результаты шкалы личной тревожности прихожан

РЕЗУЛЬТАТЫ ШКАЛЫ ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИХОЖАН Тревога

Тест на тревожность GAD-7

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Методика была разработана в 1970 году.

Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинической практике с разными целями – для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния пациента в динамике и т.п. На русском языке эта методика была адаптирована Ю. Л. Ханиным, поэтому данная методика диагностики тревожных состояний также носит название «Шкала Спилбергера-Ханина».

Шкала тревоги Спилбергера

В рамках этого теста созданы есть 2 подшкалы. Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности) оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как респонденты чувствуют себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства и возбуждения вегетативной нервной системы система.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает в качестве эмоциональной реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Вторая, шкала личной тревожности оценивает относительно стабильные аспекты личности, ее склонность к беспокойству, оценивает чувствосостояние спокойствия, уверенности и безопасности.

Под личностной тревожностью подразумевается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций становиться стрессом для индивидуума и вызывать у него выраженную тревогу.

Как свойство личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные (в т.ч. для самооценки, самоуважения). Лица, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Если STAI показывает у респондента высокий показатель личностной тревожности, это дает основание предполагать у него возникновение состояния тревожности в разных рядовых ситуациях. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Пройдите тест для диагностики повышенной тревожности.

Данный тест основан на личностной шкале проявлений тревоги Тейлора (Шкала проявлений тревоги Тейлор (Taylor Manifest Anxiety Scale, TMAS), которая предназначена для измерения проявлений тревожности.

Тест Тейлора часто применяемый инструмент для оценки уровня тревожности. Он состоит из 50 утверждений, на которые опрашиваемый отмечает согласие или несогласие и может быть пройден в течение 5-10 минут.

Тест на нашем сайте может быть пройден онлайн и без регистрации, а результаты могут быть использованы как для личных целей, так и для профессиональной работы психологов

Эксперты утверждают, что результаты теста Тейлора являются достаточно надежными и точными, что позволяет использовать его в профессиональной и научной сферах.

Тест тревожности разработан в 1957 году американским психологом Чарльзом Тейлором. Он базируется на предположении, что тревога – это устойчивый образ мышления и поведения, который проявляется в различных ситуациях.

Поэтому это исследование дает возможность выявить как общий уровень тревоги, так и ее проявления в разных сферам жизни.

В тесте используется несколько шкал для определения уровня тревожности. Например, шкала А (объективно-физиологическая) описывает проявление тревоги в физических реакциях, таких как повышенное сердцебиение, потливость и т.д.

Шкала В (субъективно-психологическая) описывает эмоциональное состояние и проявления тревоги в мыслях и чувствах.

Результаты теста Тейлора могут быть использованы для определения возможных причин тревожности и разработки плана лечения или коррекции поведения. Кроме того, данный тест может быть полезен для людей, которые хотят лучше понять свои эмоциональные реакции и работать над управлением своей тревожности.

Важно отметить, что тест тревожности Тейлора не является диагностическим инструментом и не может использоваться в качестве единственного критерия для постановки диагноза тревожных расстройств. Для этого необходимо проводить более глубокую и комплексную оценку психического здоровья с помощью других методов и инструментов

Несмотря на то, что это исследование не является исчерпывающим и полным, он может быть полезным инструментом для начала общения с клиентом психотерапевту или психологу, а также для людей, которые хотят более глубоко понять свои эмоции и состояние здоровья. Однако для использования теста необходимо учитывать квалификацию специалиста и его способности корректно интерпретировать результаты тестирования.

Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу. Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно.

В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой.

Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. В исследованиях разных авторов выделен ряд страхов, типичных для детского и подросткового возраста, хотя они обусловлены культурными и национальными факторами.

Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха.

Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.

Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.

Взаимосвязь агрессивности и страха имеет более сложную природу.

Подводя итоги этому короткому обзору исследований, посвященных страху, можно сказать, что, несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.

В связи с этим цель данной работы состояла в исследовании страхов подростков и их обусловленности тревожностью, нейротизмом и агрессивностью. Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:

Для диагностики страхов применялся опросник «Виды страха», разработанный И. П. Шкуратовой. Он содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 0 — такого страха у меня никогда не было; 1 — такой страх у меня был однажды; 2 — такой страх у меня был несколько раз; 3 — периодически такой страх у меня возникает; 4 — этот страх меня преследует постоянно.

Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И. П. Шкуратовой и В. В. Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы. Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем?

Обработка осуществлялась с помощью контент-анализа ответов путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп.

В качестве объекта исследования выступили 60 учащихся 11-х классов (30 юношей и 30 девушек).

Повышенная тревожность


РЕЗУЛЬТАТЫ ШКАЛЫ ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИХОЖАН

Почему повышена тревожность? В каждом конкретном случае ответ будет разным. Тревога – состояние, в котором можно выделить несколько реакций:

Возникает тревога после воздействия различных стрессов, причем у каждого пациента есть свой основной сигнал. Это может быть негативный опыт прошлого, конфликт с определенным человеком, травмирующая ситуация или хронический болевой синдром при болезнях внутренних органов.

Тревога возникает и у здорового человека в опасной ситуации, и такая реакция считается нормальной, потому что после разрешения трудностей уходит и тревога. Расстройство считается психическим только в том случае, если пациент живет с постоянным, неизменным и неугасимым чувством тревоги.

Особенности повышенной тревожности

Частота признаков повышенной тревожности отличается в разных возрастных группах:

  • у детей и подростков – до 2%;
  • у взрослых – до 12%;

Тревожные расстройства – это целая группа болезней, наиболее значимые из которых:

Повышенный уровень тревожности также развивается при стойкой длительной недостаточности витамина В12, снижении уровня глюкозы в крови, а также в качестве парадоксальной реакции на прием отдельных групп лекарств, особенно атропина и других холинолитиков.

В разговорной речи понятия тревоги и страха идентичны, но это неверно. Страх – эмоция, возникающая в ответ на конкретную опасную ситуацию. Тревога – более диффузное чувство, не всегда имеет определенную причину, касается воображаемых событий (человек переживает о том, что существует только в его фантазии).

Причины повышенной тревожности

Возникает расстройство при совпадении наследственных генетических факторов и неблагоприятных внешних воздействий. Тип личности, паттерны реагирования на различные ситуации обусловлены наследственностью.

Факторы риска синдрома повышенной тревожности:

Сочетание нескольких факторов риска повышает риск формирования тревожности.

Повышенная тревожность у ребенка или подростка имеет несколько другие причины формирования:

Симптомы повышенной тревожности

Критерием расстройства считается наличие симптомов в течение 6 месяцев после окончания травмирующей ситуации или события. Признаки такие:

Повышенная тревожность и страх у взрослых характерны для пациентов с затяжными болезнями – онкологическими, сердечно-сосудистыми, эндокринными, дегенеративными. Пациенты осознают реальную угрозу здоровью, с опасением ожидают результата промежуточного обследования, понимают ограничение жизненных перспектив.

Диагностика повышенной тревожности

Выявлением заболевания занимаются психиатры и психотерапевты. Объективных признаков этого расстройства не существует. Во время беседы врач замечает повышенную тревожность по таким проявлениям:

Для подтверждения используют опросники – тесты на повышенную тревожность:

Пациент за определенное время отвечает на вопросы, результат оценивается в баллах. По количеству баллов судят об интенсивности тревоги.

С большим успехом применяются также проективные тесты:

В том случае, если пациент не может указать на ситуацию, которая стала триггером (пусковым моментом), назначается комплексное обследование с участием интернистов, чтобы не пропустить болезнь внутренних органов.

Лечение повышенной тревожности

Терапия проводится в трех направлениях:

Повышенная тревожность: что делать и как избавиться? Первым делом требуется модифицировать образ жизни, то есть удовлетворить основные физиологические потребности:

Рекомендации при повышенной тревожности от врачей прошлых лет – путешествия, смена надоевшей обстановки – не утратили актуальности до сих пор.

Для снижения внутреннего напряжения применяются антидепрессанты и транквилизаторы-анксиолитики, назначения в каждом случае индивидуальные. Средняя длительность лечения составляет от 6 месяцев до года.

Набор психотерапевтических методик широк, на практике часто используются когнитивно-поведенческая и семейная терапия. У детей прекрасные результаты дают игровая и арт-терапия – рисование, лепка, ролевые спектакли с участием значимых взрослых.

Своевременное обращение к врачу дает возможность справиться с расстройством в короткие сроки.

опыт работы 15 лет

отзывы оставить отзыв

Услуги

Ключевые слова:

тревожность, стрессоустойчивость, горноспасатели, нервно-психическая устойчивость, ситуативная тревожность, личностная тревожность.

В современном мире люди постоянно подвержены стрессу. Сейчас сложно встретить человека, который был бы полностью уравновешен, ведь стресс пагубно влияет на состояние здоровья человека и его психику. Очень сложно управлять эмоциями, поэтому чаще всего люди приходят к саморазрушению при стрессе. Устраиваясь на работу, можно увидеть, что одно из главных профессионально важных качеств — это стрессоустойчивость.

Молодым сотрудникам в два раза тяжелее справляться со стрессом в экстренных ситуациях, так как они только набираются опыта и еще не привыкли справляться с ней экологичным путем.

Сотрудники спасательных подразделений ВГСЧ в большей степени подвержены возникновению стресса, так как работают в экстремальных условиях: занимаются ликвидацией последствий взрывов в шахтах, тушением пожаров, спасением людей и т. д.

Вследствие длительного нервно-психического напряжения может возникнуть стресс и тревожность, которые губительно сказывается на организме и здоровье сотрудника: это может привести к слабости, напряжению мышц, головокружению и нарушению питания и сна. Горноспасателям очень важно иметь хорошие физические данные и физиологическое состояние, так как их деятельность направлена на работу в экстремальных ситуациях. Если вовремя не выявить проблему, то любая ошибка может привести к серьезным проблемам: гибели большого количества людей, разрушению памятников культурного наследия и различных территорий. Важно своевременно выявить и устранить проблему.

Г. М. Бреслав считает, что тревожностью является личностная характеристика, которая отражает понижение порога чувствительности к различным стрессовым ситуациям. Проявляется тревожность в частом чувстве угроза собственному «я».

Р. С. Немов считал, что тревожность — это либо постоянно, либо ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать тревогу или страх в специфически социальных ситуациях.

Английский психолог И. Духмен определил стресс как совокупность поведенческих, эмоциональных, умственных и физических реакций, вызванных превосходящим адаптационные ресурсы человека давлением.

Существуют различные точки зрения того, что же такое стрессоустойчивость. В современной науке для описания способности личности противостоять каким-либо стрессорам, сохранять адекватность психического состояния используют различные термины:

— «стрессоустойчивость» (О. А. Ахвердова, И. В. Боев);

— «психологическая устойчивость» (С. А. Козлов, В. В. Аршинова, С. А. Шувалова);

— «нервно-психическая устойчивость» (А. М. Столяренко, П. П. Дорогов);

— «морально-психологическая устойчивость» (Н. Ф. Феденко).

В основе перечисленных видов находятся утверждения, что это:

П. Б. Зильберман определяет стрессоустойчивость как интегративное свойство личности, которое характеризуется таким воздействием волевых, эмоциональных, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают, в сложной эмотивной обстановке, успешное достижение цели деятельности.

Исследование взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости проводилось среди членов горноспасательного отряда в различных подразделениях по Кемеровской области, всего выборка включает в себя 20 человек. Возрастное соотношение выборки можно увидеть на рисунке 1.


РЕЗУЛЬТАТЫ ШКАЛЫ ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИХОЖАН

Рис. 1. Возрастное соотношение выборки, %

В данной выборке, процент мужчин, которые находятся в возрасте от 25 до 33-х лет составляет 15 % (3 человека), самый большой процент выборки находится в возрасте от 34 до 45 лет и составляет 45 % (9 человек), а в возрасте больше 46 лет находится 40 % данной выборки (8 человек).

Методики, которые использовались в

исследовании

:

Для диагностики стрессоустойчивости (нервно-психической устойчивости) в данном исследовании использовалась анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» В. Ю. Рыбникова. Процентное соотношение результатов по данной методике можно увидеть на рисунке 2.

Для выявления взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости у горноспасателей, был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции К. Пирсона.

В результате проведенного анализа были выявлены следующие значимые корреляционные связи и представлены в виде корреляционных плеяд (рисунок 2).

Корреляционный анализ позволил выявить сильные положительные статистически значимые связи при p≤0,01 ситуативной тревожности с фактором «F1» (тревожность), а также личностной тревожностью. В данном исследовании, по характеристике фактора «F1» сопоставили его с личной тревожностью. Поэтому можно допустить, что если индивиду присуща личностная тревожность, то и ситуативная тревожность будет повышаться в случаях стрессовой ситуации. Кроме того, была выявлена значимая взаимосвязь при p≤0,01 между фактором «F1» и фактором «O». В данной научно-исследовательской работе мы поставили синонимичными фактор «О» и личностную тревожность. Корреляционная связь между этими факторами показывает, как и в предыдущем случае, что личностная и ситуативная тревожности между собой связаны.

Выявлены положительные статистические значимые связи при p≤0,05 между ситуативной и личностной тревожностью и фактором «Е» (конформность/доминантность). Тревожные люди не уверены в себе, имеют повышенную раздражительность и агрессию, из-за своей неуверенности в своих поступках в той или иной ситуации, им проще «идти за другим» и «быть как все», такие люди пассивны и легко выводятся из равновесия авторитетным руководством.

Установлена статистически значимая корреляционная связь при p≤0,01 между нервно-психической устойчивостью и фактором «C» (слабость «Я»/сила «Я»). Чем выше уровень нервно-психической устойчивости, тем больше человек эмоционально устойчивый, спокойный, флегматичный, трезво смотрящий на вещи, эмоционально зрелый и имеет постоянные интересы. Он уверен в себе, реально оценивает обстановку и управляет ситуацией.

Выявлена значимая корреляционная связь при p≤0,01 между фактором «Q4» и фактором «О». Чем сильнее у индивида выраженная эго-напряженность, тем сильнее у него личностная тревожность. Человек с эго-напряженностью возбужденный, раздражительный, несмотря на утомляемость активен, тем самым его тревожность будет увеличиваться, так как необходимо куда-то расходовать свою энергию.

Кроме того, была выявлена обратная взаимосвязь между фактором «С» и личностной (при p≤0,01) и ситуативной (p≤0,05) тревожностью. Чем больше человек эмоционально устойчив, тем меньше у него будет проявляться ситуативная тревожность, и личностная тревожность ему будет присутствовать также в меньшей мере.

Установлена обратная взаимосвязь между нервно-психической устойчивостью и фактором «F1» и фактором «O». Что говорит о том, что чем больше человек переживает различные стрессовые ситуации, имеет «яркую» реакцию в конфликтных ситуациях, не умеет работать при необходимости сверхурочно, то тем больше вероятность того, что в критических ситуациях у него будет высокая ситуативная тревожность, а также может развиться личностная тревожность. Тем самым гипотеза подтвердилась.


РЕЗУЛЬТАТЫ ШКАЛЫ ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИХОЖАН

Рис. 2. Корреляционный анализ взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости у горноспасателей

Таким образом, в результате проведенного корреляционного анализа не были выявлены статистически значимые связи между показателями тревожности и стрессоустойчивости. Но нами была выявлена взаимосвязь между показателями фактора «F1» и фактора «O», которые синонимичны личностной и ситуативной тревожности. Чем выше тревожность у горноспасателей, тем ниже стрессоустойчивость. Гипотеза подтвердилась.

Основные термины (генерируются автоматически): личностная тревожность, нервно-психическая устойчивость, ситуативная тревожность, ситуация, тревожность, стресс, возрастное соотношение выборки, значимая корреляционная связь, корреляционный анализ, обратная взаимосвязь.

Инструкция для прохождения теста

Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет».

Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ.

Клиническая значимость

Большинство из известных методов оценки уровня тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или текущее состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственным способом, позволяющим дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Спилбергером.

Измерение тревожности как свойства личности имеет важное значение – ведь это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У индивидуума существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.

Процедура проведения

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Обработка результатов включает следующие этапы:

Интерпретация результатов STAI

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При общей интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для респондента.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Низкотревожным личностям, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние изменчиво и отличается различной интенсивностью. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стресса, а также какова интенсивность этого воздействия.

Рекомендуем по этой теме:

13 декабря 2023

Существуют ли табу в разговорах с человеком, который болеет депрессией

Симптомы депрессии, которые чувствуют больные люди, включают утрату надежды, отсутствие мотивации и значительное снижение активности в повседневной деятельности. Каждый человек переживает депрессию по-разному, и некоторые люди могут не чувствовать того, о чем сообщают другие.

11 декабря 2023

Резистентная депрессия: «мрачное» название совсем не означает отсутствия методов лечения

Депрессию обычно лечат с помощью лекарственных средств, психотерапии или их сочетания, и чаще после такого лечения симптомы депрессивного расстройства исчезают. Однако иногда симптомы болезни после типичного лечения наблюдаются и дальше. В таких случаях врачи считают, что у пациента «резистентная депрессия» (РД), или «терапевтически резистентная депрессия» (ТРД).

24 ноября 2023

Как распознать депрессию

Депрессия (другие названия – «большое депрессивное расстройство», «клиническая депрессия») – это расстройство настроения с группой симптомов, в частности постоянной печалью и/или отсутствием интереса к жизни.

18 октября 2023

Токсическая позитивность: когда (чрезмерный) оптимизм становится вредным

Конечно, для психического здоровья (да и для соматического) очень важно иметь хорошее настроение и не принимать неизбежные мелкие жизненные проблемы слишком близко к сердцу. Однако показная, а тем более чрезмерная, неоправданная жизнерадостность может нанести человеку серьезный вред – она мешает трезво оценивать ситуацию и часто бывает губительной для отношений.

Анализ результатов

Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.


РЕЗУЛЬТАТЫ ШКАЛЫ ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИХОЖАН

Как видно из таблицы 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (78 баллов у юношей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у юношей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла), страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов).

У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.

Для обобщенного анализа страхов все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу:

Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2).


РЕЗУЛЬТАТЫ ШКАЛЫ ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИХОЖАН

Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные и замыкают ряд мистические страхи.

Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3).


РЕЗУЛЬТАТЫ ШКАЛЫ ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИХОЖАН

Данные, представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.

Следующей задачей нашего исследования было изучение влияния тревожности и нейротизма на степень выраженности страхов у старшеклассников. Для этого была проведена диагностика тревожности школьников с помощью методики «Шкала личностной тревожности для учащихся» А. М. Прихожан и нейротизма с применением опросника Г. Айзенка. Затем был проведен корреляционный анализ показателей тревожности, нейротизма и степени выраженности страхов на всей выборке в целом. Результаты анализа представлены на рис. 1.


РЕЗУЛЬТАТЫ ШКАЛЫ ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИХОЖАН

Данные свидетельствуют о наличии большого числа связей между всеми видами страхов и шкалами личностной тревожности, что доказывает данные других авторов о том, что тревожность как личностное свойство предрасполагает человека испытывать беспокойство по поводу возможных физических и социальных угрожающих событий. Наиболее высокие значения корреляций наблюдаются между социальными страхами и межличностной и самооценочной тревожностью, между мистическими страхами и магической тревожностью. Это свидетельствует о том, что существует определенная тематическая доминанта страхов и тревожности. Если человека более волнуют его межличностные отношения, то более вероятно у него возникновение страхов, связанных с этими отношениями (например, страх критики со стороны близких людей). Хотя наряду с этим действует и генерализованное влияние тревожности на склонность к переживанию страхов по разным поводам. При прочих равных условиях в одной и той же ситуации тревожный человек будет испытывать большее беспокойство, чем человек с низким уровнем тревожности. Но было бы неправильно думать, что тревожность вредна, ведь беспокойство заставляет человека заранее принимать меры по предотвращению угрозы, что может спасти ему жизнь.

Следующей задачей нашей работы было изучение влияния разных форм агрессивности на склонность к переживанию страха.

Для определения уровня агрессивности нами была использована методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса — Дарки. В результате нами были получены данные по восьми формам проявления агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Корреляционный анализ показателей агрессивности и видов страха позволил установить значимые связи между ними, которые представлены на рис. 2.


РЕЗУЛЬТАТЫ ШКАЛЫ ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИХОЖАН

Больше всего взаимосвязей дала такая форма агрессивности, как вина.

Наибольшая величина корреляции наблюдается между чувством вины и мистическими страхами. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, закономерна. Ощущаемые при переживании чувства вины угрызения совести, наталкивают человека на мысли о наказании за содеянное. Это наказание человек в первую очередь ожидает от потусторонних сил, от которых ничего не утаишь. Поэтому страх перед Богом, который знает каждый наш шаг на земле, больше всего испытывают люди, склонные к самообвинению.

Положительно коррелирует чувство вины с социальными страхами. При переживании чувства вины у человека возникает убеждение, что он плохой и недостойный, он ощущает угрызения совести, что может приводить к нарастанию социальных страхов. Наличие положительной связи между чувством вины и криминальными страхами можно объяснить действием проекции. Человек, рисующий в своем воображении возможные собственные агрессивные действия или совершавший таковые в реальности, имеет больше оснований опасаться, что и другие люди вынашивают агрессивные планы относительно него. Он вообще может считать, что все люди злы и агрессивны.

Положительно коррелируют между собой раздражение и социальные страхи. В данном случае трудно определить причинно-следственные отношения между ними, т.е. раздражение вызывает социальные страхи или, наоборот, наличие социальных страхов провоцирует раздражение. Скорее всего, здесь имеет место взаимное усиление этих феноменов. Например, человек, опасающийся выглядеть смешным, будет более раздраженно реагировать на шутки в его адрес, что, скорее всего, приведет к большей конфликтности его отношений с окружающими и укрепит его социальные страхи.

Положительную корреляцию даёт взаимосвязь подозрительности и мистических страхов. Подозрительность как проявление агрессивности связана с недоверием и осторожностью по отношению к людям. Подозрительные люди могут ожидать, что их знакомые хотят причинить им вред, в том числе и с помощью мистических приемов (колдовства, сглаза и пр.). Подозрительность и мистические страхи объединяет то, что в обоих случаях включается воображение.

Единственная отрицательная взаимосвязь выявлена между физической агрессией и фобиями, что легко объяснимо. Как уже отмечалось выше, люди, имеющие фобии, более склонны к проявлениям робости и ведомости, что несовместимо с применением грубой физической агрессии.

Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.

Литература

  • Айзенк Г. Структура личности. – СПб, 1999.
  • Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавитmся от страха. – СПб, 1995.
  • Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 2000.
  • Изард К. Эмоции человека. – М.,1980.
  • Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб, 2002.
  • Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.
  • Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.
  • Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.
  • Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
  • Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
  • Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.,1999.
  • Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. – СПб, 2001.
  • Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М., 1997.
Оцените статью
Избавиться от тревоги