психодиагностика личностной тревожности

ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ Тревога

Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Проективные и ассоциативные методики   ⇧

Серии тестов   ⇧

Развлекательные и картиночные тесты   ⇧

Прикладные типологии   ⇧

MBTI и Соционика   ⇧

Модель Большая пятерка   ⇧

Модель Айзенка   ⇧

Многофакторные модели личности   ⇧

Акцентуации характера   ⇧

Структура темперамента   ⇧

Черты личности   ⇧

Рефлексивность   ⇧

Перфекционизм   ⇧

Интеллект   ⇧

Эмоциональный и социальный интеллект, эмпатия   ⇧

Стили мышления, поведения, деятельности   ⇧

Эмоциональная сфера   ⇧

Самоконтроль, саморегуляция, волевая сфера   ⇧

Мотивация, отношение к риску, прокрастинация   ⇧

Удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие   ⇧

Самооценка, уверенность в себе, оптимизм   ⇧

Жизненные ценности, установки, убеждения   ⇧

Временная перспектива, отношение к будущему   ⇧

Здоровье, болезнь, ЗОЖ   ⇧

Идентичность, Я-концепция   ⇧

Половые различия, гендерные роли   ⇧

Межличностные взаимодействия   ⇧

Одиночество   ⇧

Интернет, социальные сети, информационные технологии   ⇧

Семейные и супружеские отношения   ⇧

Детско-родительские отношения   ⇧

Особенности детского развития и школьного обучения   ⇧

Социальные, групповые, рабочие взаимодействия   ⇧

Удовлетворенность трудом, организационная идентификация   ⇧

Стили руководства, менеджмент, организация   ⇧

Профориентация, особенности профессиональной деятельности   ⇧

Спортивная психология   ⇧

Методики позитивной психологии   ⇧

Методики экзистенциальной психологии   ⇧

Самодетерминация   ⇧

Методики когнитивно-поведенческой терапии   ⇧

Методики транзактного анализа   ⇧

Оценка психических состояний   ⇧

Агрессивность, враждебность, конфликтность, гнев   ⇧

Тревожность   ⇧

Депрессивные состояния   ⇧

Стрессовые состояния, невротизация   ⇧

Копинг-стратегии, совладающее поведение, защитные механизмы   ⇧

Расстройства аутического спектра   ⇧

Тесты от Autism Research Centre   ⇧

Диагностика зависимостей   ⇧

Диагностика отклоняющегося поведения и суицидального риска   ⇧

Диагностика нарушений пищевого поведения   ⇧

Клинико-психиатрическая диагностика   ⇧

ПТСР, диссоциация, деперсонализация   ⇧

Работа психолога   ⇧

Ведомственные методики оценки НПУ   ⇧

Тесты из книг Луиса Джанда   ⇧

Картер и Расселл   ⇧

Аннотация: Статья посвящена методам оценки уровня стресса. Анализируются шесть групп  опросников, посвященных разным аспектам психологического стресса. Описывается авторский опросник признаков стресса, предложенный Ю. В. Щербатых, который позволяет оценивать когнитивные, поведенческие, эмоциональные и вегетативные признаки стресса.

Все выше сказанное указывает на трудность создания универсальных, точных и надежных инструментов, предназначенных для оценки ПС. Тем не менее, постараемся описать существующие подходы к  оценке ПС, которые можно разделить на шесть основных типов, в зависимости от того, что они оценивают: психологическое состояние человека; вегетативное проявление  стресса на уровне организма; его поведенческие реакции; уровень стрессоустойчивости; факторы  профессионального стресса; психические состояния, сопутствующие стрессу или близкие к нему, а также способы  реагирования на стресс (копинг-стратегии).

Исследование, проведенное на популяции разного возраста и пола в объеме 102 человека, показали, что этот инструмент обладает достаточной валидностью для оценки проявлений стресса.  В этом исследовании мы  дополнительно использовали опросник на личностную тревожность Спилбергера-Ханина, тест на стрессоустойчивость Ю. Щербатых и тест на самооценку стресса по модели Дембо-Рубинштейн.


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Средние итоговые показатели комплексного проявления стресса составили 13,1±0,8 баллов. Средний показатель интеллектуальных признаков стресса составил 2,3±0,16 баллов, поведенческих – 2,1±0,13 балов, эмоциональных — 4,1±0,24   баллов, физиологических – 4,6±0,40  баллов. При интерпретации   полученных результатов следует учесть, что тестирование проводилось в октябре 2022 года, когда в связи с определенными социально-политическими обстоятельствами в обществе отмечался повышенный уровень стресса. Тем не менее  результаты  данного теста можно интерпретировать следующим образом:

Показатель уровня стресса от 1 до 6 баллов считается очень хорошим – это означает, что в данный момент жизни сколь либо значимый стресс отсутствует. Показатель от 7 до 10 баллов означает, начальный уровень стресса, который может быть компенсирован с помощью периодического отдыха и нахождения оптимальных выходов из проблемных ситуаций. Показатель 11-17 баллов показывает на умеренный стресс, вызывающий психологическое напряжение  человека, и со временем может представлять угрозу здоровью. Показатель 18-23 балла свидетельствует о выраженном стрессе, который требует настоятельного снижения с помощью технологий стресс-менеджмента. Результат более 23 баллов указывает, что организм подошел к опасной черте напряжения, за которой возникает реальный риск развития психосоматических заболеваний.

  • Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление: ПЕР СЭ; Москва; 2006.
  • Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. – СПб., 2009.
  • Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1970.
  • Щербатых Ю. В. Избавься от стрессов и живи счастливо. Популярная психология. – Воронеж: АО «Воронежская областная типография», 2022.

Ссылка для цитирования: Щербатых Ю. В. Методики диагностики психологического стресса / Исследовательский потенциал гуманитарно-экономических наук в современном высшем учебном заведении: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 13 – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. – С.154-161.

Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных. Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками дошкольного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. В связи с этим практический психолог ставится перед необходимостью отбора нужных ему методик для диагностики отдельных свойств и состояний личности из бесчисленного множества предлагаемых в настоящее время источников.

При этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования ив составлении заключения об уровне развития испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Использовать несколько (не мене двух) методик.

2. Строго следовать инструкции. Понятно и доступно излагать ее испытуемому.

3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.

4. Выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

5. Личная заинтересованность и желание пройти тестирование у испытуемого.

Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Ниже представлены диагностические методики для изучения тревоги и тревожности у школьников, а также некоторые из личностных методик, в которых тревожность и тревога выступают как один из диагностируемых компонентов.

1. Методика «Рисунок человека». В рисунке человека на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. нажим на карандаш у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами. Тревожный требенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению. Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно, если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка. Характерная особенность рисунка тревожного ребенка – чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.

2. Методика «Выбери нужное лицо». Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7-8 лет.

3. Анкета по выявлению тревожного ребенка. Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Для учащихся с 7до 11 лет.

5. Тест школьной тревожности Филлипса. Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

6. Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS). Методика для диагностики тревожности у детей 8-12 лет. Причем с детьми 8-9 лет следует проводить индивидуально, а с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы.

7. Шкала учебной тревожности. Рекомендуется для обследования подростков и старших школьников. Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

— ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная).

— ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная).

— ситуации общения (межличностная).

8. Шкалы ситуативной и личностной тревожности. Авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин. Методика предназначена для диагностики тревоги у старших школьников.

9. Личностная шкала проявления тревоги. Автор теста Д. Тейлор, адаптирован Т. А. Немчиновым (для взрослых).

10. Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика представлена в двух формах. Форма А предназначена для диагностики уровня тревожности у педагогов, форма Б – для диагностики уровня тревожности у родителей. Каждая форма содержит две субшкалы. Общей для обеих форм является субшкала «Общего эмоционального неблагополучия».

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент.

1. Графическая методика «Кактус». (для детей старше 3-х лет).

2. Тест «Рука»Проективная методика исследования личности для детей до 11 лет.

3. Детский апперцептивный тест (ДАТ). 3-10 лет

4. Тест «Рисунок семьи»

5. Тест «Дом. Дерево. Человек»

6. Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Актуальность данной работы заключается в выявлении особенностей взаимосвязи важных личностных черт. Так невозможность личности взять ответственность на себя, а также восприятие большинства ситуаций как угрожающие, может привести к различным конфликтам, а также личностным изменениям. Всё вышеперечисленное может актуализироваться в условиях тяжелой и сложной работы, что в свою очередь будет приводить к рабочим конфликтам, не возможности нормально взаимодействовать с другими членами коллектива, что может привести весь рабочий процесс в хаос. Для такой важной и значимой профессии в сфере мореходства, как судомеханик важно, чтобы каждый специалист был ответственным, мог быстро адаптироваться к рабочей задаче.

Исходя из определения мы узнаём, что входит в свойства личности. Все вышеперечисленные свойства будут формироваться с течением жизни человека, но их формирование будет происходить на основе наследственности человека, другими словами определённых качеств нервной системы, динамики нервных процессов, анатомо-физических особенностей.

В нашей работе мы рассмотрим такие свойства личности как локус контроля и тревожность, раскроем данные понятия, а также как они проявляются в поведении человека.

Цель: изучить особенности взаимосвязи локуса контроля и уровнем личностной тревожности.

Методы исследования: психодиагностическое тестирование.

Методики исследования: Уровень субъективного контроля ( УСК) Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд, Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI)

В исследовании приняли участие 14 судовых специалистов, работающих по специальности судомеханик.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнями субъективного контроля, личностной тревожностью: чем выше уровень субъективного контроля, тем менее выражен уровень личностной тревожности.

Важнейшим вкладом Джулиана Роттера в современную психологию были модели, по которым можно предсказать человеческое поведение. Основная закономерность или по-другому формула, которую он разработал, даёт возможность предположить целенаправленность поведения в определённой ситуации, при этом нужно пользоваться понятиями : «потенциал поведения», «ожидание», «подкрепление», «ценность подкрепления».

Согласно мнению Дж. Роттера локус контроля относится к устойчивым свойствам личности, а различия в локализации контроля возникают в процессе обучения, а также в семье. Другими словами возникновение и формирование локуса контроля происходит непосредственно в процессе социализации, а также стечением времени становится уже устойчивым свойством, которое в своё очередь определяет некоторые аспекты поведения личности.

Как мы писали выше существует внутренний или интернальный локус контроля, а также внешний или экстернальный локус контроля. Данное разделение на типы связанны с тем где происходит локализация контроля над значимыми жизненными событиями. Важно отметить что, как раз таки тип локализации будет отвечать за особенности поведенческого реагирования в широком контексте социального взаимодействия, что в свою очередь будет связано с уровнем активности и чувством ответственности личности, всё это будет влиять на ощущение «контролируемости» насыщенности жизненных событий. Становясь устойчивой характеристикой личности локус контроля, также будет являться универсальной характеристикой при этом неизменной относительно любых типов событий и ситуаций, с которыми будет сталкиваться личность.

На данный момент локус контроля является одним из наиболее распространённым и исследуемых конструктов, как в рамках отечественной психологии так и в зарубежной.

Для начала стоит развести два существующих в психологии понятия «тревога» и «тревожность». Обратившись к словарю практического психолога, становиться ясно, что :

Проанализировав эти определения сразу становиться понятно, что тревога будет являться эмоциональным состоянием, то есть оно будет вызвано переживанием человека относительно внешней среды и к самому себе. Тревожность же будет являться свойством личности, его индивидуальной особенностью.

Обращаясь к современным исследованиям тревожности, то мы увидим что они направлены на отличие ситуативной тревожности и личностной тревожности.

Основываясь на выше сказанном, мы обращаемся к американскому психологу Ч. Спилбергу, который рассматривает ситуативную тревожность как «Т-состояние», а личностную как «Т-свойство».

Ранее мы рассматривали ещё одну личностную характеристику «локус контроля», согласно данным К. Муздыбаева существует положительная корреляция между экстернальностью и повышенной тревожностью. Сначала может показаться странным, что экстрерналы более склонны к тревожности, так как они видят причину своих неудач во внешней среде, а не в себе. Если рассматривать П. В. Симонова и его информационную теорию эмоций, то эмоции и их уровень будет определяться следующей структурной формулой:

Э-эмоции; П-актуальная потребность личности; ин, Ии- информация необходимая и информация, которая имеется у субъекта, на основании которой он может судить об возможности удовлетворения потребности.

В сущности, выражение в скобках является мерой неопределённости ситуации, чем выше будет неопределённость, тем выше будет эмоциональное напряжение. Экстернал же будет субъективно всегда находится в ситуациях большей неопределённости, это связанно с тем что он не сам контролирует жизненные события. Сама жизнь и её события будут определяться обстоятельством, случаем, волей других людей. Всё вышесказанное будет представлять собой благоприятную основу для развития неопределённости, а это в свою очередь будет вызывать эмоциональное напряжение и тревожность.

Нужно отметить, что всё вышесказанное не будет являться абсолютным, и всегда есть варианты для индивидуальных случаев.

Профессия судового механика несёт ряд определённым требований не только по выполнению своих должностных обязанностей, но и к человеку, который решил освоить и также работать по данной специальности.

Судомеханик — это специалист мореходства, обязанностью которого является организация бесперебойной, безопасной и нормальной работы всех судовых механизмов и систем. Он несет ответственность за экономное, бесперебойное и безопасное использование, обслуживание и ремонт судового оборудования.

Исходя из выше представленного определения мы узнаём, что у судомеханика есть свои обязанности, которые связаны с работой судовых механизмов и систем, а также ответственность связанная с использованием а также ремонтом судна. Помимо этого судомеханик является специалистом мореходства, но не все представители данной профессии остаются в море, некоторые также работают по специальности, но уже на заводах по судоремонту.

Если обраться к классификации профессий Е. А. Климова, то судомеханик относиться к профессии типа человек-техника, так как профессией его труда будет являться технические объекты. Судомеханик занимается ремонтом, обслуживанием судовых механизмов и систем, о чем мы говорили ранее. Помимо этого для успешно выполненного ремонта специалист должен иметь обширные знания по техническим характеристикам, уметь читать схемы, чертежи механизмов и систем, обращаться с инструментами, должен знать материаловеденье, сопротивление материалов, термодинамику.

Если говорить о условиях труда, то это работа в необычных условиях, а также в условиях повышенной моральной ответственности. После судового ремонта, судно уходит обратно на свой рейс, и конечно же организация чья бригада судомехаников выполнила его, даёт гарантию за выполнений ремонт. Если был проведёт некачественный ремонт, то не исключены поломки, что может случиться в любой момент рейса и поставить под угрозу не только сроки по выполнению рейса, заключённый контракт, но и здоровье членов экипажа.

На основании вышеизложенного можно выделить профессионально важные качества, которыми должен обладать специалист в данной области:

Абсолютные: ответственность, высокая концентрация внимания, хорошо развитая мелкая моторика, техническое мышление, физическая сила, готовность работать в экстремальных условиях труда.

Относительные: готовность к сотрудничеству, логико-стратегическое мышление, лидерские качества.

Анти — профессионально важные качества: тревожность, клаустрофобия, низкая концентрация внимания, неумение правильно распределить рабочее время.

На основании проведённого тестирования мы получили следующие результаты, по методике «Уровень субъективного контроля ( УСК) Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд» результаты представлены в Таблице 1, а по методике «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI)» результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 1 – результаты по методике уровень субъективного контроля (УСК)

Из полученных данных мы узнаём, что по шкале «общей интернальности» у 10 респондентов экстернальный локус контроля, как правило такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями в жизни, есть склонность к приписыванию к большинству событий и поступков внешнему влиянию (результат случая, действия других людей).

У четырёх респондентов интернальный локус контроля, они как правило считают, что большинство важных событий в их жизни являются результатом их собственных действий. Им свойственно чувствовать свою ответственность за события в своей жизни, а также за то как складывается их жизнь.

По шкале «интернальности в области достижений» у шести респондентов интернальный локус контроля. У восьми же респондентов экстернальный локус контроля.

По шкале «интернальность в области неудач» у двух респондентов интернальный локус контроля. У 12 респондентов низкие показатели, то ест экстернальный локус .

Шкала «интернальности в семейных отношениях» у семи респондентов интернальный локус, у оставшихся семи респондентов экстернальный локус.

По шкале «интернальности в области производственных отношений» Только у одного респондента интернальный локус, у 13 же респондентов экстернальный.

Результаты по шкале «интернальности в области межличностных отношений». У шести респондентов интернальный локус. У восьми респондентов экстернальный.

По шкале «интернальности в отношении здоровья и болезней» У четырёх респондентов интернальный локус. У оставшихся десяти экстернальный локус.

Таким образом у большинства респондентов, наблюдается экстернальный локус контроля, то есть большинство респондентов будут склонны у тому, чтобы объяснить свои неудачи внешними обстоятельствами, нежели нести ответственность за происходящее самим.

Результаты по методике шкала тревоги Спилбергера-Ханина( STAI) представлены в следующий Таблице 2.

Таблица 2 — Результаты методики шкала тревоги Спилбергера-Ханина( STAI)

Пять респондентов набравших высокие показатели по личностной тревожности будут склонны ожидать неблагоприятного исхода от большинства ситуаций. Для респондента, чьи результаты набрали низкие показатели характерно не воспринимать большинство ситуаций как угрожающие.

Восемь респондентов с среднем уровнем личностной тревожности склонны сохранять эмоциональное равновесие и работоспособность, но только в тех ситуациях к которым они смогли адаптироваться.

Также нет респондентов с высоким показателем реактивной тревожности, это говорит о том, что на момент тестирования они не испытывали беспокойство, напряжение, нервозность. Само тестирование проходило в перерыве от рабочего процесса, то есть можно утверждать, что сложность данной профессии для респондентов не является фактором вызывающим тревожность.

Статистическая обработка результатов проводилась с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Для нашей выборке характерен экстернальный локус контроля. Хотя нельзя говорить о установлении закономерностей, так как рассмотренная нами выборка может иметь погрешности. Ниже представлена Таблица 3 с ранжированием полученных результатов по методикам.

Таблица 3 — Расчётная таблица с ранжированием для коэффициента корреляции Ч. Спирмена

Наш коэффициент корреляции имеет знак минус, следовательно корреляция будет обратной (отрицательной), то есть чем выше показатели по шкале общей интернальности, тем ниже показатели по уровню личностной тревожности.

Обратившись к таблице критических значений коэффициента корреляции Спирмена, мы увидим, что для нашей выборки критическим значением на уровне 0,05 будет равен 0,532, на рисунке представлена ось значимости с критическими значениями для выборки из 14 респондентов. Таким образом, можно говорить о том , что существует статистическая взаимосвязь на уровне 0,05 между локусом контроля и уровнем личностной тревожности


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Рисунок 1 — Ось значимости

Нашу первоначальную гипотезу о том, что существует взаимосвязь между уровнями субъективного контроля и личностной тревожностью: чем выше уровень субъективного контроля, тем менее выражен уровень личностной тревожности, можно считать доказанной

В данной работе мы рассмотрели такое понятие как локус контроля и личностная тревожность, а также рассмотрели особенности работы судомеханика на судоремонтом заводе и выявили ряд требований к специалисту в данной области. Также рассмотрели информационную теорию эмоций и разобрали предпосылки для взаимосвязи для таких личностных свойств как локус контроля и тревожность.

На основании полученных данных мы выявили, что :

1. Для специалистов в данной области характерен экстернальный локус контроля.

2. Характерен средний и высокий уровень личностной тревожности.

3. Существует взаимосвязь между уровнями субъективного контроля и личностной тревожностью: чем выше уровень субъективного контроля, тем менее выражен уровень личностной тревожности

Методика 27. « Выбери нужное лицо»

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка.

Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным Ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см (рис. 33-46). Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.

Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.

Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное.

Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Так, например, рис. 33 (игра с младшими детьми), рис. 37 (игра со старшими детьми) и рис. 45 (ребёнок с родителями) имеют положительную эмоциональную окраску. Рис. 35 (объект агрессии), рис. 40 (выговор), рис. 42 (агрессивное нападение) и рис. 44 (изоляция) имеют отрицательную эмоциональную окраску. Рис. 38 (укладывание в постель в одиночестве), рис. 39 (умывание), рис. 41 (игнорирование), рис. 43 (собиркание игрушек) и рис. 46 (еда в одиночестве) имеют двойной эмоциональный смысл, который может быть как положительным, так и отрицательным. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования.

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребёнку в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего содержания:

К рис. 33. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

К рис. 34. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

К рис. 35. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

К рис. 36. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

К рис. 37. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

К рис. 38. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

К рис. 39. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

К рис. 40. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

К рис. 41. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

К рис. 42. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

К рис. 43. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

К рис. 44. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

К рис. 45. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

К рис. 46. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе (табл. 2).

Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:

В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка. Особенно высоким проективным значением в этой связи обладают рис. 36 (одевание), 38 (укладывание в постель в одиночестве), 46 (еда в одиночестве). Дети, в этих ситуациях делающие отрицательные эмоциональные выборы, с высокой степенью вероятности будут обладать высоким ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 34 (ребёнок и мать с младенцем), рис. 39 (умывание), рис. 41 (игнорирование) и рис. 43 (собирание игрушек), с большой вероятностью получат высокий или средний индекс ИТ.

Методика 28. « Какой Я?»

Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (табл. 3), спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития


ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Оцените статью
Избавиться от тревоги