определение уровня агрессии и тревожности и страхов подростков и их обусловленность тревогой невротизмом и агрессией

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ Тревога


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Обзор различных видов тестов на тревожность и депрессию

Существует много различных тестов на тревожность и депрессию, которые могут помочь в оценке уровня тревоги и депрессии у человека. Вот некоторые из них:

Характеристики

психогигиена; психопрофилактика; психологическая диагностика.

Недостатки тестов на тревожность и депрессию

Тесты на тревожность и депрессию могут быть полезными инструментами для оценки психического здоровья, но у них также есть ряд недостатков:

Методика определения уровня тревожности по школе Бека

Шкала Бека – это тест-опросник, автором и составителем которого является американский психотерапевт Аарон Бек (1921-2021). Прежде всего, Аарон Бек известен как крупнейший специалист в области лечения депрессивных расстройств и создатель метода когнитивной психотерапии для лечения таких расстройств. Аарон Бек оставил после себя огромное научное наследие.

Сегодня можно пройти составленный Аароном Беком тест на определение уровня тревожности онлайн, а система выдаст готовый результат в баллах. Зная количество набранных баллов, человеку останется посмотреть и прочитать, что же означает его результат. Обращаем ваше внимание, что ни один результат теста не может быть основанием для постановки диагноза в отрыве от других исследований и консультации профильного специалиста.

Итак, шкала Бека содержит 21 вопрос, касающийся психологического состояния человека на протяжении последней недели. Можно сказать, что в этом заключается одновременно и преимущество, и слабость данного метода оценки тревожности. С одной стороны, ответ на 21 вопрос займет минимум времени, что для экспресс-диагностики является преимуществом.

С другой стороны, вряд ли данные за одну неделю жизни человека пригодны для каких-то глобальных выводов и окончательного диагноза, пусть даже вкупе с другими исследованиями. Это обстоятельство в совокупности с прочими нюансами дают повод для критики объективности шкалы Бека.

В то же самое время, даже оппоненты признают, что шкала Бека имеет ряд преимуществ, которые заключаются в достаточно высокой внутренней согласованности и высокой содержательной достоверности. А учитывая, что ответы при повторном тестировании в течение одного дня или одной недели обычно расходятся не слишком сильно и совпадают на 80-90%, тест можно считать пригодным для общей первичной оценки текущего психологического состояния человека и вывода о необходимости дальнейшей диагностики и психотерапии.

Условно говоря, если испытуемый набрал 50-60 баллов из 63-х возможных, это достаточный повод для того, чтобы обеспокоиться его текущим психологическим состоянием, пусть даже это касается последних нескольких дней или недели. Как минимум, психотерапевту стоит выяснить, что же случилось в жизни человека, и подумать, как с ним работать дальше.

Если же испытуемый стабильно набирает меньше 10 баллов, беспокоиться вряд ли стоит, даже если предположить, что человек слегка привирает и хочет казаться лучше, чем он есть на самом деле. Если его в данный момент больше интересует то, какое он произведет впечатление на доктора, нежели его собственное настроение, сон, аппетит и вопросы будущего, у этого человека все не так уж плохо. Уточним, что по шкале Бека, чем меньше баллов вы набрали, тем лучше.

Интерпретация результатов по шкале Бека:

Что еще можно сказать по поводу шкалы Бека? В русскоязычной версии теста очень смущает наличие вариантов ответов-отрицаний с частицей «не» практически в каждом вопросе. Конечно, кое-где это видится логичным. Например, в вариантах ответов «Я получаю удовлетворение от жизни» и «Я не получаю удовлетворение от жизни»:


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Однако очень во многих случаях предлагаемые варианты ответов с частицей «не» выглядят как-то натянуто: «Я не тревожусь о своем будущем», «Я не чувствую себя неудачником», «Я не чувствую себя расстроенной/ расстроенным»:


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

По всем канонам русского языка, было бы ожидаемо увидеть предложения наподобие «У меня хорошее настроение», «Я уверен в своем будущем», «Удача обычно на моей стороне» и т.д.

Но, в принципе, возможны и некие промежуточные состояния в диапазоне «Я тревожусь о своем будущем» и «Я уверен в своем будущем». Далеко не все, кто не тревожится, уверены в чем-то хорошем. Возможно, они просто «забили» и не берут в голову вариант, что в будущем что-то пойдет не так. А те, кто тревожится о будущем, могут быть полностью уверены в нем. Точнее, в том, что перспективы у них так себе.

Кроме того, некоторые формулировки вопросов теста видятся не вполне исчерпывающими. Например, вопрос относительно качества сна предполагает лишь общие ответы «Сплю хорошо», «Сплю хуже, чем раньше», «Просыпаюсь на 1-2 часа раньше и не могу уснуть», «Просыпаюсь на несколько раньше и не могу уснуть»:


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Как минимум, это далеко не полный перечь нарушений сна, которые возникают, когда человека что-то тревожит. Гораздо хуже, если человек не может уснуть по полночи, хотя устал и вымотался за день. А если речь о том, что вы проснулись в 5 утра, более или менее выспались и, в принципе, «готовы к подвигам», вряд ли это повод для волнения. Те, кого это все же волнует, могут устроить себе физзарядку минут на 20 с гантелями и эспандером, после которой устанут и почти гарантированно уснут до 7 часов, пока не зазвонит будильник.

Так или иначе, диагностика на определение уровня тревожности по шкале Бека заслуженно является одной из самых распространенных и позволяет решить задачу первичной экспресс-диагностики.

Как выбрать нужный тест на тревожность и депрессию?

Выбор подходящего теста на тревожность и депрессию зависит от нескольких факторов, таких как цель тестирования, возраст, пол, культурные и языковые особенности и т.д. Ниже приведены советы, которые помогут выбрать подходящий тест:

В целом, тесты на тревожность и депрессию очень полезны для оценки психического здоровья, но они должны использоваться в сочетании с другими методами оценки, такими как клинические интервью и наблюдение за поведением человека.

Заключение

В заключении статьи хочу подчеркнуть, что тесты на тревожность и депрессию являются важными инструментами для понимания своего эмоционального состояния. Они позволяют оценить симптомы и степень проявления тревоги и депрессии, а также помогают определить, нуждается ли человек в помощи специалиста.

В статье были рассмотрены различные виды тестов, каждый из них имеет свои особенности и может помочь в определении разных аспектов эмоционального состояния. Например, тесты на тревожность оценивают общую тревожность, социальную тревожность или специфические фобии, тогда как тесты на депрессию оценивают степень депрессивных симптомов, таких как утрата интереса к жизни, бессонница, потеря аппетита и т.д.

Однако следует понимать, что тесты на тревожность и депрессию не являются диагностическим инструментом и не могут заменить консультацию профессионального психотерапевта или психиатра. Если вы обнаружили у себя симптомы тревоги или депрессии, то необходимо обратиться за помощью к специалисту. Он поможет определить причины и степень вашего эмоционального состояния, предложит методы лечения и даст рекомендации по улучшению психического здоровья.

И последнее, выбор теста на тревожность и депрессию зависит от целей, которых вы хотите достичь. Например, если вам нужно оценить общую тревожность, используйте тест Гамильтона, а если вам интересен уровень депрессивных симптомов, следует обратить внимание на тест Бека. В любом случае, помните, что тесты не являются единственным решением, и важно обращаться за помощью к психологу при наличии симптомов тревоги или депрессии.

Инструкция для прохождения теста

Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет».

Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ.

Клинические интервью на тему тревожности и депрессии

Существует несколько клинических интервью, которые можно использовать для оценки тревожности и депрессии. Вот некоторые из них:

Выбор конкретного клинического интервью зависит от целей и задач оценки, характеристик пациента и других факторов, которые учитывает психиатр или психолог.

Госпитальная шкала тревоги и депрессии

Есть и совсем короткие тесты, позволяющие, как утверждают авторы, определить уровень тревожности. Это, например, Госпитальная шкала тревоги и депрессии (по-английски Hospital Anxiety and Depression Scale, сокращенно HADS), содержащая всего 14 вопросов-утверждений. Ответы на четные вопросы позволяют выявить уровень депрессии, ответы на нечетные вопросы выявляют уровень тревожности.

По-научному это называется подшкала А (от английского anxiety, что означает – «тревога»), и подшкала D (от английского depression, что переводится как – «депрессия»):

Подшкалы тревоги и депрессии, по заверениям авторов, являются достоверными показателями тяжести эмоционального расстройства. Предполагается, что внедрение шкал в общебольничную практику облегчило бы большую задачу выявления и лечения эмоциональных расстройств у больных, находящихся на обследовании и лечении в терапевтических и хирургических отделениях.

Пройти тестирование HADS можно онлайн, и тут же получить результаты с разделением на уровни тревожности и депрессии. Вопросы теста во многом «пересекаются» с теми, что мы видели в ранее изученных тестах. Так, испытуемым предлагаются вопросы-утверждения наподобие «Я испытываю бодрость», «Я легко могу сесть и расслабиться», «Я испытываю внутреннее напряжение и дрожь», «Я неусидчив, словно мне постоянно нужно двигаться», «Я испытываю напряжение»:


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

В зависимости от того, насколько человеку свойственно то или другое состояние, ему предлагается ответить, испытывает ли он это состояние «Часто», «Иногда», «Все время», «Совсем не испытываю». Есть и другие вариации ответов в зависимости от специфики вопроса. Например, для вопроса-утверждения «Я не слежу за своей внешностью» есть варианты ответов «Это так», «Я не уделяю этому столько времени, сколько нужно», «Я слежу за собой» как и раньше» и т.д.:


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Разумеется, 14 вопросов вряд ли могут охватить весь спектр эмоций, свойственных человеку, и все параметры, необходимые для диагностики тревожного расстройства и уж тем более депрессии. Тем не менее, для первичного скрининга и общего понимания, нуждается ли пациент в психотерапевтической помощи, этого обычно достаточно.

Физиологические тесты на тревожность и депрессию

Существует несколько физиологических тестов, которые могут использоваться для оценки тревожности и депрессии. Некоторые из них:

Как и в случае с клиническим интервью, выбор конкретного физиологического теста зависит от целей и задач оценки, характеристик пациента и других факторов, которые могут учитываться врачом-психиатром или нейрофизиологом.

Методика Резапкиной на определение уровня тревожности

Мы рассмотрели несколько различных тестов на определение уровня тревожности, разработанных зарубежными психотерапевтами и предназначенных преимущественно для взрослых людей. А как можно помочь детям, которым тоже хватает стрессов, связанных с нагрузками в школе, удаленным режимом обучения, общением с родителями, учителями и сверстниками?

В частности, у детей спрашивают, болит ли у них голова после напряженной работы, снятся ли тревожные сны перед контрольными, сбивают ли с толку неожиданные вопросы учителя и долго ли они переживают из-за ссоры с друзьями. После подсчета количества ответов «да» можно понять, какой уровень тревожности у ребенка в настоящее время:

Помимо собственно констатации факта того или иного уровня тревожности тест Резапкиной содержит пояснение относительно возможных причин таких результатов. Так, низкий уровень тревожности может быть обусловлен самыми разными факторами:

Галина Резапкина предостерегает, что дети с низким уровнем тревожности могут в решающий момент оказаться не готовы к трудностям и неожиданному развороту событий не в их пользу. Таким образом, ребятам с низким уровнем тревожности тоже следует учиться управлять своим психологическим состоянием, как и тем, у кого уровень тревожности средний или высокий. Как минимум, следует научиться адекватно воспринимать действительность и быть готовым к возможным проблемам, если для них есть какие-то основания.

Можно найти и более короткий тест на 10 вопросов, «заточенный» исключительно на определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний. Обратите внимание, что для мальчиков и девочек одинаковое количество баллов может иметь разную интерпретацию. Если для девочек крайне высокий уровень тревожности начинается с 9 баллов, то для мальчиков с 7 баллов.

Итак, мы рассмотрели наиболее популярные методики и тесты на определение уровня тревожности. Независимо от результатов, полученных вами и вашими детьми, следует помнить, что любые результаты тестов носят ознакомительный характер и не должны повышать ваш уровень тревожности.

В конце концов, тесты нацелены на то, чтобы помочь людям справиться с их проблемами, а не усугубить их. С этой же целью помочь улучшить свое психологическое состояние и решить психологические проблемы, если они у вас есть, мы разработали наши программы «Психическая саморегуляция» и «Сам себе психолог», которые вы можете пройти в любое удобное для вас время.

Мы желаем вам спокойствия и выдержки в любых обстоятельствах. Мы ждем вас на наших учебных курсах и программах. И мы предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:

Тест на тревожность Бека

Тест на тревожность Бека (Beck Anxiety Inventory) — это один из наиболее широко используемых тестов на тревожность. Он был разработан американским психологом Аароном Т. Беком в 1988 году.

Тест включает 21 вопрос, которые оценивают различные симптомы тревожности, такие как беспокойство, боязнь будущего, напряжение и нервозность. Вопросы формулируются так, чтобы оценить частоту и силу тревожных симптомов у человека за последнюю неделю. Каждый вопрос имеет четыре варианта ответа, которые оцениваются по шкале от 0 до 3 баллов.

Вот примеры вопросов, которые включены в тест на тревожность Бека:

После того, как человек ответит на все вопросы, его ответы подсчитываются, чтобы получить общий балл по шкале от 0 до 63. Чем выше общий балл, тем выше уровень тревожности.

Оценка результатов теста на тревожность Бека производится с помощью стандартизированной шкалы, которая указывает, какой уровень тревожности соответствует определенному баллу. Обычно результаты интерпретируются следующим образом:

Тест на тревожность Бека можно использовать для диагностики тревожных расстройств и оценки эффективности лечения. Он полезен как для клинических исследований, так и для практической работы психотерапевтов, психиатров, психологов и других специалистов в области психического здоровья.

Этот тест стал очень популярным благодаря нескольким причинам:

Что представляет собой тест Филлипса

Тест Филлипса для младших школьников является инструментом, который позволяет выявить уровень тревожности у детей этого возраста.

Когда твоему учителю или тебе самому замечается, что ты испытываешь волнение во время выполнения заданий или задач, наступает время для проверки школьной тревожности при помощи теста Филлипса.

Тест состоит из набора вопросов, которые младшие школьники отвечают, указывая, насколько комфортно они себя чувствуют при выполнении заданий разного уровня сложности. Есть и другие вопросы, которые позволяют выяснить, какие-либо мысли или ощущения у ребят возникают по ходу теста.

Таким образом, тест Филлипса позволяет не только выявить тревожность, но и понять, какие факторы и моменты вызывают у ребят такие эмоции. Результаты теста представляют собой общую картину тревожности школьников и позволяют обратить внимание на конкретных детей, которые имеют высокие показатели тревожности.

Тест Спилбергера-Ханина на определение уровня тревожности

Несовершенство предлагаемых методов тестирования уровня тревожности вызвало к жизни новые исследования в этом направлении. Американский клинический психолог Чарльз Дональд Спилбергер (1927-2013) предложил свой вариант теста на определение уровня тревожности, который впоследствии был адаптирован для русскоговорящей аудитории профессором, доктором психологических наук Юрием Ханиным с учетом реалий жизни в России.

Исследование можно пройти онлайн, а система автоматически производит подсчет результатов. Тест на определение уровня тревожности Спилбергера-Ханина включает 2 части или 2 бланка по 20 вопросов-утверждений (итого 40 вопросов-утверждений). В части 1 нужно ответить, как вы себя ощущаете сейчас, а в части 2 нужно ответить, как вы себя чувствуете обычно.

Так, бланк №1 теста Спилбергера-Ханина содержит вопросы наподобие «В данный момент я довольна/ доволен», «В данный момент мне ничто не угрожает», «В данный момент я нахожусь в напряжении», «В данный момент я спокойна/ спокоен»:


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

20 вопросов-утверждений из части 1 позволяют диагностировать тревожность как ситуативное состояние. Это так называемая реактивная или ситуативная тревожность.

20 вопросов-утверждений из части 2 позволяют выявить тревожность как диспозицию и личностную особенность. Это так называемое свойство тревожности или личностная тревожность.

Бланк №2 Спилбергера-Ханина содержит описания различных психологических состояний и предлагает варианты ответов, насколько часто человек испытывает подобное состояние. Например, можно встретить утверждения в духе «Я легко расстраиваюсь», «Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей», «У меня бывает приподнятое настроение», «Я чувствую прилив сил и желание работать»:


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Испытуемым предлагается самостоятельно оценить, как часто они впадают в то или иное состояние: «Иногда», «Часто», «Почти всегда», «Почти никогда».

Для чего нужны эти 2 бланка для тестирования по методике Спилбергера-Ханина? Дело в том, что ситуативная тревожность и личностная тревожность – это разные понятия:

Те, кто желает глубже вникнуть в методику и понять, как интерпретируются разные варианты ответов на вопросы теста, могут изучить ключ к тесту:


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

В целом, в тесте на определение уровня тревожности Спилбергера-Ханина чем меньше баллов вы набрали, тем лучше для вашей психики.

Интерпретация результатов теста Спилбергера-Ханина:

Итоги теста по методике Спилбергера-Ханина не могут быть самодостаточным основанием для какого-либо диагноза, однако вполне могут выявить наличие проблемы и самого факта, что на человека действуют неблагоприятные психологические факторы.

Как проводится тест инструкция

Тест школьной тревожности Филлипса для младших школьников представляет собой инструмент, который помогает выявить уровень тревожности у детей в возрасте от 6 до 11 лет. Этот тест состоит из нескольких вопросов, которые подразделяются на разные факторы тревожности.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Когда начинаешь проходить тест, важно слушать вопросы и задания внимательно. Если ты замечаешь, что за время выполнения теста появляется волнение или тревожность, не нужно беспокоиться. Это обычное чувство, которое бывает у многих ребят.

Ты должен отвечать на каждый вопрос честно, думая о своих ощущениях и мыслях. Нет правильных и неправильных ответов. Тест предназначен для того, чтобы выявить твои собственные чувства и мнение.

Набор вопросов


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

В тесте есть различные вопросы и задания, которые направлены на выявление разных факторов тревожности. Некоторые вопросы могут быть связаны с твоими отношениями к одноклассникам или учителю, а другие — с твоими мыслями и чувствами в различных ситуациях.

Твои ответы помогут определить уровень твоей школьной тревожности и обратить внимание на те области, где ты можешь почувствовать себя не комфортно или сложно. Такие результаты позволят учителю или другим специалистам помочь тебе в улучшении твоего самочувствия.

Проверка и результаты

После выполнения всех заданий, результаты будут анализироваться специалистами. Важно понимать, что результаты теста не определяют, кто ты как личность или какой-то определенный уровень тревожности является «хорошим» или «плохим». Это просто информация, которая поможет понять, какие-либо проблемы есть у тебя в школьной среде.

Если после прохождения теста возникнут какие-либо вопросы или необходимость в помощи, обратись к своему учителю или другим взрослым, которым доверяешь. Они смогут тебе помочь и поддержать в таких ситуациях.

Тест на депрессию Бека

Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory) является одним из самых распространенных тестов на депрессию, который был разработан Аароном Т. Беком в 1961 году. Этот тест используется для оценки наличия и тяжести депрессивных симптомов.

Шкала депрессии Бека состоит из 21 вопроса, описывающих различные симптомы депрессии, такие как нарушения сна, аппетита, настроения, а также чувство усталости и бессилия. Каждый вопрос оценивается по 4-балльной шкале, где 0 означает отсутствие симптома, а 3 — наибольшую тяжесть. Баллы всех вопросов суммируются, что позволяет определить уровень депрессии у человека.

Ниже приводятся примеры вопросов, используемых в шкале депрессии Бека:

Важно отметить, что шкала Бека не является единственным и окончательным инструментом для диагностики депрессии. Она должна использоваться в сочетании с другими методами оценки, такими как клиническое интервью, история болезни и дополнительные психологические тесты.

Кроме того, результаты теста должны интерпретироваться специалистом в области психического здоровья, так как могут быть другие причины симптомов, не связанные с депрессией.

Тест «Шкала депрессии Бека» (Beck Depression Inventory) является одним из самых популярных тестов на депрессию в мире, и это обусловлено несколькими факторами:

Анализ результатов

Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Как видно из таблицы 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (78 баллов у юношей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у юношей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла), страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов).

У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.

Для обобщенного анализа страхов все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу:

Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2).


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные и замыкают ряд мистические страхи.

Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3).


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Данные, представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.

Следующей задачей нашего исследования было изучение влияния тревожности и нейротизма на степень выраженности страхов у старшеклассников. Для этого была проведена диагностика тревожности школьников с помощью методики «Шкала личностной тревожности для учащихся» А. М. Прихожан и нейротизма с применением опросника Г. Айзенка. Затем был проведен корреляционный анализ показателей тревожности, нейротизма и степени выраженности страхов на всей выборке в целом. Результаты анализа представлены на рис. 1.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Данные свидетельствуют о наличии большого числа связей между всеми видами страхов и шкалами личностной тревожности, что доказывает данные других авторов о том, что тревожность как личностное свойство предрасполагает человека испытывать беспокойство по поводу возможных физических и социальных угрожающих событий. Наиболее высокие значения корреляций наблюдаются между социальными страхами и межличностной и самооценочной тревожностью, между мистическими страхами и магической тревожностью. Это свидетельствует о том, что существует определенная тематическая доминанта страхов и тревожности. Если человека более волнуют его межличностные отношения, то более вероятно у него возникновение страхов, связанных с этими отношениями (например, страх критики со стороны близких людей). Хотя наряду с этим действует и генерализованное влияние тревожности на склонность к переживанию страхов по разным поводам. При прочих равных условиях в одной и той же ситуации тревожный человек будет испытывать большее беспокойство, чем человек с низким уровнем тревожности. Но было бы неправильно думать, что тревожность вредна, ведь беспокойство заставляет человека заранее принимать меры по предотвращению угрозы, что может спасти ему жизнь.

Следующей задачей нашей работы было изучение влияния разных форм агрессивности на склонность к переживанию страха.

Для определения уровня агрессивности нами была использована методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса — Дарки. В результате нами были получены данные по восьми формам проявления агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Корреляционный анализ показателей агрессивности и видов страха позволил установить значимые связи между ними, которые представлены на рис. 2.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Больше всего взаимосвязей дала такая форма агрессивности, как вина.

Наибольшая величина корреляции наблюдается между чувством вины и мистическими страхами. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, закономерна. Ощущаемые при переживании чувства вины угрызения совести, наталкивают человека на мысли о наказании за содеянное. Это наказание человек в первую очередь ожидает от потусторонних сил, от которых ничего не утаишь. Поэтому страх перед Богом, который знает каждый наш шаг на земле, больше всего испытывают люди, склонные к самообвинению.

Положительно коррелирует чувство вины с социальными страхами. При переживании чувства вины у человека возникает убеждение, что он плохой и недостойный, он ощущает угрызения совести, что может приводить к нарастанию социальных страхов. Наличие положительной связи между чувством вины и криминальными страхами можно объяснить действием проекции. Человек, рисующий в своем воображении возможные собственные агрессивные действия или совершавший таковые в реальности, имеет больше оснований опасаться, что и другие люди вынашивают агрессивные планы относительно него. Он вообще может считать, что все люди злы и агрессивны.

Положительно коррелируют между собой раздражение и социальные страхи. В данном случае трудно определить причинно-следственные отношения между ними, т.е. раздражение вызывает социальные страхи или, наоборот, наличие социальных страхов провоцирует раздражение. Скорее всего, здесь имеет место взаимное усиление этих феноменов. Например, человек, опасающийся выглядеть смешным, будет более раздраженно реагировать на шутки в его адрес, что, скорее всего, приведет к большей конфликтности его отношений с окружающими и укрепит его социальные страхи.

Положительную корреляцию даёт взаимосвязь подозрительности и мистических страхов. Подозрительность как проявление агрессивности связана с недоверием и осторожностью по отношению к людям. Подозрительные люди могут ожидать, что их знакомые хотят причинить им вред, в том числе и с помощью мистических приемов (колдовства, сглаза и пр.). Подозрительность и мистические страхи объединяет то, что в обоих случаях включается воображение.

Единственная отрицательная взаимосвязь выявлена между физической агрессией и фобиями, что легко объяснимо. Как уже отмечалось выше, люди, имеющие фобии, более склонны к проявлениям робости и ведомости, что несовместимо с применением грубой физической агрессии.

Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.

Результаты теста


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

После прохождения теста по школьной тревожности Филлипса были получены результаты, которые помогут выявить уровень тревожности у младших школьников. Тест состоит из нескольких вопросов, на которые ребята должны ответить только «да» или «нет».

Многие младшие школьники испытывают волнение и тревожность когда надо выполнять задания, особенно если они считают их сложными. Некоторые ребята замечают, что им трудно сосредоточиться на задании, если другие одноклассники шумят или отвлекают внимание. Такие факторы могут показаться мешающими и вызывать нервозность.

Результаты теста позволяют учительнице обратить внимание на тебя и твои мысли во время выполнения заданий. Если у тебя возникают какие-либо трудности или волнение, тест поможет выявить такие моменты и найти способы помочь тебе чувствовать себя комфортно во время учебы.

Тест также позволяет проверить, как ребенок отвечает на вопросы о своих чувствах. Бывает, что дети имеют трудности с выражением своей тревожности или не понимают, какие слова использовать.

Если тест показал, что уровень тревожности у тебя высокий, необходимо обсудить результаты с учителем или школьным психологом. Вместе вы сможете найти способы справиться с тревожностью и развить навыки уверенности в себе.

Литература

  • Айзенк Г. Структура личности. – СПб, 1999.
  • Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавитmся от страха. – СПб, 1995.
  • Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 2000.
  • Изард К. Эмоции человека. – М.,1980.
  • Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб, 2002.
  • Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.
  • Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.
  • Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.
  • Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
  • Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
  • Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.,1999.
  • Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. – СПб, 2001.
  • Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М., 1997.
Оцените статью
Избавиться от тревоги