Что такое тревога?
Тревога, наравне со страхом и надеждой – особая предвосхищающая эмоция, которая обеспечивает её особое положение среди других эмоциональных явлений. Ей описывают ощущение опасения или предчувствие, что в будущем мы столкнёмся с непредсказуемыми негативными событиями, которые нельзя изменить или предотвратить.
Этой мысленной остановке на потенциальной опасности часто сопутствуют различные некомфортные ощущения в теле, такие как возбуждение (потливость, учащение пульса), мышечное напряжение или головная боль.
Согласно концепции интерперсонального психоаналитика Гарри Салливана, тревога оказывает значительное влияние на межличностные отношения и является главной причиной большей части психологических страданий.
Однако сама по себе тревога – нормальное эмоциональное состояние, которое время от времени посещает каждого человека. Если она становится слишком сильной, то отрицательно сказывается на нашей продуктивности и здоровье. Тем не менее, умеренная тревожность бывает даже полезной. Именно она мотивирует нас делать что-то «на совесть», учиться и работать с усердием, совершенствуя свои навыки и способности, быть готовыми к трудностям и защищаться от возможных угроз.
Потому, если вы страдаете от избыточной тревожности, не стоит пытаться избавиться от неё насовсем. Оптимальной целью будет работать с тревогой для уменьшения уровня настолько, чтобы она не оказывала разрушительного влияния на жизнь и повседневные дела.
Тревога или страх?
Часто понятие тревоги считают взаимозаменяемым страху. Однако страх возникает лишь при столкновении с немедленной реальной или воображаемой угрозой. Он вызывает сильную физиологическую реакцию настороженности, чтобы обеспечить человеку успешное бегство, позволяя выжить перед лицом опасности.
Тревога в свою очередь – ожидание некоей будущей угрозы, она предшествует страху, который возникает, когда опасность уже осознана и конкретизирована. Например, волнение о том, как пройдёт выступление на следующей неделе – отражение тревожности. Ощущение всплеска адреналина, которое можно испытывать, уже находясь перед публикой, описывается страхом.
Существует и иное воззрение, согласно которому страх переживается при витальной опасности, то есть когда нечто угрожает существованию человека как живого существа или целостности организма. Тревога же возникает при угрозе социальной, личностной: опасность угрожает ценностям человека, потребностям Я, его представлению о себе, отношениям с другими людьми, положению в обществе.
По мнению Салливана, в основе тревоги лежит один источник – отношения со значимым взрослым, качества эмпатической связи с ним. Если родитель не удовлетворяет потребности малыша, это приводит к нарушению биологического равновесия и ощущению межличностной ненадёжности, порождающих тревогу. Известная неофрейдистка Карен Хорни также находила отношения между родителями и ребёнком решающими в развитии тревожности. Ребёнку в первые годы важно закрывать базовые потребности (биологические нужды: сон, пища и т.д.). Потребность в безопасности, полностью зависящая от родителей, определяет стремление ребёнка быть любимым, желанным и защищённым от враждебного мира.
Если родители не проявляют необходимую любовь и тепло, ведут себя сумасбродно, насмехаются над ребёнком, много требуют, сами являются тревожными или не выполняют обещаний, чрезмерно опекают или оказываются безразличными, оказывая явное предпочтение другим детям в семье, то велика вероятность развития тревожности.
По мнению Хорни, главная цель развития человека – это стремление к самореализации, а тревога – основное противодействие этой тенденции. Не бывает, чтобы один единственный фактор стал причиной для развития тревожности, всегда существует некоторая совокупность, препятствующая развитию ребёнка. В результате неё у дитя развивается не чувство «мы», а переживание глубокой ненадёжности и смутной озабоченности – «базисная тревожность». Это чувство изолированности и беспомощности в мире, который ребёнок видит как потенциально враждебный себе.
Создатель отечественной семейной психотерапии Александр Захаров поддерживают идею, что беспокойство, испытываемое детьми до года, может быть предпосылкой для последующего развития тревоги. При неблагоприятном стечении обстоятельств, например, при тревоге и страхах у ближайшего окружения или травмирующем жизненным опыте, тревога перерастает в тревожность – устойчивую черту характера. Но, по мнению автора, «происходит это не раньше старшего дошкольного возраста»: только к 7 или 8 годам ребёнок может обрести черту личности, определяющей чувство беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.
Перемены в социальных отношениях вызывают значительные трудности у детей и также могут быть причиной тревожности. Множество детей, приходя в дошкольное учреждение становятся беспокойными, плаксивыми и замкнутыми, что главным образом связано с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни.
В школе тревожность может провоцироваться воспитателями и учителями, использующих преимущественно авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок. Противоречивость воспитательной фигуры вызывает тревожность у ребёнка, потому что он не может прогнозировать собственное поведение. Регулярная изменчивость требований воспитателя, обусловленность его поведения настроением и эмоциональная лабильность приводят к растерянности у ребенка, тогда он не может решить, как ему следует поступать в том или ином случае.
Нет никаких сомнений в том, что излишняя тревожность сильно мешает жить. Если вы столкнулись с такой проблемой – заходите на DoTherapy, и наши специалисты помогут вам.
Насколько человек побеждает страх, настолько он — человек.
— Томас Карлейль, британский писатель
Только взаимный страх делает союз надежным.
— Фукидид, древнегреческий историк
Иным людям богатство только и приносит, что страх потерять его.
— Антуан де Ривароль, французский писатель
Страх перед проступком низким и недостойным есть мужество.
— Бенджамин Джонсон, английский поэт и драматург
Стыд — это страх перед людьми, совесть — страх перед Богом.
— Сэмюэл Джонсон, английский литературный критик
Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительныя и могущия воздержать множество преступлений.
— Екатерина II
В минуту смерти эгоизм претерпевает полное крушение. Отсюда страх смерти.
— Артур Шопенгауэр, немецкий философ
Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни.
— Франц Кафка, австрийский писатель
Страх заставляет людей размышлять.
— Аристотель, древнегреческий философ
Лучше страшный конец, чем бесконечный страх.
— Иоганн Фридрих Шиллер, немецкий поэт, драматург
Есть два рычага, которыми можно двигать людей: страх и личный интерес.
— Наполеон I
— Саллюстий, римский историк
От поспешности недалеко и до страха, тогда как медлительность ближе к подлинной стойкости.
— Тацит, римский историк
Мы никогда не будем вести переговоры из страха и никогда не будем страшиться переговоров.
— Джон Кеннеди, 35-й президент США (1961-1963)
Мужество — это особого рода знание: как бояться того, чего следует бояться, и как не бояться того, чего не следует бояться.
— Давид Бен-Гурион, 1-й премьер-министр Израиля (1948-1953)
В несчастье нередко вновь обретаешь покой, отнятый страхом перед несчастьем.
— Мария Эбнер-Эшенбах, австрийская писательница
В политике то, что начинается страхом, кончается обычно безумием.
— Сэмюэл Тейлор Кольридж, английский поэт
Суеверные люди в обществе — то же самое, что трусы в армии: они сами питают панические страхи и заражают ими других.
— Вольтер, французский философ
Единственное, чего стоит бояться на этой планете, — это человек.
— Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и психиатр
Страх — это болезненное осознание собственной исключительности.
— Корней Чуковский, русский советский писатель
Страх вовсе не в опасности, он в нас самих.
— Стендаль, французский писатель
Печаль и страх — реакция на время.
Тоска и ужас — реакция на вечность. Печаль и страх обращены вниз. Тоска и ужас — к небу.
— Сергей Довлатов, русский писатель и журналист
Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка.
Из Библии. Прем. 17: 11
Тревога — это беспокойство за те события, которые ещё не произошли .
Длительная тревожность — переходит в стресс всего организма. Последствия не из лучших. Тревожность +стресс= Депрессия .
Основные факторы , которые провоцируют тревожность :
У людей с тревожностью : занижается самооценка , появляется боязнь критики , хочется остаться в тени*,кажется что люди настроены против него, видят во всем подвох , появляются грустные воспоминания из детства , диалоги с собой в виде не закрытых гештальтов , всплывают забытые обиды .
Идет нарушение сна .
Приходят мысли о трагедиях в представлении себя и родных .
Желание избегать ответственности пред чем-либо, страх что не выполнит.
Психосоматический озноб, перепад настроения .
Зигмунд Фрейд выделил три вида тревожности:
Реальный страх— тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире.
Невротическая тревожность — тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью.
Моральная тревожность — так называемая «тревожность совести», связанная с опасностью, идущей от Супер-Эго.
В реальном — это когда есть причина ! И она известна!
Невротическая — Когда человек представляет что там в будущем, исходя из того, что он не удовлетворен сейчас.
Моральная — Особенно подвергаются мамочки* ( ощущение чувства вины перед ребенком , мало уделяю времени , наругала, я плохая мать и т.п)Так же когда люди верят что они супер герои и считают что должны спасти мир! А спасти его не получается и начинают себя грызть * за все .
Обратиться к Психологу /Психотерапевту
#тревожность #расстройство #лечение #здоровье #психолог #психотерапия #здоровье #жизнь #порядок #благополучие #помощь #безопасность
Чем бы мы не занимались — спешили по делам, сдавали экзамены или пытались выяснить причины семейного конфликта — мы везде сталкиваемся с проблемой тревоги. Она пронизывает все сферы нашей жизни, являясь неотъемлемой частью человеческого опыта, и требует к себе пристального внимания, понимания и, при необходимости, управления, чтобы обеспечить наше благополучие в современном мире.
Что из себя представляет феномен тревожности, как справляться с тревогой и что делать в случае её возникновения — предлагаем разобраться в нашей статье.
Я бы сказал, что познание тревоги — это приключение,
которое должен испытать всякий человек, чтобы не погибнуть — либо от того, что он не знает тревоги, либо от того, что тревога его поглотит. Поэтому тот, кто научился тревожиться надлежащим образом, научился самому главному.
Кьеркегор «Понятие тревоги»
- Что такое тревога и чем она отличается от тревожности
- Какие функции у тревоги
- Почему мы испытываем тревогу
- Мнение эксперта Виктории Алексеевны Смарышевой
- В каких случаях тревога требует к себе пристального внимания?
- Представления о тревоге в психоанализе
- Что делать, если чувствуешь тревогу
- Профилактика тревожности
- Есть ли способ, который подходит всем?
Что такое тревога и чем она отличается от тревожности
Тревога в мире человеческих переживаний — явление, имеющее столько разных оттенков, что трудно дать ей однозначное определение и описать строгие каноны её возникновения.
Влияние тревоги на жизнь современного человека столь значительно, что важнейшей характеристикой новых технологий сегодня является возможность избежать волнения: билеты на поезд приобретаются онлайн (больше никаких “верхних боковых” без нашего ведома), звук уведомлений в гаджетах избирательно можно отключать, а производители современной бытовой техники делают все для того, чтобы мы больше не боялись оставить утюг невыключенным.
В широком смысле слова, тревога — это эмоциональное состояние, которое характеризуется внутренним беспокойством, неопределенностью и ощущением опасности. Она проявляется рядом симптомов, таких как учащенное сердцебиение, потливость, дрожь и прочее. Тревога может быть нормальной реакцией на вызовы повседневной жизни, но когда она становится чрезмерной и мешает нормальному функционированию, то в этом случае может рассматриваться как тревожное расстройство и требует к себе внимания и управления.
Термин «тревожность» в психологии встречается в различных значениях: это и временное психическое состояние, возникающее под воздействием стрессовых факторов, и свойство личности, и мотивационный конфликт личности. В наши дни этот термин, как правило, используется для обозначения общей склонности к переживанию тревожных эмоций и состояний, причём как нормальных, так и патологических форм.
Какие функции у тревоги
— Сигнал
Чувство тревоги служит для нас сигналом о наличии неопределенной опасности и мотивирует нас к ее выявлению
— Поиск
Благодаря тому, что состояние тревоги усиливается, человек стремится найти источник угрозы, так как соприкосновение с опасностью вызывает беспокойство
— Анализ
Тревога мотивирует нас к оценке текущей ситуации, включая перцептивные функции, процессы памяти, способность к абстрактному мышлению и использование прошлого опыта. Эта функция также имеет защитные и адаптивные аспекты, которые способствуют адаптации организма.
Почему мы испытываем тревогу
В первобытные времена тревога сыграла важную роль в эволюции человека, научив наших предков думать, анализировать и использовать оружие для защиты от физических угроз. Сегодня мы больше не боимся диких зверей, но боимся потерять самоуважение, столкнуться с отвержением со стороны общества или проиграть в соревновании с другими. Всё дело в том, что тревога изменила форму, но по своей сути остается той же, что переживали наши предки.
Если вы испытываете тревогу перед сложными и ответственными моментами своей жизни — в этом нет ничего неестественного. Поддержать себя в такие периоды помогут небольшие упражнения, которыми мы поделимся далее. Но если же вы замечаете, что тревога возникает без видимой причины, это может быть следствием сильного стресса или симптомами ряда заболеваний, требующих обращения к врачу:
Если вы подозреваете у себя какое-либо заболевание, замечаете признаки депрессии или выраженной тревожности, а также то, что тревога становится избыточной или мешает нормальному течению жизни, обязательно обратитесь к специалисту, который проведёт диагностику вашей тревоги, текущего состояния и подберет соответствующее лечение.
Мнение эксперта Виктории Алексеевны Смарышевой
Кандидат психологических наук, проректор по учебной работе, доцент, преподаватель ВЕИП, автор и ведущий курсов повышения квалификации «Теория и практика работы с кризисами в психосинтезе» и «Кризисное психологическое консультирование»
В каких случаях тревога требует к себе пристального внимания?
«Если тревогу становится невозможным контролировать, объяснить себе те ситуации, когда реальной опасности нет, когда она посещает человека практически непрерывно, фоново, когда ее не получается отследить и связать с жизненной ситуацией, это может говорить о начале тревожного расстройства. Если до этого периода человек пережил сильное потрясение, страх, а потом возникают периодические панические состояние, повышенная тревожность и раздражительность от любого сигнала, а мысли вращаются вокруг ситуации травматического опыта, это также должно стать сигналом для более пристального внимания, ведь человек в таком состоянии, в первую очередь, нуждается в профессиональной помощи.
Еще одним важным аспектом является то, как человек пробует справиться со своей тревогой. Появляются ли у него ритуалы (возможно, магические) для устранения возможной опасности? Например, человек проверяет, закрыта ли дверь ровно три раза, ни больше, ни меньше. Появление таких ритуалов, если оно становится компульсивным (не поддающимся контролю навязчивым желанием, отсутствие которого может приводить к чувству паники), тоже говорит о необходимости обращения за специализированной помощью.»
Представления о тревоге в психоанализе
Зигмунд Фрейд был одним из первых, кто попытался объяснить природу тревоги. Он полагал, что действия, мысли и воспоминания, вызывающие сильную тревогу, вытесняются из сознания, а те силы, которые привели к вытеснению произошедшего из памяти, препятствуют восстановлению этих воспоминаний в сознании. Это происходит из-за физиологического механизма, который очень похож на механизм «охранительного» торможения, при котором кора головного мозга защищается от чрезмерной возбужденности.
Так интенсивные эмоциональные переживания, которые человек считает мучительными и неприемлемыми, активно выталкиваются из его сознания и забываются им. Однако когда эти вытесненные идеи угрожают вернуться в сознание, они могут вызвать тревогу, и поэтому снова подавляются. Это и создает постоянный бессознательный конфликт у человека.
По мнению Фрейда, главная цель тревоги заключается в том, чтобы предупредить человека о предстоящей опасности, которую ему необходимо каким-либо образом преодолеть или избежать. Тревога позволяет личности адаптироваться и подготовиться к угрожающим ситуациям.
Часто вытесненные мысли, воспоминания и чувства не удается долго удерживать в поле бессознательного, и тревога, связанная с ними, может вырваться наружу. Это приводит к активации различных дополнительных защитных механизмов, цель которых — укрепить «плотину», которая сдерживает запрещенные побуждения. Среди таких защитных механизмов — замещение, рационализация, реактивное образование, проекция, регрессия, сублимация и изоляция.
Фрейд также выделял следующие виды тревожности:
Следует признать, что в настоящее время нет прочной эмпирической поддержки утверждения Фрейда о том, что люди используют вытеснение для борьбы с угрожающими или неприятными переживаниями. Поэтому проверить связь между вытеснением и тревогой, понять сложную природу тревоги и ее происхождение в рамках психоаналитического подхода представляется довольно затруднительным.
Альфред Адлер в индивидуальной теории личности рассматривал тревогу как один из симптомов невроза, который он видел как диагностически неоднозначный термин, охватывающий множество различных поведенческих нарушений.
Адлер подчеркивал роль индивидуальных жизненных целей и стремлений в формировании личности, и он был убежден, что тревога может возникать, когда личность чувствует, что ей мешают достичь своих целей и чувствует себя социально бесполезной. Эта концепция ставила акцент на стремлении к социальной принадлежности и успеху, как факторе, влияющего на тревожность и неврозы.
Таким образом для Адлера тревога была важным показателем нарушений в психологическом равновесии и часто связывалась с неудовлетворенностью личности и ее стремлениями.
Проблема тревожности стала предметом исследования и у Карен Хорни. В своей социокультурной теории личности она объясняла происхождение тревоги через отсутствие чувства безопасности в межличностных отношениях. Хорни полагала, что всё, что разрушает ощущение безопасности у ребенка в отношениях с родителями, приводит к базальной тревоге, которая будет направлена на весь мир в целом, и источник невротического поведения следует искать в дефиците заботы и поддержки со стороны родителей.
Хорни также проводила различие между страхом и тревогой: страх — реакция, пропорциональная наличной опасности, а тревога является несоизмеримой реакцией на воображаемую опасность. В случае страха опасность очевидна и объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна, и её интенсивность зависит от того, какой смысл данная ситуация имеет для человека.
Что делать, если чувствуешь тревогу
Помочь себе справиться с сильной тревогой может выполнение нескольких простых упражнений, которые легко практиковать самостоятельно.
Научитесь глубокому дыханию
Чтобы освоить его, попробуйте упражнение «Дыхание квадратом». Это метод глубокого дыхания, помогающий бороться с высокой тревожностью, который предполагает равномерное управление длительностью вдохов, задержек и выдохов, чтобы создать ритмичный и спокойный процесс дыхания.
Повторяйте этот процесс несколько раз, обращая внимание на равномерность и спокойствие ваших дыхательных циклов. Этот метод можно применять в любой ситуации, когда вам нужно быстро успокоиться и сфокусировать внимание.
Ещё одно упражнение, которое помогает снизить тревогу, это —
Фокус на присутствии
Для того, чтобы справиться с сильной тревогой, попробуйте назвать 5 вещей, которые вы видите, 4 вещи, которые вы слышите, 3 вещи, к которым вы прикасаетесь, 2 вещи, аромат которых вы чувствуете, и 1 вещь, которую вы вкушаете. Это может помочь отвлечь внимание от тревоги и привести мысли в порядок.
Многим пациентам помогает побороть высокую тревожность ещё одно упражнение, в которой требуется
Написать тревоге письмо
Ещё один действенный способ снижения тревоги — замечать всё, что она вам подсказывает. Назовите её и напишите себе письмо от её имени. Например: «Дорогая Мария, это твоя тревога. Я расскажу, что плохого с тобой может сегодня случиться.» Прочитайте письмо, поразмыслите над фактами и напишите ответ. « Обменявшись» несколькими письмами, вы поймете, что тревога похожа на нервного приятеля, который искренне печётся о вас. Но это вовсе не значит, что его надо во всем слушаться.
Профилактика тревожности
Этот раздел можно было бы посвятить списку, в котором мы бы советовали вам соблюдать режим сна, стараться больше времени уделять пешим прогулкам на природе, а также следить за здоровым и сбалансированным питанием. Всё это, безусловно, неотъемлемые составляющие здорового образа жизни. Однако мы решили поделиться с вами находками в цифровом мире — приложениями, способными помочь справиться с приступами паники, отслеживать изменения настроения и развивать психологическую устойчивость.
Вот пара из них, которые могут стоить вашего внимания:
MindDoc
(Для iOS Android)
В чем суть?
Для понимания того, что вызывает у вас тревогу, важно замечать моменты, когда ваше напряжение усиливается и становится трудно переносимым. Для проведения такого самонаблюдения вы можете использовать мобильное приложение.
3 раза в день приложение будет предлагать вам пройти детальные опросы. Вы также можете указывать в нём ваше текущее эмоциональное состояние. Каждые две недели приложение создает для вас персональный подробный отчет, который поможет увидеть, какие эмоции вы чаще всего переживаете и какие события их вызывают.
«АнтиПаника»
(Для iOS Android)
Это приложение предназначено для обучения методам управления приступами панической атаки. Оно основано на принципах когнитивно-поведенческой терапии и помогает преодолеть ощущение опасности, беспомощности или невозможности контролировать свое состояние во время панической атаки. В приложении также предусмотрена «аудио-таблетка», которую можно прослушать для экстренной помощи во время панического приступа, а также руководство по дыхательным упражнениям, которые помогают снять напряжение.
Эффективность мобильных приложений может различаться в зависимости от индивидуальных потребностей и особенностей. Важно выбирать те, которые соответствуют вашим актуальным потребностям и уровню тревожности, используя их в сочетании с другими методами и подходами в работе с тревогой.
Есть ли способ, который подходит всем?
Не существует универсального решения для всех, но работа над собой и управление тревогой — это важный шаг на пути к психологическому благополучию и здоровой психике.
Важно понимать свои эмоции, принимать их и находить здоровые способы справляться с сильной тревогой. Забота о своем физическом и эмоциональном благополучии, поддержка от близких и психотерапия — все это помогает скорректировать высокий уровень тревожности, сделать тревогу контролируемой и полезной, улучшив качество жизни.
Знания о негативных эмоциональных состояниях представляет собой неотъемлемую часть структуры процесса обучения психологов, педагогов, родителей. Специалисту любой специальности важно знать особенности негативных состояний, факторов, влияющих на их возникновение, последствия для психики ребенка, подростка и взрослого.
Негативные эмоциональные состояния можно считать важнейшим фактором, влияющим не только на процесс обучения, но и на взаимодействия со сверстниками и родными. Они возникают в процессе социализации, обучения, основываются на врожденных и приобретенных свойствах, определяя специфику реагирования в различных ситуациях, на воздействие факторов разной природы (психогенных, эмоциогенных, биологических). Способы реагирования ребенка на различные трудные обстоятельства жизни будут, в том числе, определяться личностными особенностями.
Особенности переживания негативных эмоциональных состояний оказывают большое влияние на школьную успеваемость, межличностное взаимодействие, способности адаптации школьника, на его самооценку и гармоничность развития и успешности в целом. Способы совладания и умения справляться с негативными переживаниями имеют значение при формировании отношений учащегося к учебе, мотивации, социальной адаптации, поэтому эти знания не могут не учитываться школьным педагогом, психологом, как при определении общего состояния несовершеннолетнего, так и при подборе наиболее адекватных и эффективных методов взаимодействия в школьной среде.
В
современной психологии принято рассматривать тревогу и/или тревожность как
ситуативное состояние, связанное с конкретной внешней ситуацией, или же, как
один из основных параметров личности, являющийся стабильным ее свойством, т.е.
тревога – это отрицательное эмоциональное состояние, направленное в будущее и
возникающее в ситуациях неопределенности и ожидания с дефицитом информации и
непредсказуемым исходом.
Можно говорить о том, что тревога не опредмечена, в отличие от чувства страха. Как свойство личности, тревожность подразумевает большее количество ситуаций, в которых у человека возникает чувство тревоги!
Тревожность обычно повышена при нервно-психичиеских заболеваниях (где может выступать как ведущий симптом в клинике неврозов), тяжелых соматических заболеваниях и у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, находящихся в психо-эмоциональном стрессе и у многих групп лиц с девиантным поведением.
До сих пор нет единого мнения о причинах тревожности у людей. Преобладает точка зрения, что тревожность имеет частично врожденную, частично приобретенную природу. Имея некоторую генетически обусловленную склонность к тревожности, человек в результате неправильных действий родителей, педагогов, внутренних конфликтов (прежде всего самооценочного характера) и других социально обусловленных причин, со временем приобретает ее.
Зигмунд Фрейд выделял в три вида тревожности:1. Реальный страх – тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире.2. Невротическая тревожность – тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью.3. Моральная тревожность – так называемая «тревожность совести», связанная с опасностью, идущей от Супер-Эго.
По сфере возникновения различают: 1. Частную тревожность – тревожность в какой-либо отдельной сфере, связанную с чем-то постоянным (школьная, экзаменационная, межличностная тревожность и т. п.)2. Общую тревожность – тревожность, свободно меняющую свои объекты, вместе с изменением их значимости для человека.
По адекватности ситуации различают:1. Адекватную тревожность – отражает неблагополучие человека.2. Нeадекватную тревожность (собственно тревожность) – тревожность, проявляющуюся в благополучных для индивида областях реальности.
Неофрейдисты считают основной причиной тревожности – неблагополучный ранний опыт отношений, из-за которого развивается базальная тревога (по Карен Хорни). Такая тревожность сопровождает человека всю жизнь, в значительной степени влияя на его отношения с другими людьми (по Гарри Стаку Салливану).
Бихевиористы считают тревожность результатом научения. По их мнению – это заученная реакция на угрожающие ситуации, которая, впоследствии, переносится и на другие, ассоциирующиеся с ними обстоятельства.
Неадекватная тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Отрицательно влияет на развитие и отсутствие тревоги в случаях реального неблагополучия, возникающая как результат работы защитных механизмов.
Тревожность может являться предвестником невроза, или его симптомом, а так же средством и механизмом его развития.
Тревожность является одним из основных компонентов ПТСР. С тревожностью связаны также такие психические расстройства как фобии, ипохондрия, истерия, обссесивно-компульсивные и другие.
В целом, тревожность является общим показателем неблагополучия личности и может быть облигатным состоянием при различных нозологических группах разного генеза.
Автор статьи: Иван
Юрьевич Обидин, кандидат психологических наук, психолог отдела профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних СПб ГБУСО социальный приют
для детей «Транзит»