Исследователи фонда «Общественное мнение» (ФОМ) выяснили, что в данный момент около 70% россиян испытывают тревогу. Это число выросло почти в два раза с 18 сентября
По данным исследования фонда «Общественное мнение» (ФОМ), почти две три россиян испытывают тревогу в последнее время. Результаты опроса, который проводился 23–25 сентября в различных регионах России среди 1500 респондентов, были опубликованы на официальном сайте организации.
Как выяснили исследователи, по состоянию на 23–25 сентября уровень тревожного настроения опрошенных составил почти 70%. Аналитики спрашивали респондентов, какое настроение, по их мнению, преобладает среди их родных, друзей, коллег, знакомых — спокойное или тревожное. При этом известно, что неделей ранее, 18 сентября, специалисты ФОМ проводили аналогичный опрос. Тогда о чувстве тревоги заявили всего 35% респондентов — почти вдвое меньше участников, чем на следующей неделе.
26% опрошенных в рамках последнего исследования рассказали, что чувствуют спокойствие. Однако за неделю до этого такой вариант ответа называли 57% респондентов — более чем в два раза больше участников.
Ранее, в марте, исследователи Аналитического центра НАФИ выяснили, что только 30% россиян удается сохранять эмоциональное равновесие и контролировать уровень тревожности в текущей социально-экономической ситуации. В меньшей степени стрессу подвержены молодые россияне 18-24 лет, люди с хорошим материальным положением и опрошенные без высшего образования, сообщали тогда аналитики.
Тревога перестает быть преобладающей эмоцией россиян, следует из последнего опроса ФОМ: впервые в 2023 году количество тех, кто чувствует себя спокойно, превысило количество испытывающих тревогу. И это несмотря на то, что спецоперация на Украине по-прежнему остается в фокусе общего внимания. Эксперт объясняет происходящее отсутствием чрезвычайных событий в повестке и общей способностью психики к адаптации.
Впервые с конца сентября прошлого года россиян, испытывающих различные тревоги, оказалось меньше тех, кто чувствует себя спокойно, об этом свидетельствует последняя волна опросов ФОМ. 48% респондентов оценивают настроение окружающих как спокойное, и только 47% признались, что их близкие и знакомые испытывают тревогу. Опрос проводился 3–5 марта методом интервью по месту жительства респондента. Выборка составила 1500 человек в 104 городских и сельских населенных пунктах в 53 регионах, статпогрешность исследования социологи оценивают в 2,5%.
С учетом последней число россиян, ощущающих тревожность, скорее сравнялось с количеством тех, кто чувствуют себя спокойно. Если посмотреть предыдущие замеры ФОМ, то можно увидеть, что уровень страхов, достигший пиковых показателей в сентябре прошлого года (тогда о преобладании тревожности сообщали до 70% опрошенных), неуклонно снижается и достиг уровня значений, характерных для времени до начала специальной военной операции (СВО).
Несмотря на успокоение в обществе, самым главным событием на прошлой неделе, по мнению россиян, стала специальная военная операция. Таковым ее посчитали 42% респондентов.
Напомним, что социологи ФОМ регулярно просят респондентов назвать в произвольной форме наиболее заинтересовавшее их событие. Впоследствии исследователи сами группируют их в общие категории. С аналогичными значениями (41%) СВО держалась в топе главных событий весь январь, однако с середины февраля и до прошлой недели она хоть и по-прежнему сохраняла лидерство, но со значимо меньшим результатом в 30–35%. Отметим, что в последнем опросе социологи разделили упоминания этого события как главного на три категории: спецоперация, военные действия в целом (32%), проникновение диверсионной группы в Брянскую область (10%), обстрел российских территорий (2%). На втором месте в топе событий недели идет землетрясение в Турции (4%), на третьем — послание федеральному собранию, состоявшееся 21 февраля (3%). На прошлой неделе выступление президента находилось на втором месте с результатом в 19%.
- Основные факты
- Симптомы и характерные проявления
- Сопутствующие факторы и профилактика
- Диагностика и лечение
- Самопомощь
- Деятельность ВОЗ
- Библиография
- Что такое тревога и чем она отличается от тревожности
- Какие функции у тревоги
- Почему мы испытываем тревогу
- Мнение эксперта Виктории Алексеевны Смарышевой
- В каких случаях тревога требует к себе пристального внимания?
- Представления о тревоге в психоанализе
- Что делать, если чувствуешь тревогу
- Профилактика тревожности
- Есть ли способ, который подходит всем?
- Социологи посчитали сторонников и противников углубления СВО
Основные факты
Каждому человеку свойственно время от времени переживать чувство тревоги, однако для тревожных расстройств нередко характерно сильное и чрезмерно выраженное ощущение страха и беспокойства. Обычно такие ощущения сопровождаются физическим напряжением и другими поведенческими и когнитивными симптомами. С ними трудно справиться, и при отсутствии лечения они вызывают сильный стресс и могут сохраняться длительное время. Тревожные расстройства мешают человеку в повседневной деятельности и могут нарушить его семейную и социальную жизнь, учебу и работу.
Согласно расчетам, тревожными расстройствами на сегодняшний день страдает примерно 4% мирового населения
. В 2019 г. численность людей с тревожными расстройствами во всем мире оценивалась на уровне 301 млн человек; таким образом, тревожные расстройства являются самой распространенной категорией психических расстройств
.
Несмотря на наличие крайне эффективных методов лечения тревожных расстройств, таким лечением обеспечивается лишь четверть (27,6%) нуждающихся в нем людей
. Получению помощи препятствуют недостаточная осведомленность о возможности лечения таких состояний, дефицит капиталовложений в развитие психиатрической помощи, нехватка квалифицированных медицинских специалистов и социальная стигматизация.
Симптомы и характерные проявления
Страдающие тревожными расстройствами могут испытывать необычно сильное ощущение страха или беспокойства по поводу конкретной ситуации (примерами служат паническая атака или попадание в определенную социальную ситуацию) или – в случае генерализованного тревожного расстройства – по поводу широкого спектра повседневных ситуаций. Такие симптомы, как правило, сохраняются в течение длительного периода времени, как минимум несколько месяцев. Обычно это вынуждает человека избегать ситуаций, вызывающих тревогу.
Другие симптомы тревожных расстройств могут включать:
Тревожные расстройства повышают риск развития депрессии или злоупотребления психоактивными веществами, а также риск появления суицидальных мыслей и поведения.
Существует несколько разновидностей тревожных расстройств, в том числе:
Человек может одновременно страдать несколькими тревожными расстройствами. Их симптомы нередко появляются в детском или подростковом возрасте и сохраняются во взрослой жизни. Девочки и женщины чаще сталкиваются с тревожными расстройствами, чем мальчики и мужчины.
Сопутствующие факторы и профилактика
Тревожные расстройства, как и другие психические нарушения, являются результатом сложного взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов. Тревожные расстройства могут возникать у всех людей, но чаще развиваются после перенесенного насилия, тяжелой утраты и другого негативного опыта.
Тревожные расстройства тесно связаны с состоянием физического здоровья и зависят от него. Многие следствия тревожного состояния (такие как физическое напряжение, гиперактивность нервной системы и злоупотребление алкоголем) являются также факторами риска различных заболеваний, в частности сердечно-сосудистых. У людей, страдающих такими заболеваниями, в свою очередь, могут возникать тревожные расстройства по поводу проблем, вызванных состоянием их здоровья.
Действенные методы профилактики тревожных состояний среди различных групп населения включают просветительскую работу с родителями, а также школьные программы развития социальных и эмоциональных навыков и формирования стратегий позитивного реагирования на трудности у детей и подростков. Для предупреждения тревожных расстройств у взрослых могут эффективно применяться программы профилактики на основе физических упражнений.
Диагностика и лечение
Существует несколько эффективных методов лечения тревожных расстройств. Появление симптомов тревожного расстройства – повод обратиться за помощью.
Психологическая помощь – важнейший компонент лечения тревожных расстройств, включающий в первую очередь разговорную терапию, которая проводится специалистом или непрофессиональным терапевтом под контролем специалиста. Такие сессии помогают освоить новые способы осмысления и переживания внешних стимулов, выработать новое отношение к собственному тревожному состоянию, другим людям и окружающему миру. Благодаря им можно научиться стойко реагировать на ситуации, события, людей и места, провоцирующие тревогу.
Психологическая помощь может быть индивидуальной или коллективной, оказываться очно или виртуально. Для этого можно также пользоваться руководствами по самопомощи, веб-сайтами и мобильными приложениями. Наибольшей доказанной эффективностью в лечении широкого спектра тревожных расстройств обладают методы психологической помощи, основанные на принципах когнитивно-поведенческой терапии. Они включают экспозиционную терапию, в ходе которой пациент учится справляться со своими страхами.
Помимо этого, уменьшению симптомов тревожных расстройств способствует выработка навыков управления стрессом, в частности навыков расслабления и осознанности.
При лечении взрослых, страдающих тревожными расстройствами, могут также успешно применяться антидепрессанты, в частности селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Медицинские специалисты должны при этом учитывать потенциальные побочные реакции на прием антидепрессантов, возможности для проведения психологической и медикаментозной терапии (с точки зрения квалификации специалистов и/или доступности лечения), а также индивидуальные предпочтения пациента.
Применение бензодиазепинов, которые раньше назначались для лечения тревожных расстройств, не рекомендуется, поскольку такие препараты способны вызвать сильную зависимость и обладают ограниченной эффективностью в долгосрочной перспективе.
Самопомощь
Самопомощь играет важную вспомогательную роль в лечении. Для облегчения симптомов тревожного расстройства и общего улучшения психологического состояния можно:
Деятельность ВОЗ
В Комплексном плане действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013–2030 гг. излагаются шаги, которые должны быть предприняты для оказания надлежащей помощи людям, живущим с психическими расстройствами, включая расстройства тревожного спектра.
Генерализованное психическое расстройство и паническое расстройство включены в перечень приоритетных заболеваний в рамках разработанной ВОЗ программы mhGAP (на английском языке). Программа призвана помочь странам активизировать оказание помощи людям с психическими, неврологическими и наркологическими расстройствами путем привлечения к этому работников здравоохранения, которые не являются специалистами в области психиатрии.
ВОЗ также разработала краткие пособия по оказанию психологической помощи, которыми могут пользоваться непрофессиональные терапевты при ведении индивидуальной и групповой работы. Такие виды помощи доказали свою эффективность при лечении целого ряда нарушений психического здоровья, включая тревожные расстройства и депрессию. Примером служит руководство «Управление проблемами плюс (УП+)», помогающее освоить приемы управления стрессом, методы терапии решения проблем и способы усиления социальной поддержки пациента на принципах когнитивно-поведенческой терапии. Навыки, при помощи которых можно уменьшить уровень тревоги и стресса, описываются также в курсе группового управления стрессом «Самопомощь плюс (СП+)» (на английском и других языках) и популярном пособии ВОЗ по самопомощи «Важные навыки в период стресса».
Библиография
Обобщение различных точек зрения на феноменологию и функции тревожности позволило нам выделить две причины тесной связи тревожности и психологической защиты личности. Стимулируя поисковую активность, побуждая к оценке ситуации и устранению возможной угрозы, тревожность становится органической составляющей структуры «защитно-совладающего поведения»1. Работая в унисон с другими составляющими этой структуры, она участвует в процессе психической саморегуляции. Но при этом возникает напряжение и, поскольку оно субъективно оценивается как негативное состояние, появляется потребность в психологической защите. Для разрешения этого противоречия и поддержания собственной устойчивости структура защитно-совладающего поведения в процессе развития должна вырабатывать «регламент» взаимоотношений между отдельными своими составляющими, подчиняя их принципам взаимодействия, взаимодополнения и взаимной поддержки. Так, за актуализацией тревожности, продуцирующей состояние тревоги, должна следовать целенаправленная активизация психологической защиты личности, призываемая для снижения уровня этого состояния. И наоборот, напряжение неконструктивных защитных механизмов и копинг-стратегий (копингов) должно вызывать повышение тревоги, сигнализирующей о неадекватном реагировании системы защиты.
Для доказательства высказанного предположения проведено эмпирическое исследование с использованием метода возрастных срезов. В качестве испытуемых выступили подростки 15–16 лет — учащиеся 8-х классов (60 человек — 30 мальчиков и 30 девочек) и студенты старших курсов вузов в возрасте поздней юности 19–20 лет (60 человек — 30 юношей и 30 девушек) — выборки однородны по полу и виду основной деятельности (учебная). Измерялись: общая тревожность, ситуативная тревога и личностная тревожность, защитные механизмы личности и применяемые ею стратегии совладания (копинг-стратегии). В исследовании использовались общепринятые методики диагностики (адаптированные и стандартизированные). Анализировались средние значения, а также взаимосвязи девятнадцати выделенных с помощью этих методик диагностических показателей (табл. 1).
Таким образом, наряду с защитными механизмами подростки используют достаточно сформированные к этому возрасту копинг-стратегии, средние значения которых даже превалируют над величинами показателей защитных механизмов. Однако возникает вопрос, как, насколько активно и умело, эти защитные механизмы и копинг-стратегии применяются в ситуациях, вызывающих актуализацию личностной тревожности и стимулирующих ситуативную тревогу? И каково участие самой тревоги в работе структуры, образованной показателями защиты? Отчасти ответы на эти вопросы можно получить в процессе корреляционного анализа, позволяющего выявить характер взаимосвязей показателей.
Анализ корреляций отдельных составляющих психологической защиты показывает, что структура защитно-совладающего поведения складывается уже к подростковому возрасту (рис. 1).
В целом сравнительный анализ средних значений показателей сформированности отдельных составляющих психологической защиты позволяет говорить лишь о некоторых особенностях, связанных с возрастным развитием личности. Можно констатировать, что с возрастом сохраняется сложившаяся ещё в подростковый период тенденция использования защит и копингов, особенно тех, что вызываются борьбой с переизбытком информации и необходимостью брать на себя ответственность за происходящее. Лица юношеского возраста в меньшей степени, чем подростки, склонны к сознательному избеганию проблем (р ≤ 0.05), фокусированию на создании положительного мнения о своей личности (р ≤ 0.01) и в большей — к получению поддержки и помощи со стороны других людей (р ≤ 0.05). Количественный анализ средних значений не выявил общей закономерности возрастной динамики показателей защиты и совладания.
На рис. 2 представлена корреляционная плеяда показателей студенческой выборки. Первое, что обращает на себя внимание — в три раза большее количество взаимосвязей в структуре по сравнению с таким же корреляционным образованием выборки школьников-подростков (44 к 131). Это говорит о том, что с возрастом происходит интенсивное увеличение взаимосвязей в структуре защитно-совладающего поведения, что приводит к еë обогащению. Отдельные составляющие структуры «заручаются» активной поддержкой со стороны других составляющих, что делает структуру сильной и менее уязвимой. Интересно отметить, что половина показателей защитных механизмов «сотрудничает» с малопродуктивными копинг-стратегиями (бегство-избегание, дистанцирование, конфронтация), практически не противореча друг другу. Их изменения синхронны: напряжение защитных механизмов актуализирует действие этих копинг-стратегий, и наоборот, привлечение копингов для разрешения конфликтов и решения проблем одновременно приводит в действие закрепившиеся в личности защиты. Конструктивные копинги (самоконтроль, планирование решения проблем и положительная переоценка) не нуждаются в помощи механизмов защиты (достоверных корреляций между ними не обнаружено). А такой копинг, как поиск социальной поддержки, напротив, противодействует использованию защитных механизмов (например, снижает проявления гиперкомпенсации).
В рамках рассматриваемого возрастного интервала структура показателей психологической защиты претерпевает коренные изменения, что свидетельствует о еë возрастной изменчивости. Из плеяды подростковой выборки в юношескую переходят только две взаимосвязи, которые следует признать независимыми от возраста: это отмеченная выше взаимосвязь поиска социальной поддержки и гиперкомпенсации, а также взаимосвязь конфронтативного копинга и механизма рационализации. Характер других взаимосвязей кардинально меняется. Иными словами, складывающаяся в подростковом возрасте структура ещë неустойчива, стабилизация всего двух взаимосвязей не позволяет выделить «ядро» структуры, о котором можно было бы говорить, что оно сформировано на данном возрастном этапе.
Что касается интересующих нас показателей тревожности, то, как это показывает корреляционный анализ, в отличие от подростковой выборки, они буквально «врастают» в структуру защитно-совладающего поведения юношеской выборки. Если в подростковой выборке все три показателя тревожности в сумме имеют всего 7 взаимосвязей с показателями защит и копингов, то в юношеской таких взаимосвязей уже 22, причём все, кроме одной, — положительные.
Поскольку не все различия структур возможно определить визуально и, кроме того, в связи с необходимостью оценивать достоверность выявляемых различий, мы обратились к дивергентному анализу.
Как это видно из табл. 2, между парами показателей в структурах подростковой и юношеской выборок обнаруживается 50 существенных различий, из них 17 различий (то есть 34% от общего их числа) касаются показателей тревожности. Прослеживая возрастную динамику, можно увидеть, что к юношескому возрасту сохраняются в неизменном виде только те прочные связи (р ≤ 0.001), которые образовались между тремя показателями тревожности уже к подростковому возрасту (1-м и 2-м; 1-м и 3-м; 2-м и 3-м), что не требует пояснения и только подтверждает достоверность результатов проведённого исследования. Ранее (в подростковом возрасте) слабые или практически отсутствующие связи тревожности с показателями защитно-совладающего поведения в юношеском возрасте становятся явными и прочными. Так, если в подростковой выборке связь тревожности
и копинга «бегство-избегание» (17) очень слабая, практически незначимая (r = 0.12), то в юношеской выборке эта связь укрепляется и рассматривается как существенная, принимающая активное участие в процессе саморегуляции, направленном на адаптацию (r = 0.60 на уровне р ≤ 0.001). По-видимому, оценка ситуации как неопределённой и угрожающей вызывает повышение тревоги и стремление к еë избеганию, и наоборот, использование стратегии избегания осознаётся и оценивается как неадаптивное, что, в свою очередь, вызывает тревогу. В целях саморегуляции состояния субъект может сознательно преодолевать негативное влияние стратегии избегания, намеренно подавляя в себе это побуждение или заменяя эту стратегию другой, например стратегией поиска социальной поддержки (15), которая отрицательно коррелирует с показателями тревожности. Подобным образом могут интерпретироваться не все выявленные различия между парами исследуемых показателей. Дивергентный анализ выявил и те пары показателей, корреляции между которыми существенны в подростковом возрасте, но практически разрываются в юношеском. В первую очередь, это интересующие нас связи показателей тревожности (1, 2, 3) с другими показателями структуры защитно-совладающего поведения. В корреляционной плеяде выборки подростков выявлены достоверные отрицательные взаимосвязи этих показателей с копингом «положительная переоценка» (19). Подростками в ситуациях, вызывающих тревогу, подавляются усилия по приданию положительного значения происходящему, которые могли бы помочь им справиться с возникающим напряжением. И наоборот, если ситуации придаётся значение, уменьшающее степень еë угрозы, это снижает у них проявления тревожности. В юношеском возрасте эта закономерность не сохраняется, то есть процесс положительной переоценки ситуации мало зависит от уровня тревожности. Подобный разрыв связей происходит и между другими показателями (6 – 14, 12 – 19, 13 – 16). Наблюдается также процесс превращения ранее отрицательных связей между показателями в положительные, хотя при этом статистически незначимые. Это касается взаимосвязей между показателями механизмов защиты и копинг-стратегий (пары показателей 4 – 15, 7 – 17). По-видимому, в юношеском возрасте снимается противоречие между этими формами защиты и в парах «завязываются» более логичные, в данном случае нейтральные, отношения.
Проведённое исследование позволяет говорить о том, что структура защитно-совладающего поведения, образованная защитными механизмами и копинг-стратегиями, начинает складываться в подростковом возрасте. Уже в старшем подростковом возрасте устанавливаются взаимосвязи между еë показателями, однако они недостаточно прочные и устойчивые, зачастую носят антагонистический характер. В юношеском возрасте структура психологической защиты обогащается связями, за счëт чего становится интегрированной. Между подструктурами устанавливаются «партнëрские» отношения, отчасти снимающие противоречие между использованием защитных механизмов и копинг-стратегий. Тревожность, принимающая участие в организации защитно-совладающего поведения в подростковом возрасте, в юношеском полностью «врастает» в структуру, взаимодействуя практически со всеми еë показателями. В связи с этим тревожность может рассматриваться как неотъемлемая часть психологической защиты, которая на данном уровне развития личности выполняет функцию еë адаптации.
Чем бы мы не занимались — спешили по делам, сдавали экзамены или пытались выяснить причины семейного конфликта — мы везде сталкиваемся с проблемой тревоги. Она пронизывает все сферы нашей жизни, являясь неотъемлемой частью человеческого опыта, и требует к себе пристального внимания, понимания и, при необходимости, управления, чтобы обеспечить наше благополучие в современном мире.
Что из себя представляет феномен тревожности, как справляться с тревогой и что делать в случае её возникновения — предлагаем разобраться в нашей статье.
Я бы сказал, что познание тревоги — это приключение,
которое должен испытать всякий человек, чтобы не погибнуть — либо от того, что он не знает тревоги, либо от того, что тревога его поглотит. Поэтому тот, кто научился тревожиться надлежащим образом, научился самому главному.
Кьеркегор «Понятие тревоги»
Что такое тревога и чем она отличается от тревожности
Тревога в мире человеческих переживаний — явление, имеющее столько разных оттенков, что трудно дать ей однозначное определение и описать строгие каноны её возникновения.
Влияние тревоги на жизнь современного человека столь значительно, что важнейшей характеристикой новых технологий сегодня является возможность избежать волнения: билеты на поезд приобретаются онлайн (больше никаких “верхних боковых” без нашего ведома), звук уведомлений в гаджетах избирательно можно отключать, а производители современной бытовой техники делают все для того, чтобы мы больше не боялись оставить утюг невыключенным.
В широком смысле слова, тревога — это эмоциональное состояние, которое характеризуется внутренним беспокойством, неопределенностью и ощущением опасности. Она проявляется рядом симптомов, таких как учащенное сердцебиение, потливость, дрожь и прочее. Тревога может быть нормальной реакцией на вызовы повседневной жизни, но когда она становится чрезмерной и мешает нормальному функционированию, то в этом случае может рассматриваться как тревожное расстройство и требует к себе внимания и управления.
Термин «тревожность» в психологии встречается в различных значениях: это и временное психическое состояние, возникающее под воздействием стрессовых факторов, и свойство личности, и мотивационный конфликт личности. В наши дни этот термин, как правило, используется для обозначения общей склонности к переживанию тревожных эмоций и состояний, причём как нормальных, так и патологических форм.
Какие функции у тревоги
— Сигнал
Чувство тревоги служит для нас сигналом о наличии неопределенной опасности и мотивирует нас к ее выявлению
— Поиск
Благодаря тому, что состояние тревоги усиливается, человек стремится найти источник угрозы, так как соприкосновение с опасностью вызывает беспокойство
— Анализ
Тревога мотивирует нас к оценке текущей ситуации, включая перцептивные функции, процессы памяти, способность к абстрактному мышлению и использование прошлого опыта. Эта функция также имеет защитные и адаптивные аспекты, которые способствуют адаптации организма.
Почему мы испытываем тревогу
В первобытные времена тревога сыграла важную роль в эволюции человека, научив наших предков думать, анализировать и использовать оружие для защиты от физических угроз. Сегодня мы больше не боимся диких зверей, но боимся потерять самоуважение, столкнуться с отвержением со стороны общества или проиграть в соревновании с другими. Всё дело в том, что тревога изменила форму, но по своей сути остается той же, что переживали наши предки.
Если вы испытываете тревогу перед сложными и ответственными моментами своей жизни — в этом нет ничего неестественного. Поддержать себя в такие периоды помогут небольшие упражнения, которыми мы поделимся далее. Но если же вы замечаете, что тревога возникает без видимой причины, это может быть следствием сильного стресса или симптомами ряда заболеваний, требующих обращения к врачу:
Если вы подозреваете у себя какое-либо заболевание, замечаете признаки депрессии или выраженной тревожности, а также то, что тревога становится избыточной или мешает нормальному течению жизни, обязательно обратитесь к специалисту, который проведёт диагностику вашей тревоги, текущего состояния и подберет соответствующее лечение.
Мнение эксперта Виктории Алексеевны Смарышевой
Кандидат психологических наук, проректор по учебной работе, доцент, преподаватель ВЕИП, автор и ведущий курсов повышения квалификации «Теория и практика работы с кризисами в психосинтезе» и «Кризисное психологическое консультирование»
В каких случаях тревога требует к себе пристального внимания?
«Если тревогу становится невозможным контролировать, объяснить себе те ситуации, когда реальной опасности нет, когда она посещает человека практически непрерывно, фоново, когда ее не получается отследить и связать с жизненной ситуацией, это может говорить о начале тревожного расстройства. Если до этого периода человек пережил сильное потрясение, страх, а потом возникают периодические панические состояние, повышенная тревожность и раздражительность от любого сигнала, а мысли вращаются вокруг ситуации травматического опыта, это также должно стать сигналом для более пристального внимания, ведь человек в таком состоянии, в первую очередь, нуждается в профессиональной помощи.
Еще одним важным аспектом является то, как человек пробует справиться со своей тревогой. Появляются ли у него ритуалы (возможно, магические) для устранения возможной опасности? Например, человек проверяет, закрыта ли дверь ровно три раза, ни больше, ни меньше. Появление таких ритуалов, если оно становится компульсивным (не поддающимся контролю навязчивым желанием, отсутствие которого может приводить к чувству паники), тоже говорит о необходимости обращения за специализированной помощью.»
Представления о тревоге в психоанализе
Зигмунд Фрейд был одним из первых, кто попытался объяснить природу тревоги. Он полагал, что действия, мысли и воспоминания, вызывающие сильную тревогу, вытесняются из сознания, а те силы, которые привели к вытеснению произошедшего из памяти, препятствуют восстановлению этих воспоминаний в сознании. Это происходит из-за физиологического механизма, который очень похож на механизм «охранительного» торможения, при котором кора головного мозга защищается от чрезмерной возбужденности.
Так интенсивные эмоциональные переживания, которые человек считает мучительными и неприемлемыми, активно выталкиваются из его сознания и забываются им. Однако когда эти вытесненные идеи угрожают вернуться в сознание, они могут вызвать тревогу, и поэтому снова подавляются. Это и создает постоянный бессознательный конфликт у человека.
По мнению Фрейда, главная цель тревоги заключается в том, чтобы предупредить человека о предстоящей опасности, которую ему необходимо каким-либо образом преодолеть или избежать. Тревога позволяет личности адаптироваться и подготовиться к угрожающим ситуациям.
Часто вытесненные мысли, воспоминания и чувства не удается долго удерживать в поле бессознательного, и тревога, связанная с ними, может вырваться наружу. Это приводит к активации различных дополнительных защитных механизмов, цель которых — укрепить «плотину», которая сдерживает запрещенные побуждения. Среди таких защитных механизмов — замещение, рационализация, реактивное образование, проекция, регрессия, сублимация и изоляция.
Фрейд также выделял следующие виды тревожности:
Следует признать, что в настоящее время нет прочной эмпирической поддержки утверждения Фрейда о том, что люди используют вытеснение для борьбы с угрожающими или неприятными переживаниями. Поэтому проверить связь между вытеснением и тревогой, понять сложную природу тревоги и ее происхождение в рамках психоаналитического подхода представляется довольно затруднительным.
Альфред Адлер в индивидуальной теории личности рассматривал тревогу как один из симптомов невроза, который он видел как диагностически неоднозначный термин, охватывающий множество различных поведенческих нарушений.
Адлер подчеркивал роль индивидуальных жизненных целей и стремлений в формировании личности, и он был убежден, что тревога может возникать, когда личность чувствует, что ей мешают достичь своих целей и чувствует себя социально бесполезной. Эта концепция ставила акцент на стремлении к социальной принадлежности и успеху, как факторе, влияющего на тревожность и неврозы.
Таким образом для Адлера тревога была важным показателем нарушений в психологическом равновесии и часто связывалась с неудовлетворенностью личности и ее стремлениями.
Проблема тревожности стала предметом исследования и у Карен Хорни. В своей социокультурной теории личности она объясняла происхождение тревоги через отсутствие чувства безопасности в межличностных отношениях. Хорни полагала, что всё, что разрушает ощущение безопасности у ребенка в отношениях с родителями, приводит к базальной тревоге, которая будет направлена на весь мир в целом, и источник невротического поведения следует искать в дефиците заботы и поддержки со стороны родителей.
Хорни также проводила различие между страхом и тревогой: страх — реакция, пропорциональная наличной опасности, а тревога является несоизмеримой реакцией на воображаемую опасность. В случае страха опасность очевидна и объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна, и её интенсивность зависит от того, какой смысл данная ситуация имеет для человека.
Что делать, если чувствуешь тревогу
Помочь себе справиться с сильной тревогой может выполнение нескольких простых упражнений, которые легко практиковать самостоятельно.
Научитесь глубокому дыханию
Чтобы освоить его, попробуйте упражнение «Дыхание квадратом». Это метод глубокого дыхания, помогающий бороться с высокой тревожностью, который предполагает равномерное управление длительностью вдохов, задержек и выдохов, чтобы создать ритмичный и спокойный процесс дыхания.
Повторяйте этот процесс несколько раз, обращая внимание на равномерность и спокойствие ваших дыхательных циклов. Этот метод можно применять в любой ситуации, когда вам нужно быстро успокоиться и сфокусировать внимание.
Ещё одно упражнение, которое помогает снизить тревогу, это —
Фокус на присутствии
Для того, чтобы справиться с сильной тревогой, попробуйте назвать 5 вещей, которые вы видите, 4 вещи, которые вы слышите, 3 вещи, к которым вы прикасаетесь, 2 вещи, аромат которых вы чувствуете, и 1 вещь, которую вы вкушаете. Это может помочь отвлечь внимание от тревоги и привести мысли в порядок.
Многим пациентам помогает побороть высокую тревожность ещё одно упражнение, в которой требуется
Написать тревоге письмо
Ещё один действенный способ снижения тревоги — замечать всё, что она вам подсказывает. Назовите её и напишите себе письмо от её имени. Например: «Дорогая Мария, это твоя тревога. Я расскажу, что плохого с тобой может сегодня случиться.» Прочитайте письмо, поразмыслите над фактами и напишите ответ. « Обменявшись» несколькими письмами, вы поймете, что тревога похожа на нервного приятеля, который искренне печётся о вас. Но это вовсе не значит, что его надо во всем слушаться.
Профилактика тревожности
Этот раздел можно было бы посвятить списку, в котором мы бы советовали вам соблюдать режим сна, стараться больше времени уделять пешим прогулкам на природе, а также следить за здоровым и сбалансированным питанием. Всё это, безусловно, неотъемлемые составляющие здорового образа жизни. Однако мы решили поделиться с вами находками в цифровом мире — приложениями, способными помочь справиться с приступами паники, отслеживать изменения настроения и развивать психологическую устойчивость.
Вот пара из них, которые могут стоить вашего внимания:
MindDoc
(Для iOS Android)
В чем суть?
Для понимания того, что вызывает у вас тревогу, важно замечать моменты, когда ваше напряжение усиливается и становится трудно переносимым. Для проведения такого самонаблюдения вы можете использовать мобильное приложение.
3 раза в день приложение будет предлагать вам пройти детальные опросы. Вы также можете указывать в нём ваше текущее эмоциональное состояние. Каждые две недели приложение создает для вас персональный подробный отчет, который поможет увидеть, какие эмоции вы чаще всего переживаете и какие события их вызывают.
«АнтиПаника»
(Для iOS Android)
Это приложение предназначено для обучения методам управления приступами панической атаки. Оно основано на принципах когнитивно-поведенческой терапии и помогает преодолеть ощущение опасности, беспомощности или невозможности контролировать свое состояние во время панической атаки. В приложении также предусмотрена «аудио-таблетка», которую можно прослушать для экстренной помощи во время панического приступа, а также руководство по дыхательным упражнениям, которые помогают снять напряжение.
Эффективность мобильных приложений может различаться в зависимости от индивидуальных потребностей и особенностей. Важно выбирать те, которые соответствуют вашим актуальным потребностям и уровню тревожности, используя их в сочетании с другими методами и подходами в работе с тревогой.
Есть ли способ, который подходит всем?
Не существует универсального решения для всех, но работа над собой и управление тревогой — это важный шаг на пути к психологическому благополучию и здоровой психике.
Важно понимать свои эмоции, принимать их и находить здоровые способы справляться с сильной тревогой. Забота о своем физическом и эмоциональном благополучии, поддержка от близких и психотерапия — все это помогает скорректировать высокий уровень тревожности, сделать тревогу контролируемой и полезной, улучшив качество жизни.
Социологи посчитали сторонников и противников углубления СВО
Послание президента — это, безусловно, событие в повестке, оно и содержательно, и на символическом уровне подтвердило, что все нормально, говорит директор по политическому анализу ИНСОМАР Виктор Потуремский. Общее снижение тревоги он объясняет отсутствием в повестке потрясений и чрезвычайных событий, а также общей адаптацией. « Напомню, что рост уровня тревоги в прошлом году был связан в том числе с частичной мобилизацией,— говорит он.— Сейчас ничего такого нет. Ситуация на фронтах затяжная, стабильная, более того, ее можно интерпретировать как достижение определенных успехов».
Кроме того, нужно понимать, что тревога и страх — это энергозатратные состояния, долго в них пребывать невозможно, добавляет эксперт. Поэтому люди находят способы адаптации и склоняются к поведению, которое позволяет снижать общий уровень тревоги.
Аналогичной позиции придерживается и президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: «Стало меньше негативных событий, взрывающих картину мира тех, кто считает, что все идет в целом благополучно и устойчиво». Сверхстрессовых событий типа мобилизации или взрыва Крымского моста стало заметно меньше, а привычные фронтовые сводки встречаются с меньшим драматизмом и вниманием, отмечает эксперт.