тревожность ситуативные и индивидуально личностные аспекты и профилактика и коррекция тревожно фобических расстройств в подростковом возрасте с помощью программ виртуальной реальности

ТРЕВОЖНОСТЬ СИТУАТИВНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНО ФОБИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Тревога

Ключевые слова:

тревожность, стрессоустойчивость, горноспасатели, нервно-психическая устойчивость, ситуативная тревожность, личностная тревожность.

В современном мире люди постоянно подвержены стрессу. Сейчас сложно встретить человека, который был бы полностью уравновешен, ведь стресс пагубно влияет на состояние здоровья человека и его психику. Очень сложно управлять эмоциями, поэтому чаще всего люди приходят к саморазрушению при стрессе. Устраиваясь на работу, можно увидеть, что одно из главных профессионально важных качеств — это стрессоустойчивость.

Молодым сотрудникам в два раза тяжелее справляться со стрессом в экстренных ситуациях, так как они только набираются опыта и еще не привыкли справляться с ней экологичным путем.

Сотрудники спасательных подразделений ВГСЧ в большей степени подвержены возникновению стресса, так как работают в экстремальных условиях: занимаются ликвидацией последствий взрывов в шахтах, тушением пожаров, спасением людей и т. д.

Вследствие длительного нервно-психического напряжения может возникнуть стресс и тревожность, которые губительно сказывается на организме и здоровье сотрудника: это может привести к слабости, напряжению мышц, головокружению и нарушению питания и сна. Горноспасателям очень важно иметь хорошие физические данные и физиологическое состояние, так как их деятельность направлена на работу в экстремальных ситуациях. Если вовремя не выявить проблему, то любая ошибка может привести к серьезным проблемам: гибели большого количества людей, разрушению памятников культурного наследия и различных территорий. Важно своевременно выявить и устранить проблему.

Г. М. Бреслав считает, что тревожностью является личностная характеристика, которая отражает понижение порога чувствительности к различным стрессовым ситуациям. Проявляется тревожность в частом чувстве угроза собственному «я».

Р. С. Немов считал, что тревожность — это либо постоянно, либо ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать тревогу или страх в специфически социальных ситуациях.

Английский психолог И. Духмен определил стресс как совокупность поведенческих, эмоциональных, умственных и физических реакций, вызванных превосходящим адаптационные ресурсы человека давлением.

Существуют различные точки зрения того, что же такое стрессоустойчивость. В современной науке для описания способности личности противостоять каким-либо стрессорам, сохранять адекватность психического состояния используют различные термины:

— «стрессоустойчивость» (О. А. Ахвердова, И. В. Боев);

— «психологическая устойчивость» (С. А. Козлов, В. В. Аршинова, С. А. Шувалова);

— «нервно-психическая устойчивость» (А. М. Столяренко, П. П. Дорогов);

— «морально-психологическая устойчивость» (Н. Ф. Феденко).

В основе перечисленных видов находятся утверждения, что это:

П. Б. Зильберман определяет стрессоустойчивость как интегративное свойство личности, которое характеризуется таким воздействием волевых, эмоциональных, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают, в сложной эмотивной обстановке, успешное достижение цели деятельности.

Исследование взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости проводилось среди членов горноспасательного отряда в различных подразделениях по Кемеровской области, всего выборка включает в себя 20 человек. Возрастное соотношение выборки можно увидеть на рисунке 1.


ТРЕВОЖНОСТЬ СИТУАТИВНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНО ФОБИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Рис. 1. Возрастное соотношение выборки, %

В данной выборке, процент мужчин, которые находятся в возрасте от 25 до 33-х лет составляет 15 % (3 человека), самый большой процент выборки находится в возрасте от 34 до 45 лет и составляет 45 % (9 человек), а в возрасте больше 46 лет находится 40 % данной выборки (8 человек).

Методики, которые использовались в

исследовании

:

Для диагностики стрессоустойчивости (нервно-психической устойчивости) в данном исследовании использовалась анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» В. Ю. Рыбникова. Процентное соотношение результатов по данной методике можно увидеть на рисунке 2.

Для выявления взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости у горноспасателей, был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции К. Пирсона.

В результате проведенного анализа были выявлены следующие значимые корреляционные связи и представлены в виде корреляционных плеяд (рисунок 2).

Корреляционный анализ позволил выявить сильные положительные статистически значимые связи при p≤0,01 ситуативной тревожности с фактором «F1» (тревожность), а также личностной тревожностью. В данном исследовании, по характеристике фактора «F1» сопоставили его с личной тревожностью. Поэтому можно допустить, что если индивиду присуща личностная тревожность, то и ситуативная тревожность будет повышаться в случаях стрессовой ситуации. Кроме того, была выявлена значимая взаимосвязь при p≤0,01 между фактором «F1» и фактором «O». В данной научно-исследовательской работе мы поставили синонимичными фактор «О» и личностную тревожность. Корреляционная связь между этими факторами показывает, как и в предыдущем случае, что личностная и ситуативная тревожности между собой связаны.

Выявлены положительные статистические значимые связи при p≤0,05 между ситуативной и личностной тревожностью и фактором «Е» (конформность/доминантность). Тревожные люди не уверены в себе, имеют повышенную раздражительность и агрессию, из-за своей неуверенности в своих поступках в той или иной ситуации, им проще «идти за другим» и «быть как все», такие люди пассивны и легко выводятся из равновесия авторитетным руководством.

Установлена статистически значимая корреляционная связь при p≤0,01 между нервно-психической устойчивостью и фактором «C» (слабость «Я»/сила «Я»). Чем выше уровень нервно-психической устойчивости, тем больше человек эмоционально устойчивый, спокойный, флегматичный, трезво смотрящий на вещи, эмоционально зрелый и имеет постоянные интересы. Он уверен в себе, реально оценивает обстановку и управляет ситуацией.

Выявлена значимая корреляционная связь при p≤0,01 между фактором «Q4» и фактором «О». Чем сильнее у индивида выраженная эго-напряженность, тем сильнее у него личностная тревожность. Человек с эго-напряженностью возбужденный, раздражительный, несмотря на утомляемость активен, тем самым его тревожность будет увеличиваться, так как необходимо куда-то расходовать свою энергию.

Кроме того, была выявлена обратная взаимосвязь между фактором «С» и личностной (при p≤0,01) и ситуативной (p≤0,05) тревожностью. Чем больше человек эмоционально устойчив, тем меньше у него будет проявляться ситуативная тревожность, и личностная тревожность ему будет присутствовать также в меньшей мере.

Установлена обратная взаимосвязь между нервно-психической устойчивостью и фактором «F1» и фактором «O». Что говорит о том, что чем больше человек переживает различные стрессовые ситуации, имеет «яркую» реакцию в конфликтных ситуациях, не умеет работать при необходимости сверхурочно, то тем больше вероятность того, что в критических ситуациях у него будет высокая ситуативная тревожность, а также может развиться личностная тревожность. Тем самым гипотеза подтвердилась.


ТРЕВОЖНОСТЬ СИТУАТИВНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНО ФОБИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Рис. 2. Корреляционный анализ взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости у горноспасателей

Таким образом, в результате проведенного корреляционного анализа не были выявлены статистически значимые связи между показателями тревожности и стрессоустойчивости. Но нами была выявлена взаимосвязь между показателями фактора «F1» и фактора «O», которые синонимичны личностной и ситуативной тревожности. Чем выше тревожность у горноспасателей, тем ниже стрессоустойчивость. Гипотеза подтвердилась.

Основные термины (генерируются автоматически): личностная тревожность, нервно-психическая устойчивость, ситуативная тревожность, ситуация, тревожность, стресс, возрастное соотношение выборки, значимая корреляционная связь, корреляционный анализ, обратная взаимосвязь.

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Методика была разработана в 1970 году.

Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинической практике с разными целями – для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния пациента в динамике и т.п. На русском языке эта методика была адаптирована Ю. Л. Ханиным, поэтому данная методика диагностики тревожных состояний также носит название «Шкала Спилбергера-Ханина».

Клиническая значимость

Большинство из известных методов оценки уровня тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или текущее состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственным способом, позволяющим дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Спилбергером.

Измерение тревожности как свойства личности имеет важное значение – ведь это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У индивидуума существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.

Шкала тревоги Спилбергера

В рамках этого теста созданы есть 2 подшкалы. Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности) оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как респонденты чувствуют себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства и возбуждения вегетативной нервной системы система.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает в качестве эмоциональной реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Вторая, шкала личной тревожности оценивает относительно стабильные аспекты личности, ее склонность к беспокойству, оценивает чувствосостояние спокойствия, уверенности и безопасности.

Под личностной тревожностью подразумевается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций становиться стрессом для индивидуума и вызывать у него выраженную тревогу.

Как свойство личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные (в т.ч. для самооценки, самоуважения). Лица, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Если STAI показывает у респондента высокий показатель личностной тревожности, это дает основание предполагать у него возникновение состояния тревожности в разных рядовых ситуациях. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Процедура проведения

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Обработка результатов включает следующие этапы:

Интерпретация результатов STAI

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При общей интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для респондента.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Низкотревожным личностям, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние изменчиво и отличается различной интенсивностью. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стресса, а также какова интенсивность этого воздействия.

Рекомендуем по этой теме:

13 декабря 2023

Существуют ли табу в разговорах с человеком, который болеет депрессией

Симптомы депрессии, которые чувствуют больные люди, включают утрату надежды, отсутствие мотивации и значительное снижение активности в повседневной деятельности. Каждый человек переживает депрессию по-разному, и некоторые люди могут не чувствовать того, о чем сообщают другие.

11 декабря 2023

Резистентная депрессия: «мрачное» название совсем не означает отсутствия методов лечения

Депрессию обычно лечат с помощью лекарственных средств, психотерапии или их сочетания, и чаще после такого лечения симптомы депрессивного расстройства исчезают. Однако иногда симптомы болезни после типичного лечения наблюдаются и дальше. В таких случаях врачи считают, что у пациента «резистентная депрессия» (РД), или «терапевтически резистентная депрессия» (ТРД).

24 ноября 2023

Как распознать депрессию

Депрессия (другие названия – «большое депрессивное расстройство», «клиническая депрессия») – это расстройство настроения с группой симптомов, в частности постоянной печалью и/или отсутствием интереса к жизни.

18 октября 2023

Токсическая позитивность: когда (чрезмерный) оптимизм становится вредным

Конечно, для психического здоровья (да и для соматического) очень важно иметь хорошее настроение и не принимать неизбежные мелкие жизненные проблемы слишком близко к сердцу. Однако показная, а тем более чрезмерная, неоправданная жизнерадостность может нанести человеку серьезный вред – она мешает трезво оценивать ситуацию и часто бывает губительной для отношений.

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Ключевые слова:

детско-родительские отношения, родительское отношение, подростковый возраст, тревожность, личностная тревожность.

Цель исследования — выявить взаимосвязь уровня личностной тревожности и типов детско-родительского отношения.

– изучить уровень личностной тревожности у подростков;

– выявить стили родительского отношения к подросткам;

– проанализировать взаимосвязь между типами родительского отношения и уровнем личностной тревожности.

Гипотеза исследования: уровень тревожности подростков коррелирует с типом детско-родительских отношений.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы методики: Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) и «Шкала тревожности» Р. Кондаша. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с использованием коэффициента корреляции Спирмена. В эмпирическом исследовании принимали участие 20 подростков в возрасте 14–16 лет, а также 20 родителей обследуемых обучающихся.

На первом этапе исследования проанализировали особенности родительского отношения к подросткам. Данные были получены с помощью методики А. Я. Варга и В. В. Столина. Результаты представлены в таблице 1.

Результаты исследования родительского отношения

Анализируя данные, представленные в таблице по шкале «принятие/отвержение» получен высокий балл (х

ср

.=29). Это свидетельствует о том, что наибольшее количество родителей принимают своего ребенка таким, какой он есть, положительно относятся к нему. По шкале «кооперация» также получен высокий балл (х

ср

.=7), позволяющий говорить о том, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует подростка, высоко оценивает способности своего ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных.

По шкале «симбиоз» получен средний балл (х

ср

.=4,6), позволяющий говорить о том, что, несмотря на попытки родителей быть постоянно как можно ближе к ребенку, между ними уже есть определенная психологическая дистанция. Возможно, это связано с тем, что у подростков выражено стремление к эмансипации, утверждению своего «чувства взрослости», тогда как родители не всегда сразу могут перестроиться, признать эту взрослость своих детей. Данные по шкале «контроль» (х

ср

.=3.4) показывают, что взрослые не пытаются вести себя слишком авторитарно по отношению к подростку, не требуют безоговорочного послушания, понимая, что подростку надо давать больше самостоятельности. По шкале «Маленький неудачник» полученные баллы (х

ср

.=3.4) позволяют говорить, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Таким образом, полученные данные позволяют говорить, что в целом родительское отношение к подросткам у их родителей гармоничное, они стараются поддерживать своих детей, принимать их такими, какие они есть. При этом, родители стараются развивать в своих детях самостоятельность, выстраивая определенные психологические границы, тем самым учитывая возрастные особенности своих детей.

На втором этапе исследования было проведено исследование тревожности подростков. Результаты представлены в таблице 2.

Результаты диагностики уровня тревожности подростков

Исходя из представленных данных, можно отметить, что показатели тревожности у подростков данной выборки в целом нормативные. Наиболее выражена межличностная тревожность (х

ср

.=15,5), что может быть связано с тем, что в подростковом возрасте перестраивается система отношений, как со взрослыми, так и со сверстниками. Это может повышать тревожность подростков в сфере межличностного взаимодействия. Менее выражена самооценочная тревожность (х

ср

.=13,9), но признаки тревожности существуют. Это может быть обусловлено бурным ростом самосознания у подростков, становлением устойчивой самооценки, основанной на личностно-значимых критериях. Наименее выражена у подростков школьная тревожность (х

ср

.=3.4).

Для выявления взаимосвязи между уровнем тревожности и типом родительского отношения был использован критерий корреляции Спирмена. Результаты статистического анализа представлены в таблице 3.

Взаимосвязь уровня тревожности у

подростков и

типа родительского отношения

*в таблице жирным курсивом выделены значимые корреляционные связи

На основе полученных данных можно сделать вывод, что существуют значимые корреляционные связи между такими стилями воспитания и тревожностью у подростков, как симбиоз и отношение к неудачам ребенка. Так, чем в большей степени родители склонны к симбиозу в отношениях с подростком, тем в большей степени для него характерна школьная тревожность (r

s

= 0.649). Чем более родители критически относятся к неудачам своего ребенка, тем более у него выражена межличностная тревожность (r

s

= 0.555). Возможно, это связано с тем, что, критика родителей формирует у подростка неуверенность в себе, что негативно сказывается на его межличностных отношениях. Таким образом, можно сделать вывод, что родительское воспитание в подростковом возрасте имеет взаимосвязь на подростка. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Полученные данные можно использовать в работе по профилактике формирования деструктивных семейных отношений.

1. Афонина, С. А. Высокая тревожность у молодежи: причины и способы преодоления / С. А. Афонина, Г. А. Каракьян // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 291–293.

2. Ерофеева, М. А., Зуйкова, А. А., Сафронов, А. И. Психолого-педагогическая характеристика межличностного общения подростков с повышенным уровнем тревожности / М. А. Ерофеева, А. А. Зуйкова, А. И. Сафронов // Перспективы науки и образования. − 2020. − № 5 (47). − С. 293–303. Жамалетдинова, Г. Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка / Г. Р. Жамалетдинова // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 146–148.

3. Ноговицина, Н. М., Лис, Я. О. Исследования уровня тревожности у подростков / Н. М. Новогицина, Я. О. Лис // Проблемы современного педагогического образования. − 2019. — № 3. − С. 338–341.

4. Ситникова, Л. Р., Антоновская, К. А. Взаимосвязь личностной тревожности и особенностей детско-родительского взаимодействия в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. − 2017. − № 2. — С. 293–303.

5. Теоретические представления о структуре детско-родительских отношений / Н. Э. Солынин, М. В. Колгушкина // Молодой ученый. — 2021. —№ 6 (348). — С. 313–315.

Основные термины (генерируются автоматически): родительское отношение, подросток, отношение, Столин, личностная тревожность, подростковый возраст, межличностная тревожность, неудача ребенка, ребенок, школьная тревожность.

Оцените статью
Избавиться от тревоги