коррекция уровня тревожности дошкольника

педагог-психолог МБДОУ “Детский сад”98” г. Чебоксары

Программа психолого- педагогического сопровождения коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.

«Детский сад №98»

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями Федеральной образовательной программе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. Он учитывает самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека; социокультурное разнообразие детства; возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей; потребности, особенности и возможности одаренных детей и детей с ОВЗ; возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

Стандарт утверждает основные принципы:

1) поддержки разнообразия детства;

2) сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

3) полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

4) создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

5) содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

6) приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

8) учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Данная программа направлена на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время увеличилось число детей с высоким уровнем тревожности, для которых характерно повышенное беспокойство, неуверенность в себе. В природе ребенка заложено стремление к познанию и поиску нового, но постоянные переживания, тревоги ребенка могут закрепиться, со временем становясь тревожностью, в результате которой ребенок боится совершить ошибку, теряется в меняющейся обстановке.

Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревожность представляет собой специфическое эмоциональное состояние.

В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. При повышенном уровне личной тревожности преобладают пессимистические установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избежать неприятностей лучше ничего не делать. Снижение активности может привести к торможению развития ребенка. Если активность не снижается, в случаях, когда повышенная тревожность сочетается с такими особенностями личности ребенка, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, развивается невроз или формируется психологическая защита «Я», искажаются самовосприятие и самооценка.

Тревожность может расти вследствие неуспехов в детском саду, проблем в общении с детьми, повышенной чувствительности, впечатлительности ребенка, а также особенностями внутрисемейных отношений: опека; условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка; плохая приспособленность ребенка и т. д.

В связи с актуальностью данной проблемы целью данной коррекционной программы является снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционная программа решает следующие задачи:

I этап – Подготовительный. Заключается в подборе диагностических методик и в комплексном изучение индивидуальных особенностей учащейся.

II этап – Проведение первичной диагностики, дальнейшее уточнение и анализ результатов обследования.

III этап – Коррекционный (проведение занятий). Занятия проходят индивидуально.

IV этап – Итоговая диагностика.

V этап – Анализ полученных данных и оформление результатов.

В начале коррекции занятия направлены на снижение напряжения, тревожности, неуверенности детей. Тревожные дети боятся нового, они редко являются инициаторами игр, предпочитают заниматься в той области, где у них все получается. Следующий этап в связи с этими особенностями заключается в повышении активности, самооценки, закреплении уверенности в себе. В процессе деятельности человек вступает во взаимодействие с другими людьми. Он должен овладеть способами установления отношений, а сделать это высоко тревожному ребенку трудно в силу своей замкнутости и застенчивости. Поэтому в коррекционную программу включены занятия по овладению этими способами. В связи с такой стратегией работы выделены два блока.

В первый блок вошло четыре занятия, основная цель которых снижение напряжения, высокой тревожности, повышение уверенности.

Во второй блок вошло четыре занятия, цель которых заключается в снижении тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с детьми.

Построение программы проводилось с учетом принципов:

Для повышения эффективности программы занятия второго блока (кроме четвертого, который является следующим между вторым и третьим блоками) проводятся в индивидуальной форме.

Занятия первого блока могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Каждое занятие может включать в себя либо одну игру, либо несколько.

Показателями перехода с:

Предполагаемые результаты процесса коррекции:

Коррекционная программа включает 12 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Общее время коррекционной работы составляет 6 часов. Процесс коррекции длится 6 недель.

Методики: 1. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Методика представляет собой детский тест тревожности. Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне, и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

2. Тест «Лесенка» С. Г Якобсон, В. Г Щур – изучение самооценки и уровня притязаний детей.

Тематический план программы

Коррекционно-развивающая работа направлена не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.

Снижение уровня тревожности. Осознание проблемы тревожных детей (необходимо вовремя. Распознать проявления тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях.)

Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости

людей в современных быстроменяющихся условиях.

Раскрыты вопросы о понятии тревожности, ее причинах, об особенностях поведения детей, имеющих тревожность.

Оценка результативности программы может осуществляться через анализ следующих показателей:

– представление ребенка о том, чему он научился на этих занятиях, как они помогли ему;

– сравнение положения ребенка до и после коррекционной работы;

– снижение уровня тревожности;

– повышение самооценки;

– положительные сдвиги в учебной деятельности;

– оценка изменений в поведении и деятельности ребенка, его эмоционального самочувствия, даваемая родителями и учителями;

– улучшение взаимоотношений в группе, семье

Количественные и качественные характеристики группы:

– желательно, чтобы количество участников группы не превышало 12 человек;

– дети должны быть приблизительно одного возраста;

– в группе должно быть приблизительно равное количество девочек и мальчиков;

– участники, входящие в группу не должны иметь медицинских противопоказаний психических расстройств;

– в состав группы должны входить не только тревожные дети.

Применение составленной коррекционно-развивающей программы.

Этап повторной диагностики

Проводятся те же диагностические процедуры, что и на 1 этапе, чтобы отследить динамику развития и провести качественный и количественный анализ результатов.

  • Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению –/ Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Ярославль – 1996.
  • Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми/ Костина Л. М.  – Спб, 2001
  • Кряжева М. Л. Развитие эмоционального мира ребенка. –/ Кряжева М. Л Ярославль, 1997
  • Панфилова М. А. Игротерапия общения. –/Панфилова М. А.  М., 1995
  • Самоухина Н. В. Игры в школе и дома. –/ Самоухина Н. В. М., 1993.

Упражнение «Разрывание бумаги»

Цель: разрядка накопившейся энергии.

Возраст: младший школьный.

Инструкция: Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, либо другую ненужную бумагу. Вначале спросить детей, кто из них обещает убрать помещение в конце занятия, и объяснить, что это упражнение позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии.

Несколько минут отводится на обсуждение разных чувств и вызывающих их ситуаций.

Затем начать разрывать газеты или журналы, показывать детям, как лучше это делать. Дать им понять, что размер кусочков не столь важен. Дети присоединяются к психологу, и вместе бросают кусочки бумаги в кучу в центре комнаты. Когда куча становится большой, все вместе принимаются энергично подбрасывать кусочки бумаги в воздух. Они разлетаются по всему помещению, и дети приходят в неописуемый восторг. Те, кто отличается скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям особенно нравится делать кучки и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или бросать их горстками в воздух.

После наступает момент уборки. Когда уборка завершена, необходимо попросит их поделиться впечатлениями от упражнения и сказать, что человек чувствует, когда дает выход своей энергии, и каким образом можно делать нечто подобное в домашних условиях.

Упражнение «Поза покоя»

Цель: упражнение на расслабление.

Необходимо сесть поближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится учителем медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая:

И становится понятно –

Упражнение «Сломанная кукла»

(На развитие мышечной саморегуляции)

Упражнение «Ты – лев! »

«Закрой глаза, представь льва – царя зверей. Сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и спокоен. У него твои глаза, твои руки, твое тело, твое имя. Лев – это ты! »

Упражнение “Представь, что ты это можешь”

Цель. Вырабатывание у ребенка уверенности в своих силах.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Описание упражнения. Упражнение проводится с одним ребенком. Педагог предлагает ребенку не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать и показать. Например, если попросить ребенка завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении педагог просит его представить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается. После этого педагог предлагает ребенку достать до потолка или представить, что он достает до потолка, как он это делает. Педагог может придумывать различные ситуации и вырабатывать у ребенка уверенность в своих силах, что в любом случае у него все получится, пусть даже в воображении.

Игра “Новое имя”

Цель. Повышение самооценки ребенка, осознание собственной значимости.

Ход игры. Психолог просит детей придумать каждому ребенку группе новое имя на основе использования первой буквы настоящего имени. Например: Надя – нежная, надежная, неунывающая; Саша – смелый, сильный, стойкий; Лена -ласковая, любознательная. Имя можно придумывать и на основе ассоциации с каким-либо растением, животным, явлением.

(С. Г. Якобсон, В. Г. Щур)

Цель: изучение самооценки и уровня притязаний детей.

Диагностическое оборудование: картинка с изображением лестницы, состоящей из 7 ступенек; вырезанные из бумаги фигурки мальчика и девочки.

Процедура проведения: Методика проводится индивидуально. Ребёнку предъявляется рисунок лесенки и зачитывается инструкция.

«Это волшебная лесенка. Давай представим с тобой, что на ней располагаются все ребята: на верхней ступеньке – самые лучшие дети, на следующей – тоже хорошие, но всё-таки чуть-чуть похуже. Чем ниже по лесенке – тем хуже дети (показывает рукой). Посередине – так себе ребятишки, не хорошие и не плохие. На последней, самой низкой ступеньке – самые плохие дети. Запомнил? Сможешь повторить?»

После того, как психолог убедился, что ребёнок правильно понял и запомнил инструкцию, он последовательно задаёт ребёнку следующие вопросы:

III. 1. Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит воспитательница?

(Воспитательницу следует назвать по имени-отчеству. Если в группе две воспитательницы, то вопросы желательно задать о каждой).

Ответы детей фиксируются в протоколах.

Примечание: если ребёнок затрудняется в ответах на вопросы «Почему?», то не следует настаивать. Однако необходимо повторять этот вопрос во всех требуемых случаях.

Обработка и интерпретация результатов.

Завышенная самооценка – ступенька № 7.

Возрастная норма (оптимально высокая самооценка) – ступеньки № 4, 5, 6.

Заниженная самооценка – ступеньки № 2, 3.

Низкая самооценка – ступенька № 1.

а) об инфантилизме (все ответы – «на верхнюю ступеньку», не может      ответить на вопрос «почему?»);

б) о «компенсирующей самооценке» (желаемое выдаётся за действительное).

(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Цель: исследование тревожности ребёнка по отношению к ряду типичных    для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Диагностическое оборудование: 14 рисунков (размер 8,5х11 см). Каждый    рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.

Рис. 1. Игра с младшими детьми (Ребёнок играет с двумя малышами).

Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем (Ребёнок идёт рядом с матерью, которая везёт коляску с младенцем).

Рис. 3. Объект агрессии (Ребёнок убегает от нападающего на него сверстника).

Рис. 4. Одевание (Ребёнок сидит на стуле и одевает ботинки).

Рис. 5. Игра со старшими детьми (Ребёнок играет с двумя старшими детьми).

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве (Ребёнок идёт к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).

Рис. 7. Умывание (Ребёнок умывается в ванной комнате).

Рис. 8. Выговор (Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребёнку за что-то).

Рис. 9. Игнорирование (Отец играет с малышом, ребёнок стоит в одиночестве).

Рис. 10. Агрессивное нападение (Сверстник отбирает у ребёнка игрушку).

Рис. 11. Собирание игрушек (Мать и ребёнок убирают игрушки).

Рис. 12. Изоляция (Двое сверстников убегают от ребёнка, стоящего в одиночестве).

Рис. 13. Ребёнок с родителями (Ребёнок стоит между матерью и отцом).

Рис. 14. Еда в одиночестве (Ребёнок один сидит за столом, держа в руке стакан).

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом – печальное.

Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в протоколе.

Рисунки предъявляются ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Показав ребёнку рисунок, взрослый даёт инструкцию следующего содержания:

Предлагаемые рисунки изображают типичные ситуации, отличающиеся по своей эмоциональной окраске.

Положительную эмоциональную окраску имеют такие ситуации:

Игра с младшими детьми (рис. № 1)

Игра со старшими детьми (рис. № 5)

Ребёнок с родителями (рис. № 13)

Отрицательная эмоциональная окраска наблюдается в ситуациях:

Объект агрессии (рис. № 3)

Выговор (рис. № 8)

Агрессивное нападение (рис. № 8)

Изоляция (рис. № 12)

Ситуации, имеющие двойной смысл, изображены на таких рисунках:

Ребёнок и мать с младенцем (рис. № 2)

Одевание (рис. № 4)

Укладывание спать в одиночестве (рис. № 6)

Умывание (рис. № 7)

Игнорирование (рис № 9)

Собирание игрушек (рис. № 11)

Еда в одиночестве (рис. № 14)

Двусмысленные рисунки несут основную «проективную нагрузку»: то, какой эмоциональный смысл придаёт им ребёнок, указывает на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения.

Протоколы каждого ребёнка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков

:

Число эмоционально негативных выборов

В зависимости от уровня  индекса тревожности дети подразделяются на

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%)

Каждый ответ ребёнка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребёнка в данной ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рисунки № 4 (Одевание), № 6 (Укладывание спать в одиночестве), № 14 (Еда в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях № 2 (Ребёнок и мать с младенцем), № 7 (Умывание), № 9 (Игнорирование), № 11 (Собирание игрушек), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Наибольший уровень тревожности может проявляться в ситуациях, моделирующих отношения ребёнок – ребёнок (Игра с младшими детьми. Объект агрессии. Игра со старшими детьми. Агрессивное нападение. Изоляция).  Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребёнок – взрослый (Ребёнок и мать с младенцем. Выговор. Игнорирование. Ребёнок с родителями), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Собирание игрушек. Еда в одиночестве).

Коррекция застенчивости и тревожности у школьников

Многие психологи, психиатры, социологи и иные специалисты пытались разобраться в сложном понятии «застенчивость». Их ответы на вопрос, чем бывает вызвана застенчивость, различны:

Исследователи личностных черт убеждены, что застенчивость представляет собой передаваемую по наследству индивидуальную особенность, как например, уровень интеллекта или рост.

Социологи и некоторые специалисты по детской психологии считают, что застенчивость следует рассматривать в терминах социального программирования: условия социальной среды многих из нас делают застенчивыми.

Социальные психологи предполагают, что застенчивость начинается не с чего иного, как с навешивания ярлыка. « Я застенчив, потому что считаю себя застенчивым или потому что другие меня таким считают». Конечно, эти подходы не исчерпывают всего многообразия возможных объяснений. Например, у одного писателя есть своеобразная теория, что люди застенчивы в силу безграничного стремления к успеху. Но каждое из приведенных объяснений может способствовать нашему пониманию застенчивости. Говоря о коррекции застенчивости, нельзя не обратиться к работе Зимбардо Ф. « Застенчивость». Вот что говорит об этой проблеме автор в первой части своей книги «Что такое застенчивость»:

Нельзя не согласиться с автором в том, что задача — победить застенчивость, — достаточно сложна, «но подобно строительству египетских пирамид, она решается шаг за шагом, кирпич к кирпичу. Чудотворных магических заклинаний не существует, и ошибается тот, кто рассчитывает на немедленный успех целительного снадобья доктора Зимбаро. Основной ингредиент нашего лекарства – это то, чем вы уже обладаете, но, вероятно, не всегда эффективно пользуетесь, — сила вашего собственного разума».

Причем, в книге дается полная программа приобретения уверенности в себе:

Помощь ребенку в преодолении застенчивости — задача для школьного психолога не из легких, но она решаема. Наиболее эффективное средство воздействия на застенчивых, неконтактных детей — групповые формы работы, целью которых является:

На первом этапе главнейшей задачей психолога выступает установление эмоционального контакта с застенчивым ребенком. Прежде всего необходимо выяснить, в каких случаях ребенок не хочет общаться, а в каких не может. Для этого нужно завоевать его доверие, заставить забыть об отрицательном опыте, восстановить и укрепить потребность в общении.

Общение должно проходить в спокойной обстановке. Поэтому важно, чтобы дизайн кабинета, в котором проводятся занятия, способствовал социальным контактам детей.

В воспитании застенчивого ребёнка большая часть ответственности должна лежать на воспитывающем взрослом, так как его личность – мощный фактор развития личности (функция воспитывающего взрослого – приобщение к культуре, общественному опыту поколений), его роль – наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности.

Зачастую застенчивость часто сопровождают такие негативные чувства, как тревожность, беспокойство, одиночество. Застенчивости сопутствует чувство неполноценности. Застенчивых людей могут мучить необъяснимые страхи и сомнения.

Рассмотрим школьную тревожность
Школьная тревожность – проблема в наше время достаточно распространенная. Возникновению ее способствует  в немалой степени и стрессогенная, нестабильная, тревожная обстановка в мире, доступная информация об этих опасностях.

В психологии под тревожностью понимается устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. Чувство тревоги может возникать в конкретных ситуациях («частная» тревожность), но может и являться некоторым фоном жизни ребенка («общая» тревожность).

Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятие его отрицательных последствий и устранение тревожности как относительно устойчивого личностного образования.

Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:
1) Обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

2) Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;

3)  Перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.

Приемы коррекционной работы с учащимися, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием:

Эти и другие прием являются достаточно эффективными, прежде всего, для учащихся, испытывающих так называемую «открытую тревогу». В работе со школьниками, тревожность которых проявляется как бы в скрытой форме (часто такие учащиеся говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей), необходимо обратить внимание на развитие у школьников умения анализировать свои переживания и находить их причины (самоанализ). Для этого можно предложить им сначала обсудить переживания или поступки сверстников по схеме: что произошло? Что переживает и думает герой? Какова причина? Успешно или не успешно он действовал в этой ситуации? Что он должен делать? Затем школьнику можно предложить применить эту схему по отношению к себе, ведя разграфленный соответствующим образом дневник или записывая ответы на вопросы на магнитофон. Часть этих записей в последующем можно обсудить совместно с психологом.

Важным этапом в работе со «скрытыми» учащимися является выработка у них критериев собственного успеха. Оценка успеха у них часто затруднена, в связи с этим многие достаточно удачные ситуации рассматриваются ими как неуспешные. Продуктивным в таких случаях оказывается обсуждение вместе со школьником объективных показателей успеха в той или иной ситуации, как бы «договориться» с ним, какой результат считать успешным, и затем максимально развернуто записать эти критерии применительно к различным ситуациям, после чего постоянно в беседах обращаться к этим критериям, побуждая учащегося оценивать свои результаты.

Проблема застенчивости и тревожности – очень важна, заслуживающая вашего пристального внимания! Чем раньше Вы займетесь их преодолением, тем проще ребенку будет в дальнейшем справляться с возникающими трудностями и тем более радужные воспоминания останутся у него о чудесных школьных годах!

  • Гаврилова Т. П. У истоков творческой личности. Витебск, 1996.
  • Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.
  • Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. В кн.: Активные методы в работе школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989.
  • Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми” Лютова Е. К., Монина Г. Б. — М.: Генезис, 2000
  • Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М., 1990.

Назарова Юлия Васильевна, педагог-психолог высшей кв. категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения, для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-медико-социального сопровождения г. Челябинска (МБОУ ЦПМСС)

Публикации

Статья посвящена проблеме коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется анализу причин и особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассматривается метод арт-терапии, как средство коррекции детской тревожности, а также приводятся факторы, которые необходимо учитывать при составлении плана психокоррекционных занятий.

Ключевые слова:

тревожность, старший дошкольный возраст, ребенок, арт-терапия, коррекция.

Причинами тревожности в старшем дошкольном возрасте являются в первую очередь особенности семейного воспитания, а также взаимоотношения с воспитателями и сверстниками, посттравматический стресс в результате психотравмирующих ситуаций, негативный эмоциональный опыт ребенка и его психофизиологические особенности. Такие источники повышенной тревожности, как особенности семейного воспитания, посттравматический стресс, глубоко индивидуальны для каждого ребенка и его семьи и, соответственно, требуют индивидуальной коррекционной работы. Групповая же коррекционно-развивающая работа может быть направлена на гармонизацию отношений со сверстниками, расширение поведенческого и эмоционального репертуара, работу со страхами, формирование навыков снятия мышечного напряжения.

В настоящее время проблема тревожности привлекает внимание многих учёных. Вышел ряд работ отечественных и зарубежных авторов, с разных сторон изучающих тревожность. Среди них можно отметить труды Н. А. Аминова, В. М. Астапова, Г. Ш. Габдреевой, К. Е. Изарда, Р. Лазаруса, Н. Д. Левитова, Р. Мартене, А. Е. Ольшанниковой, И. В. Пацявичуса, А. О. Прохорова, А. М. Прихожана, Ч. Д. Спилбергера, К. Хорни, Ю. Л. Ханина. Научные основы внедрения в учебный процесс арт-терапевтических методов были разработаны Л. А. Аметовой, Л. Л. Лебедевой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Я. А. Коменским, И. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Н. Э. Фаас, Ф. Фребель и др. Т. Т. Казакова указывала на возможность использования изобразительной деятельности ребенка не только в педагогических целях, но в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия является одним из способов эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и понимания своего отношения к миру и к самому себе. Работа арт-терапевта направлена на решение таких проблем дошкольника, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, сложности адаптации в детском коллективе, в общении со сверстниками и со взрослыми, агрессивность и импульсивность в поведении, завышенная или заниженная самооценка.

– изотерапии (рисование, лепка, конструирование);

– песочной терапии;

– сказкотерапии (театрализованные постановки);

– музыкальных занятий.

При составлении плана занятий для коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста нужно учитывать следующие факторы:

– использование принципа выражения чувств и эмоций в художественной экспрессии, которая помогает снятию эмоционального напряжения (свободное рисование, рисование эмоций);

– фактор художественной проекции, который позволяет исследовать произведение, созданное ребенком, увидеть то, что беспокоит его и постепенно, используя техники визуального искусства, уменьшить количество переживаний (создание историй на основе рисунка, рефлексия);

– фактор терапевтических отношений, который позволяет ребенку получить новый опыт отношений, отличный от семейных;

– игровая форма занятий также может способствовать переносу в жизнь новых решений, которые ребенок находит, исследуя и экспериментируя во время занятий (использование природных материалов наряду с художественными, свободное самовыражение без критики, открытое выражение эмоций без порицания);

– взаимодействие с природной средой для обеспечения полисенсорной стимуляции и интеграция деятельности различных сенсорных систем организма (активация слуховых ощущений, задания на фокусировку и поиск определенных природных материалов, выделение элементов среды);

– взаимодействие с привычной средой как источником новых впечатлений, открытий (развитие восприятия, фокусирование на необычных явлениях, предметах, звуках, присвоение элементов среды, ее опредмечивание).

Таким образом, значение арт-терапии как метода искусства в коррекции тревожности у детского старшего возраста велико. Развитие эмоциональной сферы детей в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как одна из ведущих характеристик развития ребенка. Для достижения долговременного коррекционного эффекта, а также для профилактики тревожности ребенка в будущем необходимо осуществлять работу с родителями по повышению их психологической культуры в сфере детско-родительских отношений. Если родитель будет знать, о чем свидетельствует то или иное поведение ребенка, он сможет искать более эффективные пути взаимодействия с ним. Психокоррекция не будет иметь долговременного эффекта, если социальная ситуация развития тревожного ребенка останется прежней.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, детская тревожность, повышенная тревожность, коррекция тревожности, посттравматический стресс, семейное воспитание, создание историй, творческая деятельность.

Поиск

Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся

Истратова Ольга Николаевна

Год проведения конкурса

Статус лауреата конкурса

Цель программы: снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Оцените статью
Избавиться от тревоги