ситуационная тревога и опросник тревоги спилбергера Stai

СИТУАЦИОННАЯ ТРЕВОГА И ОПРОСНИК ТРЕВОГИ СПИЛБЕРГЕРА STAI Тревога

Сначала коротко

Ситуация: Современный человек вынужден постоянно адаптироваться к стремительно меняющимся условиям окружающей среды.

На деле: Способность к эффективной адаптации зависит от уровня личностной тревожности, которая в условиях неопределённости проявляется, в том числе, в изменениях активности различных отделов головного мозга.

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Методика была разработана в 1970 году.

Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинической практике с разными целями – для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния пациента в динамике и т.п. На русском языке эта методика была адаптирована Ю. Л. Ханиным, поэтому данная методика диагностики тревожных состояний также носит название «Шкала Спилбергера-Ханина».

Шкала тревоги Спилбергера

В рамках этого теста созданы есть 2 подшкалы. Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности) оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как респонденты чувствуют себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства и возбуждения вегетативной нервной системы система.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает в качестве эмоциональной реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Вторая, шкала личной тревожности оценивает относительно стабильные аспекты личности, ее склонность к беспокойству, оценивает чувствосостояние спокойствия, уверенности и безопасности.

Под личностной тревожностью подразумевается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций становиться стрессом для индивидуума и вызывать у него выраженную тревогу.

Как свойство личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные (в т.ч. для самооценки, самоуважения). Лица, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Если STAI показывает у респондента высокий показатель личностной тревожности, это дает основание предполагать у него возникновение состояния тревожности в разных рядовых ситуациях. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Тревожное расстройство личности характеризуется избеганием социальных ситуаций и взаимодействия, в котором может возникнуть риск отвержения, критики или унижения. Диагноз ставится на основании клинических критериев. Лечение состоит в проведении психотерапии и назначении анксиолитиков и антидепрессантов.

У людей с тревожным расстройством личности возникает интенсивное чувство неадекватности и они справляются с неадаптивностью, избегая любых ситуаций, в которых они могут получить отрицательную оценку.

Симптоматика избегающего расстройства личности

Пациенты с тревожным расстройством личности избегают социального взаимодействия, в том числе в рабочих ситуациях, из-за страха критики или непринятия, а также в следующих ситуациях:

Пациенты с тревожным расстройством личности уклоняются от длительного социального взаимодействия, боятся потерять свое благополучие при взаимодействии с другими. Чаще всего эти пациенты относительно изолированы, ограничивают свой круг общения, не имеют социального окружения, которое может прийти на помощь при необходимости.

Эти пациенты очень чувствительны к любому незначительному критическому неодобрению или насмешке, так как постоянно думают о критике или неприятии. Они бдительны к любому признаку негативной реакции в свою сторону. Их напряженный, тревожный вид может вызывать насмешки или подшучивание, тем самым подтверждая их неуверенность в себе.

Низкая самооценка и чувство неполноценности усиливают симптомы, особенно в новых социальных ситуациях. Пациенты избегают взаимодействия с новыми людьми, так как ощущают себя социально неадаптированными, непривлекательными и хуже других. Они, как правило, спокойны и робки и пытаются исчезнуть, потому что они думают, что если они что-то скажут, другие скажут, что это неправильно. Они опасаются говорить о себе, чтобы не стать обьектом насмешек и унижений. Они беспокоятся, что будут краснеть или плакать, когда их критикуют.

Пациенты с тревожным расстройством личности неохотно идут на личные риски, и по тем же причинам не участвуют в новых видах деятельности. В таких случаях они часто преувеличивают опасность и используют минимальные симптомы или другие проблемы, чтобы объяснить свое избегание. Из-за своих потребностей в безопасности и стабильности, они предпочитают ограниченный образ жизни.

Эта закономерность проявляется в наличии 4 из следующих признаков:

Кроме того, необходимо, чтобы симптомы начали проявляться в раннем взрослом возрасте.

Тревожное расстройство личности следует дифференцировать от следующих 2-х нарушений:

Пациенты с уклоняющимся расстройством личности часто избегают лечения.

Пациенты с тревожным расстройством личности получают пользу от индивидуальной терапии, которая поддерживает и учитывает гиперчувствительность пациента по отношению к другим.

Может быть полезна психодинамическая терапия, сфокусированная на основных конфликтах.

Плацебо-контролируемые исследования лекарственных средств не проводились.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Просмотреть пользовательскую версию

Повышенная тревожность


СИТУАЦИОННАЯ ТРЕВОГА И ОПРОСНИК ТРЕВОГИ СПИЛБЕРГЕРА STAI

Почему повышена тревожность? В каждом конкретном случае ответ будет разным. Тревога – состояние, в котором можно выделить несколько реакций:

Возникает тревога после воздействия различных стрессов, причем у каждого пациента есть свой основной сигнал. Это может быть негативный опыт прошлого, конфликт с определенным человеком, травмирующая ситуация или хронический болевой синдром при болезнях внутренних органов.

Тревога возникает и у здорового человека в опасной ситуации, и такая реакция считается нормальной, потому что после разрешения трудностей уходит и тревога. Расстройство считается психическим только в том случае, если пациент живет с постоянным, неизменным и неугасимым чувством тревоги.

Особенности повышенной тревожности

Частота признаков повышенной тревожности отличается в разных возрастных группах:

  • у детей и подростков – до 2%;
  • у взрослых – до 12%;

Тревожные расстройства – это целая группа болезней, наиболее значимые из которых:

Повышенный уровень тревожности также развивается при стойкой длительной недостаточности витамина В12, снижении уровня глюкозы в крови, а также в качестве парадоксальной реакции на прием отдельных групп лекарств, особенно атропина и других холинолитиков.

В разговорной речи понятия тревоги и страха идентичны, но это неверно. Страх – эмоция, возникающая в ответ на конкретную опасную ситуацию. Тревога – более диффузное чувство, не всегда имеет определенную причину, касается воображаемых событий (человек переживает о том, что существует только в его фантазии).

Причины повышенной тревожности

Возникает расстройство при совпадении наследственных генетических факторов и неблагоприятных внешних воздействий. Тип личности, паттерны реагирования на различные ситуации обусловлены наследственностью.

Факторы риска синдрома повышенной тревожности:

Сочетание нескольких факторов риска повышает риск формирования тревожности.

Повышенная тревожность у ребенка или подростка имеет несколько другие причины формирования:

Симптомы повышенной тревожности

Критерием расстройства считается наличие симптомов в течение 6 месяцев после окончания травмирующей ситуации или события. Признаки такие:

Повышенная тревожность и страх у взрослых характерны для пациентов с затяжными болезнями – онкологическими, сердечно-сосудистыми, эндокринными, дегенеративными. Пациенты осознают реальную угрозу здоровью, с опасением ожидают результата промежуточного обследования, понимают ограничение жизненных перспектив.

Диагностика повышенной тревожности

Выявлением заболевания занимаются психиатры и психотерапевты. Объективных признаков этого расстройства не существует. Во время беседы врач замечает повышенную тревожность по таким проявлениям:

Для подтверждения используют опросники – тесты на повышенную тревожность:

Пациент за определенное время отвечает на вопросы, результат оценивается в баллах. По количеству баллов судят об интенсивности тревоги.

С большим успехом применяются также проективные тесты:

В том случае, если пациент не может указать на ситуацию, которая стала триггером (пусковым моментом), назначается комплексное обследование с участием интернистов, чтобы не пропустить болезнь внутренних органов.

Лечение повышенной тревожности

Терапия проводится в трех направлениях:

Повышенная тревожность: что делать и как избавиться? Первым делом требуется модифицировать образ жизни, то есть удовлетворить основные физиологические потребности:

Рекомендации при повышенной тревожности от врачей прошлых лет – путешествия, смена надоевшей обстановки – не утратили актуальности до сих пор.

Для снижения внутреннего напряжения применяются антидепрессанты и транквилизаторы-анксиолитики, назначения в каждом случае индивидуальные. Средняя длительность лечения составляет от 6 месяцев до года.

Набор психотерапевтических методик широк, на практике часто используются когнитивно-поведенческая и семейная терапия. У детей прекрасные результаты дают игровая и арт-терапия – рисование, лепка, ролевые спектакли с участием значимых взрослых.

Своевременное обращение к врачу дает возможность справиться с расстройством в короткие сроки.

опыт работы 15 лет

отзывы оставить отзыв

Услуги

В современной науке психологии существует множество актуальных проблем, требующих особого подхода к их решению. Одна из них – тревожность. Тревожности отводится особая роль среди всех отрицательных переживаний. Опасны и последствия тревожности – проблемы в общении, снижение продуктивности деятельности и работоспособности. Страдает и самоорганизация.

Важно понимать, что определенный уровень тревожности присущ каждому человеку. Психологи говорят о так называемой полезной тревожности – она позволяет людям избегать необдуманных и опрометчивых поступков, служа своеобразным защитным механизмом. Одни люди тревожны в меньшей, а другие в большей степени. Проблема возникает тогда, когда тревожность становится настолько сильной, что мешает человеку учиться, работать, общаться и просто полноценно жить. Таким образом, задача стоит не столько в устранении тревожности, сколько в ее снижении до оптимального уровня, обеспечивающего самовоспитание и самоконтроль.

Как уже говорилось выше, современная психология относит тревожность к числу сложных и многозначных проблем.

Следует отметить, что на практике тревожность используется как интерпретационная, объяснительная и диагностическая категория. Путь к ее пониманию во многом лежит через познание и понимание персональных и индивидуальных типологических особенностей, так как выявить общие закономерности и осмыслить их можно только лишь при четком и ясном понимании индивидуальных различий.

Изучением понятия и особенностей тревожности занимались многие отечественные и иностранные авторы.

Зигмунд Фрейд считал, что проблематика тревожности уходит своими корнями в глубины психологии. Ученый ввел в научный оборот типологию тревожности, в соответствии с которой, выделяется три ее вида:

— моральная тревожность;

— невротическая тревожность;

В психологи одновременно используются два базовых термина, которые во многих ситуациях расцениваются, как синонимы, однако чаще интерпретируются, как автономные феномены: тревога и тревожность. Дифференцируется тревожность, как личностное качество, как относительно стабильная, константная на протяжении жизни характеристика (личностная тревожность) и тревога, как негативное эмоциональное состояние, относительно продолжительное, соотносящееся с преобразованием нервно-психической деятельности (ситуативная тревога). При этом понимание тревоги как состояния представляет собой основу для понимания тревожности как качества личности. Под тревожностью следует понимать склонность человека к переживанию чувства тревоги. Такая склонность отличается невысоким порогом возникновения реакции тревожности.

Согласно представлению многих исследователей, продолжительно существующее состояние тревоги может обретать статус качества личности, переходя в категорию тревожности.

Тревожность интерпретируется в роли одного из центральных критериев индивидуальных различий. Как правило, ее уровень увеличивается при нервно-психических и хронических соматических патологиях, а также у здоровых людей, которым необходимо преодолевать последствия психологической травмы, у субъектов с девиантным поведением.

Тревожность в структуре интегральной индивидуальности интерпретируется как качество личности и расценивается, как ожидание негативного результата при наличии в общем-то нейтральных, не несущих в себе реальной опасности условиях.

Личностная тревожность – это относительно стабильное индивидуальное свойство субъекта, позволяющее оценить уровень его склонности:

— воспринимать довольно обширный спектр ситуаций как несущих опасность для его самооценки, самоуважения и престижа;

— переживать состояние тревоги в подобных условиях.

Ситуативная тревожность обусловлена конкретными внешними условиями, ее уровень может значительно варьироваться в зависимости от воздействия тех или иных факторов. Уровень личностной тревожности обусловлен наследственными факторами и позволяет составить представление об индивидуальной склонности субъекта к тревоге. Высокая степень личностной тревожности подразумевает высокий уровень склонности рассматривать достаточно большой спектр объективно безопасных условий, как опасных, угрожающих, при этом демонстрирую определенную реакцию в конкретных условиях. Постоянно фиксирующиеся патологические реакции способны провоцировать патологические расстройства пищевого поведения субъекта, стать причиной выработки вредных привычек и нарушений здоровья.

В концепции дифференцированных эмоций формулируется такое умозаключение, что конструкт тревожности обладает сложной организацией и включает в себя преобладающее переживание страха, взаимодействия страха с другими глубинными эмоциями, такими как стыд, вина, гнев, интерес. В структуре тревожности заключена совокупность биохимических факторов и определенные потребностные состояния. Также можно дифференцировать различные типы тревожности на основании составляющих ее аффектов.

Многие психологи и психотерапевты сопоставляют тревожность с психической напряженностью и стрессом. Отмечается, что тревожность определенным образом влияет на личность, меняя ее поведение и снижая способности к саморегуляции поведения. Для нейтрализации негативного влияния тревожности необходимо предпринять определенные шаги. Но в этом вопросе исследователи придерживаются разных взглядов.

Сложности в части применения существующих доктринальных позиций к анализу понятия «тревожность» обусловлены такими ключевыми факторами:

— искусственной границей между витальными и социальными угрозами;

— поздним разграничением определенных и неопределенных, внешних и внутренних угроз.

Итак, тревожность – это устойчивое личностное образование, сохраняемое в течение довольно долгого времени, обладающее определенными константными формами внешнего выражения и своей особой побудительной силой.

Анализ научной литературы позволяет говорить о наличии нескольких разновидностей тревожности. Так, тревожность бывает генерализованной, общей, личностной, парциальной, ситуативной, специфической и частной. Условно тревожность делится на устойчивую и неустойчивую. Последняя способна к изменению объектов исходя из их значения для личности.

Отдельно стоит упомянуть о том, что личностная тревожность может не иметь четко определенной сферы внешнего выражения. Она может ощущаться только как переживание человеком некой абстрактной угрозы, не имеющей конкретного объекта. В таком случае личностная и ситуативная виды тревожности совпадают. Рассматриваемый момент имеет определенную связь с проблемами диагностики тревожности и обусловливает необходимость соотнесения разных ее эмпирических показателей.

Для диагностирования тревожности современные психологи используют методики двух типов.

При применении методик первого типа тревожность определяется исходя из проективной или прямой когнитивной оценки ситуации либо сферы, предполагая наличие конкретного объекта, на который, собственно, и направлена тревожность. Суть диагностики сводится к оценке показателя ситуативных и личностных видов тревожности. Итоговая оценка выступает в качестве показателя обобщенного уровня тревожности личности.

При использовании диагностических методик второго типа суть диагностики сводится к подтверждению испытуемым наличия у него тех или иных симптомов и проявлений. Такая тревожность определяется в качестве личностной, т.е. внеобъектной (безобъектной).

Выполненный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил определиться с содержанием используемых в исследовании понятий.

Так, под «тревогой» в работе понимается негативная эмоция, которая отражает трудноопределимое предчувствие, ожидание плохих событий, ощущение неопределенности.

«Тревожность» – это устойчивое личностное образование, сохраняемое в течение довольно долгого времени, обладающее определенными константными формами внешнего выражения и своей особой побудительной силой. Личностная тревожность – сравнительно постоянная склонность человека к восприятию угрозы в широком смысле. Ситуативная тревожность, в свою очередь, представляет собой беспокойство, обусловленное потенциальными или реальными угрозами.

Для чего это нужно?

Как итог — установлено, что высокая личностная тревожность приводит к предвзятым (завышенным) оценкам различных форм неопределённости и тем самым влияет на эффективность принятия решений. « Ситуация повышенной неожиданной неопределённости — резкого изменения ситуации — вела к ухудшению когнитивных процессов у лиц с высокой личностной тревожностью за счёт переоценки нестабильности и изменчивости окружающей среды», — комментирует Марина Иванова. Она отмечает, что и в жизни условия неопределённости могут негативно влиять на оценку различных реальных сложностей и приводить к дезадаптации, ошибкам в принятии жизненных решений.

В будущем интересным направлением исследований могло бы стать сочетание методов магнитоэнцефалографии с фармакологическими воздействиями. Такие эксперименты продемонстрировали бы возможности модулирующего действия нейромедиаторов (дофамина, ацетилхолина и др.) на нейронные осцилляции.
IQ

Томас Хайн, Лондонский университет (Великобритания)

Женг Гонг, выпускница магистерской программы Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ

Марина Иванова, стажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ

Феделе Томмасо, ведущий научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ

Вадим Никулин, Институт когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка (Лейпциг, Германия)

Мария Эррохо Руис, Лондонский университет (Великобритания)

Как изучали?

В исследовании приняли участие 39 добровольцев — 24 женщины и 15 мужчин. Перед опытами испытуемые заполняли «Шкалу тревоги Спилбергера — Ханина» для выявления уровня личностной тревожности (45 баллов — высокий уровень этого показателя, 36 и менее — низкий уровень). При этом, как известно, личностная тревожность является достаточно стабильной чертой и при повторных тестах оценки варьируются мало. Показатели личностной тревожности в группах добровольцев составили от 24 до 65 баллов, средний показатель — 30,5. Никто из респондентов не страдал психическими расстройствами.

Затем добровольцев разделили на две сбалансированные по возрасту и полу экспериментальные группы. В первой — с высокой тревожностью — оказались 12 женщин со средним возрастом 22,6 года, а во второй — с низкой личностной тревожностью — 12 женщин со средним возрастом 23,7 года.

Далее все испытуемые выполнили вероятностную обучающую задачу с возможностью получения вознаграждения в зависимости от результатов. Участникам эксперимента на экране компьютера показывали синие и красные стимулы. От выбора тех или иных стимулов зависела процентная вероятность выигрыша (скажем, при выборе красного левого стимула — 75%). Периодически вероятность менялась без ведома испытуемого (в примере выше — предположим, понижалась с 75 до 25%), что требовало от испытуемых принятия решений по поводу дальнейшей тактики.

Параллельно у участников эксперимента с помощью магнитоэнцефалографии регистрировалась и измерялась активность в различных отделах головного мозга. Для анализа полученных результатов использовался метод байесовского иерархического моделирования, который лучше всего помогает описать отдельное влияние личностной тревожности на процесс решения вероятностной задачи.

Процедура проведения

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Обработка результатов включает следующие этапы:

Интерпретация результатов STAI

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При общей интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для респондента.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Низкотревожным личностям, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние изменчиво и отличается различной интенсивностью. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стресса, а также какова интенсивность этого воздействия.

Рекомендуем по этой теме:

13 декабря 2023

У слишком научного термина «сепарационная тревога» есть синоним – «тревожность, связанная с разлукой», который понятен широким массам. Конечно, практически каждому приходилось утром видеть маленьких деток, которые, рыдая, идут в детский сад. Это самый простой пример сепарационной тревоги, вызванной разлукой (пусть и короткой, временной) с матерью – самым близким для ребенка человеком и самым надежным защитником от опасностей окружающего, такого неприветливого в воображении ребенка мира.

9 ноября 2023

Тревога без причины

Тревога является одной из самых распространенных проблем, с которыми приходится сталкиваться человечеству. Повышенная тревожность может быть вызвана рядом различных факторов.

18 октября 2023

Когнитивно-поведенческая терапия: лечение словом

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это однин из наиболее распространенных и хорошо изученных видов психотерапии. К ПТ является сочетанием двух терапевтических подходов, известных как когнитивная терапия и поведенческая терапия.

О чём речь?

Тревожность — это психологическое, физиологическое и поведенческое состояние, характеризующееся беспокойством по поводу неопределённых событий с потенциально неблагоприятными последствиями. Трудности во взаимодействии с неопределённостью — центральный диагностический признак клинической и субклинической тревожности.

В исследованиях с использованием компьютерного моделирования установлено, что тревога может негативно сказываться на процессах адаптации и принятия решений в нестабильной среде. Поэтому и люди с высокой личностной тревожностью хуже переносят подобные условия, причём как в реальной жизни, так и при решении экспериментальных задач — их эффективность обычно снижается.

Существует особый класс экспериментальных заданий — вероятностные задачи. В них испытуемый должен выбирать стимулы, несущие с некоторой вероятностью выигрыш или проигрыш. Иными словами, человек не знает, получит он выигрыш или нет, и таким образом для участника эксперимента создаётся ситуация неопределённости.

«Эти задачи отражают реальность — мы не знаем, как в будущем будут развиваться события, мы можем только предсказать их развитие с определённой степенью вероятности и ориентироваться на это предсказание. Этот процесс в нейронауке называется “обучением”, поскольку таким образом мы изучаем окружающую нас среду», — поясняет один из авторов исследования, аспирант департамента психологии, стажер-исследователь Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Марина Иванова.

Однако то, что происходит на нейронном уровне при работе испытуемого с вероятностной задачей и принятии решений на фоне тревоги — пока не вполне изучено. На основе уже имеющихся экспериментов, авторы исследования предположили, что в такого рода ситуациях у испытуемых с высокой личностной тревожностью должно наблюдаться изменение активности в ряде отделов головного мозга: вентромедиальной префронтальной коре, орбитофронтальной коре, медиальной дорсолатеральной префронтальной и передней поясной коре. Эти отделы головного мозга отвечают за процесс принятия решений, мотивацию, планирование, страх и тревогу.

Вентромедиальная префронтальная кора — связана с обработкой информации в ситуациях риска и при эмоции страха, а также с управлением эмоциональными реакциями человека, принятием решений и самоконтролем.

Орбитофронтальная кора — связана с принятием решений.

Медиальная дорсолатеральная префронтальная кора — связана с планированием сложного когнитивного поведения, высшими психическими функциями, проявлениями личности, принятием решений и регулированием социального поведения.

Передняя поясная кора — связана с выполнением когнитивных функций, таких как ожидание награды, принятие решений, эмпатия, управление эмоциями.

Что получили?

Результаты исследования показали, что ключевые области мозга, связанные с тревожностью и процессами принятия решений, демонстрируют изменения в осцилляторной активности — в диапазонах бета- и гамма-ритмов). В частности, они реагировали на кодирование ошибок предсказания — несоответствия между ожиданиями испытуемого и реальностью.

При этом у лиц с высокой тревожностью при ошибках предсказания повышалась мощность гамма-ритма. В рамках экспериментальной задачи они часто преувеличивали значимость ошибок предсказаний, что приводило к ухудшению выполнения задачи. Кроме того, у группы с высокой тревожностью во время кодирования ошибок предсказания активность передней поясной коры подавляла альфа- и бета-ритмы (первый связывают со спокойствием, а второй с активной работой мозга, сфокусированным вниманием — прим. ред.).

Теперь подробнее

Учёные из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Лондонского университета (Великобритания) и Института когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка (Германия) изучили с помощью работу головного мозга у людей с низким и высоким уровнями личностной тревожности во время решения вероятностных задач. Выяснилось, что в ситуации неопределённости между двумя группами испытуемых существуют различия в активности медиальной префронтальной, орбитофронтальной и передней поясной коры. У людей с высоким уровнем тревожности нейрональная активность оказалась выше, а эффективность в решении задач ниже. Причина этого — в особенностях восприятия условий неопределённости. Результаты исследования опубликованы в журнале Communications Biology.

Клиническая значимость

Большинство из известных методов оценки уровня тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или текущее состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственным способом, позволяющим дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Спилбергером.

Измерение тревожности как свойства личности имеет важное значение – ведь это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У индивидуума существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.

Оцените статью
Избавиться от тревоги