повышенный уровень тревожности как избавиться

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ИЗБАВИТЬСЯ Тревога

Беспокойство — нормальная реакция людей на события, происходящие в мире, стране, на работе, в семье. Но иногда причина переживания настолько сильная, что не отпускает человека, заставляя думать о ней постоянно. Затем добавляются другие тревожные мысли. Они нарастают как снежный ком, мешают нормально жить, учиться, работать. Состояние постоянной тревоги плохо сказывается на здоровье. Человек становится раздражительным, нервным. Если вовремя не разобраться с причинами, недалеко до нервного срыва.

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Методика была разработана в 1970 году.

Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинической практике с разными целями – для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния пациента в динамике и т.п. На русском языке эта методика была адаптирована Ю. Л. Ханиным, поэтому данная методика диагностики тревожных состояний также носит название «Шкала Спилбергера-Ханина».

Периодически испытывать беспокойство — нормально. Тревога выполняет важную функцию — сигнализирует об опасности, помогает подготовиться к ней и увеличить шансы на выживание.

Это демонстрирует жестокий эксперимент канадского ученого Ли Алана Дугаткина. Он проанализировал поведение рыбок гуппи и разделил их на три группы: тревожные, амбивалентные и смелые. Затем он поместил их в аквариум к хищной рыбе. Через 60 часов Дугаткин подсчитал: все смелые гуппи погибли, амбивалентных выжило 15%, а тревожных — целых 40%.

Однако если тревога регулярно возникает, когда никакой опасности нет, она мешает жить нормальной жизнью. Такого рода беспокойство характерно для тревожных расстройств.

Причины зарождения беспокойства

Появление временной тревожности связано с возникновением проблемы. Это может быть переезд в другой город, увольнение с работы, ссора, другое неприятное событие в жизни. Обычно переживание длится недолго, исчезает по мере решения проблемы, вызвавшей его.

Причины постоянного чувства беспокойства возникают в детстве, когда ребенок наблюдает за взрослыми, а затем подсознательно копирует модель их поведения. В семьях, где родственники сильно переживают по поводу каждой мелочи, часто беспокоятся, дети растут боязливыми, плаксивыми. Напряженная атмосфера тревожности быстро передается детям, они плохо спят, мало едят, становятся раздражительными. Со временем ситуация может осложняться, повышенный уровень беспокойства мешает человеку устанавливать связи в социуме, что заставляет его тревожится еще сильней.

Провоцируют появление беспокойства проблемы с гормональным фоном, постоянные стрессы, затяжные депрессии, психические расстройства.

Что такое тревожное расстройство

Главное, что объединяет тревожные расстройства, — необоснованные, чрезмерные и постоянные беспокойство или страх. Их трудно или невозможно контролировать. Часто этого у человека развивается реакция избегания — он старается не попадать в ситуации, которые вызывают неприятные эмоции. Например, человек с социальным тревожным расстройством может редко выходить из дома, чтобы избегать общения с людьми — ситуации, которая активирует его тревогу. Человек с клаустрофобией — не ездить в лифте, всегда ходить по лестнице пешком.

Кроме этого, люди с тревожными расстройствами часто страдают от руминации — навязчивых мыслей, как правило — неприятных. Ум зацикливается на проблеме, одни и  мысли крутятся в голове. Например, человек с социальным тревожным расстройством, который боится публичных выступлений, но вынужден это сделать, может часами думать, что провалится и будет опозорен. А человек с генерализованным тревожным расстройством — что абсолютно все в его жизни разваливается, скоро его уволят с работы и жить будет не на что.

Предположить наличие тревожного расстройства и обратиться к врачу-психиатру стоит, если тревога и страх приносят вам дискомфорт и мешают учиться, работать, выстраивать отношения и в целом вести нормальную жизнь.

Проверить себя самостоятельно можно с помощью нескольких тестов, которые при диагностике используют врачи-психиатры:


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ИЗБАВИТЬСЯ

Однако результат теста не является диагнозом — его может поставить только врач, обсудив с вами симптомы и предысторию их появления.


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ИЗБАВИТЬСЯ

Шкала тревоги Спилбергера

В рамках этого теста созданы есть 2 подшкалы. Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности) оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как респонденты чувствуют себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства и возбуждения вегетативной нервной системы система.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает в качестве эмоциональной реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Вторая, шкала личной тревожности оценивает относительно стабильные аспекты личности, ее склонность к беспокойству, оценивает чувствосостояние спокойствия, уверенности и безопасности.

Под личностной тревожностью подразумевается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций становиться стрессом для индивидуума и вызывать у него выраженную тревогу.

Как свойство личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные (в т.ч. для самооценки, самоуважения). Лица, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Если STAI показывает у респондента высокий показатель личностной тревожности, это дает основание предполагать у него возникновение состояния тревожности в разных рядовых ситуациях. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Симптомы тревожного расстройства

Основные симптомы генерализованного тревожного расстройства:

Основные симптомы смешанного тревожного и депрессивного расстройства:

Основные симптомы панического расстройства:

Основные симптомы специфической фобии:


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ИЗБАВИТЬСЯ

Основные симптомы агорафобии:

Основные симптомы социального тревожного расстройства:

Когда требуется квалифицированная помощь

Эпизодическая тревожность не накладывает отпечаток на жизнь человека. Ее проявления быстро проходят. Но если переживания не дают полноценно жить, продолжаются дольше полугода, сопровождаются усиленным сердцебиением, повышением давления, потливостью — это повод для консультации психолога или психотерапевта.

Речь может идти об одной из разновидностей тревожного расстройства:

Острое, спонтанное, беспричинное чувство крайней тревоги, при которой человеку кажется, что он умрет. Характерные черты — головокружения тошнота, тахикардия, учащенное дыхание.

Любой иррациональный страх (полетов, открытых и закрытых пространств, воды, социума) вынуждает человека постоянно находится в напряжении, ожидая появления своей фобии.

Острое, непрекращающееся беспокойство и переживание по любому, даже незначительному поводу. Сопровождается чувством сдавливания в груди, дрожью, холодным потом. Это хроническое напряжение беспокоит человека ежедневно.

Переживание, возникающее перед необходимостью находится среди людей, общаться с ними. Для социофоба даже выход на улицу — настоящая пытка. Задолго до этого он испытывает необъяснимый страх, сопровождающийся частым сердцебиением, похолоданием конечностей, потливостью.

Возникает у пациентов с хроническими заболеваниями. Беспокойство связано с риском потери, поломки жизненно необходимого лекарства или прибора (люди с диабетом боятся остаться без таблеток или инсулина, больные астмой тревожатся об ингаляторе, без которого могут задохнуться).

«Проблемы сами не решатся, относитесь к своему психологическому здоровью ответственно! Записывайтесь к нам на консультацию.»

Главный врач Харабурова Т. Л.

Запишитесь на консультацию по телефону 8 (831) 266-03-06 или оставьте заявку. Записаться

Тревожное расстройство, продолжающееся несколько месяцев, требует проведения терапии со стороны психотерапевта или психолога. Если оставить все на самотек, это приведет к сердечным и желудочным патологиям, расстройствам сна, неврологическим проблемам. Специалист разберется с причинами беспокойства, даст рекомендации по выходу из кризиса.

Виды тревожности

С психологической точки зрения тревожность — это особенность человеческой психики, обусловленная неясным предчувствием, ожиданием чего-то плохо и связанное с ним беспокойство.

Тревожные состояния могут быть:

Беспокойство появляется из-за нерешенной проблемы, конфликтной ситуации. Длится до момента разрешения конфликта, устранения проблемы. После этого человек спокойно живет дальше, обычной повседневной жизнью, не вспоминая о причине тревожности. Никакого негативного отпечатка временное переживание на жизнь не накладывает.

В этом случае тревожность связана с характером и темпераментом. Постоянное беспокойство свойственно людям нервным, мнительным, уязвимым, с тонкой душевной организацией (холерикам, меланхоликам). Они остро реагируют на все события, происходящие в жизни, сильно переживают. Ежедневное пребывание в напряжении со временем приводит к расстройствам психики, возникновению фобий, мешающих жить.

«Столкнулись с трудностями? Всё решаемо! Записывайтесь к нам на консультацию.»

Клиническая значимость

Большинство из известных методов оценки уровня тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или текущее состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственным способом, позволяющим дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Спилбергером.

Измерение тревожности как свойства личности имеет важное значение – ведь это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У индивидуума существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.

Виды тревожных расстройств

Генерализованное тревожное расстройство. Этот тип тревожных расстройств характеризуется постоянной и сильной общей тревогой, не связанной с конкретными ситуациями. Также они могут проявляться в чрезмерном беспокойстве сразу о множестве событий в повседневной жизни: и о здоровье, и о работе, и о личных отношениях, даже на первый взгляд не самых важных вещах вроде ремонта машины. Обязательное условие постановки диагноза — симптомы наблюдаются долго, как минимум несколько месяцев.

Помимо чувства тревоги человек с генерализованным тревожным расстройством часто страдает от раздражительности, трудностей с концентрацией внимания и соматических проявлений беспокойства — мышечного напряжения, проблем со сном, быстрой утомляемости. Они связаны с тем, что постоянно активна симпатическая нервная система, отвечающая за реакцию на стресс.

Иначе говоря, тревожное расстройство — это еще и хронический стресс. А его негативные последствия затрагивают практически все органы — от мозга и до желудка.

Смешанное тревожное и депрессивное расстройство. Тревожность — частый спутник депрессивных расстройств, а симптомы депрессии встречаются при тревожных. Однако бывает, что врач не может определить, что превалирует — тревога или депрессия. В таком случае человек получает диагноз «смешанное тревожное и депрессивное расстройство». Симптомы при этом должны наблюдаться дольше двух недель и в общей сложности длиться дольше, чем нормальное настроение.

Также при постановке диагноза важно исключить другие возможные причины тревожно-депрессивного состояния — физические заболевания, например гипотиреоз, воздействие лекарств и психоактивных веществ на нервную систему.

Паническое расстройство. Как понятно из названия, это тревожное расстройство связано с паникой, а если точнее — с паническими атаками.

Панические атаки — это приступы интенсивного страха, при которых человек испытывает и панику, и сильные неприятные телесные ощущения: удушье, учащенное сердцебиение, головокружение, потливость, онемение в конечностях, дрожь, одышку, боль в груди, предобморочное состояние.

Нередко во время панической атаки человеку кажется, что у него сердечный приступ и что он умирает. На самом деле опасности для здоровья нет. Мозг искажает сигналы, идущие от тела, и субъективные ощущения человека могут не совпадать с реальностью. Например, люди, которые жалуются на учащенное сердцебиение во время панической атаки, могут иметь нормальную частоту сердечных сокращений.

Еще во время панической атаки человек может пережить дереализацию — странное ощущение, как будто мир вокруг нереальный, отдаленный, не имеет красок. А также деперсонализацию — необъяснимое чувство, что твое тело больше тебе не принадлежит, твои действия как будто совершаются не тобой, а твоей личности не существует. Узнать, вы дереализацию и деперсонализацию, можно, пройдя опросник — Кембриджскую шкалу деперсонализации.

Панические атаки знакомы многим — даже совершенно здоровым с точки зрения психиатра людям. Например, они могут происходить на фоне стресса или после употребления алкоголя. Главное отличие панического расстройства от обычных панических атак — то, что они происходят без всякого триггера, «на ровном месте».

Частота панических атак при паническом расстройстве бывает разной — от нескольких раз в день до нескольких раз в месяц. Ситуация может постепенно ухудшаться. Человек начинает бояться панических атак, постоянно думать о них, мониторить сигналы тела и испытывать тревогу, и это приводит ко все новым и новым приступам.

Длительность тоже отличается — приступ может продолжаться несколько минут или полчаса. Некоторые переживают часовые панические атаки, но это считается редкостью. Несмотря на это, Всемирная организация здравоохранения считает паническое расстройство одним из самых тяжелых психических расстройств.

Со временем приступы становятся более предсказуемыми. Это работает как самосбывающееся пророчество: человек ожидает их в ситуации, когда она уже была, — и ожидания сбываются. Например, если паническая атака случайно, без всякого раздражителя случилась в метро, он боится, что это случится снова, и тем самым провоцирует очередной приступ.

Специфическая фобия. В случае этого расстройства главный симптом — не тревога, а сильный страх перед , что обычно не приносит вреда. «» может быть определенный объект — например, насекомые, а также ситуации и действия — перелеты и переход моста.

Человек с фобией боится настолько сильно, что готов идти на крайние меры, чтобы избегать того, что вызывает страх. Если его пугает спуск в метро на эскалаторе, он будет ездить на наземном транспорте и ходить пешком, даже если на это уйдет гораздо больше денег и времени.

Люди со специфическими фобиями осознают, что их страх иррационален, но не могут его контролировать. Сталкиваясь с тем, что пугает, они испытывают физические проявления паники: тошноту и диарею, головокружение и предобморочное состояние, потливость, учащенное сердцебиение и проблемы с дыханием, дрожь, онемение. Причем тревога и такие симптомы могут начаться еще до столкновения с предметом фобии — например, человек планирует прогулку в парке и начинает задыхаться, думая о собаках, которые там гуляют.

Фобии встречаются часто — по американским подсчетам, взрослых. Они бывают самыми разными. Наиболее распространенные страхи — перед перелетами, вождением автомобиля, закрытыми пространствами, грозами, высотой, темнотой, животными и насекомыми, кровью, выстрелами, травмами. Еще часто встречается боязнь клоунов, но это больше характерно для США.

У каждой фобии — собственное название, образованное от греческого «фобос» — страх. Например, акрофобия — это боязнь высоты, а гравидофобия — гораздо более редкий страх — связан с беременностью: человеку невероятно страшно встречаться с беременными женщинами и/или забеременеть.

Агорафобия. Фобия, которую выделяют как отдельную диагностическую категорию, потому что страх в ее случае не ограничивается одним объектом или ситуацией. Часто появляется как осложнение панического или социального тревожного расстройства.

Среди неспециалистов принято считать, что это боязнь открытых пространств. На самом деле это не так. Более того, агорафобия может проявляться как страх общественного транспорта — закрытого пространства.

Человека с агорафобией пугают самые разные ситуации, а объединяет их то, что убежать сложно или стыдно, а помощь, если случится паническая атака или другие проблемы со здоровьем, недоступна. Поэтому человек может бояться находиться в толпе, театре, торговом центре.

Как и в случае других фобий, страх настолько сильный и неконтролируемый, что человек избегает пугающих мест и ситуаций, а если этого не получается, часто переживает не просто панику, а полноценную паническую атаку.

Избегать всего, что пугает, при агорафобии сложно. Попытка это сделать может приводить к тому, что человек вовсе не будет выходить из дома. Впрочем, одиночество дома тоже может при этой фобии пугать, потому что некому оказать медицинскую помощь, если случится.

Социальное тревожное расстройство. Человека с этим расстройством пугают разные ситуации, связанные с социальным взаимодействием. Например, знакомство с новыми людьми, выполнение действий, когда на них смотрят, типа приема пищи или публичных выступлений.


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ИЗБАВИТЬСЯ

На первый взгляд кажется, что некоторые страхи — публичные выступления — характерны для многих людей. Но обычная, здоровая тревога в таких ситуациях проявляется периодически, в то время как при социальном тревожном расстройстве она постоянная и сильная, мешает повседневной жизни и серьезно ограничивает. Например, человек с боязнью есть перед другими людьми не пойдет с друзьями в кафе. А человек, боящийся публичных выступлений, откажется от повышения, если новая должность требует проводить совещания.

Состояние человека с социальным тревожным расстройством усугубляет тревога перед самой тревогой — он боится, что беспокойства будет вести себя не так. Допустим, ему страшно разговаривать с людьми, но он вынужден идти на устный экзамен. Он думает, как то, что он мямлит и потеет, заметят экзаменаторы, как это будет стыдно, как они подумают, что он не готов.

Процедура проведения

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Обработка результатов включает следующие этапы:

Интерпретация результатов STAI

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При общей интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для респондента.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Низкотревожным личностям, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние изменчиво и отличается различной интенсивностью. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стресса, а также какова интенсивность этого воздействия.

Рекомендуем по этой теме:

13 декабря 2023

Существуют ли табу в разговорах с человеком, который болеет депрессией

Симптомы депрессии, которые чувствуют больные люди, включают утрату надежды, отсутствие мотивации и значительное снижение активности в повседневной деятельности. Каждый человек переживает депрессию по-разному, и некоторые люди могут не чувствовать того, о чем сообщают другие.

11 декабря 2023

Резистентная депрессия: «мрачное» название совсем не означает отсутствия методов лечения

Депрессию обычно лечат с помощью лекарственных средств, психотерапии или их сочетания, и чаще после такого лечения симптомы депрессивного расстройства исчезают. Однако иногда симптомы болезни после типичного лечения наблюдаются и дальше. В таких случаях врачи считают, что у пациента «резистентная депрессия» (РД), или «терапевтически резистентная депрессия» (ТРД).

24 ноября 2023

Как распознать депрессию

Депрессия (другие названия – «большое депрессивное расстройство», «клиническая депрессия») – это расстройство настроения с группой симптомов, в частности постоянной печалью и/или отсутствием интереса к жизни.

18 октября 2023

Токсическая позитивность: когда (чрезмерный) оптимизм становится вредным

Конечно, для психического здоровья (да и для соматического) очень важно иметь хорошее настроение и не принимать неизбежные мелкие жизненные проблемы слишком близко к сердцу. Однако показная, а тем более чрезмерная, неоправданная жизнерадостность может нанести человеку серьезный вред – она мешает трезво оценивать ситуацию и часто бывает губительной для отношений.

Лечение тревожного расстройства

Эффективные способы лечения тревожных расстройств — прием медикаментов и психотерапия. Часто эти методы сочетаются, что помогает достичь более стойкого результата.

Лекарства. Обычно людям с тревожным расстройством выписывают антидепрессанты. Они повышают концентрации особых веществ в мозге — нейромедиаторов. Например, СИОЗС, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, — «золотой стандарт» лечения — изменяют количество серотонина. Терапия второй линии — СИОЗСиН, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина, воздействуют еще и на норадреналин. Оба нейромедиатора влияют на настроение и уменьшают тревожные и депрессивные симптомы.

Еще часто используют бензодиазепины. Они опосредованно усиливают действие гамма-аминомасляной кислоты. Это вещество гасит действие нейромедиаторов, возбуждающих центральную нервную систему и активирующих реакцию стресса.

Бензодиазепины применяют не только при тревожных расстройствах, но и при депрессии и проблемах со сном. Однако у них больше побочных эффектов, чем у антидепрессантов. Помимо сонливости, которой люди вынуждены отказываться от вождения машины, есть риск зависимости, и принимать долго препараты нельзя. После прекращения приема многие испытывают синдром отмены — по некоторым подсчетам, это переживают . После этого также может возрасти тревожность.

риска зависимости особенно важно принимать бензодиазепины только по назначению врача и под его контролем. Кроме того, тревожные расстройства часто осложняются тем, что человек принимает алкоголь и психоактивные вещества, чтобы заглушить тревогу. Людям с таким опытом принимать бензодиазепины нельзя.

Антиконвульсанты используют для предотвращения приступов эпилепсии и, как и бензодиазепины, они усиливают действие гамма-аминомасляной кислоты, но действуют мягче. Исследования показывают, что некоторые антиконвульсанты эффективны при лечении генерализованного тревожного и социального тревожного расстройств. Доказательств эффективности антиконвульсантов при других тревожных расстройствах пока мало. А среди их побочных эффектов, как и у бензодиазепинов, риск зависимости.

Психотерапия. Оптимальный выбор — когнитивно-поведенческая терапия, наиболее изученное направление. Существуют доказательства его эффективности при генерализованном тревожном, социальном тревожном и паническом расстройстве, а также специфических фобиях и агорафобии.


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ИЗБАВИТЬСЯ

Когнитивная часть терапии — это понимание, как негативные мысли способствуют возникновению тревоги, поведенческая — как эти мысли влияют на поведение. Разобравшись в этом, человек начинает учиться конкретным навыкам, которые позволяют уменьшить симптомы тревожного расстройства. Например, упражнениям, которые можно использовать, когда тревога сильная.

Один из методов, который используют когнитивно-поведенческие психотерапевты при работе с тревожными расстройствами, — это экспозиционная терапия. Суть в том, что человек постепенно, маленькими дозами подвергается воздействию того, что его пугает и что он обычно избегает. Происходит это при поддержке психотерапевта.

Например, человек с агорафобией, который год не выходил из дома, для начала представляет на сессии, как гуляет на улице. Через неделю выходит из квартиры на лестничную площадку, немного стоит и возвращается. Еще через время спускается на первый этаж — и снова домой. Затем детская площадка рядом с домом, магазин за углом — и так далее. Потихоньку зона, где человек может находиться, расширяется, и он все больше времени проводит вне дома.

Как помочь себе при тревожном расстройстве

Тревога проявляется на разных уровнях. На физическом: бьется сердце, учащается дыхание, краснеет кожа, возникает напряжение в мышцах. На мыслительном: постоянно преследует беспокойство о . На эмоциональном: не оставляют ощущение грусти, страха, отчаяния, взвинченности, апатии. На поведенческом: устоявшиеся привычки, которые помогают облегчить состояние, но лишь на короткое время.

Чтобы помочь себе справиться с тревогой, важно воздействовать на все четыре параметра. Попробуйте начать с того, на что проще всего повлиять — это физическое состояние и поведение.

Физическое состояние. Ложитесь и вставайте примерно в одно и  время, питайтесь сбалансированно, не употребляйте алкоголь, откажитесь от напитков с кофеином в первые несколько часов после пробуждения. Старайтесь больше гулять в солнечную погоду — особенно в первый час бодрствования, — ежедневно принимайте прохладный или контрастный душ.

Важно и достаточно расслабляться, и поддерживать физическую активность. В случае с тревогой хорошо работает расслабление мышц: йога, массаж, саморелаксация, аппликатор Кузнецова. Стоит уделять внимание шейно-воротниковой зоне, мышцам спины и плеч — они часто страдают не только от неподвижного образа жизни, но и от тревоги, возникает так называемое ощущение «поднятых плеч». Хорошо работают расслабляющие дыхательные практики с акцентом на выдох, пение, медитации, протоколы глубокого отдыха — non sleep deep rest.

Мысли. С тревожными мыслями сложно работать самостоятельно. Но стоит попробовать научиться их отслеживать. Не погружаться все глубже в тревожное состояние, а осознавать, что вы пребываете в нем: «Тревожный туман пришел, но он обязательно рассеется».

Развивайте навык осознанности, майндфулнес, и учитесь останавливать мысли: фиксируйте внимание на конкретных вещах здесь и сейчас. Так вы научитесь останавливать навязчивые мысли о прошлом или о будущем: «Мне очень тревожно и хочется подумать о том, как я провалил вчерашнее собеседование, но вместо этого я буду наблюдать за своим дыханием на пять счетов и ни о чем больше не вспоминать». Этот навык помогает не реагировать на мысли буквально, а воспринимать их как нечто преходящее.

Еще одна полезная техника для этого — «навязчивая песня». Вспомните: когда у вас в голове крутится одна и  песня, вы не делаете из этого большую проблему. Воспринимайте тревожную мысль как заевшую пластинку. Да, звук не очень приятный, но это не будет длиться вечно.

Важно получать поддержку и благодарность от других и поддерживать себя самому. Помогает ставить конкретные и понятные цели и достигать их в обозримом будущем, фокусироваться на признанных достижениях в профессиональной или другой значимой сфере, развивать в себе самопринятие вместо самокритики.

Классическая когнитивно-поведенческая терапия также предлагает вести дневник тревожных мыслей. Но самому с этой задачей справиться нелегко — лучше делать это вместе с психотерапевтом.

Эмоции. С эмоциями примерно самое — они напрямую связаны с нашими мыслями и поведением. Важно развивать в себе навык рефлексии и учиться замечать свои чувства — не пытаться игнорировать их и не избегать. Учитесь осознавать: «Сейчас мне грустно и страшно, и это связано с определенной причиной».

Поведение. Важно начать управлять триггерами — тем, что запускает поток тревожных мыслей. Это могут быть, например, чтение новостей, разговоры с конкретными людьми, воспоминания.

Прятаться от триггеров не нужно. Отследите, какой именно триггер запускает внутри вас тревогу, и, когда он происходит, попробуйте действовать не так, как обычно. Например, после ожидаемого напряжения позвольте себе отдохнуть и расслабиться физически — через йогу, массаж, приятный спорт. Еще можно регулировать тревожные мысли после триггера: выделяйте конкретное время на чтение новостей и чаты — можно блокировать уведомления на несколько часов, останавливайте поток мыслей через техники осознанности, то есть майндфулнес, и дыхания.

Главное — научиться управлять вниманием. Например, можно уделить больше времени занятиям, где вы не будете отвлекаться и пережевывать свои тревожные мысли, а сфокусируетесь на других задачах: например, яхтинг, где нужно следить за парусом и ветром, скалодром, где нужна координация, фридайвинг, где важно работать с дыханием.

Планируйте отдых, отвлекайтесь от тревожных стимулов и управляйте ими. Не прячьтесь от них, а учитесь с ними общаться. Например, вас тревожит коллега. Не делайте вид, что его не существует. Осознайте, что ваша тревога связана именно с ним, и подумайте, что с этим можно сделать. Важно учиться вычленять триггеры — тревога связана с конкретными событиями в жизни, и вы можете на это влиять: искать разные пути, советоваться с друзьями.

Все, что помогает от тревожных мыслей именно вам, — хорошо. Проблема в том, что многие средства не универсальны. составление плана и списка задач поможет упорядочить мысли, а у  вызовет новую тревогу — «Как все это успеть?» Стоит опробовать разные рекомендации и выбрать любимые.

Если не получается дышать под счет или медитировать, что нормально — у некоторых людей медитация усиливает тревогу, — появляется слишком много пустого места для негативных мыслей, то можно выбрать дело, где вы неизбежно сосредоточитесь: сквош, интересная лекция о грибах, настольные игры с друзьями.

Не расстраивайтесь, если не получается быстро справиться с тревогой. Внешнее напряжение пока не уменьшается, тревожные новости поступают каждый час, и переживать о них — нормально. Не стоит обесценивать страх или злость и пытаться не обращать на них внимания. Позаботьтесь о том, чтобы эти эмоции не лишили вас сил для конструктивных действий сейчас и в будущем — помощи другим, развитию своего дела.

Любовь, дружба и общение с близкими очень важны. Тревога и отчаяние могут привести к апатии, а это только ухудшит состояние и лишит последних сил. Важно не попасть в порочный круг: «Мне плохо и ничего не хочется — не буду ничего делать. А раз я ничего не делаю — я плохой».

Эффективные методики снятия тревожности

Каждый человек по своему реагирует на жизненные проблемы. Одни испытывают небольшой дискомфорт, постепенно перерастающий в паническую атаку. Других беспокоит раздражение, тахикардия, ощущение кома в горле, снижение внимания. У третьих появляется потливость, кожный зуд, спазмы в животе, тошнота.

Если тревога не пропадает, а ее неприятная симптоматика усиливается, психологи рекомендуют выполнить ряд несложных действий:

Подойдет произведение с релаксирующим действием (классическое, для медитации). Помогают расслабиться звуки природы.

В этом помогает хобби. Рисование, вязание, плетение, вышивка переключают внимание, успокаивают. Многим людям помогает выполнение рутинных домашних дел (мытье полов, выбивание ковров).

Глубоко вдохнуть через нос, задержать дыхание на 10 секунд, медленно выдохнуть через рот.

На пару часов выключить все гаджеты. Посидеть в тишине, почитать или постараться заснуть.

Эта нехитрая психологическая помощь помогает успокоиться, отпустить ситуацию. Но чтобы в дальнейшем не впадать в панику от любой неприятности, необходимо пересмотреть образ жизни — наладить режим сна и бодрствования, отказаться от кофеиносодержащих напитков, заняться спортом, больше бывать на свежем воздухе.

Глава 2Особенности состояния тревоги и страхи у детей разных возрастов

Рассмотрим сначала вопрос о том, каков средний уровень тревоги школьников разных возрастов. Для его решения необходимо учесть ряд условий.


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ИЗБАВИТЬСЯ

Статистический анализ результатов свидетельствует, что как по частоте переживания страхов и тревог, так и по их интенсивности различия выявляются между 5, 6 и 7-м классами, с одной стороны, и 8, 9-м – с другой, а также 9–10-м и 10–11-м классами. Между мальчиками и девочками различия обнаруживаются в 1–3, 10-х классах и в 11-м классе.

Это свидетельствует, что уровень тревоги, сравнительно устойчивый на протяжении младшего школьного возраста, несколько снижается в подростковый период (6–7-е классы). Затем в старшем подростковом возрасте происходит резкий всплеск, причем особенно сильно он проявляется в 9-м, выпускном из неполной средней школы, классе. Далее уровень тревоги резко падает при переходе к раннему юношескому возрасту (10-й класс) и вновь повышается перед выходом из школы.

Данные о гендерных различиях свидетельствуют, что в младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, в подростковый период эти различия сглаживаются, а в раннем юношеском – более тревожными оказываются девушки.

Представленные данные касаются, однако, непосредственной оценки школьником частоты и силы переживания тревоги. Иную картину дают данные исследований по тестам, выявляющим тревожность как устойчивое образование.

В табл. 2 представлены данные о среднем уровне тревожности по детскому варианту шкалы явной тревожности (CMAS). Интервал значений по шкале – от 0 до 42 баллов. Критические показатели, свидетельствующие о наличии тревожности, в зависимости от возраста испытуемых находятся в диапазоне от 20 до 28 баллов.

Таблица 2. Средние показатели по половозрастным выборкам (CMAS).


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ИЗБАВИТЬСЯ

К сожалению, предпринятые нами попытки разработать подростковый вариант шкалы Дж. Тейлор (равно как и попытки использования в 7–9-х классах взрослого варианта) оказались безрезультатными в связи с тем, что подростки весьма аффективно относились к вопросам, касающимся некоторых видов «хронических тревожных реакций», что делало практически невозможным использование вариантов этой шкалы в массовом эксперименте. Поэтому мы применили для выявления тревожности в этих классах «Шкалу классического социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша (1973), предназначенную для школьников 13—17 лет и адаптированную нами для отечественной выборки. В заданиях этой шкалы испытуемые должны оценить различные ситуации с точки зрения того, насколько они вызывают у них волнение, беспокойство, тревогу.

Результаты по этой шкале представлены в табл. 3. Интервал значений по шкале – от 31 до 155 баллов. Критические показатели, свидетельствующие о наличии тревожности, находятся в диапазоне от 65 до 75 баллов.

Статистический анализ результатов в 1–7-х классах показал, что и в группе девочек, и в группе мальчиков средний уровень проявлений тревожности возрастает при переходе в среднюю школу (от 4 к 5-му классу) и от пред-подросткового – к подростковому возрасту (от 6 к 7-му классу). Различия между группами девочек и мальчиков обнаруживаются лишь в 7-м классе: среди 12-летних более тревожными оказываются девочки.

Таблица 3. Средние показатели по половозрастным выборкам (шкала Кондаша).


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ИЗБАВИТЬСЯ

В 8–11-х классах статистические различия обнаруживаются между результатами 8–9-х, с одной стороны, и 10-х, – с другой, а также в 10-х и 11-х классах и по группе девушек, и по группе юношей. Это свидетельствует, что тревожность резко снижается при переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту, при переходе в старшие классы школы и повышается в выпускном классе, что соответствует результатам прямого оценивания. В старшем подростковом возрасте различия между юношами и девушками по данному показателю не обнаруживаются, в старших классах более тревожными оказываются девушки.

Результаты свидетельствуют о рассогласовании данных о половозрастной динамике тревоги, тревожности, получаемых с помощью метода прямой оценки интенсивности и частоты переживания этого состояния (см. табл. 1) и с помощью опросных методов, выявляющих тревожность как устойчивое личностное образование (см. табл. 2 и 3). Такое рассогласование наблюдается, прежде всего, на уровне подросткового возраста, проявляясь как в общем показателе динамики при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту и на протяжении этого периода, так и в некоторых гендерных различиях.

Мы предположили, что подобное несоответствие характеризует не столько различия, существующие между разными показателями тревожности (что часто отмечается в литературе), сколько специфику осознания и понимания подростками самого состояния тревоги. Если исходить из представления о тревоге как переживании, которое индивид осознает именно как тревогу, беспокойство, то полученные данные давали основания полагать, что в предподростковом и подростковом возрастах наблюдается расхождение между подобным осознанием и пониманием, с одной стороны, и повышением внимания к собственным эмоциональным, физическим состояниям – с другой.

Для проверки этого предположения мы предприняли следующее.

Во-первых, провели обе методики («Градусник» и «Шкалу явной тревожности» для детей) одну за другой, в указанном порядке в индивидуальном эксперименте. Эта работа осуществлялась с учащимися 3–7-х (8–12 лет) классов.

Во-вторых, с другой группой детей 10—12 лет (5–7-е классы) мы провели аналогичную работу по таким эмоциональным состояниям, как любопытство и гневливость, сопоставляя их с тревогой. Для этой цели мы воспользовались опросником Ч. Д. Спилбергера, направленным на выявление любопытства, гнева и тревожности как состояний и свойств личности, в адаптации А. Д. Андреевой (1988).

И в первом, и во втором случае с каждым испытуемым проводилась беседа, целью которой было выяснение понимания школьниками указанных состояний, отношение к ним (в частности, нас интересовало, не относятся ли тревога и страх к социально не одобряемым подростками переживаниям, что, естественно, могло повлиять на возможность признания у себя этих переживаний). В обеих частях работы участвовали по 20 детей каждой возрастной группы, мальчиков и девочек поровну.

Прежде всего, следует отметить, что подавляющее большинство детей не относят тревогу и страх к социально не одобряемым переживаниям, считая, что в той или иной степени они характерны для всех, причем тревога иногда оценивалась и как позитивное переживание, говорящее о душевном богатстве человека, его неравнодушии к окружающему (в наиболее яркой форме это проявлялось у девочек). Интересно, что некоторые школьники указывали на необходимость таких переживаний как для себя: («Если я волнуюсь, то лучше готовлюсь и лучше играю на концерте»), так и для истории человечества («Если бы первый человек не беспокоился, как пройдет охота, он не придумывал бы лучшее оружие, и не было бы никакой техники»). Кроме того, об отсутствии влияния фактора социальной желательности на результаты свидетельствует сопоставление данных по тревожности и переживаниям гнева. Последний относился многими детьми к социально не одобряемым, неприемлемым эмоциям. Это, однако, не влияло на признание проявлений этого состояния у себя. Другое дело, что в отличие от состояний тревоги, проявления гнева дети у себя в основном осуждали.

Результаты сопоставления двух типов показателей – «прямого оценивания» и «опросника» – по всем рассмотренным эмоциональным состояниям оказались достаточно согласованными. Вне зависимости от того, шла ли речь о позитивном эмоциональном состоянии или о негативном, данные прямого показателя указывали на снижение этих переживаний от младшего школьного к подростковому возрасту, а данные «опросников» – на повышение.

Проведенные с детьми беседы показали, что у значительной части детей в этот период происходит своеобразное повышение внимания к отдельным, частным сторонам своего эмоционального, физического состояния, целостное же понимание переживания вызывает трудности, порой весьма существенные. Подростки затрудняются, главным образом, в интерпретации этих переживаний. По-видимому, заметную роль в этом играет и начинающийся процесс пубертатного развития, существенно меняющий картину психических и соматических ощущений. Наиболее заметно эта тенденция проявляется у девочек, что и отражается в повышении тестовых показателей тревожности, особенно в 12-летнем возрасте, в середине первой фазы пубертата.

Аналогично мы склонны трактовать и результаты, полученные на детях младшего школьного возраста. Напомним, что по методу прямого оценивания здесь выявились различия по среднему уровню тревожности у мальчиков и девочек, а по «опроснику» – нет. По-видимому, мальчики в младшем школьном возрасте более склонны оценивать свои эмоциональные переживания как сильные, чем девочки. Когда же речь идет об отдельных симптомах, различия сглаживаются.

В целом, подводя итоги анализа динамики состояния тревоги с 1-го по 11-й класс, можно сказать, что она обнаруживает отчетливую связь, с одной стороны, с возрастными особенностями детей, а с другой – с реальными условиями их школьной жизни (переход в среднюю школу, выпускные классы).

Оцените статью
Избавиться от тревоги