т/Т – более низкая экспрессия гена DBH. Это приводит к более низкому уровню работы дофамин-бета-гидроксилазы, что ассоциируется со сниженной приспособляемостью к стрессовым ситуациям.
Генотипы А/А определяют повышенную стрессоустойчивость индивидуумов, связаны с независимым фактором принятия решений в процессе обучения, ассоциативным мышлением и эмоциями. Судя по имеющимся в литературе данным, у носителей минорных аллелей G наблюдается сниженная экспрессия гена, вследствие чего ухудшается концентрация внимания и восприятия.
Носительство мажорного генотипа T/T способствует формированию более устойчивого психоэмоционального статуса. Аллельные варианты C/T и C/C связаны со сниженным уровнем психоэмоциональной устойчивости.
Гены иммунной системы
Мажорный генотип С/С способствуют формированию высокой стрессоустойчивости и является протекторными в развитии тревожных и депрессивных состояний. Минорный генотип Т/Т ассоциирован с пониженной стрессоустой-чивостью, склонностью к депрессивным состояниям.
Мажорный генотип G/G способствует формированию повышенной стрессоустой-чивости и является протекторным в развитии тревожных и депрессивных состояний. Судя по литературным данным, минорный аллель А полиморфного варианта rs16944 гена IL1B ассоциируется с более сильно выраженными симптомами тревоги и депрессии. Данный аллель чаще встречается у лиц с шизофренией.
Гены серотонинергической системы
HTR2A (833C/T) ген рецептора серотонина-2А
Генотип C/C и аллель С ассоциированы с повышенной экспрессией гена. Для носителей генотипа C/C характерна повышенная стрессоустойчивость. Т/Т генотип обусловливает склонность к депрессиям и пониженную стрессоустойчивость. Многочисленные исследования связывают полиморфный вариант Т/Т rs6313 с развитием шизофрении и панического расстройства.
MAO A (30-bpVNTR) ген моноамино-ксидазы А
Ген MAOA кодирует фермент моноаминооксидазу А, который катализирует деградацию ключевых нейротрансмиттеров мозга, содержится в большом количестве в нейронах. Варианты 3,5R и 4R обеспечивают синтез высокоактивного фермента и нормальную стрессоустойчивость, тогда как аллель 3R снижает экспрессию гена MAOA и соответственно количество фермента в 2-10 раз. Носительство аллеля 3R связано с повышенной тревожностью, а также склонностью к импульсивности и агрессивности.
Гены ГАМКэргической системы
Мажорный генотип G/G является предиктивным в развитии депрессии. Носителям данного генотипа характерна повышенная стрессоустойчивость. По литературным данным минорный генотип А/А встречается у людей с паническим расстройством. Кроме того, минорный аллель обуславливает риск развития шизофрении.
Мажорный генотип G/G отличается повышенной стрессоустойчивостью, снижением психоэмоционального перенапряжения. A/G, А/А – нормальный уровень стрессоустойчивости.
Для носителей генотипа С/С характерен повышенный уровень воспринимаемого стресса и психоэмоционального перенапряжения. Аллельные варианты T/T, C/T – нормальный уровень стрессоустойчивости.
Обязательные услуги
Регистрация, сопровождение. Забор биологического материала (буккального эпителия) человека
Выделение дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) из исследуемого образца
Разработка генетического паспорта по результатам заказанного генетического исследования
Приём и метод исследования биоматериала
Когда нужно сдавать анализ
Описание исследования
Зачем сдавать этот анализ?
Подготовка к анализу
Расшифровка и референсы
Сдать анализ на дому
Подробное описание исследования
Генетические особенности, которые выявляет ДНК-тест
Подверженность человека стрессу обусловлена сочетанием внешних и внутренних факторов. Спусковым крючком могут стать, например, испортившиеся отношения с близкими или негативные перемены на работе. А генетически обусловленные нарушения обмена веществ или особенности работы головного мозга определяют, как человек будет переживать неприятные моменты и сможет ли справиться с трудностями без вреда для здоровья.
Так, некоторые люди с рождения предрасположены к стрессу и раздражительности. Им сложнее контролировать свои реакции на неприятные ситуации, справляться со стрессовыми факторами и возвращаться к привычной жизни после того, как стресс закончился.
С помощью генетического исследования можно узнать о таких индивидуальных особенностях заранее и принять меры. Например, режим сна, здоровая диета и приём необходимых витаминных добавок помогут лучше противостоять стрессу и предупредить его негативное влияние на здоровье.
Генетические особенности, которые выявляет ДНК-тест
Активность рецепторов дофамина (гены DRD2 и ANKK1)
Дофамин — это химическое вещество (нейромедиатор), с помощью которого нейроны в головном мозге передают друг другу сигналы. Он работает через особые структуры клетки — рецепторы дофамина.
Также он необходим мозговым структурам, которые управляют мотивацией и обеспечивают хорошее настроение и жизнелюбие.
Дофамин в больших количествах вырабатывается в ответ на положительный опыт: вкусную еду, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы, счастливые воспоминания.
У некоторых людей может быть генетически снижена активность рецепторов дофамина. В результате человек тяжелее переживает стрессовые ситуации и дольше восстанавливается от их последствий.
Катехол-O-метилтрансфераза (ген COMT)
Катехол-О-метилтрансфераза — фермент, участвующий в распаде дофамина. Активность фермента обеспечивается работой гена СОМТ.
Исследователи считают, что некоторые варианты гена COMT изменяют активность фермента и могут быть ассоциированы с повышенной устойчивостью к стрессу. В то время как другие, наоборот, снижают стрессоустойчивость. В результате человек проявляет избыточную реакцию на раздражитель, ему сложнее взять себя в руки и восстановиться после неприятных событий.
Потребность в витамине B6 и витамине B9 (гены MTR, MTRR и MTHFR)
Пиридоксин (витамин B6) — это витамин группы В, при участии которого образуется так называемый основной гормон счастья серотонин.
Обычно уровень витамина B6 снижается под действием окислительного стресса — резкого усиления окислительных процессов в организме, например на фоне курения, злоупотребления алкоголем или переутомления. Из-за этого человек может хуже справляться с последствиями стресса и дольше испытывать неприятные симптомы: слабость, усталость, подавленное настроение.
Дефицит витамина часто развивается при несбалансированном питании или злоупотреблении алкоголем. Но важную роль играют и генетические факторы. Так, некоторые генетические варианты мешают преобразованию витамина В6, полученного с пищей, в активную форму — пиридоксаль-5′-фосфат, или PLP, которая нужна организму.
Витамин В9 (фолат, или фолиевая кислота) — витамин из группы В, который необходим для деления клеток и особенно важен в период беременности. Недостаток фолиевой кислоты в этот период может привести к дефектам развития мозга или опорно-двигательной системы ребёнка.
Дефицит фолатов вне беременности может привести к появлению неприятных симптомов со стороны нервной системы: раздражительности, тревожности, нарушениям сна.
Предпосылками для недостатка фолиевой кислоты могут быть не только возросшие потребности организма или скудное питание, но и генетические нарушения. Так, некоторые мутации гена MTHFR, который кодирует ключевой фермент метилентетрагидрофолатредуктазу, необходимый для превращения фолата в активную форму (метилфолат), могут приводить к нарушению использования витамина в организме.
Технология выполнения
Вен. кровь, Выделение ДНК
Подготовка к исследованию
Противопоказания и ограничения
Подготовка к исследованию
Абсолютных противопоказаний нет.
Интерпретация результата
Комплекс исследований даёт важную информацию об индивидуальных особенностях чувствительности к витаминам и минералам, но по результатам одного анализа нельзя поставить точный диагноз или назначить лечение.
Итоговую оценку способности пациента справляться со стрессом должен выносить врач на основании всех данных.
По результатам исследования пациент получает индивидуальное заключение с описанием имеющихся у него генетических рисков и персональные рекомендации.
Что это такое и как с ней бороться
Обсудили с исследовательницей этого явления.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института Российской академии образования (РАО), член Совета молодых учёных и специалистов РАО.
Работает над исследованиями в области математического образования и над созданием психометрических инструментов для оценки когнитивных функций, эмоциональных состояний и личностных аспектов.
— Что такое математическая тревожность — психологическое расстройство или просто особенность личности?
— Это личностная особенность. Такая тревожность проявляется в ответ на всё, что связано с оперированием числами или другой математической информацией. Причём она заметна как в учебном контексте, то есть на уроках математики в школе или в вузе, так и в повседневной жизни. Например, если нужно запомнить числовую информацию или что-то посчитать.
— Как отличить её от того, что человек в целом склонен тревожиться по разным поводам? Или от тревоги перед экзаменом?
— Действительно, исследования показывают, что математическая тревожность часто коррелирует с общей тревожностью. Проще говоря, тревожный человек волнуется и по поводу математики. Но всё-таки это разные явления — не склонные нервничать по другим поводам люди тоже могут проявлять математическую тревожность.
Кроме того, некоторые исследователи считают, что нужно говорить о предметной тревожности вообще. То есть о тревоге, которая проявляется у разных людей с разными дисциплинами — у кого-то с языками, а у кого-то с физикой. Пока это одна из теорий.
И есть ещё одна точка зрения, согласно которой математическая тревожность в первую очередь связана с ситуацией проверки, и её можно назвать тестовой тревожностью. Но на самом деле эти состояния можно различить.
— А как вы в своих исследованиях различали разные виды тревожности?
— Мы с коллегами использовали специальные опросники для измерения. Понятие числовой тревожности появилось давно, где-то в 1950-е годы, и с тех пор возникло немало инструментов. Многие из них валидизированы, то есть доказано, что они измеряют то, на что направлены. В основном они состоят из вопросов о том, как человек себя чувствует в ситуациях, связанных с оперированием числовой информацией.
— Есть ли способ выявить математическую тревожность по каким-то объективным критериям, а не по ответам на вопросы анкет?
— Да, разрабатываются так называемые объективные методики регистрации.
Всё, что связано с тревогой, страхом, стрессом, имеет под собой физиологическую основу. И у математической тревожности могут быть разные индикаторы — в гормональных реакциях (например, колебания уровня кортизола), в показателях работы мозга.
Все они исследуются. Хотя единой диагностической методики пока нет, определённые физиологические признаки математической тревожности удалось выявить.
— Связана ли с математической тревожностью дискалькулия?
— У этих явлений разная природа. Математическая тревожность связана с эмоциональным компонентом, со стрессовыми реакциями. А дискалькулия, как и дислексия и дисграфия, — расстройство учебных навыков. Три этих расстройства даже включены в международную классификацию болезней. Конкретно при дискалькулии нарушены когнитивные механизмы, в частности связанные с оценкой количества.
— Что это за механизмы?
— У нас иногда используют термин «чувство числа» — на мой взгляд, не очень удачный перевод английского number sense. Корректнее называть этот механизм «оценка количества», так как он позволяет нам оценить какое-то количество не считая. То есть прикинуть на глаз, сколько примерно объектов в каком-то множестве перед нами.
— А при математической тревожности этот когнитивный механизм и другие могут быть развиты нормально?
— Да, у людей с математической тревожностью совсем необязательно ухудшены способности, которые лежат в основе оперирования математическим материалом. Тем не менее они справляются с решением задач хуже, чем люди без математической тревожности. Просто из-за волнения и стресса.
— Известно ли, что первично? Математическая тревожность возникает из-за изначально слабых способностей и трудностей в обучении уже в начальных классах или наоборот — сначала возникает тревожность, а уже из-за неё хуже получается решать задачи?
— К сожалению, на данный момент нельзя точно ответить на этот вопрос. Исследования зачастую носят корреляционный характер: мы можем выявить связи между явлениями, но не установить направления этих связей, сказать, что причина, а что следствие.
— В каком возрасте начинает проявляться математическая тревожность?
— Она может возникать уже в младшей школе, но большинство исследований показывают, что она усиливается к старшей школе. Это может быть связано со многими причинами.
Например, хорошо изучены гендерные стереотипы, связанные с математической тревожностью.
Широко распространено представление, что мальчики справляются с математикой лучше, чем девочки. На детей этот стереотип не так сильно влияет, но по мере того, как они подрастают, они всё чаще сталкиваются с ним.
И это один из механизмов того, почему, в частности, женщины могут с возрастом становиться более математически тревожными.
— Может ли быть такое, что тревожные чувства, негативные эмоции связаны с первым неудачным опытом знакомства с математикой?
— Да, особенности личного опыта очень важны. Если знакомство с предметом было негативным — учитель был слишком строгим, родители заставляли, сильно ругали при неудачах — это может иметь последствия. Но особенно это проявляется у детей с изначально не очень высокой самооценкой.
Исследования показывают, что математическая тревожность и самооценка коррелируют негативно — чем выше тревожность, тем ниже самооценка. Для ребёнка с низкой самооценкой первые неудачные шаги в математике будут почвой для усугубления ситуации и подкрепления тревожности.
— Передаётся ли математическая тревожность по наследству, и если да, то как? Если родители боялись математики в школе, то они передадут этот страх ребёнку своим излишне нервным отношением к его успехам в этом предмете, или есть генетическая основа тоже?
— В психогенетике исследуется природа психологических признаков — то, насколько они обоснованы генотипом, а насколько средой, в которой развивается человек. И в исследованиях близнецов показано, что математическая тревожность и правда наследуется. Вклад генотипа в её развитие оценивают на 30–40%. Это серьёзная доля, то есть можно говорить, что наследственность важна. Конечно, нет одного гена, ответственного за математическую тревожность, конкретные молекулярно-генетические механизмы этого влияния сейчас исследуют во многих лабораториях.
Важно помнить, что за остальные 60–70% вклада в развитие математической тревожности отвечает среда. И если подкреплять наследственный «задел», он наверняка выразится в страхе перед математикой.
И наоборот, если правильно подходить к обучению, стараться не критиковать ребёнка за неудачи, учить концентрироваться на процессе решения задачи, а не на том, чтобы любым способом получить правильный ответ, есть шанс нивелировать влияние наследственности.
— Какой стиль преподавания может спровоцировать развитие математической тревожности?
— Как и в целом в педагогике, одинаково плохи и авторитарный, и попустительский стиль. Крайние варианты будут иметь негативные последствия. А совместное творчество, в котором учитель стимулирует дискуссии и совместное решение задач в классе, скорее будет иметь положительный эффект.
— Насколько распространена математическая тревожность?
— В разных исследованиях оценки различаются — одни говорят, что каждый десятый страдает от математической тревожности, другие — что чуть ли не до 70% людей испытывают такие трудности. Разброс связан с тем, насколько строгие критерии используются при измерении.
Сейчас мы с коллегами собираем данные по шкале математической тревожности на российской выборке. В результате этой работы будут определены тестовые нормы, что в дальнейшем позволит оценить распространённость математической тревожности в нашей стране.
— Может ли математическая тревожность впервые проявиться во взрослом возрасте? Допустим, в школе человек ничего за собой такого не замечал, а во взрослом возрасте, когда ему зачем-то понадобилась математика, изучать её не позволяет тревожность?
— Такое вряд ли возможно: скорее всего, она проявится уже в школе. Выбор профессии в таком случае может быть основан на наличии математической тревожности. Вряд ли человек, который испытывает тревогу всякий раз, когда надо что-то посчитать, будет выбирать для себя связанную с вычислениями специальность.
— Получается, что математическая тревожность мешает изучать точные науки, работать в такой области. А как она влияет на повседневную жизнь?
— Скорее всего, будет избегание ситуации, где нужно что-то посчитать или запомнить числовую информацию. Наверное, будут использоваться какие-то «костыли», благо сейчас это действительно возможно. Пользуясь безналичной оплатой, уже не нужно считать сдачу, например, и многое можно не запоминать, а записать или сфотографировать.
Но с другой стороны, изучение математики — это ведь не только про простой счёт. Это в целом больше о логическом мышлении, о том, как строить умозаключения. Если человек избегает математики в целом, то он в какой-то степени обедняет себя, потому что у него не развиваются эти умения.
И потому какой-то негативный эффект математическая тревожность продолжает оказывать, несмотря на технический прогресс.
— Сигнализирует ли математическая тревожность о том, что есть проблемы с рабочей памятью или с другими функциями, которые важны для всех видов деятельности?
— Да, дело в том, что, хотя математическая тревожность сама по себе не когнитивный, а эмоциональный феномен, она всё равно связана с когнитивными функциями.
Одна из теорий состоит в том, что математическая тревожность сопровождается дефицитом рабочей памяти.
Логика такая: человек волнуется, и его ограниченную по объёму рабочую память занимают мысли не о том, как прийти к ответу в решаемой задаче, а тревога — «как мне страшно, как я боюсь». Тревожные мысли забивают «оперативку», и на решение не остаётся ресурсов.
— Как понять, что у ребёнка именно математическая тревожность?
— Важную информацию может показать самоотчёт. Ребёнок, скорее всего, сам замечает, что испытывает неприятные эмоции всякий раз, когда ему нужно что‑то решить или когда предстоит контрольная по математике.
Даже в самом известном на данный момент опроснике вопросы построены как самоотчёт. Например, нужно ответить, что вы испытываете, тревожитесь ли, есть ли у вас страх в ситуациях, когда вы что-то решаете, когда открываете учебник по математике, когда вас вызывают к доске.
— Стоит ли заниматься самопроверкой или проверкой своих учеников по опроснику или его должен применять специалист?
— Если у педагогов есть подозрения на этот счёт, если ребёнок сообщает о том, что какая-то есть тревога, какой-то страх, лучше всего будет отправить его к психологу, который занимается проблемами, возникающими в ходе обучения. Он сможет в большей степени оценить и верифицировать эти подозрения, постараться помочь и скорректировать эту проблему. Крайне желательно обращаться к специалистам, конечно.
— Можно ли преодолеть математическую тревожность? Известны ли случаи, когда человек не просто справился с тревожностью, а начал заниматься работой, в которой требуются математические исчисления?
— Могу в пример привести себя, потому что в школе я была математически тревожным человеком. Даже когда выбирала, куда мне поступать, сначала думала о гуманитарных направлениях, где математики будет поменьше, желательно не сдавать её при поступлении.
А потом я познакомилась с факультетом психологии, меня это заинтересовало. И несмотря на то что там математика была при поступлении профильным предметом, я решила, что надо взяться за себя. Пришлось углубиться в математику, и постепенно в чём-то мне это даже понравилось. В итоге я успешно сдала всё, что требовалось.
Нельзя ставить крест на себе и отказываться от интересующих вас профессий из-за математической тревожности. Лучше попытаться справиться с ней.
— Что бы вы посоветовали самим учащимся с математической тревожностью на своём опыте?
— Подойдёт подход, который справедлив не только для специфической математической тревожности, но и для любых тревожных расстройств. Не стоит убегать от этого страха — избегая математики, тревогу не преодолеешь. Понемногу, по чуть-чуть стоит встречаться с этим предметом, стараться сделать этот опыт более позитивным.
— А как могут помочь родители и учителя?
— Со стороны родителей важен правильный стиль общения с детьми — больше поддерживать ребёнка, помогать, обязательно замечать его успехи. Тогда эти краткие встречи с математикой не будут так пугать, и постепенно ребёнок будет готов увеличивать время, которое он затрачивает на этот предмет.
Учителям на повседневных уроках не стоит увлекаться ситуациями, которые усиливают стресс, — например, всё время давать задания с жёстким ограничением по времени. Конечно, готовиться к контрольным и экзаменам всё равно придётся, но лучше использовать тут игровые форматы.
— Могут ли нейротехнологии как-то помочь корректировать математическую тревожность?
— Такие исследования идут. Известно, какие области в мозге активируются, когда человек тревожится, — в частности, при математической тревожности это те же участки, что и при любой боли или неприятных ощущениях, то есть миндалевидное тело, островок и другие.
Идея в том, что если каким-то образом затормозить активность нейронов в этих областях в нужный момент, то и негативных эмоциональных проявлений будет меньше. Некоторые эксперименты с электростимуляцией уже показали результаты, но их выводы ещё нужно перепроверять. До практического использования таких технологий пока далеко.
Волшебной палочки, которая бы выключила тревожность на физиологическом уровне, пока нет.
— А какие методы используют психологи в борьбе с математической тревожностью?
— Это различные психотерапевтические техники, прежде всего из когнитивно-поведенческого подхода. Есть исследования о том, что помогает техника экспрессивного письма, когда учащийся прописывает все свои тревоги и страхи, связанные с предметом, непосредственно перед экзаменом.
Как изменить свою жизнь?Мы сделали бесплатный курс о том, как справляться с сомнениями, принимать важные решения и начать жить так, как мечтаешь.
Тревожные расстройства у детей и подростков
Психиатры Фэнтези специализируются на помощи детям и подросткам с расстройствами тревожного спектра. Большой опыт и глубокие знания позволяют им поставить точный диагноз и назначить комплексное лечение, которое облегчит симптомы и поможет ребенку справляться с приступами тревоги.
Первая детская клиника доказательной медицины в Москве
Никаких лишних обследований и лекарств! Назначим только то, что доказало эффективность и поможет вашему ребенку.
Лечение по мировым стандартам
Мы лечим детей так же качественно, как в лучших медицинских центрах мира.
В Фэнтези лучшая команда докторов!
Педиатры и узкие специалисты Фэнтези — доктора с большим опытом, члены профессиональных обществ. Врачи постоянно повышают квалификацию, проходят стажировки за рубежом.
Предельная безопасность лечения
Мы сделали детскую медицину безопасной! Весь наш персонал работает по самым строгим международным стандартам JCI
У нас весело, как в гостях у лучших друзей
Игровая комната, веселый аниматор, подарки после приема. Мы стараемся подружиться с ребенком и делаем все, чтобы маленькому пациенту было у нас комфортно.
Чем мне поможет генетический паспорт?
Очень важно определить генетические особенности, ассоциированные с психоэмоциональным статусом человека, для понимания возможностей его адаптации к стрессам. Кроме того, психоэмоциональный статус играет важную роль в развитии многих болезней, таких, как сердечно-сосудистые, метаболические и иммунологические, а также при возникновении психопатологий, связанных со стрессом. С помощью генетического паспорта Вы узнаете о своей предрасположенности к проявлению той или иной реакции на стресс. Эта информация поможет Вам скорректировать свой образ жизни и в случае необходимости по совету врача использовать психологический тренинг или фармакологические средства: седативные (успокоительные) препараты, антидепрессанты или другие средства для того, чтобы избежать патологических последствий, обусловленных стрессами.
ДНК-диагностика психоэмоционального статуса человека
Выделяют два метода лечения, помогающих бороться с расстройством: психотерапия и медикаментозная терапия.
В качестве эффективного средства борьбы с ГТР зарекомендовала себя когнитивно-поведенческая терапия. Она направлена на борьбу как с физическими симптомами (расслабление мышц, кардиоупражнения), так и с когнитивными искажениями.
Когнитивные искажения – систематические ошибки в мышлении, которые возникают из-за неправильной обработки поступающей информации. Так, для ГТР характерна катастрофизация – переоценка неблагоприятности исхода («я точно опоздаю», «он точно меня предаст»).
Психотерапевт распознает когнитивные искажения и начинает работу над ними с помощью специальных приемов. Исследования показывают высокую эффективность когнитивно-поведенческой терапии и улучшение симптомов в течение 4–12 недель.
Медикаментозная терапия, как правило, включает прием антидепрессантов – препаратов из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС).
Дерево дифференциальной диагностики для тревожности
: Филиппов Д. С.
: Касьянов Е. Д.
Стоимость генетического исследования (цены)
от 45 BYN
Как бороться с тревогой
Американская ассоциация по тревоге и депрессии рекомендует следующие меры по борьбе с тревогой:
Статьи о психических расстройствах в блоге:
Генетика и стрессоустойчивость
Психоэмоциональные особенности человека в большой степени зависят от его генотипа. Например, флегматик никогда не станет холериком, а холерик не станет флегматиком как бы не сложились их жизни. В современном мире все люди переживают самые различные стрессовые ситуации – это и межличностные конфликты, и производственные и финансовые проблемы, заболевания, утраты близких людей, природные катаклизмы и многие другие стрессовые события. Большинство переносит их без патологических последствий. Стрессоустойчивость – это очень важное качество. Однако 25-30 % населения земного шара, т.е. каждый четвёртый, страдают от патологий, вызванных стрессом, включая психические расстройства (депрессия, тревожность, расстройства личности и т. д.).
Ответы на часто возникающие вопросы
Нет, не нужна. Перед сдачей материала на исследование нет необходимости соблюдать диету или выполнять какие-либо другие специальные действия. Приём медицинских препаратов, алкоголя и др. также не скажется на результатах генетического исследования.
Как скоро будут готовы результаты исследования?
До 35 рабочих дней от даты подписания договора. Как правило, гораздо быстрее – 2-3 недели.
Что нужно иметь при себе для сдачи материала на исследование?
При себе необходимо иметь паспорт, а также денежные средства. У несовершеннолетних должен быть сопровождающий.
Каков график работы лаборатории?
Приём клиентов по записи и выдача результатов исследования: в рабочие дни с понедельника по четверг с 9:00 до 17:30, в пятницу с 9:00 до 16:30.
Выходные дни – суббота и воскресенье.
Как и какой биологический материал забирается для исследования?
Для исследования забирается буккальный эпителий (эпителий внутренней части щёк) специальной ватной палочкой. Забор проводится клиентом лично в присутствии врача лабораторной диагностики. Кровь не забирается.
Можно ли выслать биологический материал на исследование почтой?
Да, это возможно. Детальная инструкция доступна по ссылке. Результаты исследования можно будет получить бумажной почтой прямо домой. В случае, если из присланного образца не удастся выделить ДНК, потребуется возместить стоимость затраченных реактивов.