что такое тревога в психологии простыми словами и где применяется юридическая психология

ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОГА В ПСИХОЛОГИИ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ И ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тревога

Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу. Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно.

В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой.

Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. В исследованиях разных авторов выделен ряд страхов, типичных для детского и подросткового возраста, хотя они обусловлены культурными и национальными факторами.

Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха.

Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.

Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.

Взаимосвязь агрессивности и страха имеет более сложную природу.

Подводя итоги этому короткому обзору исследований, посвященных страху, можно сказать, что, несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.

В связи с этим цель данной работы состояла в исследовании страхов подростков и их обусловленности тревожностью, нейротизмом и агрессивностью. Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:

Для диагностики страхов применялся опросник «Виды страха», разработанный И. П. Шкуратовой. Он содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 0 — такого страха у меня никогда не было; 1 — такой страх у меня был однажды; 2 — такой страх у меня был несколько раз; 3 — периодически такой страх у меня возникает; 4 — этот страх меня преследует постоянно.

Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И. П. Шкуратовой и В. В. Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы. Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем?

Обработка осуществлялась с помощью контент-анализа ответов путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп.

В качестве объекта исследования выступили 60 учащихся 11-х классов (30 юношей и 30 девушек).

Библиографическое описание

Ускова, В. В. Тревожность у детей среднего школьного возраста / В. В. Ускова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18239/ (дата обращения: 03.02.2024).

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Ключевые слова:

школьный возраст, тревожность, эмоциональная нестабильность.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время появляется все больше учащихся, которые характеризуются повышенным уровнем тревожности, неуверенностью в себе, эмоциональной нестабильностью, а как следствие, повышенной утомляемостью и снижением успеваемости. Как отмечают практические психологи и исследователи в рамках возрастной психологии, именно тревожность — это основа для возникновения психологических трудностей, особенно на этапе подросткового периода. Поэтому ключевым вопросом является профилактика и дальнейшая коррекционная работа проблемы повышенной тревожности детей среднего школьного возраста.

Цель исследования — анализ особенностей проявления тревожности у детей среднего школьного возраста.

Тревожность является индивидуальной психологической особенностью личности, которая характеризует склонность личности переживать тревогу по различным поводам, и связана с такими проявлениями, как: повышенное беспокойство, негативные предчувствия.

В подростковом возрасте тревожность является устойчивым личностным образованием, так как опосредована развитием Я-концепции ребенка, которая характеризуется своей противоречивостью. Также тревожность у детей среднего школьного возраста может быть следствием фрустрации потребности самопринятия и уважения в кругу сверстников.

Проявлениями школьной тревожности в подростковом возрасте являются: пассивность на уроках, скованность, неуверенность в себе, конфликтные взаимодействиями со сверстниками и учителями. У подростка отмечается эмоциональная нестабильность, эмоциональные перегрузки, которые приводят к частым заболеваниям ребенка. Во внеурочное время и на переменах подростки с высокой тревожностью малообщительны, избегают тесных эмоциональных контактов со сверстниками.

Таким образом, на основании проведенного анализа проявлений тревожности у детей среднего школьного возраста можно выделить наиболее типичные проявления:

– частые соматические заболевания детей (повышенная температура, частые головные боли);

– повышенная раздражительность, агрессивность, конфликтность;

– страхи, депрессивные состояния, вызывающие эмоциональный дискомфорт; данные состояния могут быть связаны как непосредственно с учебной деятельностью, так и возникать в рамках в сфере взаимоотношений со сверстниками;

– проявления демонстративности и негативизма по отношению к педагогам (например, демонстративный отказ отвечать на уроке), которые связаны с желанием произвести впечатление на своих одноклассников и добиться одобрения с их стороны;

– низкий уровень школьной мотивации, который связан с нежеланием ходить в школу, в следствие чего отмечаются частые прогулы.

Таким образом, по результатам проведенного исследования могут быть сформулированы следующие выводы: школьная тревожность представляет собой один из видов тревожности, который непосредственно связан со школьным обучением ребенка, может проявляться в различных формах и вызван дифференцированными причинами. Повышенная школьная тревожность является одной из причин частой заболеваемости подростков, снижением темпа их успеваемости, а также формирования заниженной самооценки и неуверенности в себе.

Снижения уровня тревожности можно достичь посредством организации психолого-педагогической коррекции, которая будет проводиться систематически и в рамках организации комплексного взаимодействия образовательного учреждения и родителей учащихся.

Знания о негативных эмоциональных состояниях представляет собой неотъемлемую часть структуры процесса обучения психологов, педагогов, родителей. Специалисту любой специальности важно знать особенности негативных состояний, факторов, влияющих на их возникновение, последствия для психики ребенка, подростка и взрослого.

Негативные эмоциональные состояния можно считать важнейшим фактором, влияющим не только на процесс обучения, но и на взаимодействия со сверстниками и родными. Они возникают в процессе социализации, обучения, основываются на врожденных и приобретенных свойствах,  определяя специфику реагирования в различных ситуациях, на воздействие факторов разной природы (психогенных, эмоциогенных, биологических). Способы реагирования ребенка на различные трудные обстоятельства жизни будут, в том числе, определяться личностными особенностями.

Особенности переживания негативных эмоциональных состояний оказывают большое влияние на школьную успеваемость, межличностное взаимодействие, способности адаптации школьника, на его самооценку и гармоничность развития и успешности в целом. Способы совладания и умения справляться с негативными переживаниями имеют значение при формировании отношений учащегося к учебе, мотивации, социальной адаптации, поэтому эти знания не могут не учитываться школьным педагогом, психологом, как при определении общего состояния несовершеннолетнего, так и при подборе наиболее адекватных и эффективных методов взаимодействия в школьной среде.

В
современной психологии принято рассматривать тревогу и/или тревожность как
ситуативное состояние, связанное с конкретной внешней ситуацией, или же, как
один из основных параметров личности, являющийся стабильным ее свойством, т.е.
тревога – это отрицательное эмоциональное состояние, направленное в будущее и
возникающее в ситуациях неопределенности и ожидания с дефицитом информации и
непредсказуемым исходом.

Можно говорить о том, что тревога не опредмечена, в отличие от чувства страха. Как свойство личности, тревожность подразумевает большее количество ситуаций, в которых у человека возникает чувство тревоги!

Тревожность обычно повышена при нервно-психичиеских заболеваниях (где может выступать как ведущий симптом в клинике неврозов), тяжелых соматических заболеваниях и у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы,  находящихся в психо-эмоциональном стрессе и у многих групп лиц с девиантным поведением.

До сих пор нет единого мнения о причинах тревожности у людей. Преобладает точка зрения, что тревожность имеет частично врожденную, частично приобретенную природу. Имея некоторую генетически обусловленную склонность к тревожности, человек в результате неправильных действий родителей, педагогов, внутренних конфликтов (прежде всего самооценочного характера) и других социально обусловленных причин, со временем приобретает ее.

Зигмунд Фрейд выделял в три вида тревожности:1. Реальный страх – тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире.2. Невротическая тревожность – тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью.3. Моральная тревожность – так называемая «тревожность совести», связанная с опасностью, идущей от Супер-Эго.

По сфере возникновения различают: 1. Частную тревожность – тревожность в какой-либо отдельной сфере, связанную с чем-то постоянным (школьная, экзаменационная, межличностная тревожность и т. п.)2. Общую тревожность – тревожность, свободно меняющую свои объекты, вместе с изменением их значимости для человека.

По адекватности ситуации различают:1. Адекватную тревожность – отражает неблагополучие человека.2. Нeадекватную тревожность (собственно тревожность) – тревожность, проявляющуюся в благополучных для индивида областях реальности.

Неофрейдисты считают основной причиной тревожности – неблагополучный ранний опыт отношений, из-за которого развивается базальная тревога (по Карен Хорни). Такая тревожность сопровождает человека всю жизнь, в значительной степени влияя на его отношения с другими людьми (по Гарри Стаку Салливану).

Бихевиористы считают тревожность результатом научения. По их мнению – это заученная реакция на угрожающие ситуации, которая, впоследствии, переносится и на другие, ассоциирующиеся с ними обстоятельства.

Неадекватная тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Отрицательно влияет на развитие и отсутствие тревоги в случаях реального неблагополучия, возникающая как результат работы защитных механизмов.

Тревожность может являться предвестником невроза, или его симптомом, а так же средством и механизмом его развития.

Тревожность является одним из основных компонентов ПТСР. С тревожностью связаны также такие психические  расстройства как фобии, ипохондрия, истерия, обссесивно-компульсивные  и другие.

В целом, тревожность является общим показателем неблагополучия личности и может быть облигатным состоянием при различных нозологических группах разного генеза.

Автор статьи: Иван
Юрьевич Обидин, кандидат психологических наук, психолог отдела профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних СПб ГБУСО социальный приют
для детей «Транзит»

Зачем вам психолог?

Психолог помогает услышать себя, отделить собственные желания от навязанных извне, найти причины тех или иных явлений и событий, разобраться в семейных сценариях, пережить горе, научиться вести себя по-другому. Психолог поможет вам понять и принять себя и окружающих, увидеть выход из сложной ситуации.

Детская психология – это наука, которая изучает в подробностях особенности психики детей разного возраста. Обязательно при этом изучаются определенные закономерности психического развития и поведение. Детская психология играет очень важную роль в жизни людей, ведь благодаря ей мы имеем возможность заниматься правильно воспитанием, растить детей так, чтобы они стали достойными людьми. За счет этого в будущем они смогут принять себя, найти в себе скрытые возможности и реализовать в любимом деле. Именно взрослые несут ответственность за детей и то, каким наше общество будет в ближайшем будущем, как оно изменится, и к чему в результате приведет то или иное воспитание.

Итак, классифицируем типы обращения по проблеме зависимости:

1) Наркотическая зависимость;

2) Алкогольная зависимость;

3) Никотиновая зависимость;

4) Пищевая зависимость;

5) Созависимость.

Самыми «коварными» и сложными в работе являются последние два вида – пищевая зависимость и соцзависимое поведение. Пищевая зависимость – социально приемлемый вид зависимости, не приносящий вреда никому из окружающих. Поэтому сам зависимый часто и «не подозревает» о наличии своего отклонения. Созависимое поведение представляет особую сложность в работе. Так как невероятно тяжёл первый шаг проработки – осознание. Созависимому крайне трудно признать наличие у себя этой болезни. Несмотря на симптомы, трудности и даже страдания. Далее мы подробно рассмотрим картину болезни каждого вида зависимого поведения. И везде «красной нитью» будет проскальзывать отрицание. В созависимом поведении оно проявляется особенно ярко. Трудно отрицать наркоманию, употребляя наркотики. Трудно отрицать пищевую зависимость, имея 30 кг и более лишнего веса. Созависимость же является некой ширмой, главная задача которой – создавать и поддерживать иллюзию благополучия.

Личностное развитие – это раздел в психологии, относящийся к личностному росту и саморазвитию. Данный раздел психологии личностного развития включает в себя все изменения психологических настроев и процессов человека, как личности, при внешних и внутренних воздействиях на него. Личностное развитие может формироваться в человеке не только с помощью его самостоятельных трудов, но и при влиянии любых других факторов извне. Развитие личности человека – процесс довольно долгий, сопровождающий его на протяжении всего жизненного пути.

Еда – это не наркотик, а топливо, дарующее энергию. К сожалению, люди все чаще сталкиваются с такими пищевыми нарушениями как переедание, патологическая тяга к выпечке, кофеиновая и сахарная зависимость. Владея простыми психологическими приемами, можно перестать зависеть от пищи, предотвратить развитие ожирения и многих других проблем со здоровьем. В этом пункте расскажем, как навсегда изменить свое отношение к еде.

Все страхи различны по своей природе и направленности. При этом, бояться это нормально. Как говорится: если страх в пределах нормы, то это хорошо. У всех нас есть свои страхи, кто-то боится темноты, высоты, больших собак, выступлений перед большим количеством людей. Радует то, что практически любой страх может побороть, и в этом мы вам поможем.

Академическая психология — это система теорий, методов и исследований, признанная большинством научного сообщества и утвержденная в качестве эталона экспертным сообществом государственной академии или другой научной специализированной отраслевой головной организацией. Академическая психология печатается в специальных ваковских журналах, в ней важны авторитетные ссылки, возможность защиты диссертаций и другие статусные моменты. Не академическая психология — не принятая в академическую среду или не стремящаяся туда попадать

Теоретическая психология изучает психологические закономерности и в лучшем случае вырабатывает практические рекомендации общего плана для специалистов-прикладников. Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

Фундаментальная наука — это наука ради науки. Это часть научно-исследовательской деятельности без определенных коммерческих или других практических целей. Прикладная наука — это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально или потенциально может использоваться для удовлетворения частных или общественных потребностей.

Естественнонаучная психология изучает объекты, гуманитарная имеет дело с субъектами, с живыми людьми. Для естественнонаучной психологии бытие определяет сознание, для гуманитарной — наоборот. Естественнонаучный подход в психологии исходит из того, что вначале было дело, гуманитарный подход — вначале было слово. Гуманитарная психология — не только наука, но и искусство.

Отрасль изучает отклоняющееся от нормы поведение человека, причины его психических расстройств, естественные и аномальные модели поведения. Специалисты используют в работе приемы и методы как клинической психологии, так и психопатологии. Они занимаются исследованием признаков неадекватного состояния людей, находящихся в состоянии стресса, либо при нарушении некоторых функций.

Изучает влияние психических процессов на специфические реакции, вызванные социальными стимуляторами. Другими словами, социальные психологи исследуют влияние различных социальных явлений на поведение человека — то, как присутствие других людей (в том числе воображаемое) влияет на его мысли, чувства и поведение.

Социальные психологи работают с такими понятиями, как:

Занимается практическим применением психологии как науки в области закона, судебных (уголовных) расследований, гражданских дел:

Находится на стыке юридических и психологических знаний. Занимается исследованием психологических особенностей всех видов деятельности, связанных с правом. Изучает свидетельские показания, построение доказательств, мотивы, которыми руководствуются присяжные при вынесении решений. Наблюдает за поведением участников уголовного процесса, за работой сотрудников юридических служб. Изучает, как формировалась личность преступника, какие особенности преступного поведения присущи ему.

Исследует область устойчивого развития, занимаясь изучением глобальных проблем. Ее можно назвать мировой психологией, занимающейся психологической практикой в мировых масштабах. Глобальные проблемы современности, в основе которых лежат законы психологии — это совокупность социальных и природных проблем, от решения которых зависит прогресс человечества в целом и развитие конкретной личности, а значит — сохранение цивилизации. Эти проблемы динамичны, возникают как объективный и субъективный факторы развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны и взаимозависимы, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран. Другими словами – Глобальный мир живет по законам психологии!

Выбрать психолога в своем городе


ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОГА В ПСИХОЛОГИИ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ И ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Специальность: МедитацияРегион, городФорма работы: очноОпыт работы: 5 лет


ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОГА В ПСИХОЛОГИИ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ И ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Где применяется юридическая психология?


ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОГА В ПСИХОЛОГИИ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ И ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

История психологического исследования проблем правоохранительной деятельности насчитывает около сотни лет. Она началась с судопроизводства и «официального» названия «Судебная психология». Сейчас приставка у этой дисциплины поменялась на «Юридическую».

«Смена названия была вызвана радикальными изменениями в понимании того, что психологические проблемы укрепления законности и правопорядка не сводятся к расследованию преступлений», — пишет в своей книге доктор психологических наук, полковник вн.сл., один из самых известных российских специалистов в области юридической психологии Алексей Столяренко.

Дела давно минувших дней

В 1764 году итальянский мыслитель, публицист, юрист Чезаре Беккариа (Италия) публикует знаменитый труд «О преступлении и наказании». Именно эта работа становится отправной точкой развития наук о преступности, в том числе, и становлении юридической психологии. Спустя чуть более 40 лет в Московском университете начинают преподавать курс «Уголовной психологии».

В 1871 году в России выходит в свет книга Александра Фрезе «Очерк судебной психологии». В ней впервые был сформулирован предмет судебной психологии. А вот первая судебно-психологическая экспертиза (скорее сказать, ее попытка) при расследовании уголовного дела произошла лишь спустя 12 лет. И связана она с делом по обвинению московского нотариуса Назарова в изнасиловании актрисы-любительницы Черемновой.

Как сообщила следствию Черемнова, в день преступления она дебютировала на сцене. Ожидание спектакля и волнение на сцене вызвали у Черемновой, по ее словам, такой глубокий упадок физических и душевных сил, что, оставшись наедине с Назаровым, она была не в состоянии оказать ему сопротивление.

Известно, что по этому делу даже опрашивали двух известных русских актрис Марию Ермолову и Александру Гламу-Мещерскую. Нет, в деле они не замешаны. Примы были вызваны на беседу, чтобы следствие могло получить объективные сведения о влиянии на психику переживаний на сцене.

Это был первый дошедший до нас достоверный случай, когда методы юридической психологии шагнули со страниц научных трудов в реальную российскую действительность.

Как сейчас

Юридическая психология играет важную роль в уголовном правосудии, помогает понять важные психологические аспекты, связанные с процедурами допросов, состояниями подозреваемых и свидетелей, а также оценкой психического самочувствия обвиняемых во время судебного процесса.

Криминальная психология изучает личность преступника, его психологические качества, являющиеся фактором риска при совершении преступлений, мотивацию преступного поведения, формирование преступных установок и злого умысла.

В центре внимания психологии предварительного следствия — особенности субъектов следственной деятельности и психологические особенности отдельных следственных действий. Речь идет про допрос, обыск, осмотр места происшествия, воспроизведение показаний на месте и др.

Судебная психология сфокусирована на психологических особенностях судебной деятельности, прений и принятия судебных решений. Наиболее разработанный аспект — назначение и проведение судебно-психологических экспертиз.

Пенитенциарная психология изучает личность осужденного, ее динамику в местах лишения свободы, адаптацию к условиям изоляции, общности и группы осужденных, приспособление человека к жизни в новом сообществе.

Также к крупным разделам (в разных классификациях) относят психологию организованных преступных групп, психологию гражданско-правового регулирования и психологию юридического труда.

Что нового?

Психология терроризма одно из самых молодых направлений юридической психологии. Некоторые исследователи выносят его в особый раздел, объясняя это тем, что терроризм — средство психологического воздействия. Его отличительной особенностью является преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности.

Отдельный вопрос — изучение личностей преступников, которые практически не доступны исследователям.

Еще одно из перспективных направлений работы – психология безопасности дорожного движения. Здесь речь идет о предупреждении ДТП и расследовании преступлений, а также о психологии личности сотрудника службы безопасности дорожного движения.

С середины 20 века проблемы профилактики различных видов преступлений – в центре внимания. Одна из относительных «новинок» в этом ряду  психология страхового мошенничества и личности обманщика. Дело в том, что общество негласно «одобряет» страховое мошенничество. Его относят к тем видам преступлений, которые будучи нарушением уголовного кодекса, тем не менее, обывателем как опасное деяние не воспринимаются. Сюда же уклонение от уплаты налогов, преступления в сфере информационных технологий (хакерство) и т.п.

Соцопросы показали, что преступления против юридических лиц и государства в обществе воспринимают спокойно. Поэтому, как констатируют психологи, у этой группы мошенников почти отсутствует трепет перед публичным осуждением. Соответственно уменьшается и страх попасться.

Сложность еще и в том, что часто преступник «лжет во имя правого дела»: восстанавливает справедливость или хочет материально обеспечить себя и семью. И достоверность его действий только увеличивается.

Почему общество так терпимо относится к этой категории преступлений и какова характеристика страхового мошенника? Чем его поведение отличается от поведения настоящего потерпевшего и как их отличить специалисту по выплатам? На эти вопросы и ищет ответы психология страхового мошенничества.

История показывает, что психологические аспекты играют важную роль в понимании человеческого поведения и принятии правовых решений. И скорее всего, сотрудничество между юристами и психологами будет становиться все более значимым.

Психология. Справиться со сложными ситуациям

Психология изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.

Анализ результатов

Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.


ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОГА В ПСИХОЛОГИИ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ И ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Как видно из таблицы 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (78 баллов у юношей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у юношей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла), страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов).

У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.

Для обобщенного анализа страхов все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу:

Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2).


ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОГА В ПСИХОЛОГИИ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ И ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные и замыкают ряд мистические страхи.

Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3).


ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОГА В ПСИХОЛОГИИ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ И ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Данные, представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.

Следующей задачей нашего исследования было изучение влияния тревожности и нейротизма на степень выраженности страхов у старшеклассников. Для этого была проведена диагностика тревожности школьников с помощью методики «Шкала личностной тревожности для учащихся» А. М. Прихожан и нейротизма с применением опросника Г. Айзенка. Затем был проведен корреляционный анализ показателей тревожности, нейротизма и степени выраженности страхов на всей выборке в целом. Результаты анализа представлены на рис. 1.


ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОГА В ПСИХОЛОГИИ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ И ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Данные свидетельствуют о наличии большого числа связей между всеми видами страхов и шкалами личностной тревожности, что доказывает данные других авторов о том, что тревожность как личностное свойство предрасполагает человека испытывать беспокойство по поводу возможных физических и социальных угрожающих событий. Наиболее высокие значения корреляций наблюдаются между социальными страхами и межличностной и самооценочной тревожностью, между мистическими страхами и магической тревожностью. Это свидетельствует о том, что существует определенная тематическая доминанта страхов и тревожности. Если человека более волнуют его межличностные отношения, то более вероятно у него возникновение страхов, связанных с этими отношениями (например, страх критики со стороны близких людей). Хотя наряду с этим действует и генерализованное влияние тревожности на склонность к переживанию страхов по разным поводам. При прочих равных условиях в одной и той же ситуации тревожный человек будет испытывать большее беспокойство, чем человек с низким уровнем тревожности. Но было бы неправильно думать, что тревожность вредна, ведь беспокойство заставляет человека заранее принимать меры по предотвращению угрозы, что может спасти ему жизнь.

Следующей задачей нашей работы было изучение влияния разных форм агрессивности на склонность к переживанию страха.

Для определения уровня агрессивности нами была использована методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса — Дарки. В результате нами были получены данные по восьми формам проявления агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Корреляционный анализ показателей агрессивности и видов страха позволил установить значимые связи между ними, которые представлены на рис. 2.


ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОГА В ПСИХОЛОГИИ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ И ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Больше всего взаимосвязей дала такая форма агрессивности, как вина.

Наибольшая величина корреляции наблюдается между чувством вины и мистическими страхами. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, закономерна. Ощущаемые при переживании чувства вины угрызения совести, наталкивают человека на мысли о наказании за содеянное. Это наказание человек в первую очередь ожидает от потусторонних сил, от которых ничего не утаишь. Поэтому страх перед Богом, который знает каждый наш шаг на земле, больше всего испытывают люди, склонные к самообвинению.

Положительно коррелирует чувство вины с социальными страхами. При переживании чувства вины у человека возникает убеждение, что он плохой и недостойный, он ощущает угрызения совести, что может приводить к нарастанию социальных страхов. Наличие положительной связи между чувством вины и криминальными страхами можно объяснить действием проекции. Человек, рисующий в своем воображении возможные собственные агрессивные действия или совершавший таковые в реальности, имеет больше оснований опасаться, что и другие люди вынашивают агрессивные планы относительно него. Он вообще может считать, что все люди злы и агрессивны.

Положительно коррелируют между собой раздражение и социальные страхи. В данном случае трудно определить причинно-следственные отношения между ними, т.е. раздражение вызывает социальные страхи или, наоборот, наличие социальных страхов провоцирует раздражение. Скорее всего, здесь имеет место взаимное усиление этих феноменов. Например, человек, опасающийся выглядеть смешным, будет более раздраженно реагировать на шутки в его адрес, что, скорее всего, приведет к большей конфликтности его отношений с окружающими и укрепит его социальные страхи.

Положительную корреляцию даёт взаимосвязь подозрительности и мистических страхов. Подозрительность как проявление агрессивности связана с недоверием и осторожностью по отношению к людям. Подозрительные люди могут ожидать, что их знакомые хотят причинить им вред, в том числе и с помощью мистических приемов (колдовства, сглаза и пр.). Подозрительность и мистические страхи объединяет то, что в обоих случаях включается воображение.

Единственная отрицательная взаимосвязь выявлена между физической агрессией и фобиями, что легко объяснимо. Как уже отмечалось выше, люди, имеющие фобии, более склонны к проявлениям робости и ведомости, что несовместимо с применением грубой физической агрессии.

Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.

Литература

  • Айзенк Г. Структура личности. – СПб, 1999.
  • Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавитmся от страха. – СПб, 1995.
  • Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 2000.
  • Изард К. Эмоции человека. – М.,1980.
  • Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб, 2002.
  • Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.
  • Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.
  • Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.
  • Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
  • Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
  • Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.,1999.
  • Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. – СПб, 2001.
  • Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М., 1997.
Оцените статью
Избавиться от тревоги