косвенное беспокойство

КОСВЕННОЕ БЕСПОКОЙСТВО Тревога


КОСВЕННОЕ БЕСПОКОЙСТВО

Школьная тревожность – распространенная проблема, которая может оказать глубокое влияние на жизнь ребенка. Важно знать причины, своевременно выявлять симптомы, чтобы начать лечение либо профилактические мероприятия.

Ваш гид в мире актуальных тем и трендов

Содержание
  1. Когда и к кому обращаться за помощью
  2. Методы лечения школьной тревожности
  3. Психотерапия
  4. Медикаментозное лечение
  5. Что такое «школьная тревожность» у детей
  6. Отличие тревоги от тревожности
  7. Динамика проявления
  8. Как снизить школьную тревожность – помощь родителей
  9. Стимулируйте здоровые отношения
  10. Лечение фобий
  11. Психотерапевтическое лечение
  12. Как понять, что стоит обратиться к специалисту?
  13. Прогноз
  14. Записаться к врачу
  15. Патогенез
  16. Как отличить страх от фобии
  17. Прямая и косвенная травма
  18. Опасность
  19. Профилактика и коррекция тревожности у ребенка
  20. Помощь педагога – приемы снижения тревожности
  21. Сосредоточьтесь на собственных потребностях
  22. Признаки проявления школьной тревожности в поведении учащихся
  23. Физические
  24. Эмоциональные симптомы
  25. Поведенческие
  26. Как измерить уровень тревожности
  27. Признайте свой опыт
  28. Как определить тревожное состояние
  29. Найдите сети поддержки.
  30. Что делать при беспричинной тревоге и беспокойстве?
  31. Как определить уровень школьной тревожности
  32. Как справляться с тревожностью?
  33. Соблюдайте режим сна
  34. Переключайтесь
  35. Медитируйте и дышите
  36. Абстрагируйтесь
  37. В чем опасность школьной тревожности
  38. Знайте, когда следует обращаться за профессиональной помощью
  39. О заболевании
  40. Диагностика
  41. Лабораторная диагностика
  42. Дифференциальная диагностика
  43. Анализ результатов
  44. Литература

Когда и к кому обращаться за помощью

Родители и учителя должны быть бдительными, взаимодействовать со школьными консультантами или экспертами по психическому здоровью, когда тревожность ребенка влияет на его благополучие и успеваемость.

При необходимости лучше обратиться к профессиональному психотерапевту для консультации, назначения терапии.


КОСВЕННОЕ БЕСПОКОЙСТВО

Невозможно найти человека, который ничего не боится и ни о чем не переживает; даже если бы вам встретился такой уникум, вы бы ощутили раздражение: взрослые люди, живущие без забот, производят впечатление легкомысленных и недалеких личностей. Чувство тревоги, унаследованное от диких предков, предупреждает нас о возможной опасности, чтобы мы успели подготовиться и успешно противостоять невзгодам. Но все хорошо в меру: если вас постоянно преследует необъяснимая тревога, которая парализует волю и отравляет жизнь, пора принимать меры!

Методы лечения школьной тревожности

Лечение школьной фобии включает комплексный подход. Это может быть психотерапия, прием лекарств, корректировка образа жизни, другие действия.

Психотерапия

Психотерапия, особенно когнитивно-поведенческая (КПТ), является распространенным, эффективным методом лечения тревожности. Это помогает детям развивать стратегии преодоления трудностей, справляться с беспокойством.

Точный вариант терапии может назначить только специалист с учетом состояния ребенка.

Медикаментозное лечение

В тяжелых случаях квалифицированный врач может назначить лекарства как часть терапии. Препараты используются в качестве краткосрочного решения для облегчения симптомов или выступают в качестве дополнительных средств, действующих в комплексе с другими современными методами лечения.


КОСВЕННОЕ БЕСПОКОЙСТВО

Во время тяжелой болезни назначается медикаментозное лечение.

Что такое «школьная тревожность» у детей

Школьная тревога означает чрезмерное беспокойство, страх и опасения, связанные с различными аспектами учебной жизни. Эти проявления разные. Например, от общего чувства тревожности по поводу посещения школы до тревоги по поводу тестов, социального взаимодействия или успеваемости.

Отличие тревоги от тревожности

Важно различать типичную тревогу и школьную. Хотя время от времени каждый испытывает беспокойство, у ребенка это выходит за рамки нормы.

Ситуация мешает повседневной жизни школьника, затрудняя его участие в деятельности школы.

Динамика проявления

Школьная тревога проявляется у каждого ребенка по-разному. Некоторые дети испытывают постоянное чувство страха, в то время как у других наблюдаются физические симптомы. Например, головные боли, тяжесть в животе, когда подростки сталкиваются с ситуациями, связанными с учебой.

Как снизить школьную тревожность – помощь родителей

Способы, которыми родители могут помочь облегчить школьную тревогу у своих детей:

Поощряйте открытое, непредвзятое поведение ребенка

Активно выслушивайте опасения ребенка, подтверждайте его эмоции

Проявите сочувствие, признав тревогу и подбодрив

Создайте последовательный распорядок дня, включающий структурированную подготовку к школе и время для отдыха

Помогите ребенку понять, что совершать ошибки, преодолевать трудности – естественная часть обучения.

Хвалите, вознаграждайте ребенка за его усилия и достижения, какими бы маленькими они ни были.

Помните об академическом давлении, которое вы оказываете на своего ребенка

Научите ребенка навыкам решения проблем, преодоления трудностей

Вовлекайте ребенка в подготовку к школьному дню

Будьте осведомлены о школьной жизни, включая академическую успеваемость и любые социальные проблемы

Поддерживайте здоровый образ жизни с помощью сбалансированной диеты, регулярных физических упражнений, достаточного количества сна

Будьте осторожны при просмотре тревожных новостей или агрессивного контента в СМИ, поскольку это может усилить тревогу

Будьте образцом для подражания в эффективном управлении стрессом

Дети часто учатся, наблюдая за родителями.

Помните, что снижение фобии – это постепенный процесс, он может потребовать терпения и настойчивости.


КОСВЕННОЕ БЕСПОКОЙСТВО

Родители должны быть рядом с ребенком для облегчения школьной тревоги.

Стимулируйте здоровые отношения

В трудные времена люди склонны испытывать такие проблемы в отношениях, как разлад в браке, ожидание худшего от других и потеря друзей. Социальное дистанцирование и приказы о предоставлении убежища только усугубляют эти факторы, затрудняя поддерживай свои отношения.

Чтобы ваши отношения оставались максимально здоровыми на время пандемии, Смит предлагает проводить время отдельно от людей, с которыми вы живете. « Это даст вам столь необходимое время, чтобы заняться своими собственными потребностями и разобраться со сложными мыслями или чувствами», — сказал он. « Кроме того, если вы отдохнете, это поможет вам проводить больше качественного и значимого времени со своими близкими, когда вы вместе».

Лечение фобий

В лечении фобий человека и методах преодоления страха используются психотерапия и медикаменты. Первому способу доктора отдают предпочтение, так как он дает стабильные результаты и позволит избавиться от недуга навсегда. Таблетки же зачастую не решение проблемы, а ее рассеивание, либо временное облегчение состояния. Фарма действует быстро, но не дает долгосрочного эффекта. Терапия с доктором лично либо в группе — более медленный, но уверенный прогресс, игра в долгую с хорошими результатами.

В медицинском центре «СОВА Comfort» используется индивидуальный подход в лечении пациентов с фобиями. В рамках центра есть возможность проходить психотерапию как в группе, так и лично с терапевтом. Прием ведут доктора с большим опытом работы, успешно преодолевая фобии, страхи, боязни.

Психотерапевтическое лечение

Проводится со специалистами в области психиатрии, психологии. Задача доктора — мягкими, но действенными методами «столкнуть» пациента с триггером — спусковым крючком, вызывающим страх и панику, и изменить резкую реакцию на умеренную, соответствующую раздражителю.

Хорошо зарекомендовала себя когнитивно-поведенческая терапия в лечении от боязней и фобий. Позволяет изменить набор реакций пациента, заменив их на нормативные. Улучшает качество жизни, благоприятный прогноз долгосрочный.

Используются также нейролингвистическое программирование, гипноз, техники конфронтации, метод десенсибилизации — привыкание к объекту страха. Все они в конечном итоге направлены на изменение механизма появления панического расстройства, корректируют психоэмоциональные проявления.

Одно из свойств мозга, исследованное сравнительно недавно, заключается в том, что он не видит разницы между физическим действием в реальности и воображаемым. Эта особенность может стать как преимуществом, так и недостатком. Для лечения фобий, страхов и боязней это большой плюс: специалисты из мира медицины и нейрофизиологии выяснили, что различные фобии поддаются лечению с помощью воображения.

Пациенту предлагают представить себя в пугающих обстоятельствах — пережить страх в воображении, но при этом смоделировать позитивный исход этой ситуации. На практике это выглядит так: человек панически боится высоты, а во сне часто видит, будто он падает с огромного здания. Доктор предложит представить следующую картину: вы стоите на краю обрыва и удивляетесь, что вам совсем не страшно. Более того, вы хвастаетесь кому-то, что страх отступил. Моделирование такой ситуации и ее проживание несколько раз благотворно влияют на пациента и помогают избавиться от этого вида фобии, который мучает уже долгое время.

В каждом случае для пациента необходимо подбирать индивидуальную программу терапии.

Назначать лекарства от фобий и страхов вправе только доктор психотерапевт или психиатр. Самолечение таблетками опасно для здоровья, хотя подавляющее большинство препаратов отпускаются только по рецепту.

Могут быть прописаны следующие медикаменты:

Таблетки важно применять только в дозировке, прописанной врачом, и в течение назначенного курса. В случае побочных эффектов обязательно сообщить о них доктору — схему всегда можно откорректировать, нет необходимости терпеть неприятные проявления, если они возникают.

Во время лечения может понадобиться несколько приемов в кабинете, чтобы специалист контролировал эффективность.

Без лечения фобия может усиливаться, симптомы обостряются, а со временем болезнь принимает формы иных психических расстройств — неврозов, депрессии. Которые также поддаются излечения, но дольше, а соответственно, дороже.

Некоторые случаи предполагают комплексный подход — сессии с психотерапевтом либо групповые занятия дополняются медикаментозно.

Как понять, что стоит обратиться к специалисту?

Если тревожность сохраняется большую часть дня, советы из интернета не помогут: вопрос, что делать, если постоянно тревожное состояние, следует адресовать психиатру. Запишитесь на консультацию в клинику «Сион», если тревожность не позволяет заниматься элементарными повседневными делами и сопровождается выраженными вегетативными симптомами.

Помощь психиатра также необходима, если у вас ранее диагностировались расстройства психики или тревожность появилась на фоне приема или отмены антипсихотических препаратов. Мы найдем выход из любой ситуации и поможем восстановить душевное равновесие: сбросьте груз тяжелых мыслей, чтобы стало легче жить!

Меры профилактики касаются как самого пациента, так и его близких. Половина успеха в лечении и реабилитации после перенесенных психических расстройств кроется в поддержке, создании дома и на работе здорового эмоционального фона.

Чтобы противостоять страхам и фобиям самостоятельно, важно добиться психического равновесия, найти свои источники его поддержания. Всё это ведет к той самой стрессоустойчивости, которая занимает едва не главную строчку в резюме и требуется везде — в карьере, в родительстве, в ежедневной рутине.

Предупреждение фобий возможно, если соблюдать ряд предписаний:

Создание комфортного климата дома — большое подспорье для пациента от его близких. Фобия сопровождается неконтролируемым страхом, приводящим в оцепенение, панику вплоть до потери сознания. От родных потребуется помощь и словом, и делом. Уместно высказывать вслух поддержку, уверенность в благополучном излечении, гордость за преодоление болезни каждый день по чуть-чуть. Так как к числу фобий относят и страх нахождения в обществе, различных социальных ролей, важно не превращаться в домоседа, не терять контактов, заводить знакомства по интересам.

Нахождение в психотерапии занимает недели или месяцы, поэтому поддерживающее поведение лучше принять за правило — и следовать ему всегда.

Прогноз

Прогноз заболевания зависит от причин, которые дали толчок его развитию. Если фобия и навязчивый страх сформировалась из пережитой эмоциональной ситуации, прогнозировать благоприятный итог легче, чем если болезнь развилась вследствие патологий психики.

Психотерапевты предпочитают не давать обобщающих прогнозов, потому что в случае лечения фобического расстройства этот вопрос решается индивидуально. И напрямую зависит от формы, интенсивности симптомов, анамнеза.

Что такое фобия с благоприятным исходом? Это когда страх, возникший вследствие пережитого в детстве или подростковом возрасте пугающего события, постепенно исчезает под воздействием терапии со специалистом или во время групповых встреч.

Сложнее компенсируются состояния и те группы фобий, когда их несколько, выражены ярко, есть сопутствующие расстройства психики либо диагнозы, требующие участия профильных врачей. Комплексный подход займет больше времени, во время лечения возможны этапы, когда болезнь будет прогрессировать.

Пациенту и близким очень важно быть готовым к поддержке, помощи на пути к здоровой жизни. Вера в свои силы, и помощь — очень мощное орудие, которым нужно пользоваться наравне с психотерапией и медикаментами, если они будут назначены по показаниям.

Записаться к врачу

Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей.
Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций.
Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!

Патогенез

Механизм возникновения паники при неадекватных страхах и фобиях — неправильная обработка информации мозгом. Создается искаженная картина, когда незначительная ситуация, не угрожающая человеку, провоцирует приступ паники.

В группе риска — тревожные, внушаемые и мнительные дети, у родителей которых или деструктивный метод воспитания, инфантильность или такая же подверженность частым и выраженным тревогам.

Неврозы и различные расстройства психики без акцентуации являются базой для формирования страха. Основной критерий развития фобии — конкретная пугающая ситуация.

Как отличить страх от фобии

Чем фобия отличается от сильного страха, боязни? Психотерапевты выделяют три составляющие реакций психики, которые важны для дифференциальной диагностики:

При постановке диагноза психотерапевту важно определить источник тревоги, панической реакции, отличить страх от фобии. Только врач может определить, это уже фобия или пациента мучают страхи и появилась тревожность как следствие других других патологий.

Прямая и косвенная травма

По данным Американской психологической ассоциации, травм определяется как «эмоциональная реакция на ужасное событие». Шлихенмайер и Смит отмечают, что существует два разных типа травм: прямая и косвенная.

Прямая травма: это результат прямого воздействия тревожного события, такого как стрельба, несчастный случай или стихийное бедствие.

Викарная травма: это непрерывный процесс изменений во времени, который является результатом наблюдения или слушания о страданиях и нуждах других людей.

«Уникальность нынешней пандемии заключается в том, что она имеет двойной эффект», — сказал Шлихенмайер. « Жизни людей настолько изменились, что они переживают прямую травму, и взаимосвязь наших жизней (благодаря социальным сетям) означает, что мы также видим подавляющее влияние, которое это оказывает по всему миру, приводя к косвенной травме. И, как и травма, пандемия по-разному влияет на разных людей в зависимости от их личностей, прошлого жизненного опыта и условий работы. Для тех, кто внезапно оказался на передовой с коронавирусом, это может быть особенно напряженным ».

Опасность

Фобия проявляется внезапно, симптомы нарастают резко, а в некоторых случаях паника настолько велика, что человек может потерять сознание. Тремор, учащенное сердцебиение, если они наблюдаются часто, приводят к общему угнетению физиологического состояния. Это и лишняя нагрузка на сердце, которая со временем может ухудшать его деятельность, и сложности в работе надпочечников, вырабатывающих гормон стресса. Сбой в выработке гормонов чреват повреждениями в иммунной защите организма. Проявляется хронической усталостью, нарушениями сна, ослаблением либидо.

Постоянное напряжение тела, которое испытывает человек во время мучающих его страхов и фобий, приводит к зажимам, перенапряжению. Страдает мышечная ткань, а следствием могут стать частые головные боли.

Но больше всего без лечения болезни страдает психоэмоциональная составляющая. Избегание стрессовых ситуаций, предметов, событий со временем приводит к замыканию в себе, потере значимых контактов, трудностям с социализацией. Косвенная опасность — сложности в карьере, проблемы с самореализацией, как следствие — потеря или невозможность роста доходов.

В редких случаях отсутствие должного лечения приводит к депрессии — это не фобия, а более сложное заболевание. Или ведет к стойким и сложным невротическим состояниям. Они тоже поддаются излечению, но дольше, а как следствие — дороже.

Чтобы недуг не привел к осложнениям, стоит вовремя обратиться за помощью к психотерапевту. Если симптомы наблюдаются у близкого, стоит мягко, но настойчиво направить к специалисту или сопроводить.

Профилактика и коррекция тревожности у ребенка

Профилактика и коррекция тревоги у детей включает сочетание стратегий, направленных на укрепление эмоционального благополучия, устойчивости, здоровых механизмов преодоления трудностей.

Каждый ребенок уникальный, подход к предотвращению и коррекции тревоги должен быть адаптирован к потребностям, обстоятельствам. Раннее вмешательство и постоянная поддержка необходимы, чтобы помочь детям развить здоровые механизмы преодоления трудностей и эмоционального процветания.

Помощь педагога – приемы снижения тревожности

Рекомендации для учителя, чтобы снизить тревожность у детей:

Развивайте теплые, гостеприимные, чуткие отношения с каждым учеником

Создайте структурированный распорядок дня в классе

Убедитесь, что класс является безопасным местом для всех учащихся

Включите в распорядок дня короткие упражнения на осознанность или расслабление

Позволяйте учащимся делать короткие перерывы, если они чувствуют себя перегруженными

Рассмотрите альтернативные методы оценки, например, позволяя школьникам продемонстрировать свои знания посредством презентаций, проектов или письменных заданий, а не полагаясь исключительно на тесты.

Обучайте методам снижения стресса, таким как упражнения по глубокому дыханию или прогрессивной мышечной релаксации.

Рассмотрите возможность гибкого размещения в классе, позволив учащимся выбирать, где им сидеть

Поощряйте учащихся ставить перед собой реалистичные, достижимые цели

Сотрудничайте со школьными консультантами в области специального образования, родителями для разработки индивидуальных планов для учащихся с тяжелой тревожностью.

Сосредоточьтесь на собственных потребностях

Основные работники более подвержены воздействию пандемии во многих отношениях. В случае косвенной травмы эти люди могут быть склонны принимать на себя эмоциональные страдания окружающих после того, как ежедневно сталкиваются с горем, потерями и трудностями. Можно легко перенести эти тяжелые эмоции с работы на домашнюю жизнь, но вы должны найти время для удовлетворения собственных потребностей.

Одна из основных потребностей Смита — это важность качественного сна. « Сон связан со всем, что мы делаем. Он влияет на наше настроение и то, как функционирует наш организм, и необходим для поддержания здоровья нашей иммунной системы ». Шлихенмайер добавил, что важно оставаться активным. « Физические симптомы часто очень хорошо реагируют на физическое движение».

Другие способы удовлетворить ваши физические потребности включают регулярные физические упражнения, здоровое питание, ограничение алкоголя и курения, а также питье большого количества воды. Когда дело доходит до удовлетворения ваших умственных и эмоциональных потребностей, процедуры самообслуживания может помочь заземлить вас и восстановить связь между телом и разумом.

Если вы чувствуете беспокойство, стресс или беспокойство, попробуйте некоторые из этих действий по уходу за собой:

Признаки проявления школьной тревожности в поведении учащихся

Распознавание школьной фобии часто предполагает наблюдение за различными моделями поведения детей. Например, избегание занятий, нежелание участвовать в классных мероприятиях или жалобы на физический дискомфорт при упоминании школы.

Физические

Физические симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в животе, тошноты. Характерны учащенное сердцебиение, потливость.

Эмоциональные симптомы

В эмоциональном плане дети с тревожностью становятся раздражительными, капризными или проявляют признаки беспокойства. Они также могут выражать чувство печали при упоминании школы.


КОСВЕННОЕ БЕСПОКОЙСТВО

Ребенок становится раздражительным и вялым.

Поведенческие

Поведенческие признаки включают частые пропуски занятий, желание быть с родителями, когда требуется разлука на день. Возможен поиск утешения со стороны учителей, опекунов.

Как измерить уровень тревожности

Выраженность тревоги имеет значение при дифференциальной диагностике неврозов и психических расстройств, а также при определении потребности в медикаментозной коррекции. Интенсивность тревоги косвенно определяют по степени дезадаптации пациента; для оценки уровня тревожности разработаны специальные анкеты и опросники, которые применяются при патопсихологическом обследовании (GAD-7, тест Спилберга-Ханина, шкала Тейлора, анкеты Кеттела, Шпильбергера и RCMAS для детей).

При жалобах на тревожное состояние причины дистресса оказывают решающее влияние на силу симптомов и эффективность психокоррекции. Если тревожное расстройство развилось на фоне основного заболевания, требуется скорректировать патологическое состояние, провоцирующее тревожность, иначе психотерапия окажется безрезультатной. Для выявления соматических причин тревожности назначается консультация эндокринолога, кардиолога и невролога; при подозрении на аддикцию проводятся тесты на употребление алкоголя и наркотиков.

Признайте свой опыт

Может быть трудно почувствовать, что ваш опыт или эмоции действительны в то время, когда все в той или иной степени страдают в результате одного и того же события. Однако это важный первый шаг к управлению травмой и тревогой, особенно основные работники. Люди, которых просили продолжать приходить на работу каждый день, могут испытывать дополнительный стресс, связанный с увеличением рабочих нагрузок, интенсивным взаимодействием, давлением, требующим соблюдения высоких стандартов, разлукой со своими семьями и опасениями по поводу повышенного риска заражения. Это может привести к напряжение между вашими личными и профессиональными потребностями.

Еще одним сложным компонентом для многих людей, которых внезапно сочли «необходимыми», является тот факт, что их семейный доход мог значительно снизиться из-за массовых увольнений. Пандемия вынудила примерно 16 миллионов американцев подадут на пособие по безработице Это означает, что основные работники, которые сохранили свои рабочие места, испытывают повышенное давление, заставляя их продолжать работать.

Многие из этих работников также обеспокоены опасными условиями труда, пособиями по медицинскому страхованию и отсутствием оплачиваемого отпуска по болезни, который защитил бы их в случае заражения вирусом. Важно понимать, что любой из этих факторов может вызвать беспокойство даже в самых лучших обстоятельствах, поэтому манипулирование множеством проблем и неопределенностей во время пандемии — это рецепт выгорания. Потратьте время, чтобы признать свой опыт, очень важно для поддержания вашего психическое здоровье.

Как определить тревожное состояние

Главное отличие патологической тревожности от обычного волнения – навязчивые негативные мысли, затрудняющие повседневное функционирование. Беспокойство не всегда связано с конкретной угрозой, часто тревога основывается на домыслах и мрачных предчувствиях, лишенных основания. Больной «накручивает себя», проигрывая в уме маловероятные события, преувеличивает реальный уровень опасности либо зацикливается на негативе и не замечает положительных сторон жизни.

Симптомы тревожного состояния часто сочетаются с астеническими явлениями: больные жалуются на низкую работоспособность, вспыльчивость, нарушения сна, ухудшение памяти и концентрации внимания. У детей отмечают регресс в развитии, капризы и энурез; у школьников снижается успеваемость, появляются трудности с дисциплиной. В некоторых случаях присоединяются расстройства эмоционально-волевой сферы – стойкое плохое настроение, заторможенность, подавленность, недостаток мотивации; одновременно могут присутствовать вегетативные симптомы:

Сложность диагностики тревожности связана с тем, что пациенты не всегда идентифицируют свое состояние как тревожное и пытаются рационализировать свои опасения. Основным диагностическим критерием служит устойчивость симптоматики: частые тревожные состояния наблюдаются на протяжении шести и более 6 месяцев; при этом немотивированное беспокойство отмечается более чем в половине дней.

Найдите сети поддержки.

Один из эффективных способов справиться с травмой — найти сеть поддержки, состоящую из тех, кто пережил подобный опыт. К счастью, в случае COVID-19 все переживают одно и то же событие, и большинство людей смогут понять ваши проблемы. Хотя может быть трудно почувствовать, что у вас есть тесная сеть поддержки, когда все укрываются на месте, все же есть множество способов взаимодействия с вашим сообществом.

Это могут быть вечера виртуальных игр, телефонные звонки с друзьями или даже написание писем. Если вы религиозны или духовны, это также может быть время, когда вы можете начать сомневаться в своей вере или почувствовать рост цинизма. Участие в виртуальном служении или присоединение к группе по изучению Библии может помочь вам восстановить это чувство связи с сообществом, а также вашу веру.

Что делать при беспричинной тревоге и беспокойстве?

Если от тревоги невозможно отвлечься или абстрагироваться, а беспокойство не связано со стрессом и переработками, стоит обратиться к специалисту. Стойкое тревожное состояние без причины указывает на расстройство психики, требующее профессиональной диагностики и терапии.

По итогам обследования специалист объяснит, как избавиться от тревожного состояния – возможно, потребуется пройти комплексное лечение. Для стабилизации эмоционального фона применяют транквилизаторы и анксиолитики; для улучшения когнитивных функций и снятия привычного напряжения назначают ноотропы, массаж, ЛФК и физиотерапию. Во время приема лечения обязательна поддерживающая психотерапия, направленная на приобретение навыков саморегуляции, проработку личных уязвимостей и улучшение социальных навыков.

Как определить уровень школьной тревожности

Оценка тяжести школьной фобии часто требует сочетания тщательного наблюдения и открытого общения с ребенком. Иногда необходима консультация специалиста по психическому здоровью для комплексного обследования, поскольку самостоятельно выяснить проблему сложно, особенно если мало времени проводить с ребенком.

Как справляться с тревожностью?

При умеренной тревожности с волнением можно справиться самостоятельно, освоив простейшие техники релаксации и саморегуляции из арсенала популярной психологии. Рассмотрим основные рекомендации, как побороть тревожное состояние: если в анамнезе нет явной психопатологии, тяжелых внутренних заболеваний и личных трагедий, достаточно научиться заботиться о себе!

Соблюдайте режим сна

Если тревожность возникла из-за переутомления, достаточно хорошо высыпаться; чтобы убрать тревожное состояние – при недосыпании повышается уровень адреналина и кортизола. Взрослому человеку для полноценного отдыха требуется не менее 7–8 часов сна, подростку – 9–10 часов, ребенку от 6 до 12 лет – не менее 10–12 часов.

Для здоровья нервной системы важно не только время, проведенное в объятия Морфея, но и качество ночного отдыха, поэтому следует позаботиться о гигиене сна, удобной постели и комфортной ночной одежде. Старайтесь ложиться спать в одно и то же время и проветривайте комнату перед сном, а как минимум за два часа до сна воздержитесь от приема пищи, интенсивных физических нагрузок, просмотра телепередач и других занятий, возбуждающих нервную систему.

Переключайтесь

Для разгрузки психики после напряженной работы рекомендуется чередовать разные виды деятельности: монотонный режим труда и длительная концентрация считаются стрессирующими факторами. Найдите время для хобби, занятий физкультурой и прогулок на свежем воздухе, чаще встречайтесь с друзьями и выходите – и поводов для беспокойства станет меньше!

При внезапных приступах паники многих выручает техника «заземления»: концентрируйтесь на предметах, которые вас окружают, чтобы почувствовать себя в безопасности и успокоиться. Можно считать проезжающие мимо автомобили, рассматривать прохожих или узоры на обоях – пока мозг занят делом, паниковать некогда!

Медитируйте и дышите

По запросу «тревожное состояние что делать» гуглится множество статей о пользе медитации и дыхательной гимнастики: практикуя расслабленное внимание и концентрацию на дыхании, вы останавливаете поток навязчивых мыслей. Пробуйте разные медитативные практики и упражнения для расслабления, чтобы найти свой уникальный рецепт избавления от стресса и тревожности.

Абстрагируйтесь

Если вы тревожитесь из-за чувства беспомощности перед обстоятельствами и не можете взять себя в руки, обманите беспокойный мозг – измените отношение к проблеме! Включите внутреннего философа и взгляните на ситуацию под иным углом: будет ли эта проблема вас беспокоить через год, два или десять лет? В конце концов, любые трудности заканчиваются, дела налаживаются и без нашего участия, а вовлекаться в житейские драмы всерьез вовсе ни к чему – более занятно наблюдать за развитием сюжета со стороны.

В чем опасность школьной тревожности

Тревожность часто приводит к неблагоприятным последствиям. К ним относятся:

Знайте, когда следует обращаться за профессиональной помощью

Смит говорит, что самое важное, что нужно помнить, — это то, что «наша тревога находится в нас, но не в нас».

Людям, борющимся с травмой и тревогой, доступно множество методов и навыков, но когда эти симптомы становятся неуправляемыми, пора искать помощи.

Травма — сложный предмет, потому что ее последствия могут длиться годами после первого события. Пандемия — это продолжающаяся ситуация, которая меняется день ото дня, и многие эксперты в области психического здоровья согласны с тем, что долгосрочные последствия для психики работников могут быть значительными в ближайшие месяцы и годы.

Если вы находитесь в кризисной ситуации, позвоните нам по телефону 720-791-2735 или по телефону кризисной службы 844-493-8255. Круглосуточный кризисный центр и программа управления отказом открыты по адресу 24 Wadsworth Blvd, Wheat Ridge, CO 7.

О заболевании

Фобия – это расстройство психики, при котором человек испытывает страх перед конкретным событием или предметом. Чувство характеризуется как иррациональное и всеобъемлющее, может сопровождаться вегетативными дисфункциями. Патология встречается в среднем у 10% лиц с невротическими расстройствами, которые обращаются за помощью по поводу тревожности. Больше присуща женщинам, чем мужчинам.

На сегодня описано несколько сотен вариаций, для боязни каждого предмета существует отдельное наименование. Например, страх замкнутого пространства — это клаустрофобия, страх толпы — демофобия, страх воды — аквафобия, опасение заболеть онкологическим недугом — канцерофобия, боязнь фобий — фобофобия. Самые распространенные фобии — социофобия и агорафобия, которая возникает при невозможности покинуть место. Всего до 500 названий выделяют психотерапевты в настоящее время.

Другие названия заболевания:

фобическое тревожное расстройство.

крайнее беспокойство до состояния панического страха с вегетативными проявлениями — потливостью, тремором, сухостью во рту. Может сопровождаться головокружением, ощущением нереальности происходящего, обмороком.

Статья для пациентов с диагностированной доктором болезнью. Не заменяет приём врача и не может использоваться для самодиагностики.

Диагностика

Чтобы подтвердить или, наоборот, опровергнуть наличие фобии у пациента, врач на первичном приеме:

Некоторые фобии передаются по наследству: если известен такой факт у родных первой линии, его обязательно нужно озвучить доктору.

Лабораторная диагностика

Анализ крови в случае фобии почти наверняка покажет повышение маркеров воспалений — С-реактивного белка, цитокинов. Социофобии характеризуются нейроэндокринными изменениями — уровень кортизола повышается, тестостерон снижается.

Дифференциальная диагностика

На первой встрече доктор должен убедиться, что патология не вызвана другими заболеваниями, в ином случае направит к нужному специалисту. У соматических расстройств немало общих черт, потому дифференциальная диагностика очень важна. Существенную роль играет доверие между врачом и пациентом. Доктор объяснит пациенту происходящее с ним простыми словами, опишет план действий и лечения.

Не стоит стесняться, замалчивать симптомы либо приукрашивать действительность — правильная и быстрая постановка диагноза приведет к скорейшему и эффективному излечению от недуга.

Анализ результатов

Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.


КОСВЕННОЕ БЕСПОКОЙСТВО

Как видно из таблицы 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (78 баллов у юношей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у юношей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла), страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов).

У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.

Для обобщенного анализа страхов все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу:

Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2).


КОСВЕННОЕ БЕСПОКОЙСТВО

Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные и замыкают ряд мистические страхи.

Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3).


КОСВЕННОЕ БЕСПОКОЙСТВО

Данные, представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.

Следующей задачей нашего исследования было изучение влияния тревожности и нейротизма на степень выраженности страхов у старшеклассников. Для этого была проведена диагностика тревожности школьников с помощью методики «Шкала личностной тревожности для учащихся» А. М. Прихожан и нейротизма с применением опросника Г. Айзенка. Затем был проведен корреляционный анализ показателей тревожности, нейротизма и степени выраженности страхов на всей выборке в целом. Результаты анализа представлены на рис. 1.


КОСВЕННОЕ БЕСПОКОЙСТВО

Данные свидетельствуют о наличии большого числа связей между всеми видами страхов и шкалами личностной тревожности, что доказывает данные других авторов о том, что тревожность как личностное свойство предрасполагает человека испытывать беспокойство по поводу возможных физических и социальных угрожающих событий. Наиболее высокие значения корреляций наблюдаются между социальными страхами и межличностной и самооценочной тревожностью, между мистическими страхами и магической тревожностью. Это свидетельствует о том, что существует определенная тематическая доминанта страхов и тревожности. Если человека более волнуют его межличностные отношения, то более вероятно у него возникновение страхов, связанных с этими отношениями (например, страх критики со стороны близких людей). Хотя наряду с этим действует и генерализованное влияние тревожности на склонность к переживанию страхов по разным поводам. При прочих равных условиях в одной и той же ситуации тревожный человек будет испытывать большее беспокойство, чем человек с низким уровнем тревожности. Но было бы неправильно думать, что тревожность вредна, ведь беспокойство заставляет человека заранее принимать меры по предотвращению угрозы, что может спасти ему жизнь.

Следующей задачей нашей работы было изучение влияния разных форм агрессивности на склонность к переживанию страха.

Для определения уровня агрессивности нами была использована методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса — Дарки. В результате нами были получены данные по восьми формам проявления агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Корреляционный анализ показателей агрессивности и видов страха позволил установить значимые связи между ними, которые представлены на рис. 2.


КОСВЕННОЕ БЕСПОКОЙСТВО

Больше всего взаимосвязей дала такая форма агрессивности, как вина.

Наибольшая величина корреляции наблюдается между чувством вины и мистическими страхами. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, закономерна. Ощущаемые при переживании чувства вины угрызения совести, наталкивают человека на мысли о наказании за содеянное. Это наказание человек в первую очередь ожидает от потусторонних сил, от которых ничего не утаишь. Поэтому страх перед Богом, который знает каждый наш шаг на земле, больше всего испытывают люди, склонные к самообвинению.

Положительно коррелирует чувство вины с социальными страхами. При переживании чувства вины у человека возникает убеждение, что он плохой и недостойный, он ощущает угрызения совести, что может приводить к нарастанию социальных страхов. Наличие положительной связи между чувством вины и криминальными страхами можно объяснить действием проекции. Человек, рисующий в своем воображении возможные собственные агрессивные действия или совершавший таковые в реальности, имеет больше оснований опасаться, что и другие люди вынашивают агрессивные планы относительно него. Он вообще может считать, что все люди злы и агрессивны.

Положительно коррелируют между собой раздражение и социальные страхи. В данном случае трудно определить причинно-следственные отношения между ними, т.е. раздражение вызывает социальные страхи или, наоборот, наличие социальных страхов провоцирует раздражение. Скорее всего, здесь имеет место взаимное усиление этих феноменов. Например, человек, опасающийся выглядеть смешным, будет более раздраженно реагировать на шутки в его адрес, что, скорее всего, приведет к большей конфликтности его отношений с окружающими и укрепит его социальные страхи.

Положительную корреляцию даёт взаимосвязь подозрительности и мистических страхов. Подозрительность как проявление агрессивности связана с недоверием и осторожностью по отношению к людям. Подозрительные люди могут ожидать, что их знакомые хотят причинить им вред, в том числе и с помощью мистических приемов (колдовства, сглаза и пр.). Подозрительность и мистические страхи объединяет то, что в обоих случаях включается воображение.

Единственная отрицательная взаимосвязь выявлена между физической агрессией и фобиями, что легко объяснимо. Как уже отмечалось выше, люди, имеющие фобии, более склонны к проявлениям робости и ведомости, что несовместимо с применением грубой физической агрессии.

Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.

Литература

  • Айзенк Г. Структура личности. – СПб, 1999.
  • Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавитmся от страха. – СПб, 1995.
  • Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 2000.
  • Изард К. Эмоции человека. – М.,1980.
  • Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб, 2002.
  • Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.
  • Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.
  • Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.
  • Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
  • Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
  • Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.,1999.
  • Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. – СПб, 2001.
  • Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М., 1997.
Оцените статью
Избавиться от тревоги