мобилизовать беспокойство и инструкции для менеджеров и многое другое

Читать в полной версии

К стрессу принято относиться с подозрением: можно найти сотни методичек о том, как от него избавиться или заглушить. Может, лучше подружиться? В этом материале рассказываем все о стрессе (спойлер: он не так уж и плох)

Когда мы впервые случайно касаемся раскаленной сковородки, то испытываем стресс. И когда встаем под душ с ледяной водой — тоже. Первый поцелуй, первый поход в школу, первый крик ребенка — стресс. Даже сдача этой статьи — стресс, и, может быть, ее чтение тоже для кого-то им является. К стрессу принято относиться, как к врагу, а он, между тем, может быть и полезным. А главное — он почти никогда нас не покидает.

Дорогой читатель!

Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.

Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берёт начало в глубине тысячелетий. Её основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.

Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности. Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создаёт новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.

Владелец Издательской группы «Весь»

Управленческая работа часто сопровождается сильным эмоциональным напряжением. Это и тревога за состояние дел во вверенном подразделении или компании в целом, и взаимоотношения с подчинёнными, вышестоящим руководством, проверяющими органами.

В ответ на экстремальные воздействия появляется стресс. Это психическое перенапряжение, вызванное сильными эмоциями.

Причиной стресса могут стать и расширение спектра обязанностей, внедрение различных новшеств, повышенные требования к личности. Одна из типичных предпосылок для появления стресса — сильная перегруженность задачами и тотальная нехватка времени на их выполнение.

Всегда ли стресс имеет негативную окраску, чем он может быть полезен для руководителя, какие виды и фазы стресса существуют, как с ним правильно бороться, разбираем в материале.

Какой тип стресса характерен для вас

Люди по-разному переносят перегрузки. Также различна моральная и психофизическая устойчивость к их длительности. Одни адаптируются к стрессовым ситуациям и довольно долго могут выдерживать сильные перегрузки, есть те, кого стресс стимулирует на работу с максимальной отдачей, но есть и такие, кто к воздействиям стресса приспосабливается плохо, выбивается из колеи.

В зависимости от адаптации можно выделить три типа стресс-личности:

Классификация не предполагает возведения личности в абсолют. Один и тот же руководитель может проявить себя как львом, так и волом и даже кроликом. Многое зависит от конкретной ситуации, темперамента, прошлого опыта адаптации и массы других внутренних и внешних факторов.

Какие раздражители вызывают стресс

Раздражитель, значительный по силе и продолжительности экстремального воздействия называют стрессором. Их природа различна.

Например, разделить стрессоры можно на:

Есть и другие классификации. Так, у руководителей стрессоры можно разделить на два вида (таблица 1).

Таблица 1. Виды стрессоров у лидеров (управленцев)

Каждый стрессор важно выявлять и работать с ним.

Может ли стресс быть полезным

Если человек самостоятелен, сам управляет своим поведением, добивается поставленных целей, стресс может действовать стимулируще. Он позволяет активировать скрытые ресурсы в борьбе с трудностями, раскрыть потенциал. Часто в состоянии стресса человек осознаёт необходимость изменений, происходит прорыв, меняющий жизнь в лучшую сторону.

Если человек чувствует себя отчуждённым, зависимым от обстоятельств, ограничен в возможности влиять на ход событий, чувствуете себя скорее жертвой, такой стресс негативен.

Чтобы управлять развитием событий и успешно адаптироваться к меняющимся условиям, нужно понимать механизм протекания стресса, логику его развития.

Каков механизм протекания стресса

Есть три фазы стресса (таблица 2).

Таблица 2. Фазы стресса

Фазы стресса влияют на работу по-разному. Позитивное влияние может оказывать стресс в первой фазе, но, если эмоциональная нагрузка продолжит нарастать, через какое-то время начнёт снижаться работоспособность.

Многое зависит от длительности фаз, способности человека сопротивляться стрессовым воздействиям.

Для обозначения меры сопротивляемости человека стрессовым воздействиям используется понятие «стрессоустойчивость». Люди с повышенной стрессоустойчивостью легче преодолевают перенапряжение. Те, у кого уровень занижен, могут столкнуться с осложнениями, обострением хронических патологий.

Как может проявляться стресс

Стресс может проявляться в трёх вариантах: «бей, беги, замри»:

Во всех трёх состояниях заниматься управленческой работой крайне тяжело. Важно научиться управлять своим состоянием.

Как управлять стрессом

Для «обуздания» стресса можно воспользоваться несложным алгоритмом.

1. Отслеживайте состояние стресса

На наличие стрессового состояния укажут следующие признаки:

Состояние стресса важно отслеживать не только у себя, но и у членов команды, поскольку это напрямую влияет на результаты и эффективность работы.

2. Выявите и изучите причину стресса

Нужно понять, какое именно событие вызвало стресс: негативный диалог с вышестоящим руководством или сотрудником, плохая новость, какое-то событие, не относящее напрямую к работе.

Событие, которое вас тревожит, может оказаться надуманным. Поразмышляйте над каждой из причин, ответьте себе на два вопроса:

Упражнение можно делать каждый раз, когда появляется тревога, чтобы тормозить «накручивание» и не поддаваться стрессу.

3. Будьте реалистом

Многим людям свойственно мысленно находить причины происходящего, «улаживать конфликты» у себя в голове ради временного успокоения, либо придумывать факторы, которые уж точно помешают эту проблему решить.

Важно оставаться реалистом. Воспринимать действительность такой, какова она есть в реальности, а не в воображении. Дать происходящему объективную оценку.

4. Делайте гибкие установки, имейте в наличии запасной план

Достаточный набор гибких установок, позволяющих заменить цель или способ её достижения, пригодится на случай неудач, поможет минимизировать стресс.

Старайтесь оценивать происходящее с разных сторон. Готовьте себя к любым неожиданностям, на любые непредвиденные повороты событий.

Следует помнить, что работа руководителя связана с большим количеством неизвестных. Чтобы спокойнее принять изменения, следует вооружиться запасными планами. Иметь в арсенале «план А», «план Б», «план В» и т.д.

5. Расставляйте приоритеты, делегируйте

План вносит в работу определённость, понимание, какие шаги нужно сделать для достижения результата. Видение объективной картины снижает вероятность стресса.

Разделяйте главное и второстепенное. Важно выделить, что в вашей работе самое важное, что можете сделать только вы, а что можно делегировать.

6. Учитесь понимать мотивы окружающих

Адекватное понимание мотивов поведения окружающих, поможет сделать общение более гибким, правильно выстроить линию поведения, избежать недопониманий, ненужных конфликтов.

7. Старайтесь мыслить оптимистично

Руководители — оптимисты в меньшей степени подвержены стрессу. Чтобы быть в хорошем расположении духа, соблюдайте режим дня, следите за питанием, держите себя в хорошей физической форме, следите за кругом общения.

8. Учитесь извлекать из происходящего положительный опыт

Любой опыт нужно осмыслить и сделать выводы. Это поможет анализировать ошибки, выстраивать причинно-следственные связи, расширить кругозор, возможности в оценке людей и ситуаций. А всё вместе это способствует лучшей адаптации к происходящему и снижению стресса.

Стресс плохой и хороший

Хотя Селье свободно говорил как минимум на восьми языках, его выбор слова «стресс» (stress) для описания обнаруженного синдрома, оказался неудачным. Он сам говорил, что если бы постарался быть более точным, то использовал бы слово «напряжение» (strain). Ученый понимал, что одной лишь неудачной терминологией обеспечил стрессу славу того, что нужно бояться и чего стоит избегать. Пособия по борьбе со стрессом, бомбочки для ванн, успокоительные, расслабляющие свечи, медитации, информационные детоксы, игрушк-антистресс — мир объявил стрессу войну, которая идет до сих пор.

Селье же утверждал, что стресс — это «приправа к жизни». Стресс, по сути, выполняет функцию адаптации к переменам. « Даже во сне наше сердце все еще должно биться, нам все еще нужно дышать, наша система надпочечников все еще реагирует на сны, мы все еще находимся в состоянии стресса, — сказал Селье в интервью канадскому Залу медицинской славы. — Противоположность стресса — смерть».

Ученый разделил стресс на мобилизирующий (полезный), или эустресс, и разрушающий (негативный) — дистресс. По продолжительности стресс можно также разделить на острый (шок) и хронический. Как хороший, так и вредный стресс расходуют энергию организма. « Физические реакции матери, когда она узнает, что ее сын пал в бою, такие же, как и тогда, когда она слышит позже, что первое сообщение было ошибкой и что он все-таки жив и здоров», — говорил Селье.

«Но крысы ведь умирали!», — можно возразить на это. Да, но стресс, который испытывают лабораторные животные, совсем не похож на повседневный стресс человека. День подопытных животных состоит из разных видов серьезных испытаний, из которых ток и голодание — самые невинные.

«Эустресс, то есть стресс, с которым организм способен активно справляться, повышает его адаптационный потенциал. Хорошим примером являются физические нагрузки, привыкая к которым, организм становится сильнее и выносливее, подобное явление может прослеживаться и при умеренном психоэмоциональном стрессе, повышая стрессоустойчивость.

Помимо очевидных вариантов повышения устойчивости к одному и тому же стрессору при его повторении, также существует феномен перекрестной адаптации к разным стрессорам. Например, из-за неспецифичности стрессорного ответа на молекулярном уровне гипоксические или тепловые тренировки могут улучшать физические и спортивные показатели, стрессоустойчивость, препятствовать развитию ряда постстрессорных расстройств. Вариантов такой перекрестной адаптации выявлено довольно много, и феномен может потенциально применяться в качестве тренировочных или терапевтических воздействий, что последнее время активно изучается во всем мире, в том числе в нашей лаборатории».

Даже во время беременности, одного из самых уязвимых периодов в жизни, стресс совсем не всегда вреден. В 2011 году ученые из Калифорнийского университета провели анализ более сотен исследований и установили, что только экстремально тяжелые ситуации (например, нападение террористов, пожар, потеря недвижимости, смерть близких) увеличивают риск преждевременных родов. Обычный повседневный стресс, с которым мы сталкиваемся каждый день, таких последствий не вызывает. Более того, некоторый уровень стресса даже полезен для ребенка. Ученые из Университета Джона Хопкинса пришли к выводу, что у женщин, испытывавших во время беременности сильный, но не экстремальный стресс, дети рождаются с более развитым мозгом и лучшими показателями сердечного ритма. Стрессовые гормоны матери как бы «учат» нервную систему плода приспосабливаться. Исследователи связали стресс матери с ускоренным неврологическим созреванием.

Как подружиться со стрессом

В 1975 году психолог Сальваторе Мадди из Чикагского университета начал долгосрочное исследование последствий стресса у работников телефонной компании Illinois Bell. В 1981 году она пережила кризис и вынуждена была уволить половину сотрудников. У некоторых из оставшихся сотрудников начали проявляться симптомы заболеваний и депрессия, другие, наоборот, чувствовали себя полными сил, радовались возможностям.

У Мадди, наблюдавшего за своими подопечными не первый год, набралась целая картотека их личных данных. Он с коллегами попыталcя понять, с чем связана разница реакции на стресс. Оказалось, что люди, прекрасно чувствующие себя при стрессе, считали, что любой стресс — это возможность для обучения и не были склонны все катастрофизировать. Они предпринимали активные действия, поддерживали личные связи, реже проявляли враждебность, заботились о себе. Мадди назвал этот набор убеждений и стратегий «жизнестойкостью», которую определил как «мужество, необходимое для обращения стресса во благо».

«Дистресс отличается от эустресса прежде всего тем, что он превышает адаптивные возможности конкретного организма и приводит к фазе стрессорного истощения, что выражается в болезни и, в крайнем случае, смерти индивидуума. На всех уровнях ниже психологического, то есть на уровне гормонов и клеток, стресс не имеет модальности. Однако она имеется на уровне эмоций, и именно эмоциональное восприятие стрессора, по-видимому, является важным моментом, влияющим на последующий ответ.

Одной из самых распространенных моделей депрессии в нейробиологии является модель «выученной беспомощности», когда из-за хронического стресса организм перестает воспринимать любые стрессоры, как что-то, с чем он может справиться — это приводит к развитию полноценного психического заболевания, депрессии. Восприятие стресса как того, с чем можно справиться, наоборот, несет адаптивный характер и, по-видимому, сильно влияет на исход событий. Реакция определяет, пойдем мы в сторону эу- или дистресса.

Вторым важным моментом является повышение запаса «сил» адаптации, который достигается путем регулярных повторений или тренировок с каким-либо стрессором. Человеческий организм может привыкнуть или приспособиться к чрезвычайно большому разнообразию условий, которые раньше даже не встречались, главными моментами являются регулярность, постоянство и эмоциональное восприятие».

Предисловие

Современные люди, живущие в больших городах, почти всегда жертвы манипуляций или же сами манипуляторы. Чаще всего – наивные манипуляторы. Это значит, что манипулировать они только пытаются, но гораздо чаще сами становятся жертвами – как чужих манипуляций, так и своих собственных.

Быть жертвой – занятие, надо сказать, не из приятных. Никто не хочет, чтобы его использовали и относились к нему как к вещи, с которой можно делать что угодно. А почему? Да потому, что это приводит к появлению новых негативных переживаний и эмоций. Таких сложных чувств, как обида, злость, гнев, досада, разочарование. Каждый человек много раз в жизни сталкивался с подобными состояниями. И каждый прекрасно знает, что это такое, потому что, становясь жертвой, мы испытываем так называемые сложные чувства – страх, стыд, вину, обиду.

Так как же поступить в такой ситуации? Как перестать быть жертвой? Как научиться противостоять манипуляциям? Как преодолеть деструктивные чувства страха, вины или стыда?

Про это написано много хороших книг, блогеры и блогерши в интернете наперебой рассказывают нам, как справиться с той или иной проблемой. Я же работаю с этим ежедневно и не понаслышке знаю, что такое манипуляции. Но, кроме того, помогаю людям справиться с последствиями душевных травм, научиться лучше понимать себя и уметь предотвращать такие сложные чувства и другие негативные переживания.

Все начинается с эмоций. Эмоции играют очень важную роль в нашей жизни. Без эмоций нам многое вообще невозможно делать. Невозможно передавать какую-либо информацию другим людям (общаться), невозможно понимать самих себя, невозможно понимать происходящее вокруг нас и еще много чего.

Эмоции придают нашим словам определенный смысл и окраску. Без эмоций невозможно предупреждать других людей о своих намерениях. Эмоции выполняют функцию предупреждающего знака, который демонстрирует то, что мы испытываем в настоящее время, как мы относимся к другим людям и к самим себе.

Кроме того, эмоции являются своеобразной психической энергией, которая запускает любое наше действие. Без переживаний нам трудно встать утром с кровати или начать работать и учиться, потому что эмоции позволяют лучше понимать свои желания и дают силы для их исполнения. Испытывая определенные эмоции, мы способны «горы свернуть»: активно выполнить любую задачу, перепрыгнуть через высокий забор и даже взобраться по голому столбу на самый верх, убегая от какой-нибудь опасности.

Эмоции бывают положительными и негативными, выраженными и скрытыми, грубыми и тонкими. Их избыток или, наоборот, недостаток может приводить как к улучшению самочувствия, так и к психическим расстройствам и даже умственной отсталости и дезадаптации человека в обществе.

Для полноценного существования каждому человеку просто необходимо налаживать связь со своими эмоциями, внутренними переживаниями и чувствами. Эта связь улучшает и гармонизирует нашу жизнь.

К сожалению, в нашей культуре недостаточно внимания уделяется обучению и воспитанию того, как находить гармонию с самим собой с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого из нас. Однако это умение является необходимым для каждого человека. Тот, кто умеет быть в гармонии с самим собой, способен найти свое счастье.

В клинической практике я часто сталкиваюсь с клиентами, которые имеют множество проблем в личной жизни и даже серьезные болезни вследствие того, что не могут установить адекватную связь со своими внутренними переживаниями. Это происходит не только со взрослыми, но также и с детьми, которые учатся у своих родителей.

В последнее время в нашей жизни хватает проблем: чрезмерные перегрузки, избыток негативной информации, жуткие новости о различных происшествиях, экономические кризисы, вирусные «ковидные времена» и прочие источники нагрузки и стресса могут усугублять наше психологическое состояние, «высасывать» все силы и ресурсы.

Я задумал эту книгу во время работы с клиентами, а также во время чтения курса лекций и проведения семинаров по психотерапии для моих студентов. Проводя с ними занятия, я часто приводил примеры из практической работы. Студентам были интересны эти примеры, поскольку они помогали им лучше понять изучаемый материал и делали научные психологические факты более доступными, практичными и жизненными, а также помогали им лучше разобраться в самих себе и своих жизненных стратегиях, которые они выбирают неосознанно.

В этой книге мы попробуем разобраться не только в том, что же такое сложные чувства, какими они бывают, но и понять, что с ними делать. Как преодолеть негативные последствия манипуляций, окружающих нас повсюду?

Не существует какой-то универсальной таблетки, которая спасла бы нас от самих себя, исправила или удалила нежелательные чувства. Однако если человек сам хорошо понимает, как устроены его эмоции, из чего складываются мысли, с чем они связаны и что с ними можно сделать, то он способен это знание применить в своей жизни, использовать в конкретной ситуации и, возможно, чуть быстрее найти из нее выход. Этим мы с вами и займемся.

Хочется поблагодарить сотрудников издательской группы «Весь» за помощь в подготовке и издании этой книги. А также сказать «спасибо» моим клиентам, студентам, знакомым, близким и родным, без которых этой книги могло и не быть.

Хочу выразить глубокую и нежную признательность своей семье за поддержку, которую она оказывала мне, когда это было необходимо, надеюсь, так будет всегда: вы моя радость, вы мое вдохновение!

Что происходит с организмомво время стресса

Стрессовая реакция активирует разные биологические системы, и они формируют разные стратегии поведения. Гипоталамус задействует гормон, влияющий на гипофиз, далее надпочечники выбрасывают в кровь кортизол и адреналин — адреналин заставляет сердце биться чаще, чтобы обеспечить больше кислорода мозгу и мышцам, а кортизол поднимает уровень сахара в крови для энергии. При этом кортизол угнетает деятельность кишечника и снижает активность пищеварительной и репродуктивной системы. Этот физиологический отклик на стресс обеспечивает человеку исключительные физические и интеллектуальные способности в кризисных ситуациях.

«Активированные кортизолом глюкокортикоидные рецепторы связываются со специфическими участками ДНК и влияют на работу большого количества генов, управляющих метаболизмом и всеми перечисленными ранее процессами. Запасы гликогена в печени перерабатываются в быстрые энергетические ресурсы — глюкозу, основным потребителем которой является головной мозг. Кровеносная система «важных органов» усиливает в них кровоток и эффективнее разносит энергетические ресурсы, кровоснабжение и метаболизм в остальных органах во время стрессорного ответа, напротив, снижается.

Если ответ организма был достаточен, то наступает вторая фаза, сопротивляемости или резистентности, когда организм способен эффективно справляться с воздействием стрессора, не истощая важные ресурсы. Подобный стресс является эустрессом, то есть стрессом, который делает организм сильнее или более приспособленным.

Такое перераспределение ресурсов позволяет быстро отвечать на изменившиеся условия, однако, если стрессорные воздействия начинают носить длительный, хронический, характер или по своей силе превосходят возможности адаптации, начинается истощение, или дистресс. Например, длительное подавление работы иммунной системы кортизолом приводит к развитию инфекционных заболеваний, что в обыденном опыте выражается в «простудах после переохлаждения».

Коктейль из эндорфинов, адреналина, тестостерона и дофамина может выглядеть довольно привлекательно для организма. Именно поэтому некоторые люди вызывают его сознательно — прыгают с парашютом, погружаются на глубину, покоряют горные вершины. Стресс дает им приятное возбуждение, заставляет чувствовать себя лучше. Каждая неприятность — это прививка стрессом. Именно поэтому стрессовые тренировки обязательно есть в программах космонавтов, спортсменов, работников правоохранительных органов.

Стадии стресса

Селье обнаружил, что на воздействие всех видов раздражителей организм животного реагирует одинаково — тремя симптомами. Они вошли в историю как «триада Селье»: увеличение коркового слоя надпочечников, уменьшение лимфатических структур, язвы на слизистой оболочке желудка. Кроме того, ученый разделил стрессовую реакцию на три последовательно наступающие стадии.

Какими бывают стрессоры

Стрессоры, с которыми мы встречаемся, могут быть совершенно разными: падение с лестницы, пожар, ссора с другом, провал на работе, сильная физическая нагрузка — почти весь перечень действий, которые человек совершает в своей повседневности.

Михаил Зенько, специалист Лаборатории регуляции функций нейронов мозга Института физиологии имени И. П. Павлова РАН:

«То, что в обычной жизни называется стрессом, на самом деле — стрессор — это любое воздействие на организм, которое выводит какие-либо его процессы из равновесия (гомеостаза). Стресс, стрессорный ответ, или, как его первоначально назвал Ганс Селье, «общий адаптационный синдром» — это сама реакция организма на такое воздействие. Самым важным свойством любого стрессорного ответа является его неспецифичность. Понимать ее следует так: неважно, что именно произошло с организмом — ранение, повышение по службе, холод, голод, инфекция, волнение перед свиданием, выигрыш в лотерее, — острый ответ организма будет одним и тем же, древние системы стрессорного ответа приведут его в состояние боеготовности».

По характеру действий стрессоры делят на:

Маленькие дети перед сном просят родителей прочесть им сказку и постоянно выбирают одну и ту же. Уставший отец или мать, не очень желающие перечитывать в двадцатый раз уже известное, предлагают что-то новое. Но ребенок плачет: нужна именно старая сказка. Удивительно, но и здесь «виноват» стресс. Ребенок, который только знакомится с миром, испытывает его очень много, весь его организм постоянно мобилизован для встречи с потенциальными стрессорами. Из всего количества информации, которую мы получаем в течение жизни, огромный процент приходится на первые 5 лет. Поэтому вечером малышу хочется чего-то привычного, поскольку за день он устал от нового. Привычного часто хочется и взрослым — в этом секрет популярности многосерийных франшиз. Мы точно знаем, что в новом фильме из линейки «Гарри Поттера» нас ждут старые персонажи и старые декорации, поэтому с таким удовольствием сбегаем в мир волшебства от стрессов повседневной жизни.

Стрессоры разной природы воспринимаются разными структурами мозга и запускают специфические ответные реакции. В оценку стрессора вовлекается гипоталамус, регулятор нейроэндокринной системы, от которого зависит содержание гормонов стресса — адреналина и кортизола — в крови. Если природа стрессора такова, что, кроме физиологических изменений показателей гомеостаза (например, снижение уровня глюкозы в крови), он вызывает какие-то конкретные осознаваемые ощущения (боль от падения или ожога), вовлеченность гипоталамуса и структур лимбической системы возрастает. Селье и его ранние последователи об этом еще не знали. Первая работа по теме — Пацака и Палковича — была опубликована только в 2001 году.

Несовершенная теория

До открытия Селье ученые считали, что определенные болезни приводят к определенным физиологическим патологиям — и все. Он же обнаружил, что при всяком заболевании стресс тоже играет роль, и иногда даже решающую. Именно неспецифичность реакции и стала революционной чертой теории стресса Селье. Хотя последующие научные опыты показали, что его несколько радикальная идея не совсем верна, он открыл дверь в новую область исследований — ученые по всему миру начали изучать связь реакции на стресс с хроническими заболеваниями (например, артритом, диабетом и сердечными заболеваниями). С 1949 по 1953 год Ганс Селье ежегодно номинировался на Нобелевскую премию.

Теория Селье иногда вела ученых по неверному пути. Например, до конца XX века стрессом объясняли язвенную болезнь желудка. Но в 2005 году австралийцы Робин Уоррен и Барри Маршалл получили Нобелевскую премию за доказательство инфекционной природы болезни. Они открыли ее возбудителя, теперь всем известную бактерию Helicobacter pylori. Да, стресс может усилить процесс язвообразования. Но он все же не является его первопричиной.

Беды лабораторных крыс

Венгерско-канадский эндокринолог Ганс Селье (Hans Selye) еще во время учебы в университете заметил, что у некоторых пациентов, жалующихся на совершенно разные заболевания, часто проявляется одинаковый пул симптомов — они просто «выглядят больными». Особенности конкретной болезни (туберкулеза, онкологии или ожогов) проявляются позднее, а в первое время все жалобы сводятся к типичной невнятной слабости.

В 1936 году Селье работал с лабораторными крысами в Монреале. Он вводил им в качестве эксперимента гормон, выделенный из яичников коров. Крысы реагировали на инъекцию довольно странно: они скоропостижно умирали, а при вскрытии у них обнаруживались кровавые язвы, раздутые надпочечники и сморщенные вилочковые железы, селезенки и лимфоузлы. Исследователь попробовал другие комбинации уколов — солевой раствор, гормон из коровьей плаценты, экстракт из почек и селезенки. Результат был таким же. Что бы ни вводили грызунам, они заболевали, причем каждый раз похожим образом.

Селье попробовал другие неприятные воздействия — экстремальные жару и холод, физические нагрузки, громкие звуки, токсичные вещества. Схема оставалась прежней: в течение 48 часов после таких манипуляций у лабораторных животных падал тонус мышц, развивалась язва, начиналось угнетение иммунной системы. Далее они умирали. Тогда Селье предложил парадоксальное объяснение: смерть наступала совсем не из-за токсичных веществ или физического истощения, а из-за переживаний. Крыс просто пугали уколы.

«Я обнаружил, что любые повреждения делают то же самое, — объяснил Селье. — Очевидной причиной болезни часто является инфекция, интоксикация, нервное истощение или просто старость, но на самом деле сбой гормонального механизма, по-видимому, является наиболее распространенной конечной причиной смерти».

Тихий и почти незаметный медицинский дебют биологической концепции стресса состоялся в 1936 году, когда Селье опубликовал в журнале Nature небольшую заметку под названием «Синдром, вызванный различными вредными агентами». В своей статье ученый описал общий адаптационный синдром — реакцию организма на предъявляемые к нему внешние и внутренние требования, называемые «стрессорами». В 1950-х о стрессе начали много и часто говорить, и несмотря на то, что дальнейшие исследователи во многом опровергли выводы Селье или существенно их дополнили, именно его принято называть «отцом стресса».

Оцените статью
Избавиться от тревоги