исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тревога

Елена Пак Детская тревожность, снятие детской тревожности с помощью Арт-терапии

«Детская тревожность, снятие детской тревожности с помощью Арт-терапии»

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности : это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — вид терапии, который помогает снизить или устранить неприятные эмоции и скорректировать негативные установки. Главная идея КПТ заключается в том, что человек способен помочь себе сам, выполняя упражнения.

Неприятные чувства, эмоции и ощущения появляются не сами собой и даже не под воздействием внешних факторов. Согласно КПТ, человек сам создает неприятное состояние из-за искажений мышления. Человек руководствуется ложными убеждениями, неправильно оценивает жизненные ситуации, что и приводит к психологическим проблемам.

Упражнения КПТ в психологии доказали свою эффективность при депрессии, тревожных расстройствах, обсессивно-компульсивном расстройстве, панических атаках. Они эффективны как для взрослых, так и для детей, но к детям и подросткам следует применять особый подход.

Упражнения для взрослых в основном нацелены на стабилизацию психологического состояния, а подросткам КПТ также помогает научиться анализировать свои чувства, управлять эмоциями и поведением.

Когда когнитивно-поведенческая терапия назначается взрослым людям, основную работу человек проводит самостоятельно. При работе с подростками нужна поддержка родителя или другого взрослого.

Рассмотрим упражнения из когнитивно-поведенческой терапии для подростков. Техники помогут справиться с ошибками мышления, избавиться от высокой тревожности, повысить самооценку. И научат справляться с подобными ситуациями своими силами.

Исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста является актуальным, так как на этом этапе развития ребенок сталкивается с множеством новых испытаний и задач, которые могут вызвать у него тревожность и стресс. Это могут быть школьные занятия, социальное взаимодействие со сверстниками, отношения с учителями, а также семейные проблемы.

Повышенный уровень тревожности может оказать негативное влияние на физическое и психологическое здоровье ребенка, ухудшить его успеваемость в школе, а также повлиять на его развитие и адаптацию в обществе. Поэтому важно своевременно определять проблемы с тревожностью у детей младшего школьного возраста и предоставлять им необходимую помощь и поддержку.

Кроме того, исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста также может помочь родителям и педагогам лучше понимать особенности развития и поведения детей, адаптировать методы обучения и воспитания к их нуждам и потребностям.

Несмотря на различия во взглядах на причины и природу тревожности, исследователи сходятся во мнении о ее негативном влиянии на личность. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, страдающих от тревожности, что проявляется в их беспокойстве, неуверенности, боязливости и нестабильных эмоциональных реакциях.

Изучение тревожности младших школьников проводилось на базе МБУ Центр досуга детей и подростков «Тамыр» г. Уфа. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 7-10 лет. Из них 9 девочек и 6 мальчиков.

В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методики:

Первым делом для изучения проявления тревожности у младших школьников мы провели методику «Шкала явной тревожности для детей» А. М. Прихожан. Методика предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей.

Проанализировав результаты, нами было выделено три уровня проявления тревожности (высокий, средний, низкий). Так у 26% (4 человека) испытуемых выявлен высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Это говорит о том, что поведение таких детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги. Средний уровень тревожности выявлен у 33% (5 человек) детей. Средний уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности и продуктивной деятельности. У 40% (6 человек) уровень тревожности является низким, что говорит о том, что состояние тревожности испытуемым не свойственно или находится на нормальном уровне.

Далее нами была проведена методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), предназначенная для диагностики расстройств тревожного спектра у детей.

По данной методике высокий уровень тревожности был выявлен у 20% (3 человека) детей. У 60% (9 человек) в группе средний уровень тревожности.

У остальных 20% (3 человека) детей низкий уровень тревожности.

Далее проведена методика «Весёлый-грустный», направленная на изучение уровня тревожности у младших школьников.

На основании данных, полученных в процессе проведения методики «Веселый-грустный», мы пришли к выводу, что 33% детей из группы имеют высокий уровень тревожности, остальные 67% средний.

Во время исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли неуверенность в своих ответах, беспокоились и были заинтересованы в том, как отвечают другие дети. Они также демонстрировали вредные невротические привычки, такие как кусание ногтей, качание ногой, покусывание нижней губы и т. д.

Для сравнительного анализа данных по изучению уровня тревожности у младших школьников мы объединили результаты, полученные в ходе трех методик (рис.).


ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рис. Уровень тревожности у младших школьников

Уровень тревожности у младших школьников может варьироваться от высокого до низкого в зависимости от различных факторов, таких как социальная среда, жизненные обстоятельства, отношения в семье и школе, а также индивидуальные особенности ребенка.

Высокий уровень тревожности обычно характеризуется наличием частых беспокойств, нервозностью, испытанием страха и тревоги, трудностями с сосредоточением внимания и затруднениями в общении с другими детьми и взрослыми.

Средний уровень тревожности может проявляться в частых переживаниях, заботах и страхах насчет будущего, но не так сильно, как при высоком уровне тревожности.

Низкий уровень тревожности характеризуется спокойствием, уверенностью в себе, легкостью в общении с другими детьми и взрослыми, а также способностью сосредоточиться на обучении и выполнять задачи.

Таким образом, выявление уровня тревожности у детей является важным для наблюдения за их развитием, так как у младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима. Снижение уровня тревожности у детей возможно, если своевременно производить коррекционно-развивающую работу.

В качестве одного из основных методов при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста применяют арт-терапию – тип терапии, который включает использование различных творческих методов для обработки эмоций и чувств. Арт-терапия может помочь ребенку выражать и осознавать свои чувства и эмоции, что в свою очередь поможет снизить уровень тревожности.

Предлагаемые занятия  и отдельные упражнения могут быть использованы педагогами,  воспитателями, психологами, родителями.

: Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги.

Достижение психофизического  покоя, релаксации.

Дезактуализация и нейтрализация страха, тревоги.

Усиление адаптивных способностей личности ребенка.

Развитие коммуникативных способностей, уверенности в себе.

1. Когда остаешься один

5. Того, что умрут твои родители

7. Маму или папу

8. Того, что тебя накажут9. Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного,

Бармалея, Змея Горыныча,

Скелетов, Черной Руки, Вампиров др.

10. Опоздать в школу

11. Перед тем, как уснуть

14. Волков, медведей, собак, пауков, змей

15. Машин, поездов, самолетов

16. Бури, грозы, урагана, наводнения

17. Когда очень высоко

18. Когда очень глубоко

19. В маленькой, тесной комнате, туалете,

24. Больших улиц, площадей

29. Неожиданных резких звуков,

(когда что-то внезапно упадет)

30. Что-то сделать неправильно

31. Не успеть что-то сделать.

2.  Упражнение Раскрась свои чувства

Это упражнение выполняется на отдельных листах. Заранее готовятся отдельные листы со схематическим изображением человечка. Участников просят приготовить цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, голубой, красный, коричневый, черный

Представьте себе, что этот человечек — сказочный герой, в которого вы превратились. Этот человечек, как и сказочный герой, может испытывать разные чувства, и его ощущения живут в разных частях  его тела. Раскрасьте эти чувства:

радость — желтым,

счастье — оранжевым,

удовольствие — зеленым,

гнев, раздражение — красным,

чувство вины- коричневым,

страх — черным.

Обсуждение, в каких случаях ощущают дети  радость, счастье, удовольствие,  гнев, раздражение, чувство вины, страх

Вопросы психолога : От чего бывает?

3.  Вспомните, когда были маленькими, каких  сказочных  героев из книг или мультфильмов вы боялись? (Обсуждение).

4. Упражнение «Напугаем страх»

Я хлопаю (хлопать в ладоши)

Топаю (топать ногами)

Громко рычу (произносить «р-р-р»)

Страх прогоню (махать руками)

И хохочу (произнести громко «ха-ха-ха»)

5. Упражнение «У страха глаза велики»

Носов Н. Живая шляпа

Предложите ребятам показать, как они испугаются, если в комнату приползет крокодил, прилетит пчела, если в комнате погаснет свет.

Это  многоплановый, глубинный образ. Традиционно Баба Яга рассматривается как похитительница и вредительница.  Но она также может быть  дарительницей и помощницей героев.

Актуализация  темного начала   Бабы яги в беседе с детьми

пугает детей (обещает сварить, съесть);

наказывает (заставляет выполнять тяжелую работу);

похищает из семьи.

Беседа о Бабе-Яге

Живет она в лесу дремучем

Среди болота и колючек.

Сама летает она в ступе

И ходит в стареньком тулупе.

Ребят пугает всегда она

Вопросы для детей:

Ребята, расскажите, что вы знаете о Бабе-Яге? Какая она? Где живет?

Психолог   показывает детям картинки и иллюстрации с изображением Бабя-Яги, обращает внимание детей на ее одежду, место проживания (избушку), манеры поведения.

o   А сейчас, расскажите, боитесь ли вы ее? Почему?

7. Психолог Перед тем, как мы начнем свой путь, нам надо набраться смелости

: «Вдыхаю смелость, выдыхаю страх».

Дети повторяют за психологом: «Вдыхаю смелость» — делают глубокий вдох,

«Выдыхаем страх» — дети сильно выдыхают.

Конкурс на самую страшную Бабу — Ягу

Ведущий  предлагает превратиться в Бабу Ягу. Дети по очереди выходят из комнаты, надевают маску Бабы Яги. Ведущий приговаривает: «Была Таня – стала Баба Яга». Ребенок заходит в комнату и пугает остальных. Определяется, кому удалось показать  самую страшную Бабу Ягу.

Дети повторяют: «Чтобы не бояться,  надо рассмеяться».

. Остальные дети начинают дразнить страшилку:

Баба-Яга костяная нога.

С печки упала, ногу сломала,

Пошла в огород, испугала народ,

Побежала в баньку, испугала зайку.

9. Добрая Баба -Яга

«У  Бабы Яги нет друзей»

Ведущий рассказывает детям, что они хорошо

пожалели Бабу Ягу,  а она  сама сильно подобрела

(«Чтобы злой подобрел, я его пожалел»).  Но она все равно продолжает грустить, потому что у нее нет друзей. Далее дети по очереди подходят к ней и жмут руку со словами: «Баба Яга я хочу подружиться». Ведущему нужно следить за наличием при этом контакта глаз.

Упражнение «Страх лопнул» Надуйте воздушные шары, предложите детям по очереди проткнуть их пластмассовой палочкой или зубочисткой. Когда шар лопнет, громко сказать: «Страх лопнул»

Упражнение «Мое настроение».

Техника  проведения: педагог-психолог просит ребенка подумать, на что похоже его настроение.

Инструкция: подумай, на что похоже твое настроение и охарактеризуй его. К примеру: «Мое настроение похоже на солнышко, оно доброе и светлое». Скажи, пожалуйста, если бы настроение было погодой, то какой? Если бы природным явлением, то каким? Если было бы временем года, то каким?

узнать мнение ребенка о проведенном занятии.

Что понравилось на сегодняшнем занятии?

Какие задания вызвали затруднения?

Какие задания выполнил без затруднений?

Упражнение «До скорой встречи».

развитие доброжелательного,  внимательного  отношения  друг  к  другу,  сплоченности, эмоциональности.

педагог-психолог прощается с ребенком, разными фразами, к примеру: «До скорой встречи», громким и тихим голосом.

завершается наше занятие. Сейчас мы с тобой будем прощаться разными фразами, например: «До скорой встречи», «До свидания» и т.п., но с разной громкостью. Если я говорю тихо, ты также тихо повторяешь за мной, если громко, то так же громко

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе. — М.,2004

2. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. — М., 2007

3. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. — Л., 1983

4. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина М. Н. В мире детских эмоций.-

. Захаров А. Е. Детские неврозы. – СПб, 1995

. Захаров А. Е. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб, 2007.

. Захаров А. Е. Отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.

8. Капранова  С. В.  Путешествие с волшебной кисточкой. Программа развивающе-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. — Ростов-на- Дону, 1997

9. Короткова Л. Д. Сказкотерапия  в школею Методические рекомендации. — М., 2006

10. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие.  М.: Генезис, 2007.

. Куличковская Е. В., Степанова О. В. Как преодолеть свой страх. развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников – СПб,

12. Павлова М. А. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки,энергизаторы, активаторы. — Волгоград, 2011.

13. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. — М., 2001

14. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Петрушина И. М. Тропинка к своему Я.- М.,

Чистякова М. И. Психогимнастика.- 1995

Шишова Т. Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. — СПб; М, 2007.

17.  Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб; М, 2002

Упражнение 2. Оспорь свою мысль

Выступает как подкрепление предыдущего упражнения из КПТ, если подростку сложно найти достаточно аргументов против беспокоящей мысли. Также может использоваться как отдельное упражнение, например, при склонности катастрофизировать ситуации — переживать об общей успеваемости из-за одной плохой оценки или считать, что из-за одной ссоры с другом навсегда останется одиноким.

Цель — научиться переосмысливать катастрофические мысли, которые у подростка могут возникать автоматически в стрессовой ситуации.

Условия. Друг подростка отказался идти с ним в кино. Подросток уверен, что друг обижен на что-то, вынашивает план мести и больше не хочет общаться.

Решение. Задать вопросы к своим мыслям и подобрать максимум ответов.

Разберем на примере.

Когнитивно-поведенческая терапия

Для выполнения упражнений КПТ требуются хотя бы минимальные умения анализировать события, собственные реакции и поведение, поэтому когнитивно-поведенческая терапия эффективна для детей начиная с 8–10 лет. Чтобы упростить понимание некоторых абстрактных понятий, в упражнениях с детьми можно использовать игровые элементы — иллюстрации, предметы, куклы.

Когнитивно-поведенческие упражнения для детей, не достигших подросткового возраста, нужны в основном для того, чтобы ребенок научился понимать, принимать и безопасно проживать свои мысли и эмоции.

Ребенок может выполнять упражнения с психологом или сам с помощью родителей. При этом мамам и папам важно быть вовлеченными в процесс — в силу возраста ребенок не сможет выполнять задания полностью самостоятельно, но при заинтересованных взрослых все получится.

Упражнение 1. Учимся отпускать мысли

Это упражнение поможет не зацикливаться на негативных мыслях.

Предложите ребенку использовать техники визуализации, чтобы отпускать мысли:

Упражнение 2. Учимся не мыслить крайностями

Дети часто мыслят по принципу «все или ничего»: событие или очень хорошее, или очень плохое, человек или лучший друг – или злейший враг. Это упражнение поможет ребенку не быть категоричным и находить золотую середину.

Предложите ребенку самостоятельно вспомнить события или обстоятельства, которые он оценивал или оценивает как абсолютно хорошие или абсолютно плохие. Например: «Миша был моим лучшим другом. Недавно он назвал меня обидным словом, и теперь мы враги навек». Если ребенок затрудняется с формулировками, помогите ему. Пусть он запишет альтернативные мысли по ситуации. Например: «Миша может извиниться, и отношения наладятся», «Можно просто сохранить с Мишей приятельские отношения, не считая его своим лучшим другом».

Упражнения когнитивно-поведенческой терапии могут помочь справиться с разными трудностями в детском и подростковом возрасте: тревожностью, страхами, низкой самооценкой и другими. Научите своего ребенка упражнениям КПТ, и в будущем вы увидите психологически зрелого, взрослого человека, который умеет брать эмоции под контроль и достигать поставленных целей.

Публикация «Детская тревожность, снятие детской тревожности с помощью Арт-терапии» размещена в разделах

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают».

Причины детской тревожности

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двой ку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».

Как выявить тревожного ребенка

Опытный воспитатель, учитель, психолог конечно в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице, в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

Советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник

Тревожный ребенок (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности :

• Высокая тревожность — 15-20 баллов;

• Средняя — 7-14 баллов;

• Низкая — 1-6 баллов.

Как помочь тревожному ребенку?

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Хочу поделиться одним из методов работы с тревожными детьми, на мой взгляд, наиболее эффективный в моей практике работы с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия, как метод!

Арт-терапевтичекие методики чаще всего применяются для работы с запросами в области эмоциональной сферы, повышения самооценки и снижения уровня стресса и тревожности. Арт-терапия достаточно широкое направление, которое включает в себя множество методик: изотерапия, сказкотерапия, игротерапия и другие, они достаточно интересны, ненасильственны и практически не вызывают сопротивления психики. Обязательно необходимо учитывать возрастные особенности при применении методик, так в детском возрасте более эффективными будут сказкатерапия и игротерапия, но во взрослом возрасте человек к сказкотерапии склонен относится со скептицизмом, в данном случае более эффективной будет изо-терапия или музыкотерапия. Далее, мы рассмотрим методы арт-терапии и их эффективность в работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия – (лечение творчеством) направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Включает в себя несколько направлений:

1) Изотерапия — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.

2) Игротерапия — лечение игрой, позволяющее в игровой форме избавиться от поведенческих и эмоциональных проблем, развить коммуникативные способности и мотивационно-волевые качества.

3) Сказкотерапия – метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром путем образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Основные принципы занятий арт-терапией :

1. Желание ребенка – основное условие занятия. Творчество без желания

невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Поощрение и благодарность ребенку.

3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на

общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и

предлагает ему варианты ответов.

4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие

самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с

ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия, рисует,

лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все

задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется

доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему

5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым

идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют

аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал,

с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в

работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое

оборудование могут стать привлекающим моментом.

6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его

монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического

повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в

легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования

эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу

необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду

спонтанного самораскрытия ребенка.

7. Главное – получать удовольствие от самого процесса рисования, когда

даже каракули играют роль исцеления.

Профилактика детской тревожности : рекомендации психолога родителям

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Примеры творческих работ, во время занятий:

Рисование ватными палочками


ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Делаем бумагу сами


ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рисуем с солью


ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лепка из теста


ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1) Монина Г. Б., Лютова Е. К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб. : Изд-во «Речь», 2007.

2) Варич Е. Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста. M.,2009.

3) Зеньковский В. В. « Психология детства». М., 2000.

4) Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. » Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии». С Пб., 2005.

5) Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. С Пб., 2002.

6) Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с

детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М:

Упражнение 3. Работа с самооценкой

У подростков часто снижена самооценка, что мешает им реализовываться в полной мере даже при высоких способностях. Выполнение этого упражнения из когнитивно-поведенческой терапии поможет стабилизировать самооценку.

Цель — приучить подростка к мысли, что его чувства, мысли и поступки ценны, он сам ценен.

Условие. Подросток думает о себе по большей части плохо и считает, что он не заслуживает любви и хорошего отношения. Это проблема мешает ставить и достигать цели, а при сохранении низкой самооценки во взрослом возрасте ситуация усугубится.

Решение. Рассмотреть негативные убеждения о себе с разных сторон.

Например, убеждение: Меня нельзя любить, потому что я ничего не стою, я не привлекателен, я неудачник.

Другой взгляд — предложите подростку записать ответы к вопросам:

Ответив на эти вопросы, подросток сможет воплощать в жизнь желательное поведение, пока оно не станет привычным. Например, он может больше говорить с близкими людьми о своих чувствах, учиться просить о помощи, сохранять позы уверенного в себе человека (прямая осанка, высоко поднятая голова).

Упражнение 1. За и против

Цель — перестать концентрироваться только на негативе и научиться смотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Условия. Предположим, подросток боится не сдать экзамен и переживает, что оценка по предмету будет низкой.

Решение. Предложите подростку выписать в две графы аргументы «за» и «против» его мысли. Например:

Сравнив аргументы «за» и «против», подросток сможет подойти к сдаче экзамена с новой, успокаивающей мыслью. Например: «Этот предмет хоть и сложен для меня, но я достаточно подготовлен. К тому же оценка за экзамен — не единственное, что повлияет на итоговые результаты».

Оцените статью
Избавиться от тревоги