высокий уровень тревожности признаки

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИЗНАКИ Тревога

Исследователи фонда «Общественное мнение» (ФОМ) выяснили, что в данный момент около 70% россиян испытывают тревогу. Это число выросло почти в два раза с 18 сентября

По данным исследования фонда «Общественное мнение» (ФОМ), почти две три россиян испытывают тревогу в последнее время. Результаты опроса, который проводился 23–25 сентября в различных регионах России среди 1500 респондентов, были опубликованы на официальном сайте организации.

Как выяснили исследователи, по состоянию на 23–25 сентября уровень тревожного настроения опрошенных составил почти 70%. Аналитики спрашивали респондентов, какое настроение, по их мнению, преобладает среди их родных, друзей, коллег, знакомых — спокойное или тревожное. При этом известно, что неделей ранее, 18 сентября, специалисты ФОМ проводили аналогичный опрос. Тогда о чувстве тревоги заявили всего 35% респондентов — почти вдвое меньше участников, чем на следующей неделе.

26% опрошенных в рамках последнего исследования рассказали, что чувствуют спокойствие. Однако за неделю до этого такой вариант ответа называли 57% респондентов — более чем в два раза больше участников.

Ранее, в марте, исследователи Аналитического центра НАФИ выяснили, что только 30% россиян удается сохранять эмоциональное равновесие и контролировать уровень тревожности в текущей социально-экономической ситуации. В меньшей степени стрессу подвержены молодые россияне 18-24 лет, люди с хорошим материальным положением и опрошенные без высшего образования, сообщали тогда аналитики.

Петербуржцы возглавили рейтинг по уровню тревожности среди россиян

Петербуржцы оказались первыми в рейтинге по уровню тревоги, следует из исследования аналитиков hh.ru совместно с экспертами Alter. Лишь 58% респондентов из Петербурга указали, что их уровень тревоги не поднимался выше 5–6 баллов из 10 максимально «тревожных».

По сравнению с прошлым годом больше половины опрошенных (55%) в Петербурге заявили, что они чувствуют значительное увеличение тревожности. Лишь 5% были абсолютно спокойны.

Среди регионов, самый высокий показатель тревожности также у жителей Северной столицы (17% респондентов), констатируют рекрутеры. По России не испытывают и редко испытывают 64%, а постоянно находятся в этом нестабильном состоянии 12%. Самыми спокойными оказались жители Челябинской области (80%) и Красноярского края (75%).

Согласно опросу, каждый третий опрошенный (29%) житель Петербурга оценивает своё эмоциональное состояние на 3 из 5 баллов. Каждый пятый (20%) на двойку, ещё 20% поставили своему эмоциональному фону низший бал

.

«При этом несмотря на такие не самые позитивные данные по сравнению с 2021 годом доля тех, кто оценивает своё эмоциональное состояние как хорошее в регионе выросла на 7%, а доля тех, кто оценивает своё состояние на двойку, наоборот, сократилась на 6%», — отмечает Мария Бузунова, руководитель пресс-службы hh.ru СЗФО.

Самыми тревожными, как следует из опроса, оказались представители сферы маркетинга, рекламы, пиара, консалтинга, управления персоналом, ИТ-сферы и стратегии. При этом самые высокие оценки ставят строители, юристы, а также работники сферы образования.

Год назад на Северо-Западе России больше половины участников опроса о влиянии работы на жизнь сообщили, что постоянно накручивают себя и нервничают даже дома. С такой проблемой в СЗФО сталкиваются 55% сотрудников, это также был самый высокий показатель в РФ. Среди негативных моментов называли нарушение режима сна (42%) и недостаток активности (36%).

Между тем, как ранее писал «ДП», работники IT-сферы верят в подъём отрасли, но тревожатся насчёт собственного будущего. Особенно их пугает вероятность призыва на военную службу.

Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных. Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками дошкольного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. В связи с этим практический психолог ставится перед необходимостью отбора нужных ему методик для диагностики отдельных свойств и состояний личности из бесчисленного множества предлагаемых в настоящее время источников.

При этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования ив составлении заключения об уровне развития испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Использовать несколько (не мене двух) методик.

2. Строго следовать инструкции. Понятно и доступно излагать ее испытуемому.

3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.

4. Выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

5. Личная заинтересованность и желание пройти тестирование у испытуемого.

Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Ниже представлены диагностические методики для изучения тревоги и тревожности у школьников, а также некоторые из личностных методик, в которых тревожность и тревога выступают как один из диагностируемых компонентов.

1. Методика «Рисунок человека». В рисунке человека на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. нажим на карандаш у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами. Тревожный требенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению. Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно, если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка. Характерная особенность рисунка тревожного ребенка – чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.

2. Методика «Выбери нужное лицо». Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7-8 лет.

3. Анкета по выявлению тревожного ребенка. Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Для учащихся с 7до 11 лет.

5. Тест школьной тревожности Филлипса. Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

6. Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS). Методика для диагностики тревожности у детей 8-12 лет. Причем с детьми 8-9 лет следует проводить индивидуально, а с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы.

7. Шкала учебной тревожности. Рекомендуется для обследования подростков и старших школьников. Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

— ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная).

— ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная).

— ситуации общения (межличностная).

8. Шкалы ситуативной и личностной тревожности. Авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин. Методика предназначена для диагностики тревоги у старших школьников.

9. Личностная шкала проявления тревоги. Автор теста Д. Тейлор, адаптирован Т. А. Немчиновым (для взрослых).

10. Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика представлена в двух формах. Форма А предназначена для диагностики уровня тревожности у педагогов, форма Б – для диагностики уровня тревожности у родителей. Каждая форма содержит две субшкалы. Общей для обеих форм является субшкала «Общего эмоционального неблагополучия».

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент.

1. Графическая методика «Кактус». (для детей старше 3-х лет).

2. Тест «Рука»Проективная методика исследования личности для детей до 11 лет.

3. Детский апперцептивный тест (ДАТ). 3-10 лет

4. Тест «Рисунок семьи»

5. Тест «Дом. Дерево. Человек»

6. Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Что это, симптомы, причины и как её побороть

Как понять, что у человека повышенная тревожность, и к чему она приводит.

Иллюстрация: Freepik / Colowgee для Skillbox Media


ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИЗНАКИ

Филолог, копирайтер, молодая мама. Смотрит аниме, любит уборку и пишет о психологии.

В этой статье вы узнаете:


ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИЗНАКИ

Педагог-психолог, гештальт-терапевт, специалистка центра «Менталочка».

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Тревожность — это черта человека, который склонен регулярно переживать и волноваться, причём несоразмерно сильно поводу.

Тревога — это эмоция, которая появляется, когда у человека возникает возбуждение к действию или потребности, которое не реализуется. Мы чего-то хотим, ждём или боимся, но не получаем того, о чём думали, — так рождается напряжение. Это и есть тревога.

Тревога — это всегда фантазия о будущем: она связана с ожиданием чего-то ужасного или, наоборот, прекрасного. Причём зачастую человек не может точно сказать, почему тревожится: его потребность в чём-то могла быть бессознательной, но тело всё равно среагировало.

Тревога естественна, и важно не пытаться от неё избавиться. Напротив, чтобы с ней справиться, стоит усилить ощущения, локализовать беспокойство, и тогда потребность или страх, лежащие в основе тревоги, станут ясны.

Тревожность, в отличие от тревоги, обычно несоразмерна своей первопричине. И возникает не из нереализованной потребности, желания или страха, а по привычке мозга находиться в режиме повышенной готовности. Когда психика и тело активируют тревогу на автопилоте и без реальной причины, появляется тревожность.

Тревожность может быть лёгкой, умеренной или тяжёлой.

В лёгкой форме человека практически не беспокоят симптомы, переживания возникают нечасто и не вызывают стойкого напряжения. Умеренная тревожность ощущается более остро, но обычно не переходит в интенсивные телесные проявления, не ограничивает поведение и не влияет на полноценность жизни. Человек ходит на работу или учёбу, справляется с повседневными делами, строит планы и стабильные отношения с близкими.

А вот тяжёлая форма тревожности (повышенная тревожность) существенно сказывается на качестве жизни и может, в частности, приводить к постоянному ощущению усталости, тахикардии и повышенному артериальному давлению.

Повышенная тревожность — это постоянное, не проходящее беспокойство. Большую часть дня человек блуждает в тревожных мыслях и ощущениях, расходует внутренние ресурсы на осознанные или не очень попытки успокоиться и убедить себя в том, что всё в порядке.

А ещё некоторые люди с высокой тревожностью могут быть чрезмерно агрессивны, конфликтны и раздражительны. И дело не в том, что человек злой, плохой или несдержанный: просто тревога заставляет воспринимать любое внимание к себе (даже позитивное), советы и замечания как угрозу.

Вербальная агрессия, склонность принимать всё близко к сердцу — это неосознанная защита: у людей с высокой тревожностью очень уязвимая самооценка. То, что для других пустяк и мелочь, для тревожных персон — глубокая рана, боль или катастрофа.

Работать, заниматься творчеством или хобби, строить отношения в таких условиях очень трудно. Человек не чувствует себя в безопасности, не может расслабиться, вечно куда-то спешит, часто отвлекается, или, напротив, оказывается парализован ожиданиями неминуемой трагедии.

Со временем такой марафон тревоги приводит к хронической усталости и попыткам избежать любых триггеров, вызывающих волнение и страх. В таких случаях речь может идти о развитии расстройства, связанного с тревогой и стрессом.

«Когда человек испытывает тревогу, он удерживает большое количество напряжения и возбуждения, а это стресс для организма. Но чтобы тревожность переросла в расстройство, должны дать сбой три компонента: биологический (генетическая предрасположенность, дисбаланс нейромедиаторов), социальный (отсутствие поддерживающих фигур) и психологический (стресс, кризис, потеря)».

Главный симптом тревожности — внутреннее напряжение и ощущение волнительного ожидания. На эмоциональном и поведенческом уровне это может выражаться:

Также человек, скорее всего, ощутит рассеянность и путаницу в мыслях и придёт в состояние боевой готовности: «Я начеку, вот-вот что-то случится». А ещё частый спутник тревожности — стремление к гиперконтролю над ситуацией.

«Когда я работаю с различными симптомами и на вопрос „Зачем?“ человек в итоге отвечает: „А вдруг“, — это точно про тревогу».

Тревожные родители названивают детям, когда последние опаздывают на пять минут, тревожные сотрудники запрашивают обратную связь по десять раз на дню, а тревожные супруги не могут уснуть, если их половинка задерживается на работе. Дело в том, что тревогу провоцирует неизвестность: вдруг там, где я чего-то не знаю или не понимаю, происходит что-то плохое.

С помощью гиперконтроля взбудораженный мозг стремится заполнить беспокойные «пробелы» незнания. Сотрудник не знает, что в голове у начальника, и предполагает, что там недовольство выполненным проектом. В голове крутятся мысли о возможной некомпетентности, низкой оценке своего труда и о неизбежном увольнении. В итоге человек постоянно переспрашивает, всё ли в порядке, нет ли замечаний, нужно ли что-то переделать.

Подобные проявления тревоги в умеренных дозах — полезны. Они помогают лучше адаптироваться к незнакомой ситуации, обращаться за фидбэком, когда это действительно нужно, и вовремя реагировать на сигналы опасности. Но в случае повышенной тревожности реальных поводов для подобной суеты нет, и в результате человек оказывается заложником собственного ощущения надвигающейся катастрофы, выматывает себя и близких.

А на физическом уровне тревожность выдаёт себя:

Вызвать лёгкую или умеренную тревогу может любое значимое событие в жизни: полёт на самолёте, свадьба, знакомство с семьёй партнёра, ожидание сюрприза от друзей на день рождения или поездка в парк аттракционов, о которой вы мечтали с детства. Новизна, незнакомый опыт, открытия и перемены — всё это влечёт за собой здоровую тревогу.

Тревожность как стойкая черта личности чаще связана с психологической травмой и высоким уровнем стресса:

От высокой тревожности также нередко страдают жертвы насилия и жестокого обращения и те, кто пережил ограбления, шантаж, похищения, аварии или природные катастрофы. Реальная угроза жизни в прошлом оставляет глубокий след в психике, человек теряет доверие к миру и привыкает жить в постоянном ожидании нового удара.

Другая причина тревожности — отсутствие поддержки. Особенно поддержки родителей в детском возрасте.

«Нам всем иногда нужны люди, которые скажут: „Всё в порядке, ты справишься“. В детстве такие люди — это родители, и чем больше они поддерживают ребёнка, тем быстрее он научится самоподдержке и обретёт внутреннюю опору.

Представьте маму и малыша в разных концах комнаты. Женщина подбадривающе улыбается и зовёт ребёнка к себе — он с удовольствием будет делать свои первые шаги и стараться, чтобы дойти до мамы. Но если женщина транслирует страх, выдаёт мимикой и жестами ужас (например, потому что боится, что малыш упадёт) — ребёнок едва ли пойдёт, замрёт на месте.

Дети, чьи родители часто тревожились и не могли дать ощущения „Я рядом, ничего не случится“, скорее всего, сами будут чаще тревожиться во взрослом возрасте. И чтобы преодолеть этот барьер, важно иногда искать опору в других людях, которые могут дать вам поддержку, если вы на пути к чему-то новому».

Повышенная тревожность многолика. Иногда она вызывает бессонницу или чрезмерную сонливость, затруднения в дыхании или гипервентиляцию, хроническую усталость или суетливость, потерю аппетита или переедание. А также тягу к зависимостям в попытке избавиться от изматывающего беспокойства. Всё это в результате может привести к развитию:

А ещё постоянная тревога провоцирует синдромы самозванца и отличника и страх упущенных возможностей. В таком случае человек вечно сомневается в себе: а вдруг я недостаточно хорош, чтобы меня любили? Вдруг меня бросят, уволят и забудут?

В подобных сценариях люди рискуют зажить чужой жизнью: тревога будет постоянно толкать на достижения, общение и подвиги ради одобрения других, но не ради себя. Кстати, перфекционисты, трудоголики и люди, сильно зависимые от чужого одобрения, могут быть жертвами высокофункциональной тревоги.

Человек с таким диагнозом постоянно живёт в напряжении и страхе и, чтобы компенсировать их, берёт внеурочные, забивает всю жизнь работой и делами, старается превзойти самые нереалистичные ожидания. В результате вероятно профессиональное или эмоциональное выгорание, трудности в личной жизни и физические последствия от истощения организма непосильной нагрузкой.

«Если ничего не делать с тревогой, не осознавать её и не работать с ней, организм может истощиться из-за колоссального стресса. Жить в постоянном напряжении чревато. И не всегда тревожным расстройством — как мы выяснили, для этого должна совпасть триада биологических, социальных и психологических факторов. Но вымотанный тревогой организм больше склонен к болезням и упадку сил.

А ещё есть риск уйти в апатию: чем дольше тревога вас останавливает, чем дольше вы не делаете того, что хотите, тем выше риск перестать желать чего-либо совсем. Трудность в том, что осознать, нащупать тревогу не всегда просто: иногда человеку для этого нужен человек».

Для начала напомним: иногда тревожиться — естественно. И лечить обычную тревогу не нужно, она выполняет важную функцию — учит нас тщательней планировать и структурировать свои действия. Но если тревожность зашкаливает и мешает свершению планов, быту и работе, вот что можно сделать.

Представьте себе самый страшный сценарий того, о чём тревожитесь. Обычно картинка оказывается настолько абсурдной, что человеку становится смешно. Это похоже на метод борьбы с боггартами в «Гарри Поттере»: превратите свой страх или тревогу в источник улыбки и шутки, обрисуйте деталями и убедитесь, что бояться нечего.

Выпишите тревожные мысли и в столбиках напротив приведите доказательства того, что так и случится, и того, что этого не произойдёт. Чаще всего аргументов против реальности повода для волнений оказывается больше, чем за.

Если тревога ощущается остро и вы не справляетесь с потоком мрачных мыслей, сосредоточьтесь на дыхании: отсчитывайте по четыре секунды на вдох, задержку, выдох и снова задержку. Или найдите другой объект внимания вокруг: перечислите предметы одного цвета в помещении, сосчитайте квадраты плитки на полу. Вспомните пять любимых персонажей кино или сериалов, придумайте пять рифм к случайному слову — заставьте мозг переключиться.

А ещё справиться с тревожностью поможет регулярный режим сна, правильное питание, лёгкая физическая нагрузка и практика медитаций.

«Но лучшее лекарство — это разговор о своих тревогах с поддерживающим человеком. Выносить тревогу помогает внутренняя опора, и для того, чтобы взрастить её, нужен человек, который подскажет как, и даст почву для уверенности в себе. На старте это может быть психолог: в терапии человек получает опыт, с которым затем учится самостоятельно поддерживать себя в стрессовых ситуациях или просить эту поддержку у других».


ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИЗНАКИ

Как изменить свою жизнь?Мы сделали бесплатный курс о том, как справляться с сомнениями, принимать важные решения и начать жить так, как мечтаешь.

Как сделать так, чтобы увидеть «лес рук»

Рассказываем про исследование немецких учёных, которые искали способ «расшевелить» на опросе даже застенчивых молчунов.


ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИЗНАКИ

Журналистка-аквалангистка с глубоким погружением в тему образования.

Занятия в классе трудно представить без устных фронтальных опросов — это когда учитель задаёт вопрос всем присутствующим, и те, кто готов на него ответить, тянут руку. Но отвечают обычно одни и те же — самые активные, а остальные либо не успевают сообразить и быстро сформулировать правильный ответ, либо не поднимают руку и молчат из-за стеснительности и неуверенности в себе.

Это не значит, что фронтальные опросы вообще бесполезны. Они позволяют учителю быстро за один раз опросить многих учеников, составить общую картину понимания или непонимания темы детьми и дать обратную связь (похвалить или исправить ошибки). Но как «расшевелить» молчунов и тоже вовлечь их в процесс?


ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИЗНАКИ

Исследователи из Эрфуртского университета в Германии Лукас Мандельзее и Сюзанн Юрковски предположили, что помочь этому могла бы особая стратегия под названием «Думайте — Обсуждайте в парах — Отвечайте». Стратегия эта, как поясняют авторы исследования, далеко не новая, её польза изучается как минимум с 1980-х годов. Её суть в том, что школьники могут быстро обсудить свои варианты ответа с соседом по парте перед тем, как поднимать руку и отвечать учителю.

В качестве теоретического обоснования для этой стратегии Мандельзее и Юрковски ссылаются даже на труды Льва Выготского, который утверждал, что совместная работа с другими активизирует учащихся, поскольку они испытывают чувства групповой сплочённости, социальной принадлежности, компетентности и автономии.

Чтобы проверить, поможет ли предварительное обсуждение ответа в парах увеличить общую активность во время опроса и вовлечь даже застенчивых детей, исследователи провели эксперимент и описали результаты в научной статье. Кратко пересказываем основные выводы.

Эта стратегия предполагает, что после того, как учитель озвучил вопрос, ученики проходят три этапа:

Всё это — быстро, минуты за три.

Парное обсуждение, как предположили исследователи, не только менее стрессовое, чем озвучивание своей версии ответа при всём классе, это ещё и способ проверить у соседа свою версию ответа, а заодно узнать его вариант. То есть благодаря обсуждению в паре можно развить свою идею или откорректировать её и обрести больше уверенности в ней, прежде чем высказывать публично.

Мандельзее и Юрковски исходили из того, что даже способным ученикам поднимать руку во время опроса могут мешать застенчивость и ситуационная тревожность, связанная с неуверенностью в себе. При этом ряд исследований, на которые они ссылаются (например, это), показывает, что в среднем с момента, когда учитель задал классу вопрос, до того, как он пригласил к ответу первого поднявшего руку ученика, проходит всего от одной до двух с половиной секунд. Конечно, пары секунд слишком мало для того, чтобы все в классе могли сосредоточиться и настроиться на ответ, а мнительные и стеснительные — ещё и собраться с духом.


ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИЗНАКИ

Но если дать чуть больше времени на обдумывание и включить этап обсуждений своих вариантов ответа в парах, то, возможно, больше ребят решатся поднять руки для публичного ответа, чем без этого этапа, предположили исследователи. Вероятно, даже застенчивых это мотивирует отвечать почаще.

Мандельзее и Юрковски провели эксперименты с участием 481 девятиклассника из 16 классов немецких средних школ. Окончательная выборка состояла из 393 участников, которые предоставили все необходимые для исследования данные. Во время эксперимента они находились в своих обычных классах, но их рассадили парами случайным образом.

Чтобы убедиться в том, что стратегия «Думайте — Обсуждайте в парах — Отвечайте» действительно помогает, её эффект решили сравнить с двумя другими стратегиями. В первой нужно было сразу поднимать руку и отвечать на заданный вопрос (точнее, давалось десять секунд на то, чтобы сообразить ответ и поднять руку). То есть это был обычный вариант фронтального опроса.

Во второй стратегии (она называлась «Думайте — Отвечайте») давалась минута на обдумывание, а потом — десять секунд на то, чтобы вызваться отвечать, то есть поднять руку.

В стратегии «Думайте — Обсуждайте в парах — Отвечайте» появлялся дополнительный этап работы в паре: на обдумывание тоже давалась минута, затем в течение двух минут надо было обсудить свои варианты в паре, а потом у ребят тоже было десять секунд на то, чтобы поднять руку.

Перед началом эксперимента подростки заполнили анкеты, вопросы которой в том числе должны были определить уровень их застенчивости (по специальной, ранее разработанной методике).

Ребятам сказали, что они будут проходить коммуникативный тренинг по теме «Проблема всемирного голода», и объяснили его смысл и правила. Суть задания состояла в следующем. Учитель показывал школьникам карточки с двумя словами (например, «стихийные бедствия» и «войны») и предлагал подумать, как эти явления могут быть связаны с голодом во всём мире. Всего было три раунда, и в каждом из них ребятам показывали карточки с разными словами, но порядок ответов в каждом раунде был свой:

Звучавший от учителя вопрос во всех трёх раундах фактически просто служил сигналом того, что пора отвечать, а сама суть задания ребятам и так была ясна из карточек со словами и правил, которые им объяснили в начале тренинга. В тему всемирного голода их предварительно тоже погрузили.

В каждом из трёх раундов после того, как в установленный десятисекундный срок те, кто хотел, подняли руки, учитель просил всех ребят пройти короткий опросник — о  и мотивах, по которым они подняли или не подняли руки. Количество поднятых рук подсчитывал присутствовавший в классе ассистент.


ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИЗНАКИ

Разные типы стратегий распределили между раундами равномерно.

Ещё в эксперименте учли средние баллы участников, симпатию к соседу по парте и учителю, климат в классе — чтобы потом проверить результаты с учётом этих факторов.

Оказалось, что стратегия обсуждения в парах в 1,7 раза увеличила количество поднятий рук по сравнению как с обычной стратегией, так и со стратегией, в которой просто давалась минута на обдумывание, но не было парного обсуждения. Эти результаты оставались стабильными независимо от таких переменных, как средний балл ученика и его отношение к учителю.

Получается, что стратегия, в которой просто давалась минута на размышление, но без последующего обсуждения в парах, ничем не лучше обычной стратегии, когда надо было сразу дать ответ, не имея даже минуты на обдумывание. То есть к лучшему результату приводил именно фактор парного обсуждения, иными словами — сотрудничества. По мнению учёных, всё дело в том, что такое обсуждение придаёт уверенности в своей версии ответа и снимает ситуационную тревожность (нет страха «А вдруг я скажу полную чушь, и все будут надо мной смеяться?»). В коротких опросниках ребята подтвердили, что в раундах с парным обсуждением у них был более низкий уровень тревожности.

Интересно, что самый высокий уровень тревожности проявился не в стратегии «Отвечайте сразу», а в стратегии «Думайте — Отвечайте», в которой у ребят была минута на обдумывание, но не было парного обсуждения. Получается, что дополнительное по сравнению с типичной стратегией «Отвечайте сразу» время на обдумывание нагнетало тревогу, а вот снять её не получалось, потому что не было парного обсуждения. С чем же связана эта «лишняя» тревога? Исследователи считают, что школьники среагировали примерно так: «Раз учитель даёт дополнительное время на обдумывание, значит, ждёт от нас более сложных ответов». Это тоже приводило к страху неудачи.

Учёные также рассмотрели отдельно результаты застенчивых участников эксперимента. Такие ребята тоже поднимали руку при стратегии с парным обсуждением чаще, чем в других стратегиях. Правда, не настолько часто, как ожидали исследователи. Но даже если после обсуждения с соседом стеснительные ребята не поднимали руку, стадия обсуждения сама по себе приносила им пользу, ведь благодаря ей они получали возможность поделиться своими идеями хотя бы с кем-то, а значит, в любом случае общались больше, чем при других стратегиях.


ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИЗНАКИ

Ещё учёные предположили, что застенчивые ребята могут получать больше пользы от обсуждения в парах, если им дать возможность выбирать себе партнёра. Но это предположение пока не подтверждено экспериментально.

Исследователи заодно убедились в причинах, по которым застенчивые ребята обычно не хотят поднимать руку. В этом эксперименте застенчивые чаще других признавались, что не уверены в своём ответе и не хотят быть в центре внимания. То есть такие ребята очень озабочены тем, как выглядят в глазах одноклассников, боятся показаться глупыми и оказаться в неловком положении. Поэтому, подчеркнули исследователи, учителям важно помогать своим застенчивым ученикам уменьшать это социальное давление.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Оцените статью
Избавиться от тревоги