низкий уровень тревожности у дошкольников

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Тревога

Исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста является актуальным, так как на этом этапе развития ребенок сталкивается с множеством новых испытаний и задач, которые могут вызвать у него тревожность и стресс. Это могут быть школьные занятия, социальное взаимодействие со сверстниками, отношения с учителями, а также семейные проблемы.

Повышенный уровень тревожности может оказать негативное влияние на физическое и психологическое здоровье ребенка, ухудшить его успеваемость в школе, а также повлиять на его развитие и адаптацию в обществе. Поэтому важно своевременно определять проблемы с тревожностью у детей младшего школьного возраста и предоставлять им необходимую помощь и поддержку.

Кроме того, исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста также может помочь родителям и педагогам лучше понимать особенности развития и поведения детей, адаптировать методы обучения и воспитания к их нуждам и потребностям.

Несмотря на различия во взглядах на причины и природу тревожности, исследователи сходятся во мнении о ее негативном влиянии на личность. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, страдающих от тревожности, что проявляется в их беспокойстве, неуверенности, боязливости и нестабильных эмоциональных реакциях.

Изучение тревожности младших школьников проводилось на базе МБУ Центр досуга детей и подростков «Тамыр» г. Уфа. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 7-10 лет. Из них 9 девочек и 6 мальчиков.

В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методики:

Первым делом для изучения проявления тревожности у младших школьников мы провели методику «Шкала явной тревожности для детей» А. М. Прихожан. Методика предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей.

Проанализировав результаты, нами было выделено три уровня проявления тревожности (высокий, средний, низкий). Так у 26% (4 человека) испытуемых выявлен высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Это говорит о том, что поведение таких детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги. Средний уровень тревожности выявлен у 33% (5 человек) детей. Средний уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности и продуктивной деятельности. У 40% (6 человек) уровень тревожности является низким, что говорит о том, что состояние тревожности испытуемым не свойственно или находится на нормальном уровне.

Далее нами была проведена методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), предназначенная для диагностики расстройств тревожного спектра у детей.

По данной методике высокий уровень тревожности был выявлен у 20% (3 человека) детей. У 60% (9 человек) в группе средний уровень тревожности.

У остальных 20% (3 человека) детей низкий уровень тревожности.

Далее проведена методика «Весёлый-грустный», направленная на изучение уровня тревожности у младших школьников.

На основании данных, полученных в процессе проведения методики «Веселый-грустный», мы пришли к выводу, что 33% детей из группы имеют высокий уровень тревожности, остальные 67% средний.

Во время исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли неуверенность в своих ответах, беспокоились и были заинтересованы в том, как отвечают другие дети. Они также демонстрировали вредные невротические привычки, такие как кусание ногтей, качание ногой, покусывание нижней губы и т. д.

Для сравнительного анализа данных по изучению уровня тревожности у младших школьников мы объединили результаты, полученные в ходе трех методик (рис.).


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Рис. Уровень тревожности у младших школьников

Уровень тревожности у младших школьников может варьироваться от высокого до низкого в зависимости от различных факторов, таких как социальная среда, жизненные обстоятельства, отношения в семье и школе, а также индивидуальные особенности ребенка.

Высокий уровень тревожности обычно характеризуется наличием частых беспокойств, нервозностью, испытанием страха и тревоги, трудностями с сосредоточением внимания и затруднениями в общении с другими детьми и взрослыми.

Средний уровень тревожности может проявляться в частых переживаниях, заботах и страхах насчет будущего, но не так сильно, как при высоком уровне тревожности.

Низкий уровень тревожности характеризуется спокойствием, уверенностью в себе, легкостью в общении с другими детьми и взрослыми, а также способностью сосредоточиться на обучении и выполнять задачи.

Таким образом, выявление уровня тревожности у детей является важным для наблюдения за их развитием, так как у младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима. Снижение уровня тревожности у детей возможно, если своевременно производить коррекционно-развивающую работу.

В качестве одного из основных методов при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста применяют арт-терапию – тип терапии, который включает использование различных творческих методов для обработки эмоций и чувств. Арт-терапия может помочь ребенку выражать и осознавать свои чувства и эмоции, что в свою очередь поможет снизить уровень тревожности.

Согласно данным российских научных исследований, у 30% школьников от 13 до 17 лет значительно превышен средний для этого возраста уровень тревожности. По мнению самих подростков, одной из основных причин их психоэмоционального неблагополучия является отсутствие понимания со стороны родителей и учителей.

С чем связано появление тревоги и навязчивых мыслей у подростков? Является ли это нормой?

Время от времени каждый человек испытывает чувство тревоги. Одно и то же событие у двух людей может вызвать разные эмоциональные состояния: кто-то не придаст большого значения неприятности, а другой человек будет долгое время расстраиваться. Тревога — это отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия. Тревога необходима для того, чтобы увидеть угрозу, мобилизовать свои силы и справиться с ней. Это чувство как устойчивая личностная черта формируется в подростковом возрасте.

Появление скрытой тревоги зависит от индивидуальных особенностей и наличия в опыте подростка следующих составляющих:

Один из вариантов тревожного состояния – навязчивые мысли – образы или побуждения, которые бесконтрольно, против воли человека вторгаются в сознание. Навязчивые мысли часто появляются тогда, когда есть чьё-либо определённое оценочное отношение к нашим действиям и поступкам. В подростковом возрасте особенно значимо социальное окружение и внешняя оценка. Сверстники могут влиять на появление определённых навязчивых мыслей (зацикливание). Если подросток беспрестанно возвращается к определённой мысли, не может переключиться на что-то другое, то это уже не является нормой. Также важны интенсивность и форма проявления навязчивых мыслей. В одном случае при наличии патологии нужно обращаться к врачу-психиатру, а в другом случае будет достаточно консультации психолога, чтобы разобраться в причинах тревожности ребёнка.

Что провоцирует возникновение тревожных эмоциональных состояний?

В подростковом возрасте ребёнок получает новый опыт, знания о себе и окружающих. В этом периоде взросления происходит столкновение внутренних конфликтов, которые приходится решать самостоятельно. У каждого подростка существуют свои значимые события, вызывающие переживания. К различным тревожным проявлениям могут привести ситуации экзамена, первой любви, ссоры с другом. Ведущая потребность подросткового возраста – общение со сверстниками, поэтому важные события будут связаны с ближайшим социальным окружением. В некоторых ситуациях может возникать эффект заражения, когда возникновение тревоги провоцируют окружающие. Например, если члены семьи очень волнуются и переживают из-за экзамена ребенка, то и ребёнок подхватывает схожие ощущения.

Как помочь подростку разобраться в своих эмоциях

В психологии есть такое понятие как эмоциональный интеллект – это умение распознавать чувства других людей и управлять своими собственными состояниями. Такая способность закладывается в младенческом возрасте, когда ребёнок считывает разные эмоции заботящегося о нём взрослого, копирует их и в дальнейшем применяет в своей жизни. Чтобы помочь подростку разобраться в своих состояниях, взрослому необходимо самому озвучивать собственные чувства и позволять это делать ребёнку. Важна возможность выражать эмоции – проговаривание позволяет их осознать. Если родитель запрещает ребёнку чувствовать («не злись», «не плачь»), то это может привести к психосоматическим расстройствам.

Существуют различные психологические приёмы самопомощи в стрессовых ситуациях: дыхательные упражнения, практики на мышечное расслабление, переключение с одних мыслей на другие. Подростка необходимо обучать данным приёмам. Однако в силу возрастных особенностей (перепады настроения) подростки зачастую не могут справиться самостоятельно со своими эмоциями. В таком случае рядом должен быть внимательный и чуткий взрослый, который будет фиксировать эмоциональные состояния ребёнка и бережно относиться к его чувствам. Задача взрослого – принять то, что вызывает тревогу. Для ребёнка крайне важно ощущать психологическую поддержку, тогда он не остаётся один на один со своими переживаниями.

Если взрослые отмечают большое количество разных признаков тревожного состояния, то необходима консультация психолога. По итогам психологической консультации может быть принято решение об обращении к детскому врачу-психиатру. К сожалению, в некоторых случаях родители не видят какой-либо необходимости в помощи специалистов. Вследствие чего состояние ребёнка усугубляется и начинает выражаться в отклоняющемся поведении.

Как избежать возникновения тревоги у подростка?

Невозможно оградить ребёнка от всех внешних и внутренних конфликтов, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно. Поэтому тревога и страх будут. Подросток учится преодолевать жизненные трудности и управлять своим состоянием. Задача взрослого – направлять и сопровождать ребёнка в тревожных ситуациях, принимать его чувства, передавать свои знания и опыт. Важно учитывать симптоматику, которая есть в состоянии тревоги. Чтобы избежать негативных последствий, необходимо учитывать значимые для ребёнка области жизни и бережно к ним относиться. Если взрослый отрицает важность чего-либо, то подросток начнёт тщательно скрывать свои переживания и эмоции. Тогда родителю будет сложнее своевременно оказать эмоциональную помощь и поддержку.


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Информацию подготовила: медицинский психолог Елена Шахрай

В современном мире, когда происходит постоянное развитие, масштабные и быстрые изменения социально-экономических и политических процессов, вопросы тревожности и общения становятся более актуальными, чем когда-либо. Труднее всего приходится подросткам с их не до конца сформировавшимися мировоззрением и системой ценностей. Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема общения является одной из основных проблем подросткового периода.

Автор статьи предполагает, что уровень общительности подростка может напрямую зависеть от уровня его тревожности. Целью исследования является определение психологических особенностей общения подростков с разным уровнем тревожности.

Одной из основных проблем переходного возраста является проблема общения в целом и общения со сверстниками в частности. Взаимоотношения с друзьями, товарищами, одноклассниками находятся в центре внимания подростка.

Социальная изоляция или недостаток качественного общения, напротив, могут привести к различным психологическим проблемам подростков, таким как депрессия, апатия. Таким образом, общение в психологическом плане является неотъемлемой частью подросткового опыта, оказывая существенное влияние на их эмоциональное и социальное развитие.

Проблема тревожности также является одной из самых актуальных проблем современной психологии. Изучением тревожности занимались такие психологи как А. М. Прихожан, Р. Мэй, Ч. Д. Спилбергер, Б. Филипс, Е. В. Новикова. Тревожность занимает особое место среди негативных переживаний человека, она может привести к снижению работоспособности и трудностям в общении.

В настоящее время в психологии принято различать ситуативную и личностную тревожность. Ситуативная тревожность проявляется в конкретной ситуации, которая объективно вызывает беспокойство.

Тревожность как личностная характеристика может рассматриваться как черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Такая тревожность характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, имеет затруднения в контакте с окружающим миром, воспринимая его как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, тревожность приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. На развитие тревожности влияют различные факторы, такие как: эмоциональный опыт, личностные и биологические особенности, семейное воспитание, влияние школы. Кроме того, отмечается, что группу риска повышенной тревожности составляют дети и подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с депрессивными и невротическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией. Также провоцирующим фактором может являться состояние здоровья подростка.

Проведённые специальные психологические исследования подтверждают, что число подростков, страдающих тревожностью, повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью в наше время увеличилось.

Для проверки гипотезы о взаимосвязи тревожности и общения автор провел исследование, в котором приняли участие 64 человека 15-16 лет, обучающихся в одной школе. Для исследования были использованы методики «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) и «Тест оценки уровня общительности» В. Ф. Ряховского.

Проведенное исследование ситуативной и личностной тревожности у подростков позволило выявить группу с высокими показателями, как по личностной, так и по ситуативной тревожности (таблица 1). В частности, у 42% юношей и 14% девушек высокие показатели по обеим шкалам тревожности. По результатам исследования можно сделать вывод, что высокий уровень личностной тревожности в данной выборке больше проявляется у девушек, а ситуативная тревожность – у юношей.

Результаты исследования тревожности подростков по методике Ч. Спилбергера (в %)

Исследование уровня общительности по методике В. Ф. Ряховского среди подростков показало, что у большего числа испытуемых (57%) оказался нормальный уровень коммуникабельности (таблица 2). 7% испытуемых юношей попали в категорию «рубаха-парень» (общительность бьет ключом, всегда в курсе всех дел, любит принимать участие во всех дискуссиях, больше на несерьезные темы). 36% по результатам теста оказались в категории «весьма общителен», из них 29% юношей и 43% девушек.

Ни один человек из выборки не показал результатов явной некоммуникабельности и коммуникабельности болезненного характера.

Результаты исследования уровня общительности среди подростков (в %)

В заключение можно сказать, что проведенное исследование позволяет сделать вывод, что подростки с повышенным уровнем тревожности и хорошо развитыми навыками общения могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции.

Любой человек встречается с такими трудностями как недопонимание в семье, давление со стороны руководителей или коллег, проблемы в отношениях. Каждый из факторов влияет на психическую нагрузку человека, это приводит к тому, что он находится в состоянии повышенной тревоги и беспокойства. Иногда человека может вывести из себя любое неожиданное событие: провал на экзамене, прокол колеса, разряженный в неподходящий момент телефон. И чем чаще происходят такие события, тем дольше человек пребывает в состоянии стресса.

От чего зависит стрессоустойчивость и как помочь себе правильно реагировать на неприятные ситуации, рассказывает Екатерина Милиновская, специалист по когнитивно-поведенческой терапии.

Что такое стрессоустойчивость

Стрессоустойчивость — способность человека противостоять различным раздражителям, внешним и внутренним. Другими словами, это — адекватная реакция на проблемы, трудности, различные ситуации. Уровень стрессоустойчивости показывает способность преодолевать трудности, действовать рассудительно, не поддаваясь эмоциям.

Люди сталкиваются с большим потоком информации, поэтому стрессоустойчивость — одно из важных качеств, которое помогает в работе и в повседневной жизни. Высокий уровень стрессоустойчивости существенно улучшает качество жизни, у человека появляется больше энергии, чтобы решать задачи, он меньше впадает в тревогу и панику, и чувствует себя намного лучше, когда понимает, что можно найти выход из любой ситуации.

Уровни стрессоустойчивости

Чтобы определить свой уровень, нужно понять свою реакцию на стресс: что в первую очередь делает человек, когда возникает стресс-фактор.

1. Высокий уровень: когда реакция — спокойная и адекватная. Человек воспринимает ситуацию как задачу, которую нужно решить или принять, он не особо включается эмоционально. Человек сохраняет высокую работоспособность, управляет своими эмоциями, способен решить любую проблему.

2. Средний уровень: первая реакция на стресс может слегка выбить из колеи. Человеку необходимо чуть больше времени, чтобы адаптироваться к стрессовой ситуации. Человек все так же способен решать проблемы, помогать другим, пережить травмирующие события. Отличие в том, что ему необходимо время, чтобы прожить негативные эмоции, переживать по поводу случившегося, не сразу начать решать определенные задачи.

3. Низкий уровень: реакция на стресс — сильная тревога, паника, нервозность даже на маленькие неприятности: неправильно брошенное слово, опоздание на встречу, разбитая тарелка. Такие люди часто раздражительны, больше зависают в самой проблеме, чем в ее решении. Постоянно испытывают физическое и эмоциональное напряжение.

Как повысить стрессоустойчивость

Существует определенный алгоритм, который помогает управлять стрессом и вырабатывать стрессоустойчивость.

1. Понять причины стресса

Выявление основных факторов, которые влияют на стресс (действия, мысли, эмоции, ощущения). Факторы стресса очень разнообразны, вот лишь несколько из них:

2. Определение стрессоров: причины, которые вызывают стресс.

Необходимо понять, что является основным стрессом. Они бывают двух типов: внешние и внутренние.

Внутренние факторы — изменение своих убеждений, пересмотр своих жизненных правил и ценностей.

Внешние факторы — результат давления со стороны: проблемы на работе или в семейной жизни, мелкие неприятности, финансовые трудности.

Если на вас влияют внутренние состояния, вам помогут:

Если внешние факторы:

3. Анализ ситуации

Когда человек определил причину стресса, нужно изучить ситуацию. Понять, что было сделано не так, или что так сильно сказалось на стрессе, почему это так ударило по человеку.

4. Найти решение проблемы

После собранной информации и анализа ситуации, необходимо составить план для решения проблемы.

При реализации намеченных шагов, важно держать фокус на последовательности, планировать дальнейшие этапы, хвалить себя за проделанную работу и отслеживать прогресс.

6. Изучить опыт, который помог преодолеть стресс

Некоторые люди очень переживают, когда возникает стрессовая ситуация, но сразу о ней забывают, как только решают проблему. Лучше проанализировать все, что с вами случилось, и понять: что вам помогло решить задачу, а что мешало; чему вас научила эта ситуация; какой навык вы приобрели; что можно сделать, чтобы подобный стресс не повторился.

7. Понять, как себя вести в похожей ситуации

Полученный опыт учит действовать по-новому. Например, если в результате стрессовой ситуации вы поняли, что на работе нужно выстраивать деловые отношения и не обсуждать коллег за спиной, придерживайтесь этого понимания.

🥑 Рассказываем про ЗОЖ просто и доступно в нашем Телеграм, подписывайтесь!

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ СOVID-19

Зайцева О. И.

Колодяжная Т. А.

Зайцева Ж. Г.

ФИЦ КНЦ СО РАН, КНЦ СО РАН «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера»

С целью изучения возрастных и гендерных особенностей психоэмоциональной сферы подростков в период пандемии СOVID-19 использованы результаты психологического обследования 592 школьников г. Красноярска в возрасте 11–18 лет, полученные в допандемийный и пандемийный временные периоды. Тип личности и нейротизм определяли при помощи личностного опросника Г. Айзенка (Eysenck Personality Inventory). Тревожность определяли с помощью шкалы, предложенной Ч. Д. Спилбергером. Установлено, что в психоэмоциональной сфере подростков в период пандемии COVID-19 в сравнении с допандемийным периодом происходят существенные изменения, характеризующиеся увеличением в 1,7 раза частоты индивидов-интровертов (p<0,05) и нарастанием в 1,9 раза частоты высокой степени нейротизма (p<0,001), выявляемые в группе девочек-подростков. Для подростков-интровертов характерны признаки высокой ситуативной (чаще в 1,5 раза) и личностной тревожности (чаще в 1,3 раза), в отличие от подростков-экстравертов. Возрастная динамика фактора тревожности характеризуется снижением в 1,3 раза частоты нормальной личностной тревожности (р<0,0110) и ростом в 3,6 раза частоты низкой личностной тревожности (р<0,0135) у старших подростков. Гендерные различия по фактору тревожности проявляются у девочек увеличением в 1,7 раза высокой личностной тревожности, а у мальчиков – увеличением в 2,8 раза низкой личностной тревожности. Выявление индивидов с измененным уровнем тревожности среди подростков с разным типом личности позволит своевременно проводить профилактику и необходимые терапевтические вмешательства.

1. Торкунов А. В., Рязанцев С. В., Левашов В. К. Пандемия COVID-19: Вызовы, последствия, противодействие: М.: Издательство «Аспект Пресс», 2021. 248 с.

2. Булычева Е. В., Жданова О. М. Психоэмоциональное благополучие и образ жизни городских и сельских школьников в период дистанционного обучения // Вестник новых медицинских технологий. 2021. № 4. С. 15-20. D OI: 10.24412/1609-2163-2021-4-15-20.

3. Леонидова Г. В., Валиахметов Р. М., Баймурзина Г. Р., Бабич Л. В. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в оценках учителей и родителей обучающихся // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 4. С. 202-219. D OI: 10.15838/esc.2020.4.70.12.

4. Фокина И. В. Связь творческого мышления и показателя экстраверсии-интроверсии у подростков // Перспективы Науки и Образования. 2013. № 6. С.161-165.

5. Hawes M. T., Szenczy A. K., Klein D. N., Hajcak G., Nelson B. D. Increases in depression and anxiety symptoms in adolescents and young adults during the COVID-19 pandemic // Psychol. Med. 2022. Vol. 52. no. 14. P. 3222-3230. D OI: 10.1017/S0033291720005358.

6. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт: СПб.: Речь, 2002. 480 с.

7. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития: практикум по психодиагностике. С Пб.: Речь, 2002. 171 с.

8. Вихарева Е. Г., Баранов А. А., Винярская И. В., Третьякова Т. В., Черников В. В. Влияние типа личности подростков на показатели качества их жизни // Российский педиатрический журнал. 2018. Т. 21. № 2. С. 93-96. D OI: 10.18821/1560-9561-2018-21-2-93-96.

10. Кочетова Ю. А., Климакова М. В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 4. C. 65-74. D OI: 10.17759/psyedu.2017090407.

11. Мищенко В. И. Изучение тревожности старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 208-218. D OI: 10.31862/2500-297X-2020-1-208-218.

12. Корабельникова Е. А. Тревожные расстройства в условиях пандемии COVID-19 // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2021. Т. 16. № 1. С. 79-85. D OI: 10.14300/mnnc.2021.16022.

13. Yao H., Zhao N. Generalized anxiety disorder, depressive symptoms and sleep quality during COVID-19 outbreak in China: a web-based cross-sectional survey // Psychiatry Res. 2020. no. 12. P. 112954. D OI: 10.1016/j.psychres.2020.112954.

14. Qiu J., Shen B., Zhao M., Wang Z., Xie B., Xu Y. A nationwide survey of psychological distress among Chinese people in the COVID-19 epidemic: implications and policy recommendations // General Psychiatry. 2020. Vol. 33. no. 2. Р. e100213. D OI: 10.1136/gpsych-2020-100213.

Цель исследования: выявить возрастные и гендерные особенности психоэмоциональной сферы подростков по критериям «интроверсия – экстраверсия», «нейротизм – эмоциональная стабильность», «тревожность» в период СOVID-19 и сопоставить отдельные показатели с оценками до эпидемии.

Материал и методы исследования

Обследованы 592 подростка в возрасте 11–18 лет, проживающих в г. Красноярске и обучающихся в трех общеобразовательных школах в разные годы. Основную группу составили 507 школьников (242 мальчика и 265 девочек), прошедших обследование в период пандемии COVID-19 (весна 2020–2021 гг.). В группу сравнения вошли 85 подростков (38 мальчиков и 47 девочек) из вышеуказанных общеобразовательных учреждений г. Красноярска, проходивших обследования в допандемийный период (весна 2017–20218 годов). Учащиеся разделены на две возрастные группы: 1-я группа (младшие подростки) 11–14 лет и 2-я группа (старшие подростки) 15–18 лет. По данным медицинской документации показатели физического и полового развития учащихся соответствуют возрастной норме, а сами школьники признаны практически здоровыми.

Проводимое исследование одобрено Этическим комитетом ФГБНУ ФИЦ КНЦ СО РАН. После получения информированного согласия родителей учащиеся были уведомлены о добровольности и конфиденциальности исследования. Затем подростки-респонденты приступали к процедуре анкетирования.

Статистическая обработка материала произведена с помощью пакета стандартных программ STATISTICA, ver. 10.0. Количественные показатели представлены в виде медианы (Ме) и 25–75‰ интервала. Анализ качественных признаков проводится путем регистрации количества объектов в выборке, имеющих одинаковое значение качественной переменной, с дальнейшим подсчетом относительной частоты, или доли (%). Оценка доверительного интервала (95% ДИ) для долей и частот проводится по методу Уилсона. Сравнение групп по качественному бинарному признаку проводится с помощью критерия χ2. Различия считаются значимыми при р<0,05. Анализ зависимости признаков производится при помощи непараметрического коэффициента корреляции по Спирмену.

Результаты и анализ исследования

Первоначально были оценены индивидуально-психологические параметры личности подростков в период пандемии COVID-19 при помощи личностного опросника Г. Айзенка. Результаты изложены в таблице 1.

Характеристика эмоционального статуса подростков по личностному опроснику Г. Айзенка с учетом возраста и гендерных различий в период пандемии COVID-19 (%, 95% ДИ)

Затем авторы анализируют данные подростков по шкале Г. Айзенка «нейротизм – эмоциональная стабильность» с учетом возраста и гендерной принадлежности.

Нейротизм (эмоциональная нестабильность) у подростков анализируемых возрастных групп встречается не реже чем у каждого третьего респондента (38,2–38,5%). Уровень нейротизма у них находится в диапазоне высокой эмоциональной нестабильности (Ме 18,00 бал., 25–75‰ 16,00–20,00 бал.). Основными чертами эмоционально нестабильного подростка являются тревожность, импульсивность, быстрая перемена настроения, замкнутость, необщительность. Однако, несмотря на изменения привычного уклада жизни, связанные с карантинными ограничениями (сложные материально-бытовые и социальные условия), эмоциональная сфера у преобладающего большинства подростков остается стабильной.

Явным преимуществом настоящего исследования является наличие данных до пандемии для той же популяции подростков по сравнению с большой выборкой в период пандемии COVID-19. В сравнительном аспекте авторы проанализировали показатели опросника Г. Айзенка у подростков, проживающих на одной и той же территории и обучающихся в тех же общеобразовательных учреждениях в разные годы. Результаты представлены на рисунке.


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Частота (в %) интроверсии и нейротизма по опроснику Г. Айзенка у девочек-подростков до пандемии и в период пандемии COVID-19

Значимые результаты анализируемых показателей по опроснику Г. Айзенка получены нами в группе девочек-подростков, характеризующиеся в период пандемии ростом в 1,7 раза частоты интроверсии (р<0,05) и в 1,9 раза частоты эмоциональной нестабильности (р<0,001) в сравнении с аналогичными показателями респондентов-девочек в допандемийный период.

Следующим этапом авторы оценивают уровень ситуативной и личностной тревожности у подростков с разным типом личности с учетом возраста в период пандемии COVID-19. Результаты отражены в таблице 2.

Частота (в %) ситуативной и личностной тревожности по Ч. Д. Спилбергеру у подростков с разным типом личности в зависимости от возраста в период пандемии COVID-19

Умеренный (нормальный) уровень ситуативной тревожности у подростков в период пандемии COVID-19 регистрируется у каждого второго респондента (53,0%; 268 человек), низкий уровень (расцениваемый как нормальный и не несущий в себе признаков угрозы) – в небольшом проценте случаев (9,3%; 57 человек), высокий уровень – у каждого третьего подростка (37,7%; 182 человека). Независимо от возраста у подростков-интровертов в сопоставлении с подростками-экстравертами в 1,4 раза реже встречается умеренный уровень ситуативной тревожности и фиксируется рост в 1,8 раза частоты высокой ситуативной тревожности (р=0,0054).

Суммируя данные, следует констатировать, что подростки-интроверты демонстрируют не лучшие результаты по фактору тревожности (ситуативной и личностной) в сравнении с подростками-экстравертами, что проявляется статистически значимым снижением умеренного уровня ситуативной тревожности и ростом частоты высокого уровня ситуативной и личностной тревожности. Психологическими особенностями возрастного порядка следует считать рост частоты низкой личностной тревожности у старших подростков.

Следующим этапом авторы проанализировали частоту ситуативной и личностной тревожности у подростков с разным типом личности по шкале Ч. Д. Спилбергера с учетом гендерной принадлежности в период пандемии COVID-19. Результаты изложены в таблице3.

Частота ситуативной и личностной тревожности по Ч. Д. Спилбергеру у подростков с разным типом личности в зависимости от гендерной принадлежности в период пандемии COVID-19 (%, 95% ДИ)

Умеренный уровень ситуативной тревожности статистически значимо чаще демонстрируют подростки-экстраверты – как мальчики (р=0,0001), так и девочки (р=0,0049), в сравнении с аналогичными группами подростков-интровертов. Высокий уровень ситуативной тревожности регистрируется статистически значимо чаще у девочек-интровертов (р=0,0203) в сравнении с девочками-экстравертами. Низкий уровень ситуативной тревожности наблюдается у респондентов обоих полов в небольшом проценте случаев (5,8–11,7%).

Выявлена корреляционная связь показателя шкалы Г. Айзенка «нейротизм – эмоциональная стабильность» с фактором тревожности по шкале Ч. Д. Спилбергера у девочек-подростков: нарастание признаков нейротизма сопровождается ростом ситуативной (r=0,47; p<0,01; для n=265) и личностной тревожности (r=0,56; p<0,01; для n=265).

Пандемия COVID-19 исвязанные с нею ограничения обострили и без того сложные проблемы психосоматического здоровья современных подростков. В период пандемии COVID-19 обнаружена нежелательная динамика показателей психоэмоциональной сферы подростков, характеризующаяся латерализацией индивидуально-типологических черт личности в сторону интроверсии (р<0,05) в сочетании с ростом нейротизма (р<0,001), а также установлены четкие корреляционные взаимосвязи нейротизма с фактором тревожности. Для подростков с таким набором психологических характеристик свойственными являются сосредоточенность преимущественно на себе и своих внутренних переживаниях, медлительность в принятии решений, хроническое беспокойство и тревожность, которые способны трансформироваться в невротическое или психосоматическое состояние. Возрастные особенности фактора тревожности характеризуются снижением частоты нормальной личностной тревожности (р<0,0110) и ростом низкой личностной тревожности (р<0,0135) по мере взросления. Гендерные различия по фактору тревожности у подростков носят разнонаправленный характер: у девочек независимо от типа личности отмечается рост высокой личностной тревожности (р=0,0002; р=0,0003), в то время как у мальчиков (экстравертов) – рост низкой личностной тревожности (р=0,0304). Выявление индивидов с измененным уровнем тревожности среди подростков с разным типом личности необходимо для своевременного проведения мер профилактики и по медицинским показаниям – терапевтических вмешательств. Эти мероприятия позволят снизить масштаб последствий пандемии для психосоматического здоровья подростков в настоящее время и в будущем.

Библиографическая ссылка

Зайцева О. И., Колодяжная Т. А., Зайцева Ж. Г. Н ЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ СOVID-19: ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33054 (дата обращения: 03.02.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Влияние тревожности на успеваемость обучения младшего школьного возраста

Введение

1.1 Успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема

1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы младшего школьника

1.3 Тревожность как негативный фактор успеваемости обучения младшего школьника

1 Выявление взаимосвязи уровня тревожности и успеваемости обучения учащихся начальной школы

2.3. Сравнительный анализ результатов исследования на этапах констатирующего и формирующего экспериментов

2.4. Методические рекомендации по повышению успеваемости младшего школьника по средством коррекции их тревожности

Оцените статью
Избавиться от тревоги