тест на внутреннюю тревогу и пограничное расстройство личности прл

ТЕСТ НА ВНУТРЕННЮЮ ТРЕВОГУ И ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ПРЛ Тревога

Экзистенциальная тревога – нормальное явление, которое встречается у большинства людей. Чаще всего она становится менее интенсивной или полностью исчезает по мере накопления опыта, избавления от страхов или отвлечения от вызывающих дискомфорт мыслей.

Однако в отдельных случаях преодолеть экзистенциальное беспокойство не удается. Если человек погружается в это состояние или имеет психические расстройства, качество его жизни сильно ухудшается. Чтобы справиться с тревогой, нужно осознать ее причину и разработать индивидуальную стратегию борьбы с ней.

Ваш гид в мире актуальных тем и трендов

Что такое экзистенциальная тревога

Экзистенциальная тревога – это глубокое чувство беспокойства и непонимания, связанное со смыслом собственного существования и местом в мире. Она возникает, когда человек осознает свою смертность, бесцельность некоторых аспектов жизни и неопределенность будущего.

Экзистенциальное беспокойство ассоциируют с глобальными философскими вопросами. Например, о смысле жизни, своем предназначении. Человек ищет ответы на них через философский, религиозный или психологический подход.

Повышенная тревожность влияет на внутреннюю гармонию и может стать источником личностного роста, если научиться с ней справляться и найти смысл в собственном существовании.

Причины экзистенциального беспокойства

Среди основных причин экзистенциальной тревоги выделяют:

Проблемы в межличностных отношениях

Этические и моральные дилеммы

Давление со стороны общества

Потеря собственной идентичности

Разрыв между ожиданиями и реальностью

В молодости многие люди формируют представления о том, каким будет их будущее. Однако когда ожидания не совпадают с фактическими достижениями или возможностями, это вызывает глубокое беспокойство вплоть до потери смысла жизни.

Эти причины могут сочетаться между собой, иметь разный вес для каждого человека. Определение источника беспокойства помогает лучше понять себя и научиться управлять своими эмоциями.


ТЕСТ НА ВНУТРЕННЮЮ ТРЕВОГУ И ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ПРЛ

Экзистенциальная тревога возникает во многих случаях.

Как справиться с экзистенциальной тревогой

Среди общих методов борьбы с экзистенциальным беспокойством выделяют:

Если тревога сопровождается симптомами депрессии или тревожного расстройства, врач может назначить антидепрессанты или анксиолитики.

Схему лечения тревоги подбирают индивидуально в зависимости от причин беспокойства пациента и его индивидуальных психологических особенностей.

Если человек общителен и социален, ему лучше подойдет групповая терапия и КПТ.

Тем, кто предпочитает разбираться с проблемами самостоятельно, чаще помогают психоанализ и медитация. Разные методы сочетают друг с другом для повышения эффективности лечения.


ТЕСТ НА ВНУТРЕННЮЮ ТРЕВОГУ И ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ПРЛ

Групповая терапия поможет при лечении беспокойства.

Справиться с экзистенциальной тревогой, связанной со смертью, возможно, в т. ч. без посещения врача, но это потребует усилий и самодисциплины.

Помочь могут следующие способы:

Изучите философские и психологические теории, связанные с вопросами о смерти

Попробуйте понять, почему смерть вызывает у вас тревогу

Поговорите с близкими

Заботьтесь о своем физическом здоровье, т. к. оно может оказать положительное воздействие на ваше эмоциональное состояние

Перейдите на здоровое питание, займитесь спортом.

Если ваши чувства тревожности слишком интенсивны, рекомендуется все же обратиться к психологу или психиатру для консультации.

Защитные механизмы от тревоги, связанной со свободой

Чтобы справиться с тревогой, связанной со свободой, сделайте следующее:

Попробуйте разобраться в том, почему это вызывает у вас тревогу

Определите, что для вас действительно важно в жизни, и установите цели, которые соответствуют вашим ценностям

Если свобода связана с принятием сложных решений, попробуйте разбивать их на меньшие шаги и действия

Это может сделать процесс более управляемым.

Справиться с беспокойством помогают практики, связанные с осознанностью. Они позволяют лучше замечать, что вызывает тревогу, и рационально оценивать эти триггеры.


ТЕСТ НА ВНУТРЕННЮЮ ТРЕВОГУ И ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ПРЛ

Вам надо разобраться от чего возникает тревога.

Если тревога связана с изоляцией

При беспокойстве, связанном со страхом изоляции, помогут следующие методы:

Учитесь любить и принимать себя таким, какой вы есть. Это может уменьшить чувство неполноценности и изоляции.

Работа над собой и личным развитием может укрепить вашу уверенность и устранить тревогу.

Тревожность, связанная с бессмысленностью

Размышляйте о своих ценностях, интересах и целях в жизни, ознакомьтесь со взглядами других людей. Понимание того, что вас мотивирует и вдохновляет, может придать смысл вашему существованию.

Здоровое питание, физическая активность и регулярный сон также могут положительно влиять на ваше эмоциональное состояние.

Пограничное расстройство личности характеризуется преобладающей тенденцией к нестабильности, гиперчувствительности в межличностных отношениях, нестабильной самооценкой, крайние колебаниями настроения и импульсивностью. Диагноз ставится на основании клинических критериев. Лечение — психотерапия и иногда медикаментозная терапия.

Стрессы в раннем детстве могут способствовать развитию пограничного расстройства личности. Эпизоды физического и сексуального насилия, пренебрежение, разлука с воспитателями и/или потеря родителя в детстве, часто встречаются у пациентов с пограничным расстройством личности.

Симптомы и признаки пограничного расстройства личности

Пациенты с пограничным расстройством личности чувствуют сильный страх или гнев, когда считают, что их проигнорировали или отвергли. Например, они могут испытывать панику или впадать в ярость, когда кто-то значимый для них отменяет встречу или опаздывает на пару минут. Они полагают, что эта покинутость свидетельствует о том, что они плохие. Они боятся быть покинутыми, так как они не хотят оставаться в одиночестве.

Эти пациенты, как правило, внезапно и резко меняют свою точку зрения. В начале отношений они могут идеализировать потенциальных любимых или тех, кто заботится о них, требуя, чтобы на них тратили много времени и все разделяли. Внезапно, они могут почувствовать, что партнер недостаточно о них заботится и будут разочарованы; могут начать унижать другого или сердиться. Этот переход от идеализации к обесцениванию отражает их черно-белое мышление (расщепление, разделение на хороший и плохой).

Пациенты с пограничным расстройством личности могут сопереживать и оказывать заботу, только если чувствуют, что другой будет доступен для них всякий раз, когда это необходимо.

Пациенты с этим расстройством трудно контролируют свой гнев, часто ведут себя неуместно и сильно злятся. Они выражают свой гнев c едким сарказмом и горечью или гневными тирадами, часто направляя его на близких или любимых, как плату за пренебрежение или покинутость. После взрыва эмоций, они часто чувствуют стыд и вину, подкрепляя в своих глазах образ себя плохого.

Также самооценка пациентов с пограничным расстройством личности может резко и кардинально меняться, проявляясь внезапной сменой своих целей, ценностей, суждений, карьеры, друзей и т.д. В один момент они могут требовать повышенного внимания, а в следующий момент могут воспылать праведным гневом, что с ними обращаются неправильно. Несмотря на то, что, как правило, они считают себя плохими, иногда они чувствуют, что они вовсе не существуют, например, когда никто не заботится о них. Часто они чувствуют внутреннюю пустоту.

Изменения в настроении (например, интенсивная дисфория, раздражительность, тревога) обычно длятся всего несколько часов, редко более нескольких дней; они могут отражать крайнюю чувствительность таких пациентов на напряжение в межличностных отношениях.

Пациенты с пограничным расстройством личности часто саботируют себя, когда уже почти достигли своей цели. Например, они могут бросить школу незадолго до окончания или могут разрушить многообещающие отношения.

Диссоциативные эпизоды, параноидальные мысли, а иногда симптомы подобные психотическим (например, галлюцинации, идеи отношений) могут быть вызваны сильным стрессом, как правило, страхом покинутости, будь то реальными или воображаемыми. Эти симптомы носят временный характер и, как правило, не достаточно выражены, чтобы рассматривать их в качестве отдельного расстройства. У большинства пациентов диссоциативные симптомы со временем уменьшаются, а частота рецидивов низкая. Тем не менее, функциональное состояние обычно не улучшается так сильно, как симптомы.

Справочные материалы по симптоматике

Эта тенденция проявляется при наличии 5 из следующих признаков:

Кроме того, необходимо, чтобы симптомы начались проявляться в раннем взрослом возрасте, но возможно их появление и в подростковом возрасте.

Пограничное расстройство личности наиболее часто путают с

Другие расстройства личности имеют сходные проявления.

Дифференциальная диагностика пограничного расстройства личности также включает

Многие нарушения в дифференциальной диагностике пограничного расстройства личности связаны с этим.

Выявление и лечение сосуществующих нарушений имеет важное значение для эффективного лечения пограничного расстройства личности.

Основным лечением пограничного расстройства личности является психотерапия.

Когнитивно-поведенческая терапия сфокусирована на проблемах эмоциональной дисрегуляции и отсутствия социальных навыков. Она включает в себя следующее:

В программу STEPPS входят еженедельные групповые занятия в течение 20 недель. Пациентов обучают навыкам управления своими эмоциями, а также учат бороться со своими негативными ожиданиями и лучше заботиться о себе. Они учатся ставить цели, избегать употребления незаконных веществ, улучшать свои привычки в еде, сне и физических упражнениях. Пациентов просят определить команду поддержки, состоящую из друзей, членов семьи и врачей, которые готовы помочь им, когда они находятся в кризисной ситуации.

Другие интервенции, направленные на расстройства эмоционального восприятия пациентом себя и других. Эти вмешательства включают следующее:

Ментализация ссылается к способности людей размышлять и понимать собственное состояние ума и состояние ума других. Ментализацию можно освоить с помощью безопасной привязанности к близкому. Лечение, основанное на ментализации, помогает пациентам справляться со следующими функциями:

Тем самым помогая им относиться к другим с сочувствием и состраданием.

Психотерапия, сфокусированная на переносе прежде всего обращает внимание на взаимодействии между пациентом и терапевтом. Терапевт задает вопросы и помогает пациентам размышлять об их реакциях, чтобы они могли увидеть преувеличенное, искаженное и нереальное самовосприятие во время сеанса. Акцент на настоящий момент (отношение пациента к терапевту), а не на прошлое. Например, когда робкий тихий пациент внезапно становится враждебным и аргументированным, терапевт может спросить, заметил ли он изменения в чувствах, а затем попросить пациента поразмышлять о том, как пациент воспринимал терапевта и самого себя после изменений. Целью является:

Схема-ориентированная терапия – это интегративная терапия, которая сочетает в себе когнитивно-поведенческую терапию, теорию привязанности, психодинамическую концепцию и эмоционально-фокусированную терапию. Терапия сосредоточена на работе с выработанными годами дезадаптивными паттернами мышления, чувствами, поведением и копинг механизмами (схемами), на техниках аффективных изменений и терапевтических отношениях, где терапевт времена берет на себя роль родителя. Незначительное повторное воспитание предполагает установлению доверительных отношений между пациентом и терапевтом (в профессиональных рамках), что позволяет терапевту оказывать пациенту поддержку в том, что он упустило время подросткового периода, что вследствие привело к неадаптивному поведению.

Цель схема-терапии – помочь пациентам изменить свои схемы поведения. Терапия проходит в 3 этапа:

В то время как большинство видов психотерапии при пограничном расстройстве личности требуют специализированной подготовки и наблюдения, для пациентов с пограничным расстройством личности подходом является «хорошее психиатрическое лечение» (good psychiatric management), разработанное для применения врачами общей практики. Оно включает в себя набор принципов и практик, которые включают индивидуальную терапию один раз в неделю; психообразование о пограничном расстройстве личности, целях лечения и ожиданиях; а иногда и лекарства. Основное значение придается реакциям пациента на межличностные стрессоры в повседневной жизни.

Также полезна поддерживающая психотерапия. Цель заключается в установлении эмоциональных, поощряющих, благоприятных отношений с пациентом и, таким образом, возможность помочь пациенту развить здоровые защитные механизмы, особенно в межличностных отношениях.

Математическая тревожность — это специфическое беспокойство и даже страх, связанные с арифметическими вычислениями и решением задач. По результатам различных исследований от 25 до 80% учащихся сообщают о проявлениях математической тревожности, а у 11% школьников и студентов она так сильно выражена, что требуется психотерапия.

Математическая тревожность связана с низкой успеваемостью по математическим предметам, при этом связь эффективности и тревожности взаимообусловлена: у тех учеников, чья компетентность в рамках предмета ниже, математическая тревожность выше, и наоборот, чем выше тревожность, тем хуже результат. К математической тревожности в особенности предрасположены люди с дискалькулией, при этом она не связана с уровнем интеллекта.

Математическая тревожность отрицательно влияет на отношение ученика к предмету. Психика воспринимает стимулы, связанные с арифметическими операциями, как угрожающие, поэтому избегает их. Ребенок тратит ресурсы нервной системы не на обучение, а на совладание со стрессом.

Математическая тревожность начинает формироваться в младших классах, повышается к средней школе, что связывают с повышением сложности предмета. Статистически чаще данный феномен развивается у девочек. Учёные предполагают, что здесь влияют гендерные стереотипы, а также более высокий общий уровень тревожности у женщин.

Для диагностики уровня математической тревожности был разработан тест на математическую тревожность – MARS (Mathematic Anxiety Rating Scale). Есть адаптированные версии для школьников, но варианта на русском языке я, к сожалению, не нашла.

Факторы, которые влияют на развитие математической тревожности:

Как помочь ребенку с математической тревожностью?

Пока ученые исследуют эффективность аппаратных методов воздействия (транскраниальной микрополяризации и транскраниальной магнитной стимуляции головного мозга) для снижения математической тревожности (есть такие исследования), мы поговорим о более простых, доступных и безопасных способах.

Единой методики терапии не существует, но можно выделить основные направления помощи:

Автор статьи: нейропсихолог Александрова О. А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Полный цветовой тест Люшера

Полный цветовой тест Люшера (Lüscher-Farbtest) – полный клинический вариант цветовой диагностики Макса Люшера, в котором вам будет предложено сделать порядка 60-80 выборов по семи цветовым таблицам и таблице фигур. Методика определяет психофизическое состояние человека, его стремления и потребности, ожидания и установки, оценивает взаимоотношения со значимыми людьми, волевые способности, определяет источники стресса и тревоги, анализирует внутренние конфликты.

Адаптация: И. И. Цыганок (2006)

Настоящая онлайн-версия (обновление 06/2023) основывается на руководстве Люшера 1999 года (перевод по книге И. И. Цыганка, 2007). В новой редакции добавлен фигурный субтест, определяются типы цветового поведения, многие интерпретации скорректированы и стали более развернутыми.

Фигура ромба заменена на треугольник в соответствии с руководством Люшера 2008 года.

Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера

СПб.: Речь, 2007

Цель книги – не теоретическое обоснование модификации методики цветовой диагностики Люшера, а демонстрация практического использования теста в различных сферах деятельности. Материал книги изложен в доступной форме, удачно иллюстрирован таблицами, схемами, рисунками и примерами из практики, что значительно облегчает и упорядочивает процесс овладения знаниями по цветовой психодиагностике.

Цвет вашего характера

М.: Вече, 1997

Известно, что «на вкус и цвет товарища нет». Прочитав эту книгу, вы сможете убедиться, насколько разнообразны предпочтения людей относительно цветов и как различия в отношении к цвету отражают не только различия во вкусах, но и в настроении человека. Приведенные в книге тесты помогут вам понять, в какие цвета окрашена для вас жизнь, а интерпретации ответов подробно объяснят характер стоящих перед вами проблем и подскажут, насколько вы способны справиться с ними.

Внимание! Результаты и интерпретации, полученные без участия специалистов, не следует воспринимать слишком серьезно. Диагностическую ценность имеют только исследования, проведенные .

Профильный лист


ТЕСТ НА ВНУТРЕННЮЮ ТРЕВОГУ И ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ПРЛ

Основные шкалы

Составление базисных шкал проводилось путем сопоставления наиболее часто встречающихся ответов больных с ответами здоровых людей. Название каждой шкалы определялось характером психопатологических признаков лиц исследуемой группы, противостоящей варианту нормы. Однако, когда в обследовании мы сталкиваемся даже с выраженными показателями того или иного недуга, это еще не дает никакого основания заключить, например, что перед нами паранойя или шизофрения.

• 1-я шкала: ипохондрии

С ее помощью выявляется обостренное внимание к состоянию своего здоровья, наличие часто необоснованной тревоги по поводу мнимых соматических заболеваний, снижающей уровень активности и интерперсональных отношений.

Высокий уровень профиля по этой шкале может свидетельствовать о поглощенности субъекта собственными соматическими процессами, его пессимистических прогнозах в личной жизни, недостаточной способности контролировать свои эмоции. Иногда это выражение подсознательного ощущения развивающейся скрытой соматической патологиие. Высокое значение 1-й шкалы в своей основе нередко имеет такие психологические черты, как повышенная тревожность, эгоистичность, требующая к себе особого внимания, заботы.

• 2-я шкала: депрессии

Эта шкала характеризует обостренное чувство дискомфорта, тревоги как субъективного ощущения нарушенного психовегетативного равновесия, болезненно негативной самооценки своего состояния, своих перспектив, скрытых суицидных намерений. Ее показатели могут варьировать от панического настроения у здорового человека до тяжелой депрессии с психомоторной заторможностью у больных в депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза.

В тех случаях, когда наблюдается лишь изолированное повышение профиля на 2-й шкале, следует говорить о развитии состояния тревоги (как внутреннего ощущения неопределенной угрозы, неблагополучия, диффузного опасения какого-то неблагоприятного события, суть которого непонятна, тревожного ожидания). При очень высоких показателях шкалы иногда наблюдается развивающееся чувство страха (в тяжелых случаях это подсознательное ощущение неотвратимости какой-то надвигающейся катастрофы).

Сочетание высокого профиля по 2-й шкале с высокими показателями на 7-й и 6-й шкалах и его резким снижением на 9-й шкале свидетельствует обычно о переходе тревоги в депрессию с характерными для нее снижением уровня побуждений, активности, утратой интересов, ощущением безразличия, затруднением межличностных связей.

Обследуемые в состоянии тревоги, для которых характерно повышение главным образом показателей 2-й шкалы, отличаются обычно внешней пессимистичностью, замкнутостью, застенчивостью, стремлением избегать контактов, как бы уйти в себя. Внутренне они нередко крайне нуждаются в контактах, хотели бы привлечь к себе внимание, получить помощь, очень боятся разочарования. Для них характерны интрапунитивные реакции (т. е. как бы психологические «реакции вовнутрь»), аутоагрессия (неадекватное чувство вины, гнев, направленный на самого себя).

Что же касается показателей депрессии, то они отражают настроения, связанные с потерей интереса ко всему окружающему, утратой всякого стремления к общению, неверием в помощь со стороны, чувством обреченности, суицидными мыслями.

• 3-я шкала: истерии

С помощью этой шкалы характеризуются черты неадекватной экстравертированности, склонность к незрелому подходу в решении жизненных задач, затрудненная социальная адаптация, нежелание следовать общественно принятым нормам поведения, склонность непременно обратить на себя внимание, выделиться по сравнению с окружающими, показать себя выше других, не имея на то никаких оснований, склонность к самолюбованию, артистичному выражению своего «Я» даже в самых банальных ситуациях. Они иногда охотно «находят» у себя тяжкие заболевания, чтобы показать свою «исключительность». Люди такого типа не обладают достаточно развитым внутренним миром, так как переживания их ориентированы на внешнего наблюдателя в стремлении произвести впечатление, они однообразны. С трудом опираются они на предшествующий опыт, так как из-за возникающего сильного эмоционального возбуждения снова и снова действуют неадекватно. Желаемое они часто принимают за действительное, необъективно оценивая производимое ими впечатление. Благодаря высокой настойчивости в достижении популярности они иногда добиваются временного признания. Наличие такого человека в спортивном коллективе нередко способствует ухудшению психологического климата.

При сочетании пиков на 3-й шкале и на шкале К (особенно при снижении профиля по шкале F) нередко отмечается более тонкая демонстративность и даже изощренность в поисках признания, декларирование оптимизма, благополучия, больших успехов.

Сочетание пика на 3-й шкале с подъемом на 1-й (при понижении показателей 2-й шкалы) отражает стремление найти оправдание неудач, несоответствие высокого уровня притязаний достигнутым низким результатом, объяснить все это с позиций, выгодных обследуемому (например, сослаться на болезнь, «иначе бы выступил очень успешно»).

Сочетание пиков на 3-й и 2-й шкалах может указывать на недостаточное устранение какой-либо сильной тревоги и стремление к поддержке и сочувствию окружающих, давлению на них с целью обеспечения внимания к своей персоне.

• 4-я шкала: психопатии

Отражает чувство глубокой неудовлетворенности жизнью, своим общественным положением, дезадаптацию в широком смысле, внутреннюю дисгармонию, пренебрежение к нормам общественной морали, выраженную конфликтность. В клинике лица с особо выраженным профилем по 4-й шкале оцениваются с позиции вероятной склонности к асоциальным поступкам. Им присущи психопатические черты характера. В зависимости от уровня активности эти черты могут проявляться как в агрессивных реакциях, в поступках, так и в «злобном брюзжании», «хулении» окружающих, стремлении очернить действительность. Асоциальное поведение такого человека может ограничиваться семьей («тиран в семье»), ближайшим окружением («заноза в коллективе») или же приобретать генерализованный характер. Наличие перечисленных проявлений патологии характера иногда сочетается с высокой успешностью в какой-либо узкой деятельности (например, в сценическом искусстве – капризная кинозвезда или спортсмен, страдающий «звездной болезнью»). В межличностных отношениях лица с пиками по 4-й шкале могут отличаться ситуативностью, нестойкими поверхностными контактами, без глубокой привязанности. Они ненадежны, что особенно обнаруживается при достаточно длительном общении с ними. Им могут быть присущи немотивированная агрессивность, лживость, асоциальные включения (распутство, пьянство). При этом своим асоциальным поступкам такие лица обычно находят изощренные оправдания, суть которых, однако, сводится к тому, что им – «выдающимся» можно то, что остальным запрещено.

В тех случаях, когда пик на 4-й шкале сочетается с высокими показателями на шкалах F и K, отмечается маскировка асоциальных тенденций.

При совпадении пиков на 4-й и 1-й шкалах ипохондрические проявления используются как средства давления на врачей, родственников, администрацию, направляются в сторону достижения преимуществ, привилегий или объяснения своего асоциального поведения. Психотерапевтические воздействия при этом малоэффективны, так как субъект сам испытывает потребность в своей болезни как в поводе для давления на окружающих.

Сочетание пика на 4-й шкале с резким падением профиля на 2-й шкале дает основание также для неблагоприятного прогноза, поскольку это отражает отсутствие тревоги за свои асоциальные поступки.

Сочетание подъемов на 4-й и 3-й шкалах типично для эмоционально незрелых личностей. Неблагоприятность данного сочетания определяется тем обстоятельством, что склонность к асоциальным поступкам находит у них подкрепление в ложном мнении о якобы приемлемости их окружающими, восхищении, внимании к их персоне. В такой ситуации они неадекватно представляют себе окружающих мыслящими их собственными категориями, исходящими от их прочных ценностных ориентаций.

• 5-я шкала: выражение мужских и женских черт

Шкала дает информацию об чертах, свойственных противоположному полу.

Для мужчин с пиком по 5-й шкале характерны повышение внимания к тонким проявлениям эмоциональной жизни, тонкая чувствительность, сентиментальность, душевная ранимость, отрицание грубости (женские черты). Для женщин с повышенными показателями по этому профилю характерны обычно высокое чувство уверенности в себе, независимость, предприимчивость с волевыми усилиями, решительность, склонность к мужским профессиям, пониженная родовая солидарность, пренебрежение к «женским слабостям» (что, однако, не исключает возможную высокую сексуальность).

Очень низкий профиль на 5-й шкале с подъемом на 4-м профиле у мужчин отражает стремление демонстрировать силу, не считаясь иногда с социальными нормами. Такое сочетание профилей у женщин часто свидетельствуют о внутреннем протесте против сложившихся отношений и стремлении спровоцировать агрессивные отношения, конфликт, возложив вину на обстоятельства и окружающих.

• 6-я шкала: паранойяльности

С помощью этой шкалы характеризуются черты личности, связанные с неудовлетворенной потребностью, ригидностью мышления, неразрешенной эмоцией, начиная от неукротимого стремления к поставленной цели, стабильности психологической установки (несмотря ни на какие разумные доводы) вплоть до патологической ригидности аффекта, болезненной подозрительности, тенденции к образованию бредовых сверхценных идей или отношений. Высокие показатели 6-й шкалы свидетельствуют обычно, что какое-либо стремление, несмотря на отсутствие подкрепляющей ситуации, никак не угасает, а снова и снова возникает при самых необычных обстоятельствах, даже при воздействии контраргументов. В патологических случаях ригидный аффект укрепляется формированием какой-либо ложной концепции, призванной объяснить и оправдать его возникновение, с сохранением положительной эмоциональной окраски собственных мотивов. Цели при этом приобретают характер сверхцелей, могут укрепляться различные бредовые концепции. Учитывая возможное недоверие к экспериментатору, субъект с параноическими идеями может их маскировать, и ожидаемый пик по 6-й шкале не получится.

Сочетание пиков на 6-й и 1-й шкалах отражает нередко системно сформулированную бредовую концепцию о своем мнимом заболевании.

Сочетание пиков на 6-й и 2-й шкалах свидетельствует нередко о состоянии, близком к фрустрации, в связи, например, с явной дисгармонией.

Сочетание пиков 6-й и 4-й шкал отражает порой асоциальные тенденции, рост недоброжелательности по отношению к окружающим.

Сочетание пиков 6-й и 5-й шкал, напротив, может отражать настойчивые стремления. Но при подобных, как и при всех других вариантах профилей весьма целесообразно иметь надежную информацию о содержательной стороне выявленных тенденций.

• 7-я шкала: психастении

Направлена преимущественно на выявление психологических состояний: фобий (устойчивых необоснованных страхов, немотивированных опасений), навязчивых мыслей и поступков, с постоянной готовностью к возникновению тревожных реакций. Но с помощью 7-й шкалы может быть получена информация и о некоторых психологических особенностях.

В клинике пик профиля по 7-й шкале постоянно отмечается у больных с тревожно-фобическим синдромом (страх смерти, высоты, ограниченного пространства, одиночества, острых предметов и др.). Психастенические реакции нередко сочетаются с выраженной интровертированностью (все переживания внутри, скрываемые от окружающих) и депрессией или высокой тревогой. При этом проявляется стремление не бороться за достижение успеха, а избежать опасности, страх перед возможными ошибками в деятельности. Отсюда ограничение активности в тех случаях, когда есть хотя бы небольшие сомнения в успехе.

У людей здоровых случаи высоких показателей по 7-й шкале обычно свидетельствуют об относительной слабости возбудительного процесса, нерешительности, склонностях к навязчивому беспокойству, напряженности, низкой помехоустойчивости. Особенностям индивидуального стиля деятельности таких лиц является тщательное планирование своих действий, подготовка безошибочных стандартизированных ответов, ритуальное ограничительное поведение.

Лица с низким уровнем профиля по этой шкале могут отличаться решительностью, гибкостью поведения, низким уровнем тревожности, готовностью принимать смелые решения в сложной обстановке.

• 8-я шкала: шизофрении

Ее назначение – выявлять случаи явно неадекватного мышления, неадекватности эмоций, извращенного восприятия окружающего мира, ухода из реальной окружающей среды в неадекватный у данного субъекта внутренний мир. Усредненный профиль обследованных больных шизофренией в большинстве случаев имеет пик по 8-й шкале за 86–90 Т-баллов и выше. Иногда это сочетается с пиками по 2-4-6-й и F шкалам с явным преобладанием пика 8-й шкалы. Для больных шизофренией могут быть и другие сочетания пиков, предусмотреть которые нельзя, не зная содержательную сторону неадекватных мыслей. Восприятие внешней информации такие больные проводят избирательно, выбирая лишь то, что подкрепляет выбранную концепцию, построенную на собственных проекциях, которая заменяет реальность, существующую вне их внутреннего мира.

Высокие показатели по 8-й шкале выявились неоднократно также у вполне здоровых лиц с очень низкой критичностью мышления, что призывает к осторожности в заключениях о наличии патологии на основании только данных опросника.

•  9-я шкала: гипомании

С помощью этой шкалы оценивается ряд состояний от нормального оптимизма, жизнелюбия до эйфорической суперактивности и гипобулических реакций. По материалам шкалы можно также судить относительно общей активности обследуемых лиц.

Если речь идет о гипоманиакальном синдроме, то пик по 9-й шкале обычно отражает эйфорическое настроение, повышенную мало мотивированную активность, легкость возникновения нереальных планов, не выполненных еще и потому, что субъект переполнен поверхностными интересами и широкими поверхностными контактами. Усредненный профиль этой группы обычно имеет пик по 9-й шкале, при умеренном снижении на 2-й и резком снижении на нулевой шкале.

При резко выраженных пиках по 9-й шкале может наблюдаться ухудшение выполняемой деятельности в связи с излишней мало мотивированной активностью, на фоне недостаточной сдержанности, излишнего эмоционального возбуждения.

Лица, из числа здоровых людей, показавшие высокие результаты по 9-й шкале, обладают умением испытывать радости жизни, не привержены к жестким схемам, имеют реалистичное мышление, легко становятся «душой общества», быстро адаптируются к новой обстановке и даже стремятся к ней, для них характерна относительно высокая подвижность основных нервных процессов, высокие показатели силы нервных процессов с некоторым преобладанием возбуждения.

Резкое снижение профиля по этой шкале обычно отражает развитие депрессивных тенденций.

• 0-я шкала: социальной интроверсии

Ее назначение – оценка включенности в социальную жизнь, стремления к социальным контактам или уклонения от них.

Лица с высоким уровнем профиля по 0-й шкале характеризуются замкнутостью, необщительностью, стремлением к деятельности, мало связанной с общением, испытывающие тревогу, когда предстоит такая деятельность, особенно организаторская и управленческая с их стороны. Снижение уровня нулевой шкалы, напротив, отражает стремление к межличностным контактам, организаторской деятельности и интерес к людям, общественную активность. Однако, если профиль нулевой шкалы снижен до очень низких показателей (10–15 Т-баллов), то можно предполагать, что чрезмерное количество контактов у такого человека может вести к поверхностному общению.

Значение профиля по нулевой шкале в большей мере зависит от показателей других шкал. Важно, на какой основе растет или падает социальная интроверсия. Например, снижение уровня нулевой шкалы при росте его на 6-й шкале может быть связано с тенденцией к самоутверждению, доминированию. Такие лица нередко стремятся навязать свою волю нижестоящим и отвергают мнение вышестоящих. Они нередко способствуют нарушению психологического климата в коллективе.

Понижение социальной интроверсии может быть связано с ориентировкой на внешнюю оценку, тогда наблюдается, наряду со снижением профиля нулевой шкалы, подъем показателей по 3-й шкале.

Сочетание пиков на нулевой и 4-й шкалах определяет вероятность более положительного прогноза, чем совпадение пика на 4-й и падение профиля на нулевой шкале. В первом случае вероятность отрицательного поведения меньше, чем во втором, так как ограничен круг социальных контактов.

Оценочные шкалы

Оценочные шкалы имеют предназначение определить отношение испытуемого к тестированию, получить сведения о достоверности результатов исследования, дать материал для коррекции клинических шкал. Эти шкалы содержат также ряд сведений о личности обследуемого.

Содержит утверждения, принятие которых обследуемым может свидетельствовать о его неискренности, стремлении показать себя в более выгодном свете. В то же время безусловное принятие всех или большинства этих утверждений обычно свидетельствует о недостаточной критичности ума. Наличие 70–80 Т-баллов по шкале дает основание усомниться в достоверности полученного профиля, при более 80 Т-баллов результаты можно считать недостоверными. Иногда при этом делается заключение о целесообразности дальнейшего более углубленного обследования.

Содержит утверждения, которые человеком, не отягощенным какими-либо неудачами, чаще всего отвергаются. Наличие 70–80 Т-баллов по шкале дает основание усомниться в достоверности полученного профиля, при более 80 Т-баллов результат следует считать недействительным или же целесообразно дальнейшее углубленное обследование.

Высокие показатели уровня профиля по шкале F могут также свидетельствовать о резко повышенной тревожности, поиске сочувствия в связи с предполагаемым недугом, о шизоидном складе характера, трудностях испытуемого в межличностных контактах, склонности к неупорядоченному поведению. Иногда это свидетельствует о потребности самовыражения у молодого человека с невысокой критичностью мышления, некомфортностью взглядов и склонностью к конфликтному поведению.

Умеренное повышение показателей шкалы F нередко связано с внутренней напряженностью, недовольством ситуацией, малоадекватной активностью. Что же касается низких показателей этой шкалы, то они в большей мере отражают вариант нормы.

Шкала состоит из утверждений, несущих информацию о стремлении обследуемого скрыть или смягчить возможное неблагоприятное о себе впечатление, или же, напротив, она характеризует лиц чрезмерно открытых. По результатам этой шкалы вносятся коррективы в базисные шкалы.

Лица с высокими показателями по шкале К обычно весьма конформны. Они строят свое поведение в связи с ситуацией, учитывая одобрение или неодобрение окружающих, стремятся избежать конфликтов, воздерживаются от критики, могут проявлять большое беспокойство о том, что их неправильно поймут, плохо к ним отнесутся.

Умеренное повышение профиля по шкале К может свидетельствовать о таких чертах характера, как общительность, доброжелательность, умение находить правильную линию поведения, склонность к быстрой социальной адаптации.

Очень низкий уровень профиля по шкале К может свидетельствовать о склонности к преувеличению сложности межличностных конфликтов, к скептицизму.

Оцените статью
Избавиться от тревоги