признаки ситуационной тревоги

ПРИЗНАКИ СИТУАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ Тревога

Эта статья — об эмоциональном процессе. О психическом расстройстве см. Тревожное расстройство.

Запрос «Беспокойство» перенаправляется сюда; о повести братьев Стругацких см. Беспокойство (повесть).

Трево́га, беспоко́йство — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия.

В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий. Тревога связана с бессознательной мобилизацией психических сил организма для преодоления потенциально опасной ситуации.

Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своём прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем переносит этот опыт в своё будущее.

Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил замечание от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередной неудачи. При этом человек может испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним, а с другими людьми или вообще были выдуманы.

Иногда подобный механизм образования приводит к возникновению абсурдных страхов, которые тем не менее оказывают очень сильное негативное влияние на психику человека. Многие люди не могут спать от страха, посмотрев на ночь триллер или фильм ужасов. При этом они понимают, что фильм был всего лишь плодом воображения сценариста и режиссёра, а монстры были результатом компьютерной графики или искусной игры загримированных актёров, но люди всё равно продолжают испытывать тревогу.

Достаточно выраженная тревога включает два компонента:

Тревожность иногда усиливается чувством стыда («Другие увидят, что я боюсь»). Важным аспектом «тревожного» мышления является его выборочность: субъект склонен выбирать определённые темы из окружающей жизни и игнорировать остальные, чтобы доказать, что он прав, рассматривая ситуацию как устрашающую, или, напротив, что его тревога напрасна и не оправдана. Тревожность может вызывать спутанность и расстройства восприятия не только времени и пространства, но и людей, и значений событий.

Тревога и страх

Основная статья: Страх

Многие исследователи проводят между тревогой и страхом ряд принципиальных различий, касающихся и происхождения этих феноменов, и их проявлений. Так тревогу могут считать возникающей обычно задолго до наступления опасности, в то время как страх — возникающим при её наступлении или незадолго до неё. Источник страха, как правило, считается осознаваемым и имеющим вполне конкретный характер (злая собака, предстоящий экзамен, грозный начальник), в то время как источник тревоги — неосознаваемым или не поддающимся логическому объяснению. Тревогу могут связывать с общим возбуждением организма (в частности симпатической нервной системы), а страх — с торможением деятельности и активацией парасимпатической нервной системы, а в больших дозах даже с парализацией человека. Тревогу могут считать проецированной в будущее, а источником страха — прошлый психотравмирующий опыт. И, наконец, тревогу могут считать социально обусловленной, а основой страха — биологические инстинкты.

В большинстве случаев все упомянутые различия между страхом и тревогой выводятся не экспериментальным путём, а задаются на уровне определений самими же исследователями. Это связано в первую очередь с тем, что большинство людей (а значит и испытуемых в экспериментах) очень по-разному представляют себе отличия тревоги от страха (если вообще представляют) и могут по-разному называть одно и то же чувство, а разные чувства — одинаково.

Как показали исследования Бернарда Вейнера и Курта Шнайдера, успешность деятельности у «тревожных» и «нетревожных» индивидуумов меняется в зависимости от разных условий. У тревожных личностей эффективность деятельности увеличивалась в большей степени, когда им сообщали об успехе их работы, в то время как «нетревожных» испытуемых гораздо больше стимулировало сообщение о неудаче в пробных экспериментах, особенно когда дело касалось трудных заданий. Из этих экспериментов авторы делают вывод, что лиц, опасающихся возможной неудачи, желательно стимулировать сообщениями об успехах (пусть даже незначительных) на промежуточных этапах работы, в то время как лиц, изначально нацеленных на успех, сильнее мотивирует информация о неудачах в ходе выполнения задания.

Люди значительно различаются между собой по уровню своей тревожности. Для измерения подобных индивидуальных различий в 1953 году в США Джанет Тейлор путём урезания MMPI создала методику под названием «Шкала проявлений тревоги Тейлор». Со временем исследователям стало ясно, что существует два типа тревожности: один — как более или менее устойчивая черта личности, и второй — как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию. Хотя эти два типа тревожности представляют собой вполне самостоятельные категории, между ними имеется определённая связь. Как указывает Хайнц Хекхаузен, под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко- и слаботревожными людьми проявляются резче. Особенно сильное влияние на поведение склонных к повышенной тревожности людей оказывает боязнь неудачи, поэтому такие индивидуумы особенно чувствительны к сообщениям о неуспехе их деятельности, ухудшающие показатели их работы. Напротив, обратная связь с информацией об успехе (даже вымышленном) стимулирует таких людей, повышая эффективность их деятельности.

Для лучшего различения личностной и ситуационной тревожности Чарльз Спилбергер создал два опросника: для определения личностной тревожности и для оценки ситуативной (реактивной) тревожности, обозначив первую как «Т-свойство», а вторую — как «Т-состояние». Личностная тревожность является более постоянной категорией и определяется типом высшей нервной деятельности, темпераментом, характером, воспитанием и приобретёнными стратегиями реагирования на внешние факторы. Ситуативная тревожность больше зависит от текущих проблем и переживаний — так, перед ответственным событием у большинства людей она значительно выше, чем в обычных ситуациях. Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности связаны между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в схожих ситуациях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности. С другой стороны, в ситуациях, которые вызывают боль или содержат другую физическую угрозу, индивидуумы, обладающие высокими показателями личностной тревожности, не проявляют какую-то особо выраженную ситуативную тревожность. Но если ситуация, провоцирующая возникновение тревожности, связана с тем, что другие люди ставят под сомнение самоуважение или авторитет индивида, различия в уровне ситуативной тревожности проявляются в максимальной степени. Исследователи показали, что чем настойчивее подчёркивается связь выполняемого задания с проверкой способности индивида, тем хуже справляются с ним «высокотревожные» испытуемые и тем лучше его выполняют «слаботревожные». Таким образом, повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. При этом, отрицательные негативные эмоции, сопровождающие тревожность, являются той «ценой», которую вынужден платить человек за повышенную способность чутко откликаться и, в конечном счёте, лучше приспосабливаться к социальным требованиям и нормам.

Гены, ассоциированные с проявлением тревоги

  • Фрейд З. Торможение, симптом, тревога = Hemmung, Symptom und Angst. — 1925.
  • Щербатых Ю. В. Психология страха. — М. : Эксмо, 2007.
  • Мэй Р. Смысл тревоги = The Meaning of Anxiety / Ролло Мэй; пер. с англ. М. И. Заваловой и А. Ю. Сибуриной; терминолог. правка В. Данченка. — К. : PSYLIB, 2005.


ПРИЗНАКИ СИТУАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ

О заболевании

Тревожные расстройства ― это совокупность заболеваний, которые отличаются устойчивой тревогой и нервным напряжением, не связанным с конкретными обстоятельствами. Другими словами, человек ощущает беспокойство без видимой причины, вплоть до приступов паники. Термин «тревожное расстройство личности» объединяет в себе страхи (фобии), волнение и тревогу. Человек беспокоится о своей внешности, отношениях с окружающими, обстановке на работе и даже о тех событиях, которые еще не произошли. Продолжительное пребывание в состоянии тревоги крайне негативно сказывается на самочувствии человека. Нередко пациенты замыкаются в себе, не могут полноценно жить и работать, ограничивают круг общения. Точные причины тревожного расстройства неизвестны, но нередко оно возникает у людей, злоупотребляющих спиртным, страдающих депрессией или паническими атаками. Диагноз обычно ставит психиатр или психотерапевт ставится на основе анамнеза и комплексного обследования. Для лечения применяются психотерапевтические сессии, лекарственные препараты, VR-терапия, а также комбинация вышеназванных методик.

Другие названия заболевания:

генерализованное тревожное расстройство, агорафобия, паническое расстройство, тревожно-депрессивное расстройство.

паника, тревога, страх, внутреннее напряжение, бессонница, частые пробуждения, озноб, повышенная потливость, покалывание в конечностях, тремор, учащенное сердцебиение, тошнота, напряжение в мышцах, головокружения, мигрени, головные боли, потеря равновесия.

Статья для пациентов с диагностированной доктором болезнью. Не заменяет приём врача и не может использоваться для самодиагностики.

Причины развития

Каждый человек временами может испытывать страх, волнение или беспокойство. Как правило, они связаны с определенными ситуациями, жизненными обстоятельствами и происходящими событиями. Если же конкретных поводов для тревоги нет, но человек испытывает панику и дискомфорт из-за постоянного волнения, можно говорить о развитии тревожного расстройства.

Факторы риска развития заболевания:

Развитию заболевания также способствуют проблемы с кровообращением, гормональные сбои или хронические заболевания сердца и сосудов.

Патогенез

Существует ряд теорий, которые объясняют происхождение тревожных состояний.

Симптомы

Симптомы, характерные для группы тревожных расстройств, можно разделить на две категории — психопатологические и вегетативные.

Классификация тревожных расстройств

Различают несколько видов тревожных расстройств:

Опасность

Тревожные расстройства представляют серьезную опасность для физического и психического здоровья человека и негативно влияют на качество жизни. Осложнения делятся на социально-психологические и физические:

Люди, находящиеся в состоянии постоянного стресса, больше подвержены раннему старению, онкологическим заболеваниям, болезням сердечно-сосудистой системы.

Диагностика

Диагноз «тревожное расстройство» ставит врач-психиатр или психотерапевт на приеме, основываясь на симптомах, данных анамнеза и психическом состоянии пациента во время осмотра. Специалист оценит патофизиологические и вегетативные симптомы, характерные для тревожного расстройства. Важно выявить, насколько сильно эти проявления влияют на повседневную жизнь.

Постановка диагноза часто бывает затруднена, потому что объективных биологических маркеров болезни не существует. Диагностика основана в первую очередь на признаках, которые присутствуют у пациента течение полугода или дольше.

На консультации следует рассказать специалисту:

Для подтверждения диагноза тревожного расстройства применяются стандартизированные опросники, которые помогают точнее узнать степень тревоги и сопутствующих симптомов. Примеры опросников ― шкала тревожности Бека и шкала для оценки развития депрессии Гамильтона.

В целях самостоятельной диагностики заболевания можно использовать шкалу изучения самооценки и тревожности Цунг. Чем выше итоговый балл, тем сильнее выражена тревожность.

Дополнительные исследования

На сегодняшний день не существует специальных методик, позволяющих со стопроцентной вероятностью поставить диагноз. Цель лабораторных исследований ― исключить возможные соматические заболевания, которые часто сопровождают тревожное расстройство.

При наличии показаний врач может порекомендовать пройти КТ головного мозга.

Дифференциальная диагностика

Симптомы тревожного расстройства схожи с рядом других заболеваний, например:

Лечение

Цель терапии ― снизить симптомы тревожного расстройства, облегчить состояние и повысить качество жизни человека. В основе эффективной лечебной стратегии лежит сочетание психофармакотерапии и психотерапии. Выбор схемы лечения зависит от тяжести симптомов, этапа лечения, особенностей организма и личности пациента. В разработке лечебного плана важную роль играет индивидуальный подход. Терапия, рекомендованная для одного человека, другому может не подойти. В процессе врач подскажет, как избавиться от тревожности, скорректирует методы, изменит дозировки или наименования препаратов.

Медикаментозное лечение

Пациентам с диагностированным тревожным расстройством в качестве лекарственной терапии назначают селективные ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС). Они позволяют снизить тревожность и стабилизировать настроение. Длительность лечения ― от шести месяцев до года. Если у пациентов ярко проявляется тревожность и имеются вегетативные нарушения, врач может назначить препараты из группы бензодиазепинов. Они действуют быстро, снижают уровень тревоги и беспокойства.

При назначении фармакотерапии доктор опирается на принципы доказательной медицины и собственный клинический опыт. Во время медикаментозной терапии важно следить за побочными эффектами, принимать препараты только под контролем врача. Отмена приема должна происходить постепенно, чтобы избежать рецидива симптомов. При необходимости в процессе лечения дозировки и длительность приема будут корректироваться.

Психотерапия

Психотерапия ― важная частью лечения тревожных расстройств, позволяющая пациенту понять и преодолеть ситуации, вызывающие тревогу, и научиться эффективным стратегиям управления стрессом.

Наиболее эффективной является когнитивно-поведенческая психотерапия. Для нее применяются следующие техники:

Оптимально сочетать фармакотерапию с психотерапией, так как такой подход работает максимально эффективно.

Профилактика

Специальных средств для профилактики тревожных расстройств не существует, поэтому важно прислушиваться к своему организму, внимательно относиться к страхам и причинам их появления.

Общие методы профилактики тревожных расстройств:

Соблюдение этих простых правил не гарантирует отсутствие тревожного расстройства, но поможет успешно пройти лечение и предотвратить рецидивы.

Если вы замечаете у себя признаки тревожности, не стесняйтесь обратиться за поддержкой к близким или специалистам. Чем раньше вы получите необходимую помощь, тем больше вероятности предупредить развитие тревожного расстройства.

Прогноз

Прогноз при тревожном расстройстве чаще всего благоприятный. Заболевание хорошо поддается коррекции, если лечение начато вовремя. Благодаря психотерапии и медикаментозному лечению пациенты постепенно повышают уровень уверенности в себе, учатся бороться с тревожностью.

Если вас беспокоят необоснованная тревога, страхи, паника по незначительным поводам ― обратитесь к опытному психотерапевту. Записаться к специалисту клиники «СОВА» можно по телефону колл-центра, онлайн на сайте или через мобильное приложение.

Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей.
Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций.
Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!

Гончарова Оксана Владимировна

Приём детей с 15 лет

Индивидуальное клинико-психологическое консультирование:

3500 ₽

Выезд врача-психиатра на дом:

10000 ₽

Хорват Анна Вячеславовна

Врач-психотерапевт, Врач-психиатр, Врач-сексолог

Прием пациентов с 18 лет

Прием врача-психиатра, психотерапевта (45 минут):

4500 ₽

Консультация в присутствии родственников (60 минут):

5500 ₽

Выезд психиатра на дом:

10000 ₽

Сахаров Игорь Евгеньевич

Руководитель Центра неврологии и нейрореабилитации, Руководитель Центра психического здоровья, Врач-невролог, Врач-психиатр

Приём детей с 5 лет

Прием (осмотр, консультация) врача-невролога главного специалиста:

2500 ₽

Азарова Александра Михайловна

Прием врача-психотерапевта, главного специалиста (50 минут):

4200 ₽

Зуйкова Анастасия Кирилловна

Прием врача-психиатра, психотерапевта:

4200 ₽

Китаев Роман Борисович

Индивидуальное клинико-психологическое консультирование:

5500 ₽

Леонов Виталий Викторович

Имеет сертификат GCP
Член Российского общества психиатров

Михайлов Григорий Александрович

Приём детей с 14 лет

Прием врача-психиатра :

3500 ₽

Петухов Максим Александрович

Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра, ведущего специалиста:

3000 ₽

Симанович Кирилл Васильевич

Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра, главного специалиста:

3500 ₽

Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных. Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками дошкольного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. В связи с этим практический психолог ставится перед необходимостью отбора нужных ему методик для диагностики отдельных свойств и состояний личности из бесчисленного множества предлагаемых в настоящее время источников.

При этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования ив составлении заключения об уровне развития испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Использовать несколько (не мене двух) методик.

2. Строго следовать инструкции. Понятно и доступно излагать ее испытуемому.

3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.

4. Выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

5. Личная заинтересованность и желание пройти тестирование у испытуемого.

Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Ниже представлены диагностические методики для изучения тревоги и тревожности у школьников, а также некоторые из личностных методик, в которых тревожность и тревога выступают как один из диагностируемых компонентов.

1. Методика «Рисунок человека». В рисунке человека на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. нажим на карандаш у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами. Тревожный требенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению. Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно, если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка. Характерная особенность рисунка тревожного ребенка – чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.

2. Методика «Выбери нужное лицо». Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7-8 лет.

3. Анкета по выявлению тревожного ребенка. Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Для учащихся с 7до 11 лет.

5. Тест школьной тревожности Филлипса. Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

6. Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS). Методика для диагностики тревожности у детей 8-12 лет. Причем с детьми 8-9 лет следует проводить индивидуально, а с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы.

7. Шкала учебной тревожности. Рекомендуется для обследования подростков и старших школьников. Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

— ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная).

— ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная).

— ситуации общения (межличностная).

8. Шкалы ситуативной и личностной тревожности. Авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин. Методика предназначена для диагностики тревоги у старших школьников.

9. Личностная шкала проявления тревоги. Автор теста Д. Тейлор, адаптирован Т. А. Немчиновым (для взрослых).

10. Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика представлена в двух формах. Форма А предназначена для диагностики уровня тревожности у педагогов, форма Б – для диагностики уровня тревожности у родителей. Каждая форма содержит две субшкалы. Общей для обеих форм является субшкала «Общего эмоционального неблагополучия».

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент.

1. Графическая методика «Кактус». (для детей старше 3-х лет).

2. Тест «Рука»Проективная методика исследования личности для детей до 11 лет.

3. Детский апперцептивный тест (ДАТ). 3-10 лет

4. Тест «Рисунок семьи»

5. Тест «Дом. Дерево. Человек»

6. Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Повышенная тревожность


ПРИЗНАКИ СИТУАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ

Почему повышена тревожность? В каждом конкретном случае ответ будет разным. Тревога – состояние, в котором можно выделить несколько реакций:

Возникает тревога после воздействия различных стрессов, причем у каждого пациента есть свой основной сигнал. Это может быть негативный опыт прошлого, конфликт с определенным человеком, травмирующая ситуация или хронический болевой синдром при болезнях внутренних органов.

Тревога возникает и у здорового человека в опасной ситуации, и такая реакция считается нормальной, потому что после разрешения трудностей уходит и тревога. Расстройство считается психическим только в том случае, если пациент живет с постоянным, неизменным и неугасимым чувством тревоги.

Особенности повышенной тревожности

Частота признаков повышенной тревожности отличается в разных возрастных группах:

  • у детей и подростков – до 2%;
  • у взрослых – до 12%;

Тревожные расстройства – это целая группа болезней, наиболее значимые из которых:

Повышенный уровень тревожности также развивается при стойкой длительной недостаточности витамина В12, снижении уровня глюкозы в крови, а также в качестве парадоксальной реакции на прием отдельных групп лекарств, особенно атропина и других холинолитиков.

В разговорной речи понятия тревоги и страха идентичны, но это неверно. Страх – эмоция, возникающая в ответ на конкретную опасную ситуацию. Тревога – более диффузное чувство, не всегда имеет определенную причину, касается воображаемых событий (человек переживает о том, что существует только в его фантазии).

Причины повышенной тревожности

Возникает расстройство при совпадении наследственных генетических факторов и неблагоприятных внешних воздействий. Тип личности, паттерны реагирования на различные ситуации обусловлены наследственностью.

Факторы риска синдрома повышенной тревожности:

Сочетание нескольких факторов риска повышает риск формирования тревожности.

Повышенная тревожность у ребенка или подростка имеет несколько другие причины формирования:

Симптомы повышенной тревожности

Критерием расстройства считается наличие симптомов в течение 6 месяцев после окончания травмирующей ситуации или события. Признаки такие:

Повышенная тревожность и страх у взрослых характерны для пациентов с затяжными болезнями – онкологическими, сердечно-сосудистыми, эндокринными, дегенеративными. Пациенты осознают реальную угрозу здоровью, с опасением ожидают результата промежуточного обследования, понимают ограничение жизненных перспектив.

Диагностика повышенной тревожности

Выявлением заболевания занимаются психиатры и психотерапевты. Объективных признаков этого расстройства не существует. Во время беседы врач замечает повышенную тревожность по таким проявлениям:

Для подтверждения используют опросники – тесты на повышенную тревожность:

Пациент за определенное время отвечает на вопросы, результат оценивается в баллах. По количеству баллов судят об интенсивности тревоги.

С большим успехом применяются также проективные тесты:

В том случае, если пациент не может указать на ситуацию, которая стала триггером (пусковым моментом), назначается комплексное обследование с участием интернистов, чтобы не пропустить болезнь внутренних органов.

Лечение повышенной тревожности

Терапия проводится в трех направлениях:

Повышенная тревожность: что делать и как избавиться? Первым делом требуется модифицировать образ жизни, то есть удовлетворить основные физиологические потребности:

Рекомендации при повышенной тревожности от врачей прошлых лет – путешествия, смена надоевшей обстановки – не утратили актуальности до сих пор.

Для снижения внутреннего напряжения применяются антидепрессанты и транквилизаторы-анксиолитики, назначения в каждом случае индивидуальные. Средняя длительность лечения составляет от 6 месяцев до года.

Набор психотерапевтических методик широк, на практике часто используются когнитивно-поведенческая и семейная терапия. У детей прекрасные результаты дают игровая и арт-терапия – рисование, лепка, ролевые спектакли с участием значимых взрослых.

Своевременное обращение к врачу дает возможность справиться с расстройством в короткие сроки.

опыт работы 15 лет

отзывы оставить отзыв

Услуги

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Методика была разработана в 1970 году.

Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинической практике с разными целями – для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния пациента в динамике и т.п. На русском языке эта методика была адаптирована Ю. Л. Ханиным, поэтому данная методика диагностики тревожных состояний также носит название «Шкала Спилбергера-Ханина».

Клиническая значимость

Большинство из известных методов оценки уровня тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или текущее состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственным способом, позволяющим дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Спилбергером.

Измерение тревожности как свойства личности имеет важное значение – ведь это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У индивидуума существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.

Шкала тревоги Спилбергера

В рамках этого теста созданы есть 2 подшкалы. Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности) оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как респонденты чувствуют себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства и возбуждения вегетативной нервной системы система.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает в качестве эмоциональной реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Вторая, шкала личной тревожности оценивает относительно стабильные аспекты личности, ее склонность к беспокойству, оценивает чувствосостояние спокойствия, уверенности и безопасности.

Под личностной тревожностью подразумевается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций становиться стрессом для индивидуума и вызывать у него выраженную тревогу.

Как свойство личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные (в т.ч. для самооценки, самоуважения). Лица, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Если STAI показывает у респондента высокий показатель личностной тревожности, это дает основание предполагать у него возникновение состояния тревожности в разных рядовых ситуациях. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Оцените статью
Избавиться от тревоги