взаимосвязь тревожности с социальными факторами

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ С СОЦИАЛЬНЫМИ ФАКТОРАМИ Тревога

Перевод статьи Мартина Сторка ACT Now: Beat social anxiety with Acceptance and Commitment Therapy

Социальная тревога — распространённое и зачастую мучительное состояние, омрачающее жизнь многих людей. Речь идет о беспокойстве, возникающем при входе в комнату, заполненную незнакомыми людьми, об учащённом сердцебиении и потеющих ладонях при публичных выступлениях, а также об общем постоянном страхе осуждения в повседневном общении. Эти переживания знакомы тем, кто страдает от социальной тревожности —постоянного страха критики, неловкости или унижения в социальных ситуациях (American Psychiatric Association, 2013).

По мере признания важности решения этой проблемы поиск эффективных методов терапии становится первостепенным. В этом стремлении ярко проявляется один из психотерапевтических подходов: терапия принятия и ответственности (ACT).

В этой статье мы расскажем, как этот подход может помочь в преодолении социальной тревожности и в принятии взвешенных решений относительно своего пути в терапии.

Понимание социальной тревожности

Для того, чтобы эффективно изучить, как будет работать ACT, важно начать с понимания сути социальной тревожности.

Социальная тревожность — это не просто сиюминутное беспокойство, это глубокий страх, который может проникать в личную, учебную и профессиональную сферы. Это сильный страх перед социальными ситуациями, вызванный боязнью осуждения, критики или отвержения. Люди, страдающие социальной тревожностью, часто борются с неуверенностью в себе, стеснением и ощущением постоянного внимания к себе.

Причины социальной тревожности зависят от комплекса факторов: генетической предрасположенности, прошлого опыта и влияния общества. Важно отметить, что социальная тревожность широко распространена и затрагивает людей всех возрастов и социальных слоёв (Kessler et al., 2005).

Определяющей чертой социальной тревожности является стремление избегать ситуаций, вызывающих тревогу. Избегание приносит временное облегчение и в итоге закрепляет тревогу, препятствуя необходимой встрече со страхами.

Что такое терапия принятия и ответственности

Среди методов терапии социальной тревожности на протяжении последних двух десятилетий одним из ведущих является ACT. Основанная на осознанности, принятии и поведенческих стратегиях, эта терапия предлагает особый подход, который находит отклик у людей в поисках изменений.

В основе ACT лежит не искоренение сложных эмоций или мыслей, а их принятие.

Целью АСТ является развитие психологической гибкости — способности адаптироваться к жизненным трудностям, проявляя устойчивость и открытость.

В этом отношении ACT отличается от прочих подходов тем, что делает акцент на практических шагах к более полноценной и осмысленной жизни.

В основе ACT лежат шесть основных процессов, каждый из которых вносит свой вклад в комплексный подход к терапии:

Когнитивное разделение

Когнитивное разделение, являющееся краеугольным камнем ACT, предполагает освоение ценного навыка: наблюдать за своими мыслями, не находясь под их контролем. Разделяясь с тревожными мыслями, вы получаете возможность изменить своё отношение к ним.

Этот процесс направлен не на устранение тревожных мыслей, а на осознание мыслей как мимолетных событий. Этот новый взгляд уменьшает влияние мыслей на ваши эмоции и поведение, позволяя вам подходить к ним с большей ясностью и осознанностью.

Принятие

Попытки подавить, побороть или изменить дискомфорт от тревоги часто приводят к его усилению.

Принятие — это мягкое искусство приветствовать все эмоции, в том числе тревогу, без осуждения и попыток избавиться от них.

В рамках ACT предлагается развивать сострадательное отношение к себе, признавая, что переживание тревоги — нормальная часть человеческой жизни.

Позволяя эмоциям течь без сопротивления, вы предотвращаете обострение внутренних конфликтов и эмоциональных потрясений. В результате высвобождаются психические ресурсы, которые можно перенаправить на осознание тревоги и более здоровую работу с ней.

Контакт с настоящим моментом

Тревога часто возникает из-за ожиданий и размышлений о будущем.

Осознание текущего момента — практика, основанная на принципах mindfulness, — помогает сместить фокус внимания с мыслей о тревоге и полностью погрузиться в переживания «здесь и сейчас».

Опора на настоящий момент позволяет освободить свое внимание от заполненности тревожными мыслями. В результате ваше внимание становится более ясным, и это позволяет более полно и устойчиво воспринимать жизнь.

Селф-как-контекст

В мире социальной тревожности вас могут очень легко поглотить тревожные мысли и чувства.

Селф-как-контекст — это процесс, который помогает осознать, что ваше «Я» выходит далеко за рамки тревоги. Здесь предлагается взгляд на себя как на наблюдателя за своими мыслями и эмоциями, они вас не определяют, мы просто за ними смотрим.

Такое изменение перспективы создает ментальное пространство, способствующее повышению устойчивости, поскольку позволяет отделить своё «Я» от колебаний тревоги.

Прояснение ценностей

Прояснение ценностей предполагает изучить свои основные принципы и сформулировать, что в жизни для вас действительно важно.

Сформулировав свои личные ценности, вы обретаете компас, который помогает определять направление вашей жизни. Ценности, как маяк, освещают путь к осмысленному участию в своей жизни.

В контексте социальной тревожности осознание своих ценностей может дать вам возможность выдерживать ситуации, вызывающие тревогу, ради того, что для вас действительно важно. Даже при наличии страха.

Проактивность

В основе ACT лежит концепция, согласно которой действия, соответствующие вашим ценностям, являются мощным противоядием от тревоги. Ценностные действия подразумевают выход за рамки избегания и участие в том, что для вас по-настоящему важно.

В сфере социальной тревожности это может выглядеть как участие в тех социальных ситуациях, которые вы раньше избегали. Тревожность больше не диктует вам, что делать, вместо этого вы руководствуетесь тем, что имеет для вас смысл и цель.

Понимание и применение этих шести основных процессов ACT даёт инструменты для преодоления проблем, связанных с социальной тревожностью, с помощью устойчивости и целеустремлённости.

Каждый процесс переплетается с другими, создавая целостную структуру, которая позволит вам изменить свои отношения с тревогой и жить более наполненную жизнь.

Научная основа ACT для терапии социальной тревожности

Эффективность ACT в борьбе с социальной тревожностью подтверждается эмпирическими данными, и их количество растёт.

Исследования продемонстрировали положительное влияние ACT на снижение симптомов социальной тревожности и улучшение психологического самочувствия. Вот краткий обзор:

Преимущества ACT для терапии социальной тревожности

ACT предлагает целостный и вдохновляющий подход к решению проблемы социальной тревожности:

Принципы ACT могут быть эффективны не только при социальной тревожности.

Навыки, полученные в ходе терапии, переносятся и на другие сферы жизни, улучшая общее самочувствие и повышая психологическую гибкость.

Люди часто отмечают улучшения в отношениях, учебе и профессиональной деятельности, а также способность более спокойно преодолевать жизненные трудности.

Работа с психотерапевтом

Вступление на путь АСТ для терапии социальной тревожности обычно предполагает работу с опытным терапевтом, который направляет и поддерживает вас на протяжении всего процесса.

Терапевт служит компасом, помогая вам ориентироваться в тонкостях социальной тревожности и адаптируя методы ACT к вашим потребностям.

Терапевтические отношения — это сотрудничество, основанное на доверии, эмпатии и открытом общении.

Ваш терапевт создаст безопасное пространство, в котором вы сможете исследовать свои мысли, эмоции и переживания, связанные с социальной тревожностью. Он внимательно выслушает вас, задаст вопросы, которые заставят задуматься, и предложит идеи относительно вашего пути к жизни в соответствии с ценностями.

Одна из задач психотерапевта — познакомить вас с основополагающими принципами ACT. Он предложит вам упражнения, направленные на когнитивное разделение, принятие, осознанность и прояснение ценностей.

Вместе вы изучите, как эти концепции могут быть применены к вашим конкретным проблемам, связанным с социальной тревожностью.

По мере продвижения терапевт поможет вам поставить достижимые цели и разработать план действий с опорой на ваши ценности.

Эти планы могут включать в себя постепенное преодоление ситуаций, вызывающих тревогу, с помощью упражнений на экспозицию с фокусом на ценностных действиях. Компетентность терапевта гарантирует, что эти шаги будут соответствовать вашему темпу и уровню комфорта.

Кроме того, терапия предоставляет платформу для рефлексии и обратной связи: у вас будет возможность обсудить свои успехи, неудачи и выводы, сделанные в результате применения методов ACT.

Поддержка психотерапевта поможет вам сохранять устойчивость даже перед лицом трудностей.

Помните, что обращение к психотерапевту — это смелый шаг на пути к самосовершенствованию. Поддержка терапевта в сочетании с вашей целеустремленностью и решимостью образует партнёрство, которое ведёт к изменениям.

Подходит ли вам ACT?

Рассматривая возможности применения ACT для преодоления социальной тревожности, вы можете задаться вопросом, соответствует ли этот подход вашим потребностям и предпочтениям.

Хотя принять такое решение можете только вы сами, приведём несколько пунктов, которые помогут вам определить, подходит ли вам ACT.

Признаки того, что ACT может быть вам полезен:

Если вас привлекают направления терапии, объединяющие в себе осознанность, принятие и ценностные действия, то ACT может найти отклик в вашем стремлении к комплексному подходу.

Если вы заинтересованы в развитии способности более адаптивно реагировать на ситуации, вызывающие тревогу, оставаясь при этом верным своим ценностям, ACT предлагает набор навыков для повышения психологической гибкости.

В ACT большое внимание уделяется mindfulness. Если вы готовы к развитию осознанности в настоящем моменте и наблюдению за своими мыслями и эмоциями, то ACT вам подойдёт.

Экспозиция — ключевой компонент ACT, предполагающий постепенное взаимодействие с триггерами. Если вы готовы встретиться со своими страхами через управляемую экспозицию, ACT может задать этому направление.

Селф-хелп: Рабочая тетрадь по осознанности и принятию при тревоге. Избавление от фобий и беспокойства

Заключение

В исследовании проблемы социальной тревожности ACT предлагает путь изменений с помощью осознанности, принятия и целенаправленных действий.

Эти качества позволяют людям преодолевать трудности, связанные с социальной тревожностью, с помощью обретённой устойчивости.

Находясь в контакте с настоящим моментом, развивая психологическую гибкость и согласуя действия с личными ценностями, человек может изменить свои отношения с социальной тревожностью.

Речь идёт не об искоренении тревоги, а о сосуществовании с ней и о жизни, наполненной смыслом и связями.

Обдумывая свои дальнейшие действия, помните, что обращение за помощью —это мужественный поступок. Независимо от того, выберете ли вы ACT или другой терапевтический подход, ваше стремление к развитию и благополучию является свидетельством вашей силы.

Дополнительно: Идёт набор на группу при социальной тревожности и стеснительности по протоколу терапии принятия и ответственности. Старт 10 ноября. Подробности на нашем сайте.

Перевод: Мария Путилова. Редактура: Полина Пужливая.

Материал подготовлен медиапроектом «Чистые Когниции». Копирование без ссылки на источник запрещено. Поддержите проект, подписавшись на наш Патреон (для карт, выпущенных не в России) или на Бусти (для российских карт), и получите доступ к эксклюзивным бонусам.

Наши каналы

— наш сайт

— мы в Telegram

— наш канал на YouTube

— Психологические Консультации от Чистых Когниций (доказательная психологическая помощь)

Правильная ссылка на статью:

Потапова Е. В., Аникина М. А., Чистов Р. С., Гудовский И. В., Шепелева Ю. С. 
Исследование взаимосвязи тревожности и социометрического статуса педагогов средней школы

// Психолог.
 2023. № 1.
 С. 65-76.
DOI: 10.25136/2409-8701.2023.1.39596 EDN: GGDWKB URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39596

Исследование взаимосвязи тревожности и социометрического статуса педагогов средней школы

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация:
Любой педагог, сталкиваясь с различными проблемными и стрессовыми ситуациями в своей профессиональной деятельности, должен оперативно и эффективно уметь их решать. Для этого, прежде всего, он должен иметь низкий уровень тревожности, поскольку повышенная тревожность, отрицательно сказывается на способности рационально решать проблемные ситуации. Нами было организовано и проведено исследование на базе Средней школы № 12 г. Красноярска. В нем принимали участие 37 педагогов школы. Целью исследования являлось изучение взаимосвязи тревожности и социального статуса педагога средней школы. Мы выдвинули гипотезу о том, что для педагогов средней школы с различным социальным статусом в группе характерны различия показателей тревожности, как по степени выраженности, так и по соотношению отдельных ее составляющих. 1. Педагоги с ярко выраженной тревожностью могут занимать любое статусное место, т.е. могут иметь любое количество выборов как положительных, так и отрицательных. На социальный статус не влияет уровень тревожности у педагогов 2. Существует взаимосвязь между тревожностью, и факторами, ее вызывающими а именно: между тревожностью и фрустрацией, между тревожностью и самовыражением, между тревожностью и боязнью коллег. Таким образом, основная выдвинутая нами гипотеза о том, что для педагогов средней школы с различным социальным статусом в группе характерны различия показателей тревожности, как по степени выраженности, так и по соотношению отдельных ее составляющих, не подтвердилась. Это значит, что современные педагоги не тревожатся по поводу своего положения, статуса, авторитета в группе.

Abstract: Any teacher, when faced with various problematic and stressful situations in his professional activity, should be able to solve them promptly and effectively. To do this, first of all, he must have a low level of anxiety, since increased anxiety negatively affects the ability to rationally solve problematic situations. We organized and conducted a study on the basis of Secondary School No. 12. Krasnoyarsk. 37 teachers of the school took part in it. The purpose of the study was to study the relationship between anxiety and the social status of a secondary school teacher. We hypothesized that secondary school teachers with different social status in the group are characterized by differences in anxiety indicators, both in severity and in the ratio of its individual components.1. Teachers with pronounced anxiety can occupy any status position, i.e. they can have any number of choices, both positive and negative. The social status is not affected by the level of anxiety among teachers 2. There is a relationship between anxiety and the factors that cause it, namely: between anxiety and frustration, between anxiety and self-expression, between anxiety and fear of colleagues. Thus, the main hypothesis put forward by us that secondary school teachers with different social status in the group are characterized by differences in anxiety indicators, both in severity and in the ratio of its individual components, has not been confirmed. This means that modern teachers do not worry about their position, status, authority in the group.

anxiety, sociometric status, teacher, competence, activity, education, development, conflict, individual differences, skills

В связи с этим нами было организовано и проведено исследование на базе Средней школы № 12 г. Красноярска. В нем принимали участие 37 педагогов школы. Из них: женщин – 22, мужчин –15. Возраст респондентов 27-35 лет. Стаж работы – 5-10 лет.

Мы выдвинули гипотезу о том, чтодля педагогов средней школы с различным социальным статусом в группе характерны различия показателей тревожности, как по степени выраженности, так и по соотношению отдельных ее составляющих.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап – сбор эмпирических данных

2 2 этап — Анализ и интерпретация результатов

3 3 этап — Статистическая обработка с помощью коэффициента корреляции Пирсона

Для определения уровня тревожности у педагогов мы использовали следующие методики:

1. Шкала явной тревожности CMAS(в адаптации А. М. Прихожан) .

2. «Тест школьной тревожности Филлипса», адаптированный для педагогов

3. Методика Дж. Морено «Социометрия».

Для исследования тревожности у педагогов мы провели тест — «Шкала явной тревожности CMAS» (в адаптации А. М. Прихожан) и получили следующие результаты (табл.2).

Характеристика уровней тревожности у педагогов

Из таблицы 2 видно, что состояние тревожности испытуемым не свойственно в 20% случаев. Такое «чрезмерное спокойствие», может, как иметь, так и не иметь защитный характер. В данном случае, можно предположить, что имеет место «скрытая тревожность» — защитное поведение. Испытуемые часто говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей.

Среди педагогов преобладает нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности. Данный уровень характеризуется оптимальным проявлением тревожности в случаях, когда необходима мобилизация для выполнения задач, на пути к определенной цели, адекватным уровнем критичности относительно жизненных ситуаций и составляет 30 %.

Несколько повышенная тревожность имеет место быть у 20 % респондентов. В данном случае, возникновение тревожности часто бывает связано с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. Это могут быть ситуации, связанные со школьной жизнью (проверки, открытые уроки, отчеты), с представлениями о самом себе (например, высоком уровне притязаний и низкой самооценке), с общением с коллегами («я хуже», «у меня не получается, как у других») и т.д.

Явно повышенная тревожность проявляется у 20,0 % респондентов и обычно носит «разлитой», генерализованный характер, свободно меняющий объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. В этих случаях частная тревожность является лишь формой выражения общей.

Очень высокая тревожность проявляется у 10 % респондентов . Такой уровень проявления тревожности относится к группе риска, он может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. Подобную тревожность часто испытывают педагоги, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности.

Таблица 3. Гендерные различия тревожности у педагогов

Из таблицы 3, мы видим, что у педагогов-женщин преобладает явная тревожность (19%), у педагогов-мужчин преобладает нормальный уровень тревожности (20%) и очень высокая тревожность (11%).

Таким образом, у женщин возникновение тревожности часто бывает связано с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни либо возникает в зависимости от изменения значимости объекта.

У мужчин преобладает нормальный уровень тревожности (20%). Они лучше адаптируются в ситуации и способны к продуктивной деятельности. Они способны мобилизовать свои силы для выполнения задач. В то же время очень высокая тревожность у 11% относит их группе риска. Видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности.

Для выявления основных видов тревожности нами был проведен «Тест школьной тревожности Филлипса», адаптированный для педагогов.

Мы проанализировали общее эмоциональное внутреннее состояние педагогов, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Показатели тревожности у педагогов

Используя данную методику, мы рассматривали каждый параметр в отдельности, что являлось для нас информативным, и определенным образом наталкивало на выявление причин возникновения тревожности.


ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ С СОЦИАЛЬНЫМИ ФАКТОРАМИ

Рис. 1. Показатели наиболее выраженной тревожности у педагогов

Анализируя результат данного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества педагогов фактором высокой тревожности оказался:

1. Страх ситуации проверки — 72,7%, негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки.

2. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — 67 %, педагоги ориентируются на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей.

3. Страх самовыражения — 59 %. Педагоги испытывают негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Таким образом, мы видим, что больше всего педагоги тревожатся из-за проверки их деятельности, беспокоятся о том, что могут сделать что-то не так. А также, педагоги сильно переживают из-за того, что не знают, как себя преподнести окружающим, выразить свои возможности.

Результаты, полученные при помощи социометрических исследований, представлены в виде социоматрицы (Приложение № 4).

В результате проведенного социометрического исследования среди педагогов мы определили следующие диагностические показатели:

«звезды» — 11 %, «предпочитаемые» — 24 %, «принятые» — 54 и «не принятые» — 11%.


ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ С СОЦИАЛЬНЫМИ ФАКТОРАМИ

Рис. 2. Социальный статус педагогов

Далее мы проанализировали статусное положение педагогов по гендерному признаку. Результаты представлены на рис.3


ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ С СОЦИАЛЬНЫМИ ФАКТОРАМИ

Рис. 3. Статусное положение в группе женщин

Из рисунка 3 мы видим, что статусное положение женщин в группе достаточно высокое. 8% педагогов-женщин являются звездами, 15% – предпочитаемыми, и 77% хорошо приняты в коллективе. Только одна женщина-педагог считается не принятой группой.

На следующем рисунке мы видим ситуацию в группе мужского пола.

Рис. 4. Статусное положение в группе мужчин

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что статусное положение в группе мужчин-педагогов также достаточно высокое у большинства. 4% из них – звезды, 8% – предпочитаемые, и 80 %- хорошо приняты в группе. В это же время двое (8%) не приняты остальными.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) – 88,4 %. Мы получили высокий уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе большее количество педагогов имеет благоприятный статус (1 и 2 статус).

Индекс изолированности (ИИ) – 11,5 %, т.е. данную группу можно считать менее благополучной, так как статусную категорию «не принятые» имеют трое педагогов в исследуемой группе.

При исследовании половой дифференциации межличностных отношений между мужчинами и женщинами данной группы мы заметили тенденцию более благоприятного положения в группе женщин, чем мужчин. Хотя и у мужчин положение в группе не плохое.

Таким образом, у педагогов общее число ожидаемых выборов достаточно высокое.

Сопоставляя статусное положение каждого педагога с присущим ему уровнем тревожности, мы получили следующие результаты: из общего количества педагогов I статуса («звезды») 11 % педагогов имеют высокий уровень тревожности, 15% — средний уровень тревожности и 19,2% — низкий. Из педагогов группы, находящихся во II статусе («предпочитаемые»), 7 % имеют высокий уровень тревожности и 4% имеют средний уровень тревожности, 4% имеют низкий. Из всех педагогов III статуса («принятые») 8 % имеют высокий уровень тревожности, 8 % имеют средний уровень тревожности и 4% имеют низкий уровень тревожности. Из всех педагогов, находящихся в IV статусе («не принятые»), имеют высокий уровень тревожности – 15 %, низкий уровень – 4 %.

Теперь рассмотрим процентное соотношение педагогов с разным статусом для каждого уровня тревожности (процент берется от общего числа педагогов для данного уровня тревожности).

Взаимосвязь уровней тревожности и социального статуса ребенка в группе

Для получения более достоверной информации, связанной с предложением о взаимосвязи между статусным местом в группе и тревожностью был использован коэффициент корреляции Пирсона (для данной группы педагогов значимыми являются показатели от 0,40 до – 0,40).

Коэффициент корреляции Пирсона (rху), характеризует существование линейной зависимости между двумя величинами. Он был вычислен для следующих параметров: между статусным местом в группе (1 – 4 группы) и тревожностью; а также между тревожностью и факторами, ее вызывающими.

Были произведены расчеты коэффициента Пирсона. На основе данных вычислений нами был выявлен коэффициент корреляции:

· между тревожностью и фрустрацией потребности в достижении успеха rху = 0, 45;

· между тревожностью и страхом самовыражения rху = 0, 64;

· между тревожностью и проблемами в отношениях с коллегами rху = 0, 40;

Эти данные говорят о том, что у педагогов имеется прямая связь между тревожностью и фрустрацией, между тревожностью и самовыражением, между тревожностью и боязнью коллег.

Нами был вычислен коэффициент Пирсона между статусным местом в группе (1 – 4 группы) и тревожностью. Корреляционный анализ показал

· между тревожностью и I статусом – «звезда» = rху 0, 01;

· между тревожностью и I I статусом – «предпочитаемый» rху = 0, 04;

· между тревожностью и I I I статусом – «принятый» rху = 0,04;

· между тревожностью и IV статусом – «не принятый» = 0,014.

Таким образом, корреляционный анализ показал отсутствие связи между статусным местом в группе (1 – 4 группы) и тревожностью.

Таким образом, в результате проведенного исследования было установлено:

Таким образом, основная выдвинутая нами гипотеза о том, что для педагогов средней школы с различным социальным статусом в группе характерны различия показателей тревожности, как по степени выраженности, так и по соотношению отдельных ее составляющих, не подтвердилась. Это значит, что современные педагоги не тревожатся по поводу своего положения, статуса, авторитета в группе. Тем не менее, они тревожатся по поводу ситуаций, связанной с проверкой их деятельности, негативным отношением к ним коллег, не соответствием ожиданиям окружающих, поскольку ориентируются на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей. Кроме того, современные педагоги испытывают негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Причем, у педагогов-женщин преобладает явная тревожность, у педагогов-мужчин преобладает нормальный уровень тревожности и очень высокая тревожность. У женщин возникновение тревожности часто бывает связано с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни либо возникает в зависимости от изменения значимости объекта. У мужчин, которые лучше адаптируются к ситуации и способны к продуктивной деятельности, имеется способность мобилизовать свои силы для выполнения задач. В то же время очень высокая тревожность у 11% мужчин говорит о том, что видимое благополучие чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности.

Таким образом, не смотря на то, что социальный статус прямо не влияет на уровень тревожности педагогов средних школ, следует осуществлять профилактику и организовывать психологические мероприятия по коррекции уровня тревожности, а также минимизировать выявленные причины повышенной тревоги, связанные с профессиональной деятельностью.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи

Оцените статью
Избавиться от тревоги