уровни причины и симптомы

УРОВНИ ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ Тревога

Содержание
  1. Что такое повышенная тревожность у подростков?
  2. Причины повышенной тревожности у подростков
  3. Библиографическое описание
  4. С чем связано появление тревоги и навязчивых мыслей у подростков? Является ли это нормой?
  5. Что провоцирует возникновение тревожных эмоциональных состояний?
  6. Как помочь подростку разобраться в своих эмоциях
  7. Как избежать возникновения тревоги у подростка?
  8. Влияние повышенной тревожности на подростков
  9. Последние статьи
  10. Особенности подростковой тревоги
  11. Тревожные расстройства у детей и подростков
  12. Физические и эмоциональные проявления повышенной тревожности
  13. Проявления подростковой тревоги
  14. Предупреждение повышенной тревожности у подростков
  15. Как помочь подростку справиться с повышенной тревожностью
  16. Крутась Николай Дмитриевич
  17. Анализ результатов
  18. Рекомендации по снижению тревожности у подростков
  19. Литература
  20. Заключение

Что такое повышенная тревожность у подростков?

Повышенная тревожность у подростков – это состояние, при котором подросток испытывает чрезмерную тревогу и беспокойство, которые могут препятствовать их ежедневной жизни и функционированию. Это может проявляться в различных физических и эмоциональных симптомах, таких как беспокойство, нервозность, бессонница, физические неприятные ощущения и т.д.

Чувство тревоги время от времени испытывает каждый человек, будь то взрослый или подросток. По сути, это естественная реакция на стресс, помогающая преодолевать опасные ситуации. Но иногда тревожность приобретает не эпизодический, а постоянный характер, мешая нормальной жизни. В таком случае говорят об индивидуальной особенности или нервном расстройстве.

Причины повышенной тревожности у подростков

Существует несколько причин, которые могут способствовать развитию повышенной тревожности у подростков.

Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу. Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно.

В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой.

Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. В исследованиях разных авторов выделен ряд страхов, типичных для детского и подросткового возраста, хотя они обусловлены культурными и национальными факторами.

Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха.

Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.

Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.

Взаимосвязь агрессивности и страха имеет более сложную природу.

Подводя итоги этому короткому обзору исследований, посвященных страху, можно сказать, что, несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.

В связи с этим цель данной работы состояла в исследовании страхов подростков и их обусловленности тревожностью, нейротизмом и агрессивностью. Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:

Для диагностики страхов применялся опросник «Виды страха», разработанный И. П. Шкуратовой. Он содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 0 — такого страха у меня никогда не было; 1 — такой страх у меня был однажды; 2 — такой страх у меня был несколько раз; 3 — периодически такой страх у меня возникает; 4 — этот страх меня преследует постоянно.

Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И. П. Шкуратовой и В. В. Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы. Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем?

Обработка осуществлялась с помощью контент-анализа ответов путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп.

В качестве объекта исследования выступили 60 учащихся 11-х классов (30 юношей и 30 девушек).

Библиографическое описание

Ускова, В. В. Тревожность у детей среднего школьного возраста / В. В. Ускова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18239/ (дата обращения: 03.02.2024).

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Ключевые слова:

школьный возраст, тревожность, эмоциональная нестабильность.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время появляется все больше учащихся, которые характеризуются повышенным уровнем тревожности, неуверенностью в себе, эмоциональной нестабильностью, а как следствие, повышенной утомляемостью и снижением успеваемости. Как отмечают практические психологи и исследователи в рамках возрастной психологии, именно тревожность — это основа для возникновения психологических трудностей, особенно на этапе подросткового периода. Поэтому ключевым вопросом является профилактика и дальнейшая коррекционная работа проблемы повышенной тревожности детей среднего школьного возраста.

Цель исследования — анализ особенностей проявления тревожности у детей среднего школьного возраста.

Тревожность является индивидуальной психологической особенностью личности, которая характеризует склонность личности переживать тревогу по различным поводам, и связана с такими проявлениями, как: повышенное беспокойство, негативные предчувствия.

В подростковом возрасте тревожность является устойчивым личностным образованием, так как опосредована развитием Я-концепции ребенка, которая характеризуется своей противоречивостью. Также тревожность у детей среднего школьного возраста может быть следствием фрустрации потребности самопринятия и уважения в кругу сверстников.

Проявлениями школьной тревожности в подростковом возрасте являются: пассивность на уроках, скованность, неуверенность в себе, конфликтные взаимодействиями со сверстниками и учителями. У подростка отмечается эмоциональная нестабильность, эмоциональные перегрузки, которые приводят к частым заболеваниям ребенка. Во внеурочное время и на переменах подростки с высокой тревожностью малообщительны, избегают тесных эмоциональных контактов со сверстниками.

Таким образом, на основании проведенного анализа проявлений тревожности у детей среднего школьного возраста можно выделить наиболее типичные проявления:

– частые соматические заболевания детей (повышенная температура, частые головные боли);

– повышенная раздражительность, агрессивность, конфликтность;

– страхи, депрессивные состояния, вызывающие эмоциональный дискомфорт; данные состояния могут быть связаны как непосредственно с учебной деятельностью, так и возникать в рамках в сфере взаимоотношений со сверстниками;

– проявления демонстративности и негативизма по отношению к педагогам (например, демонстративный отказ отвечать на уроке), которые связаны с желанием произвести впечатление на своих одноклассников и добиться одобрения с их стороны;

– низкий уровень школьной мотивации, который связан с нежеланием ходить в школу, в следствие чего отмечаются частые прогулы.

Таким образом, по результатам проведенного исследования могут быть сформулированы следующие выводы: школьная тревожность представляет собой один из видов тревожности, который непосредственно связан со школьным обучением ребенка, может проявляться в различных формах и вызван дифференцированными причинами. Повышенная школьная тревожность является одной из причин частой заболеваемости подростков, снижением темпа их успеваемости, а также формирования заниженной самооценки и неуверенности в себе.

Снижения уровня тревожности можно достичь посредством организации психолого-педагогической коррекции, которая будет проводиться систематически и в рамках организации комплексного взаимодействия образовательного учреждения и родителей учащихся.

В современном мире, когда происходит постоянное развитие, масштабные и быстрые изменения социально-экономических и политических процессов, вопросы тревожности и общения становятся более актуальными, чем когда-либо. Труднее всего приходится подросткам с их не до конца сформировавшимися мировоззрением и системой ценностей. Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема общения является одной из основных проблем подросткового периода.

Автор статьи предполагает, что уровень общительности подростка может напрямую зависеть от уровня его тревожности. Целью исследования является определение психологических особенностей общения подростков с разным уровнем тревожности.

Одной из основных проблем переходного возраста является проблема общения в целом и общения со сверстниками в частности. Взаимоотношения с друзьями, товарищами, одноклассниками находятся в центре внимания подростка.

Социальная изоляция или недостаток качественного общения, напротив, могут привести к различным психологическим проблемам подростков, таким как депрессия, апатия. Таким образом, общение в психологическом плане является неотъемлемой частью подросткового опыта, оказывая существенное влияние на их эмоциональное и социальное развитие.

Проблема тревожности также является одной из самых актуальных проблем современной психологии. Изучением тревожности занимались такие психологи как А. М. Прихожан, Р. Мэй, Ч. Д. Спилбергер, Б. Филипс, Е. В. Новикова. Тревожность занимает особое место среди негативных переживаний человека, она может привести к снижению работоспособности и трудностям в общении.

В настоящее время в психологии принято различать ситуативную и личностную тревожность. Ситуативная тревожность проявляется в конкретной ситуации, которая объективно вызывает беспокойство.

Тревожность как личностная характеристика может рассматриваться как черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Такая тревожность характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, имеет затруднения в контакте с окружающим миром, воспринимая его как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, тревожность приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. На развитие тревожности влияют различные факторы, такие как: эмоциональный опыт, личностные и биологические особенности, семейное воспитание, влияние школы. Кроме того, отмечается, что группу риска повышенной тревожности составляют дети и подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с депрессивными и невротическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией. Также провоцирующим фактором может являться состояние здоровья подростка.

Проведённые специальные психологические исследования подтверждают, что число подростков, страдающих тревожностью, повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью в наше время увеличилось.

Для проверки гипотезы о взаимосвязи тревожности и общения автор провел исследование, в котором приняли участие 64 человека 15-16 лет, обучающихся в одной школе. Для исследования были использованы методики «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) и «Тест оценки уровня общительности» В. Ф. Ряховского.

Проведенное исследование ситуативной и личностной тревожности у подростков позволило выявить группу с высокими показателями, как по личностной, так и по ситуативной тревожности (таблица 1). В частности, у 42% юношей и 14% девушек высокие показатели по обеим шкалам тревожности. По результатам исследования можно сделать вывод, что высокий уровень личностной тревожности в данной выборке больше проявляется у девушек, а ситуативная тревожность – у юношей.

Результаты исследования тревожности подростков по методике Ч. Спилбергера (в %)

Исследование уровня общительности по методике В. Ф. Ряховского среди подростков показало, что у большего числа испытуемых (57%) оказался нормальный уровень коммуникабельности (таблица 2). 7% испытуемых юношей попали в категорию «рубаха-парень» (общительность бьет ключом, всегда в курсе всех дел, любит принимать участие во всех дискуссиях, больше на несерьезные темы). 36% по результатам теста оказались в категории «весьма общителен», из них 29% юношей и 43% девушек.

Ни один человек из выборки не показал результатов явной некоммуникабельности и коммуникабельности болезненного характера.

Результаты исследования уровня общительности среди подростков (в %)

В заключение можно сказать, что проведенное исследование позволяет сделать вывод, что подростки с повышенным уровнем тревожности и хорошо развитыми навыками общения могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции.

Согласно данным российских научных исследований, у 30% школьников от 13 до 17 лет значительно превышен средний для этого возраста уровень тревожности. По мнению самих подростков, одной из основных причин их психоэмоционального неблагополучия является отсутствие понимания со стороны родителей и учителей.

С чем связано появление тревоги и навязчивых мыслей у подростков? Является ли это нормой?

Время от времени каждый человек испытывает чувство тревоги. Одно и то же событие у двух людей может вызвать разные эмоциональные состояния: кто-то не придаст большого значения неприятности, а другой человек будет долгое время расстраиваться. Тревога — это отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия. Тревога необходима для того, чтобы увидеть угрозу, мобилизовать свои силы и справиться с ней. Это чувство как устойчивая личностная черта формируется в подростковом возрасте.

Появление скрытой тревоги зависит от индивидуальных особенностей и наличия в опыте подростка следующих составляющих:

Один из вариантов тревожного состояния – навязчивые мысли – образы или побуждения, которые бесконтрольно, против воли человека вторгаются в сознание. Навязчивые мысли часто появляются тогда, когда есть чьё-либо определённое оценочное отношение к нашим действиям и поступкам. В подростковом возрасте особенно значимо социальное окружение и внешняя оценка. Сверстники могут влиять на появление определённых навязчивых мыслей (зацикливание). Если подросток беспрестанно возвращается к определённой мысли, не может переключиться на что-то другое, то это уже не является нормой. Также важны интенсивность и форма проявления навязчивых мыслей. В одном случае при наличии патологии нужно обращаться к врачу-психиатру, а в другом случае будет достаточно консультации психолога, чтобы разобраться в причинах тревожности ребёнка.

Что провоцирует возникновение тревожных эмоциональных состояний?

В подростковом возрасте ребёнок получает новый опыт, знания о себе и окружающих. В этом периоде взросления происходит столкновение внутренних конфликтов, которые приходится решать самостоятельно. У каждого подростка существуют свои значимые события, вызывающие переживания. К различным тревожным проявлениям могут привести ситуации экзамена, первой любви, ссоры с другом. Ведущая потребность подросткового возраста – общение со сверстниками, поэтому важные события будут связаны с ближайшим социальным окружением. В некоторых ситуациях может возникать эффект заражения, когда возникновение тревоги провоцируют окружающие. Например, если члены семьи очень волнуются и переживают из-за экзамена ребенка, то и ребёнок подхватывает схожие ощущения.

Как помочь подростку разобраться в своих эмоциях

В психологии есть такое понятие как эмоциональный интеллект – это умение распознавать чувства других людей и управлять своими собственными состояниями. Такая способность закладывается в младенческом возрасте, когда ребёнок считывает разные эмоции заботящегося о нём взрослого, копирует их и в дальнейшем применяет в своей жизни. Чтобы помочь подростку разобраться в своих состояниях, взрослому необходимо самому озвучивать собственные чувства и позволять это делать ребёнку. Важна возможность выражать эмоции – проговаривание позволяет их осознать. Если родитель запрещает ребёнку чувствовать («не злись», «не плачь»), то это может привести к психосоматическим расстройствам.

Существуют различные психологические приёмы самопомощи в стрессовых ситуациях: дыхательные упражнения, практики на мышечное расслабление, переключение с одних мыслей на другие. Подростка необходимо обучать данным приёмам. Однако в силу возрастных особенностей (перепады настроения) подростки зачастую не могут справиться самостоятельно со своими эмоциями. В таком случае рядом должен быть внимательный и чуткий взрослый, который будет фиксировать эмоциональные состояния ребёнка и бережно относиться к его чувствам. Задача взрослого – принять то, что вызывает тревогу. Для ребёнка крайне важно ощущать психологическую поддержку, тогда он не остаётся один на один со своими переживаниями.

Если взрослые отмечают большое количество разных признаков тревожного состояния, то необходима консультация психолога. По итогам психологической консультации может быть принято решение об обращении к детскому врачу-психиатру. К сожалению, в некоторых случаях родители не видят какой-либо необходимости в помощи специалистов. Вследствие чего состояние ребёнка усугубляется и начинает выражаться в отклоняющемся поведении.

Как избежать возникновения тревоги у подростка?

Невозможно оградить ребёнка от всех внешних и внутренних конфликтов, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно. Поэтому тревога и страх будут. Подросток учится преодолевать жизненные трудности и управлять своим состоянием. Задача взрослого – направлять и сопровождать ребёнка в тревожных ситуациях, принимать его чувства, передавать свои знания и опыт. Важно учитывать симптоматику, которая есть в состоянии тревоги. Чтобы избежать негативных последствий, необходимо учитывать значимые для ребёнка области жизни и бережно к ним относиться. Если взрослый отрицает важность чего-либо, то подросток начнёт тщательно скрывать свои переживания и эмоции. Тогда родителю будет сложнее своевременно оказать эмоциональную помощь и поддержку.


УРОВНИ ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ

Информацию подготовила: медицинский психолог Елена Шахрай

Влияние повышенной тревожности на подростков

Повышенная тревожность может серьезно влиять на подростков и их общую жизнь. Вот некоторые способы, которыми тревожность может повлиять на подростков:

Последние статьи

У детей повышенная тревожность может быть как чертой личности, так и приобретенным нарушением – неврозом. В последнем случае провоцирующим фактором становится стиль воспитания, травмирующий эмоциональный опыт либо сложности во взаимоотношениях (со взрослыми, сверстниками). Довольно часто патологическое состояние развивается у подростков, чьи родители:

Иногда тревожность становится следствием семейного сценария. Если один или оба родителя постоянно высказывают страхи или опасения, беспокоятся о здоровье и других аспектах жизни родных, подросток может перенять такое поведение. Отличительной чертой подобных переживаний будет зацикленность на семье.

В группе риска по приобретенной тревожности находятся подростки, проживающие в неблагоприятных условиях, а также имеющие родителей с психическими расстройствами, алкогольной или наркотической зависимостью. Предрасполагающим фактором может стать неудовлетворительное состояние здоровья ребенка, вызывающее обеспокоенность взрослых.


УРОВНИ ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ

Особенности подростковой тревоги

Повышенную тревожность у детей важно отличать от тревожно-депрессивных расстройств и замкнутости, которая может сопровождать состояние дезадаптации или шизофрению. Для дифференцировки нарушений у подростков используют разные виды опросников, а также методики исследования мышления.

В процессе бесед с родителями психолог (детский психиатр) выясняет время начала симптомов, длительность протекания невроза, выраженность проявлений. С подростком обсуждаются ситуации, вызывающие тревогу: общение со сверстниками, учебные неудачи, социальные контакты, публичные выступления и т. д. При наблюдении фиксируются характерные особенности поведения: застенчивость, боязливость, робость, неуверенность.

По мере взросления ребенка повышенная тревожность закрепляется, приобретает осознанный характер. При благоприятном сценарии подросток компенсирует напряжение путем избегания или обесценивания стрессовых ситуаций, например предпочитает одиночество, исключает публичные выступления, заостряет внимание на самоконтроле. Под влиянием неблагоприятных обстоятельств – внешних или внутренних – состояние может усугубляться, принимая форму соматического заболевания или депрессии, что требует помощи врача либо психолога.

Тревожные расстройства у детей и подростков

Психиатры Фэнтези специализируются на помощи детям и подросткам с расстройствами тревожного спектра. Большой опыт и глубокие знания позволяют им поставить точный диагноз и назначить комплексное лечение, которое облегчит симптомы и поможет ребенку справляться с приступами тревоги.

Первая детская клиника доказательной медицины в Москве

Никаких лишних обследований и лекарств! Назначим только то, что доказало эффективность и поможет вашему ребенку.

Лечение по мировым стандартам

Мы лечим детей так же качественно, как в лучших медицинских центрах мира.

В Фэнтези лучшая команда докторов!

Педиатры и узкие специалисты Фэнтези — доктора с большим опытом, члены профессиональных обществ. Врачи постоянно повышают квалификацию, проходят стажировки за рубежом.

Предельная безопасность лечения

Мы сделали детскую медицину безопасной! Весь наш персонал работает по самым строгим международным стандартам JCI

У нас весело, как в гостях у лучших друзей

Игровая комната, веселый аниматор, подарки после приема. Мы стараемся подружиться с ребенком и делаем все, чтобы маленькому пациенту было у нас комфортно.

Физические и эмоциональные проявления повышенной тревожности

Повышенная тревожность у подростков может проявляться через различные физические и эмоциональные симптомы. Вот некоторые из них:

Проявления подростковой тревоги

Симптоматика неврозов, связанных с эмоциональной напряженностью, многолика. У подростка могут наблюдаться как психические, так и физиологические признаки тревожности:

Могут присутствовать эпизоды панических атак, возникающие на фоне стрессовых ситуаций. У подростка наблюдается жар, боль в груди, ощущение дрожи, онемения, учащенное сердцебиение, затруднение дыхания, головокружение. Сильное беспокойство может отражаться на успехах в учебе, приводить к сложностям с самореализацией.


УРОВНИ ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ

Предупреждение повышенной тревожности у подростков

Предупреждение повышенной тревожности у подростков может быть эффективным для поддержания их психического благополучия. Вот некоторые стратегии, которые могут помочь в этом:

Как помочь подростку справиться с повышенной тревожностью

Если ваш подросток страдает от повышенной тревожности, существуют различные способы помочь ему справиться с этим состоянием:

Крутась Николай Дмитриевич


УРОВНИ ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ

Подростковый возраст может быть периодом значительной тревожности и стресса. Многие подростки сталкиваются с повышенной тревожностью, которая может негативно сказываться на их физическом и эмоциональном благополучии. В этой статье мы рассмотрим причины повышенной тревожности у подростков и способы помочь им справиться с этим состоянием.

Анализ результатов

Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.


УРОВНИ ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ

Как видно из таблицы 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (78 баллов у юношей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у юношей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла), страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов).

У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.

Для обобщенного анализа страхов все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу:

Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2).


УРОВНИ ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ

Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные и замыкают ряд мистические страхи.

Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3).


УРОВНИ ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ

Данные, представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.

Следующей задачей нашего исследования было изучение влияния тревожности и нейротизма на степень выраженности страхов у старшеклассников. Для этого была проведена диагностика тревожности школьников с помощью методики «Шкала личностной тревожности для учащихся» А. М. Прихожан и нейротизма с применением опросника Г. Айзенка. Затем был проведен корреляционный анализ показателей тревожности, нейротизма и степени выраженности страхов на всей выборке в целом. Результаты анализа представлены на рис. 1.


УРОВНИ ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ

Данные свидетельствуют о наличии большого числа связей между всеми видами страхов и шкалами личностной тревожности, что доказывает данные других авторов о том, что тревожность как личностное свойство предрасполагает человека испытывать беспокойство по поводу возможных физических и социальных угрожающих событий. Наиболее высокие значения корреляций наблюдаются между социальными страхами и межличностной и самооценочной тревожностью, между мистическими страхами и магической тревожностью. Это свидетельствует о том, что существует определенная тематическая доминанта страхов и тревожности. Если человека более волнуют его межличностные отношения, то более вероятно у него возникновение страхов, связанных с этими отношениями (например, страх критики со стороны близких людей). Хотя наряду с этим действует и генерализованное влияние тревожности на склонность к переживанию страхов по разным поводам. При прочих равных условиях в одной и той же ситуации тревожный человек будет испытывать большее беспокойство, чем человек с низким уровнем тревожности. Но было бы неправильно думать, что тревожность вредна, ведь беспокойство заставляет человека заранее принимать меры по предотвращению угрозы, что может спасти ему жизнь.

Следующей задачей нашей работы было изучение влияния разных форм агрессивности на склонность к переживанию страха.

Для определения уровня агрессивности нами была использована методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса — Дарки. В результате нами были получены данные по восьми формам проявления агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Корреляционный анализ показателей агрессивности и видов страха позволил установить значимые связи между ними, которые представлены на рис. 2.


УРОВНИ ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ

Больше всего взаимосвязей дала такая форма агрессивности, как вина.

Наибольшая величина корреляции наблюдается между чувством вины и мистическими страхами. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, закономерна. Ощущаемые при переживании чувства вины угрызения совести, наталкивают человека на мысли о наказании за содеянное. Это наказание человек в первую очередь ожидает от потусторонних сил, от которых ничего не утаишь. Поэтому страх перед Богом, который знает каждый наш шаг на земле, больше всего испытывают люди, склонные к самообвинению.

Положительно коррелирует чувство вины с социальными страхами. При переживании чувства вины у человека возникает убеждение, что он плохой и недостойный, он ощущает угрызения совести, что может приводить к нарастанию социальных страхов. Наличие положительной связи между чувством вины и криминальными страхами можно объяснить действием проекции. Человек, рисующий в своем воображении возможные собственные агрессивные действия или совершавший таковые в реальности, имеет больше оснований опасаться, что и другие люди вынашивают агрессивные планы относительно него. Он вообще может считать, что все люди злы и агрессивны.

Положительно коррелируют между собой раздражение и социальные страхи. В данном случае трудно определить причинно-следственные отношения между ними, т.е. раздражение вызывает социальные страхи или, наоборот, наличие социальных страхов провоцирует раздражение. Скорее всего, здесь имеет место взаимное усиление этих феноменов. Например, человек, опасающийся выглядеть смешным, будет более раздраженно реагировать на шутки в его адрес, что, скорее всего, приведет к большей конфликтности его отношений с окружающими и укрепит его социальные страхи.

Положительную корреляцию даёт взаимосвязь подозрительности и мистических страхов. Подозрительность как проявление агрессивности связана с недоверием и осторожностью по отношению к людям. Подозрительные люди могут ожидать, что их знакомые хотят причинить им вред, в том числе и с помощью мистических приемов (колдовства, сглаза и пр.). Подозрительность и мистические страхи объединяет то, что в обоих случаях включается воображение.

Единственная отрицательная взаимосвязь выявлена между физической агрессией и фобиями, что легко объяснимо. Как уже отмечалось выше, люди, имеющие фобии, более склонны к проявлениям робости и ведомости, что несовместимо с применением грубой физической агрессии.

Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.

Рекомендации по снижению тревожности у подростков

При сильно выраженном беспокойстве ребенку необходима целенаправленная работа с психологом либо психотерапевтом. Основными направлениями в борьбе с подростковой тревогой становятся:

В отдельных случаях принимается решение о приеме антидепрессантов, транквилизаторов, препаратов для улучшения сна. Легкие седативные препараты на растительной основе, такие как Рациум, помогают снизить нервозность, избавиться от бессонницы и ночных кошмаров. Большое значение имеет работа с родителями, которых следует мотивировать на выражение ласки и заботы к взрослеющему ребенку.

Рекомендации по взаимодействию с тревожным подростком в семье включают:

Подростковая тревожность может приводить к тяжелым последствиям для незрелой детской психики, включая заниженную самооценку, депрессию и социальную дезадаптацию. Поэтому важно не оставлять ребенка наедине со своими страхами, а обучать его эффективным поведенческим паттернам, оказывать поддержку в сложных ситуациях и хвалить за успехи. Повышению уверенности в себе способствуют также занятия спортом и творчеством.

Литература

  • Айзенк Г. Структура личности. – СПб, 1999.
  • Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавитmся от страха. – СПб, 1995.
  • Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 2000.
  • Изард К. Эмоции человека. – М.,1980.
  • Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб, 2002.
  • Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.
  • Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.
  • Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.
  • Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
  • Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
  • Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.,1999.
  • Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. – СПб, 2001.
  • Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М., 1997.

Заключение

Повышенная тревожность у подростков может иметь серьезные последствия для их физического и эмоционального благополучия. Однако, с помощью поддержки, коммуникации и принятия соответствующих мер, подростки могут научиться справляться с тревожностью и жить более здоровой и счастливой жизнью.


УРОВНИ ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ

Оцените статью
Избавиться от тревоги