уровень беспокойства по предмету

УРОВЕНЬ БЕСПОКОЙСТВА ПО ПРЕДМЕТУ Тревога

Правильная ссылка на статью:

Потапова Е. В., Аникина М. А., Чистов Р. С., Гудовский И. В., Шепелева Ю. С. 
Исследование взаимосвязи тревожности и социометрического статуса педагогов средней школы

// Психолог.
 2023. № 1.
 С. 65-76.
DOI: 10.25136/2409-8701.2023.1.39596 EDN: GGDWKB URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39596

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Методика была разработана в 1970 году.

Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинической практике с разными целями – для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния пациента в динамике и т.п. На русском языке эта методика была адаптирована Ю. Л. Ханиным, поэтому данная методика диагностики тревожных состояний также носит название «Шкала Спилбергера-Ханина».

Шкала тревоги Спилбергера

В рамках этого теста созданы есть 2 подшкалы. Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности) оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как респонденты чувствуют себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства и возбуждения вегетативной нервной системы система.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает в качестве эмоциональной реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Вторая, шкала личной тревожности оценивает относительно стабильные аспекты личности, ее склонность к беспокойству, оценивает чувствосостояние спокойствия, уверенности и безопасности.

Под личностной тревожностью подразумевается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций становиться стрессом для индивидуума и вызывать у него выраженную тревогу.

Как свойство личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные (в т.ч. для самооценки, самоуважения). Лица, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Если STAI показывает у респондента высокий показатель личностной тревожности, это дает основание предполагать у него возникновение состояния тревожности в разных рядовых ситуациях. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста является актуальным, так как на этом этапе развития ребенок сталкивается с множеством новых испытаний и задач, которые могут вызвать у него тревожность и стресс. Это могут быть школьные занятия, социальное взаимодействие со сверстниками, отношения с учителями, а также семейные проблемы.

Повышенный уровень тревожности может оказать негативное влияние на физическое и психологическое здоровье ребенка, ухудшить его успеваемость в школе, а также повлиять на его развитие и адаптацию в обществе. Поэтому важно своевременно определять проблемы с тревожностью у детей младшего школьного возраста и предоставлять им необходимую помощь и поддержку.

Кроме того, исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста также может помочь родителям и педагогам лучше понимать особенности развития и поведения детей, адаптировать методы обучения и воспитания к их нуждам и потребностям.

Несмотря на различия во взглядах на причины и природу тревожности, исследователи сходятся во мнении о ее негативном влиянии на личность. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, страдающих от тревожности, что проявляется в их беспокойстве, неуверенности, боязливости и нестабильных эмоциональных реакциях.

Изучение тревожности младших школьников проводилось на базе МБУ Центр досуга детей и подростков «Тамыр» г. Уфа. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 7-10 лет. Из них 9 девочек и 6 мальчиков.

В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методики:

Первым делом для изучения проявления тревожности у младших школьников мы провели методику «Шкала явной тревожности для детей» А. М. Прихожан. Методика предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей.

Проанализировав результаты, нами было выделено три уровня проявления тревожности (высокий, средний, низкий). Так у 26% (4 человека) испытуемых выявлен высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Это говорит о том, что поведение таких детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги. Средний уровень тревожности выявлен у 33% (5 человек) детей. Средний уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности и продуктивной деятельности. У 40% (6 человек) уровень тревожности является низким, что говорит о том, что состояние тревожности испытуемым не свойственно или находится на нормальном уровне.

Далее нами была проведена методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), предназначенная для диагностики расстройств тревожного спектра у детей.

По данной методике высокий уровень тревожности был выявлен у 20% (3 человека) детей. У 60% (9 человек) в группе средний уровень тревожности.

У остальных 20% (3 человека) детей низкий уровень тревожности.

Далее проведена методика «Весёлый-грустный», направленная на изучение уровня тревожности у младших школьников.

На основании данных, полученных в процессе проведения методики «Веселый-грустный», мы пришли к выводу, что 33% детей из группы имеют высокий уровень тревожности, остальные 67% средний.

Во время исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли неуверенность в своих ответах, беспокоились и были заинтересованы в том, как отвечают другие дети. Они также демонстрировали вредные невротические привычки, такие как кусание ногтей, качание ногой, покусывание нижней губы и т. д.

Для сравнительного анализа данных по изучению уровня тревожности у младших школьников мы объединили результаты, полученные в ходе трех методик (рис.).


УРОВЕНЬ БЕСПОКОЙСТВА ПО ПРЕДМЕТУ

Рис. Уровень тревожности у младших школьников

Уровень тревожности у младших школьников может варьироваться от высокого до низкого в зависимости от различных факторов, таких как социальная среда, жизненные обстоятельства, отношения в семье и школе, а также индивидуальные особенности ребенка.

Высокий уровень тревожности обычно характеризуется наличием частых беспокойств, нервозностью, испытанием страха и тревоги, трудностями с сосредоточением внимания и затруднениями в общении с другими детьми и взрослыми.

Средний уровень тревожности может проявляться в частых переживаниях, заботах и страхах насчет будущего, но не так сильно, как при высоком уровне тревожности.

Низкий уровень тревожности характеризуется спокойствием, уверенностью в себе, легкостью в общении с другими детьми и взрослыми, а также способностью сосредоточиться на обучении и выполнять задачи.

Таким образом, выявление уровня тревожности у детей является важным для наблюдения за их развитием, так как у младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима. Снижение уровня тревожности у детей возможно, если своевременно производить коррекционно-развивающую работу.

В качестве одного из основных методов при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста применяют арт-терапию – тип терапии, который включает использование различных творческих методов для обработки эмоций и чувств. Арт-терапия может помочь ребенку выражать и осознавать свои чувства и эмоции, что в свою очередь поможет снизить уровень тревожности.

Чем бы мы не занимались — спешили по делам, сдавали экзамены или пытались выяснить причины семейного конфликта — мы везде сталкиваемся с проблемой тревоги. Она пронизывает все сферы нашей жизни, являясь неотъемлемой частью человеческого опыта, и требует к себе пристального внимания, понимания и, при необходимости, управления, чтобы обеспечить наше благополучие в современном мире.
Что из себя представляет феномен тревожности, как справляться с тревогой и что делать в случае её возникновения — предлагаем разобраться в нашей статье.

Я бы сказал, что познание тревоги — это приключение,
которое должен испытать всякий человек, чтобы не погибнуть — либо от того, что он не знает тревоги, либо от того, что тревога его поглотит. Поэтому тот, кто научился тревожиться надлежащим образом, научился самому главному.

Кьеркегор «Понятие тревоги»

Что такое тревога и чем она отличается от тревожности

Тревога в мире человеческих переживаний — явление, имеющее столько разных оттенков, что трудно дать ей однозначное определение и описать строгие каноны её возникновения.

Влияние тревоги на жизнь современного человека столь значительно, что важнейшей характеристикой новых технологий сегодня является возможность избежать волнения: билеты на поезд приобретаются онлайн (больше никаких “верхних боковых” без нашего ведома), звук уведомлений в гаджетах избирательно можно отключать, а производители современной бытовой техники делают все для того, чтобы мы больше не боялись оставить утюг невыключенным.

В широком смысле слова, тревога — это эмоциональное состояние, которое характеризуется внутренним беспокойством, неопределенностью и ощущением опасности. Она проявляется рядом симптомов, таких как учащенное сердцебиение, потливость, дрожь и прочее. Тревога может быть нормальной реакцией на вызовы повседневной жизни, но когда она становится чрезмерной и мешает нормальному функционированию, то в этом случае может рассматриваться как тревожное расстройство и требует к себе внимания и управления.

Термин «тревожность» в психологии встречается в различных значениях: это и временное психическое состояние, возникающее под воздействием стрессовых факторов, и свойство личности, и мотивационный конфликт личности. В наши дни этот термин, как правило, используется для обозначения общей склонности к переживанию тревожных эмоций и состояний, причём как нормальных, так и патологических форм.

Какие функции у тревоги

— Сигнал

Чувство тревоги служит для нас сигналом о наличии неопределенной опасности и мотивирует нас к ее выявлению

— Поиск

Благодаря тому, что состояние тревоги усиливается, человек стремится найти источник угрозы, так как соприкосновение с опасностью вызывает беспокойство

— Анализ

Тревога мотивирует нас к оценке текущей ситуации, включая перцептивные функции, процессы памяти, способность к абстрактному мышлению и использование прошлого опыта. Эта функция также имеет защитные и адаптивные аспекты, которые способствуют адаптации организма.

Почему мы испытываем тревогу

В первобытные времена тревога сыграла важную роль в эволюции человека, научив наших предков думать, анализировать и использовать оружие для защиты от физических угроз. Сегодня мы больше не боимся диких зверей, но боимся потерять самоуважение, столкнуться с отвержением со стороны общества или проиграть в соревновании с другими. Всё дело в том, что тревога изменила форму, но по своей сути остается той же, что переживали наши предки.

Если вы испытываете тревогу перед сложными и ответственными моментами своей жизни — в этом нет ничего неестественного. Поддержать себя в такие периоды помогут небольшие упражнения, которыми мы поделимся далее. Но если же вы замечаете, что тревога возникает без видимой причины, это может быть следствием сильного стресса или симптомами ряда заболеваний, требующих обращения к врачу:

Если вы подозреваете у себя какое-либо заболевание, замечаете признаки депрессии или выраженной тревожности, а также то, что тревога становится избыточной или мешает нормальному течению жизни, обязательно обратитесь к специалисту, который проведёт диагностику вашей тревоги, текущего состояния и подберет соответствующее лечение.

Мнение эксперта Виктории Алексеевны Смарышевой

Кандидат психологических наук, проректор по учебной работе, доцент, преподаватель ВЕИП, автор и ведущий курсов повышения квалификации «Теория и практика работы с кризисами в психосинтезе» и «Кризисное психологическое консультирование»

В каких случаях тревога требует к себе пристального внимания?

«Если тревогу становится невозможным контролировать, объяснить себе те ситуации, когда реальной опасности нет, когда она посещает человека практически непрерывно, фоново, когда ее не получается отследить и связать с жизненной ситуацией, это может говорить о начале тревожного расстройства. Если до этого периода человек пережил сильное потрясение, страх, а потом возникают периодические панические состояние, повышенная тревожность и раздражительность от любого сигнала, а мысли вращаются вокруг ситуации травматического опыта, это также должно стать сигналом для более пристального внимания, ведь человек в таком состоянии, в первую очередь, нуждается в профессиональной помощи.
Еще одним важным аспектом является то, как человек пробует справиться со своей тревогой. Появляются ли у него ритуалы (возможно, магические) для устранения возможной опасности? Например, человек проверяет, закрыта ли дверь ровно три раза, ни больше, ни меньше. Появление таких ритуалов, если оно становится компульсивным (не поддающимся контролю навязчивым желанием, отсутствие которого может приводить к чувству паники), тоже говорит о необходимости обращения за специализированной помощью.»

Представления о тревоге в психоанализе

Зигмунд Фрейд был одним из первых, кто попытался объяснить природу тревоги. Он полагал, что действия, мысли и воспоминания, вызывающие сильную тревогу, вытесняются из сознания, а те силы, которые привели к вытеснению произошедшего из памяти, препятствуют восстановлению этих воспоминаний в сознании. Это происходит из-за физиологического механизма, который очень похож на механизм «охранительного» торможения, при котором кора головного мозга защищается от чрезмерной возбужденности.
Так интенсивные эмоциональные переживания, которые человек считает мучительными и неприемлемыми, активно выталкиваются из его сознания и забываются им. Однако когда эти вытесненные идеи угрожают вернуться в сознание, они могут вызвать тревогу, и поэтому снова подавляются. Это и создает постоянный бессознательный конфликт у человека.

По мнению Фрейда, главная цель тревоги заключается в том, чтобы предупредить человека о предстоящей опасности, которую ему необходимо каким-либо образом преодолеть или избежать. Тревога позволяет личности адаптироваться и подготовиться к угрожающим ситуациям.
Часто вытесненные мысли, воспоминания и чувства не удается долго удерживать в поле бессознательного, и тревога, связанная с ними, может вырваться наружу. Это приводит к активации различных дополнительных защитных механизмов, цель которых — укрепить «плотину», которая сдерживает запрещенные побуждения. Среди таких защитных механизмов — замещение, рационализация, реактивное образование, проекция, регрессия, сублимация и изоляция.

Фрейд также выделял следующие виды тревожности:

Следует признать, что в настоящее время нет прочной эмпирической поддержки утверждения Фрейда о том, что люди используют вытеснение для борьбы с угрожающими или неприятными переживаниями. Поэтому проверить связь между вытеснением и тревогой, понять сложную природу тревоги и ее происхождение в рамках психоаналитического подхода представляется довольно затруднительным.

Альфред Адлер в индивидуальной теории личности рассматривал тревогу как один из симптомов невроза, который он видел как диагностически неоднозначный термин, охватывающий множество различных поведенческих нарушений.

Адлер подчеркивал роль индивидуальных жизненных целей и стремлений в формировании личности, и он был убежден, что тревога может возникать, когда личность чувствует, что ей мешают достичь своих целей и чувствует себя социально бесполезной. Эта концепция ставила акцент на стремлении к социальной принадлежности и успеху, как факторе, влияющего на тревожность и неврозы.
Таким образом для Адлера тревога была важным показателем нарушений в психологическом равновесии и часто связывалась с неудовлетворенностью личности и ее стремлениями.

Проблема тревожности стала предметом исследования и у Карен Хорни. В своей социокультурной теории личности она объясняла происхождение тревоги через отсутствие чувства безопасности в межличностных отношениях. Хорни полагала, что всё, что разрушает ощущение безопасности у ребенка в отношениях с родителями, приводит к базальной тревоге, которая будет направлена на весь мир в целом, и источник невротического поведения следует искать в дефиците заботы и поддержки со стороны родителей.

Хорни также проводила различие между страхом и тревогой: страх — реакция, пропорциональная наличной опасности, а тревога является несоизмеримой реакцией на воображаемую опасность. В случае страха опасность очевидна и объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна, и её интенсивность зависит от того, какой смысл данная ситуация имеет для человека.

Что делать, если чувствуешь тревогу

Помочь себе справиться с сильной тревогой может выполнение нескольких простых упражнений, которые легко практиковать самостоятельно.

Научитесь глубокому дыханию

Чтобы освоить его, попробуйте упражнение «Дыхание квадратом». Это метод глубокого дыхания, помогающий бороться с высокой тревожностью, который предполагает равномерное управление длительностью вдохов, задержек и выдохов, чтобы создать ритмичный и спокойный процесс дыхания.

Повторяйте этот процесс несколько раз, обращая внимание на равномерность и спокойствие ваших дыхательных циклов. Этот метод можно применять в любой ситуации, когда вам нужно быстро успокоиться и сфокусировать внимание.

Ещё одно упражнение, которое помогает снизить тревогу, это —

Фокус на присутствии

Для того, чтобы справиться с сильной тревогой, попробуйте назвать 5 вещей, которые вы видите, 4 вещи, которые вы слышите, 3 вещи, к которым вы прикасаетесь, 2 вещи, аромат которых вы чувствуете, и 1 вещь, которую вы вкушаете. Это может помочь отвлечь внимание от тревоги и привести мысли в порядок.

Многим пациентам помогает побороть высокую тревожность ещё одно упражнение, в которой требуется

Написать тревоге письмо

Ещё один действенный способ снижения тревоги — замечать всё, что она вам подсказывает. Назовите её и напишите себе письмо от её имени. Например: «Дорогая Мария, это твоя тревога. Я расскажу, что плохого с тобой может сегодня случиться.» Прочитайте письмо, поразмыслите над фактами и напишите ответ. « Обменявшись» несколькими письмами, вы поймете, что тревога похожа на нервного приятеля, который искренне печётся о вас. Но это вовсе не значит, что его надо во всем слушаться.

Профилактика тревожности

Этот раздел можно было бы посвятить списку, в котором мы бы советовали вам соблюдать режим сна, стараться больше времени уделять пешим прогулкам на природе, а также следить за здоровым и сбалансированным питанием. Всё это, безусловно, неотъемлемые составляющие здорового образа жизни. Однако мы решили поделиться с вами находками в цифровом мире — приложениями, способными помочь справиться с приступами паники, отслеживать изменения настроения и развивать психологическую устойчивость.
Вот пара из них, которые могут стоить вашего внимания:

MindDoc

(Для iOS Android)

В чем суть?

Для понимания того, что вызывает у вас тревогу, важно замечать моменты, когда ваше напряжение усиливается и становится трудно переносимым. Для проведения такого самонаблюдения вы можете использовать мобильное приложение.
3 раза в день приложение будет предлагать вам пройти детальные опросы. Вы также можете указывать в нём ваше текущее эмоциональное состояние. Каждые две недели приложение создает для вас персональный подробный отчет, который поможет увидеть, какие эмоции вы чаще всего переживаете и какие события их вызывают.

«АнтиПаника»
(Для iOS Android)

Это приложение предназначено для обучения методам управления приступами панической атаки. Оно основано на принципах когнитивно-поведенческой терапии и помогает преодолеть ощущение опасности, беспомощности или невозможности контролировать свое состояние во время панической атаки. В приложении также предусмотрена «аудио-таблетка», которую можно прослушать для экстренной помощи во время панического приступа, а также руководство по дыхательным упражнениям, которые помогают снять напряжение.

Эффективность мобильных приложений может различаться в зависимости от индивидуальных потребностей и особенностей. Важно выбирать те, которые соответствуют вашим актуальным потребностям и уровню тревожности, используя их в сочетании с другими методами и подходами в работе с тревогой.

Есть ли способ, который подходит всем?

Не существует универсального решения для всех, но работа над собой и управление тревогой — это важный шаг на пути к психологическому благополучию и здоровой психике.

Важно понимать свои эмоции, принимать их и находить здоровые способы справляться с сильной тревогой. Забота о своем физическом и эмоциональном благополучии, поддержка от близких и психотерапия — все это помогает скорректировать высокий уровень тревожности, сделать тревогу контролируемой и полезной, улучшив качество жизни.

Клиническая значимость

Большинство из известных методов оценки уровня тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или текущее состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственным способом, позволяющим дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Спилбергером.

Измерение тревожности как свойства личности имеет важное значение – ведь это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У индивидуума существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.

Процедура проведения

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Обработка результатов включает следующие этапы:

Интерпретация результатов STAI

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При общей интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для респондента.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Низкотревожным личностям, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние изменчиво и отличается различной интенсивностью. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стресса, а также какова интенсивность этого воздействия.

Рекомендуем по этой теме:

13 декабря 2023

У слишком научного термина «сепарационная тревога» есть синоним – «тревожность, связанная с разлукой», который понятен широким массам. Конечно, практически каждому приходилось утром видеть маленьких деток, которые, рыдая, идут в детский сад. Это самый простой пример сепарационной тревоги, вызванной разлукой (пусть и короткой, временной) с матерью – самым близким для ребенка человеком и самым надежным защитником от опасностей окружающего, такого неприветливого в воображении ребенка мира.

9 ноября 2023

Тревога без причины

Тревога является одной из самых распространенных проблем, с которыми приходится сталкиваться человечеству. Повышенная тревожность может быть вызвана рядом различных факторов.

18 октября 2023

Когнитивно-поведенческая терапия: лечение словом

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это однин из наиболее распространенных и хорошо изученных видов психотерапии. К ПТ является сочетанием двух терапевтических подходов, известных как когнитивная терапия и поведенческая терапия.

Исследование взаимосвязи тревожности и социометрического статуса педагогов средней школы

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация:
Любой педагог, сталкиваясь с различными проблемными и стрессовыми ситуациями в своей профессиональной деятельности, должен оперативно и эффективно уметь их решать. Для этого, прежде всего, он должен иметь низкий уровень тревожности, поскольку повышенная тревожность, отрицательно сказывается на способности рационально решать проблемные ситуации. Нами было организовано и проведено исследование на базе Средней школы № 12 г. Красноярска. В нем принимали участие 37 педагогов школы. Целью исследования являлось изучение взаимосвязи тревожности и социального статуса педагога средней школы. Мы выдвинули гипотезу о том, что для педагогов средней школы с различным социальным статусом в группе характерны различия показателей тревожности, как по степени выраженности, так и по соотношению отдельных ее составляющих. 1. Педагоги с ярко выраженной тревожностью могут занимать любое статусное место, т.е. могут иметь любое количество выборов как положительных, так и отрицательных. На социальный статус не влияет уровень тревожности у педагогов 2. Существует взаимосвязь между тревожностью, и факторами, ее вызывающими а именно: между тревожностью и фрустрацией, между тревожностью и самовыражением, между тревожностью и боязнью коллег. Таким образом, основная выдвинутая нами гипотеза о том, что для педагогов средней школы с различным социальным статусом в группе характерны различия показателей тревожности, как по степени выраженности, так и по соотношению отдельных ее составляющих, не подтвердилась. Это значит, что современные педагоги не тревожатся по поводу своего положения, статуса, авторитета в группе.

Abstract: Any teacher, when faced with various problematic and stressful situations in his professional activity, should be able to solve them promptly and effectively. To do this, first of all, he must have a low level of anxiety, since increased anxiety negatively affects the ability to rationally solve problematic situations. We organized and conducted a study on the basis of Secondary School No. 12. Krasnoyarsk. 37 teachers of the school took part in it. The purpose of the study was to study the relationship between anxiety and the social status of a secondary school teacher. We hypothesized that secondary school teachers with different social status in the group are characterized by differences in anxiety indicators, both in severity and in the ratio of its individual components.1. Teachers with pronounced anxiety can occupy any status position, i.e. they can have any number of choices, both positive and negative. The social status is not affected by the level of anxiety among teachers 2. There is a relationship between anxiety and the factors that cause it, namely: between anxiety and frustration, between anxiety and self-expression, between anxiety and fear of colleagues. Thus, the main hypothesis put forward by us that secondary school teachers with different social status in the group are characterized by differences in anxiety indicators, both in severity and in the ratio of its individual components, has not been confirmed. This means that modern teachers do not worry about their position, status, authority in the group.

anxiety, sociometric status, teacher, competence, activity, education, development, conflict, individual differences, skills

В связи с этим нами было организовано и проведено исследование на базе Средней школы № 12 г. Красноярска. В нем принимали участие 37 педагогов школы. Из них: женщин – 22, мужчин –15. Возраст респондентов 27-35 лет. Стаж работы – 5-10 лет.

Мы выдвинули гипотезу о том, чтодля педагогов средней школы с различным социальным статусом в группе характерны различия показателей тревожности, как по степени выраженности, так и по соотношению отдельных ее составляющих.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап – сбор эмпирических данных

2 2 этап — Анализ и интерпретация результатов

3 3 этап — Статистическая обработка с помощью коэффициента корреляции Пирсона

Для определения уровня тревожности у педагогов мы использовали следующие методики:

1. Шкала явной тревожности CMAS(в адаптации А. М. Прихожан) .

2. «Тест школьной тревожности Филлипса», адаптированный для педагогов

3. Методика Дж. Морено «Социометрия».

Для исследования тревожности у педагогов мы провели тест — «Шкала явной тревожности CMAS» (в адаптации А. М. Прихожан) и получили следующие результаты (табл.2).

Характеристика уровней тревожности у педагогов

Из таблицы 2 видно, что состояние тревожности испытуемым не свойственно в 20% случаев. Такое «чрезмерное спокойствие», может, как иметь, так и не иметь защитный характер. В данном случае, можно предположить, что имеет место «скрытая тревожность» — защитное поведение. Испытуемые часто говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей.

Среди педагогов преобладает нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности. Данный уровень характеризуется оптимальным проявлением тревожности в случаях, когда необходима мобилизация для выполнения задач, на пути к определенной цели, адекватным уровнем критичности относительно жизненных ситуаций и составляет 30 %.

Несколько повышенная тревожность имеет место быть у 20 % респондентов. В данном случае, возникновение тревожности часто бывает связано с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. Это могут быть ситуации, связанные со школьной жизнью (проверки, открытые уроки, отчеты), с представлениями о самом себе (например, высоком уровне притязаний и низкой самооценке), с общением с коллегами («я хуже», «у меня не получается, как у других») и т.д.

Явно повышенная тревожность проявляется у 20,0 % респондентов и обычно носит «разлитой», генерализованный характер, свободно меняющий объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. В этих случаях частная тревожность является лишь формой выражения общей.

Очень высокая тревожность проявляется у 10 % респондентов . Такой уровень проявления тревожности относится к группе риска, он может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. Подобную тревожность часто испытывают педагоги, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности.

Таблица 3. Гендерные различия тревожности у педагогов

Из таблицы 3, мы видим, что у педагогов-женщин преобладает явная тревожность (19%), у педагогов-мужчин преобладает нормальный уровень тревожности (20%) и очень высокая тревожность (11%).

Таким образом, у женщин возникновение тревожности часто бывает связано с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни либо возникает в зависимости от изменения значимости объекта.

У мужчин преобладает нормальный уровень тревожности (20%). Они лучше адаптируются в ситуации и способны к продуктивной деятельности. Они способны мобилизовать свои силы для выполнения задач. В то же время очень высокая тревожность у 11% относит их группе риска. Видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности.

Для выявления основных видов тревожности нами был проведен «Тест школьной тревожности Филлипса», адаптированный для педагогов.

Мы проанализировали общее эмоциональное внутреннее состояние педагогов, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Показатели тревожности у педагогов

Используя данную методику, мы рассматривали каждый параметр в отдельности, что являлось для нас информативным, и определенным образом наталкивало на выявление причин возникновения тревожности.


УРОВЕНЬ БЕСПОКОЙСТВА ПО ПРЕДМЕТУ

Рис. 1. Показатели наиболее выраженной тревожности у педагогов

Анализируя результат данного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества педагогов фактором высокой тревожности оказался:

1. Страх ситуации проверки — 72,7%, негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки.

2. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — 67 %, педагоги ориентируются на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей.

3. Страх самовыражения — 59 %. Педагоги испытывают негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Таким образом, мы видим, что больше всего педагоги тревожатся из-за проверки их деятельности, беспокоятся о том, что могут сделать что-то не так. А также, педагоги сильно переживают из-за того, что не знают, как себя преподнести окружающим, выразить свои возможности.

Результаты, полученные при помощи социометрических исследований, представлены в виде социоматрицы (Приложение № 4).

В результате проведенного социометрического исследования среди педагогов мы определили следующие диагностические показатели:

«звезды» — 11 %, «предпочитаемые» — 24 %, «принятые» — 54 и «не принятые» — 11%.


УРОВЕНЬ БЕСПОКОЙСТВА ПО ПРЕДМЕТУ

Рис. 2. Социальный статус педагогов

Далее мы проанализировали статусное положение педагогов по гендерному признаку. Результаты представлены на рис.3


УРОВЕНЬ БЕСПОКОЙСТВА ПО ПРЕДМЕТУ

Рис. 3. Статусное положение в группе женщин

Из рисунка 3 мы видим, что статусное положение женщин в группе достаточно высокое. 8% педагогов-женщин являются звездами, 15% – предпочитаемыми, и 77% хорошо приняты в коллективе. Только одна женщина-педагог считается не принятой группой.

На следующем рисунке мы видим ситуацию в группе мужского пола.

Рис. 4. Статусное положение в группе мужчин

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что статусное положение в группе мужчин-педагогов также достаточно высокое у большинства. 4% из них – звезды, 8% – предпочитаемые, и 80 %- хорошо приняты в группе. В это же время двое (8%) не приняты остальными.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) – 88,4 %. Мы получили высокий уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе большее количество педагогов имеет благоприятный статус (1 и 2 статус).

Индекс изолированности (ИИ) – 11,5 %, т.е. данную группу можно считать менее благополучной, так как статусную категорию «не принятые» имеют трое педагогов в исследуемой группе.

При исследовании половой дифференциации межличностных отношений между мужчинами и женщинами данной группы мы заметили тенденцию более благоприятного положения в группе женщин, чем мужчин. Хотя и у мужчин положение в группе не плохое.

Таким образом, у педагогов общее число ожидаемых выборов достаточно высокое.

Сопоставляя статусное положение каждого педагога с присущим ему уровнем тревожности, мы получили следующие результаты: из общего количества педагогов I статуса («звезды») 11 % педагогов имеют высокий уровень тревожности, 15% — средний уровень тревожности и 19,2% — низкий. Из педагогов группы, находящихся во II статусе («предпочитаемые»), 7 % имеют высокий уровень тревожности и 4% имеют средний уровень тревожности, 4% имеют низкий. Из всех педагогов III статуса («принятые») 8 % имеют высокий уровень тревожности, 8 % имеют средний уровень тревожности и 4% имеют низкий уровень тревожности. Из всех педагогов, находящихся в IV статусе («не принятые»), имеют высокий уровень тревожности – 15 %, низкий уровень – 4 %.

Теперь рассмотрим процентное соотношение педагогов с разным статусом для каждого уровня тревожности (процент берется от общего числа педагогов для данного уровня тревожности).

Взаимосвязь уровней тревожности и социального статуса ребенка в группе

Для получения более достоверной информации, связанной с предложением о взаимосвязи между статусным местом в группе и тревожностью был использован коэффициент корреляции Пирсона (для данной группы педагогов значимыми являются показатели от 0,40 до – 0,40).

Коэффициент корреляции Пирсона (rху), характеризует существование линейной зависимости между двумя величинами. Он был вычислен для следующих параметров: между статусным местом в группе (1 – 4 группы) и тревожностью; а также между тревожностью и факторами, ее вызывающими.

Были произведены расчеты коэффициента Пирсона. На основе данных вычислений нами был выявлен коэффициент корреляции:

· между тревожностью и фрустрацией потребности в достижении успеха rху = 0, 45;

· между тревожностью и страхом самовыражения rху = 0, 64;

· между тревожностью и проблемами в отношениях с коллегами rху = 0, 40;

Эти данные говорят о том, что у педагогов имеется прямая связь между тревожностью и фрустрацией, между тревожностью и самовыражением, между тревожностью и боязнью коллег.

Нами был вычислен коэффициент Пирсона между статусным местом в группе (1 – 4 группы) и тревожностью. Корреляционный анализ показал

· между тревожностью и I статусом – «звезда» = rху 0, 01;

· между тревожностью и I I статусом – «предпочитаемый» rху = 0, 04;

· между тревожностью и I I I статусом – «принятый» rху = 0,04;

· между тревожностью и IV статусом – «не принятый» = 0,014.

Таким образом, корреляционный анализ показал отсутствие связи между статусным местом в группе (1 – 4 группы) и тревожностью.

Таким образом, в результате проведенного исследования было установлено:

Таким образом, основная выдвинутая нами гипотеза о том, что для педагогов средней школы с различным социальным статусом в группе характерны различия показателей тревожности, как по степени выраженности, так и по соотношению отдельных ее составляющих, не подтвердилась. Это значит, что современные педагоги не тревожатся по поводу своего положения, статуса, авторитета в группе. Тем не менее, они тревожатся по поводу ситуаций, связанной с проверкой их деятельности, негативным отношением к ним коллег, не соответствием ожиданиям окружающих, поскольку ориентируются на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей. Кроме того, современные педагоги испытывают негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Причем, у педагогов-женщин преобладает явная тревожность, у педагогов-мужчин преобладает нормальный уровень тревожности и очень высокая тревожность. У женщин возникновение тревожности часто бывает связано с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни либо возникает в зависимости от изменения значимости объекта. У мужчин, которые лучше адаптируются к ситуации и способны к продуктивной деятельности, имеется способность мобилизовать свои силы для выполнения задач. В то же время очень высокая тревожность у 11% мужчин говорит о том, что видимое благополучие чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности.

Таким образом, не смотря на то, что социальный статус прямо не влияет на уровень тревожности педагогов средних школ, следует осуществлять профилактику и организовывать психологические мероприятия по коррекции уровня тревожности, а также минимизировать выявленные причины повышенной тревоги, связанные с профессиональной деятельностью.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи

Оцените статью
Избавиться от тревоги