школьная тревога старшеклассники

В
старшем школьном возрасте происходят существенные морфофункциональные
изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У
мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие
репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков.
Изменения, происходящие с телом, влекут за собой серьезные изменения
Я-концепции. Юноши и девушки одновременно испытывают интерес, восхищение и
тревогу по поводу изменений, происходящих с их телами. Они постоянно сравнивают
свое тело с культурным эталоном. Рано созревающие мальчики получают
определенное преимущество по сравнению с поздно созревающими, в то время как
для девочек раннее созревание имеет как положительные, так и отрицательные
черты. 
Школьная юность завершает период полового созревания и является важным этапом
психосексуального развития личности. Дифференциация половых признаков и ролей,
а также оценка своего соответствия подразумеваемым эталонам составляет один из
основных стержней юношеского сознания и самосознания. С этим тесно связано
много динамических переживаний. Мальчики тяжело переживают свое отставание от
сверстников в росте или появлении вторичных половых признаков и наличие себя
черт характера, которые кажутся им «немужскими». И юноши и девушки весьма озабочены
своей внешностью. Половые различия и связанные с ними представления о том, как
должны вести себя «настоящий юноша» и «настоящая девушка», нередко
гипертрофируются.

Когнитивные
изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на
уровне формальных операций. Этот тип мышления необходим для абстрактных
умозаключений, не привязанных к существующим в данный момент конкретным внешним
условиям. По мере совершенствования и расширения когнитивных способностей
старшеклассников содержание их мышления также становится более широким и
сложным. Кроме того, появление этих способностей приводит к тому, что юноши и
девушки приобретают склонность к самоанализу и самокритике, что приводит к
появлению у них своеобразной формы эгоцентризма: некоторым кажется, что они
постоянно выступают перед воображаемой аудиторией, что другие люди постоянно
обращают на них свое критическое внимание.
Принадлежность к определенной социальной группе и собственное положение в ней
чрезвычайно важны для старших школьников. Важную роль играют неформальные
группы общения, как правило – разновозрастные и подчиненные нормам
специфической юношеской субкультуры. Огромное значение, наряду с разветвленными
товарищескими отношениями, в юности имеет дружба. Юношеский канон дружбы, по
сравнению с подростковым, заметно индивидуализируется и психологизируется,
выдвигая на первый план ценности, связанные с развитием самосознания, —
самораскрытие, понимание, искренность, интимность. Юношеская дружба большей
частью бывает однополой, а ее свойства, в том числе устойчивость, зависят от
индивидуальных особенностей и потребностей участников. Отсутствие друзей
переживается в этом возрасте очень болезненно и воспринимается как личный
недостаток. Общение старшеклассников становится более избирательным, меняется
соотношение значимых других.
Старшеклассники обладают уже весьма высокой степенью автономии от старших,
прежде всего родителей и учителей, и покушение на эту автономию часто вызывает
конфликты. Во многих вопросах, особенно в том, что касается досуга, моды,
художественных вкусов, они больше ориентируются на мнение сверстников. Это не
означает, что старшие вообще теряют авторитет; в наиболее серьезных вопросах
влияние родителей большей частью перевешивает влияние сверстников. Общая
тенденция старшего школьного возраста – рост самостоятельности и самосознания,
открытие своего я. Она тесно связана с изменениями деятельности и
закономерностями умственного развития в этом возрасте. По сравнению с
подростковым юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь.
Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и всячески подчеркивают
отличие от окружающих.
Старший школьный возраст – время активного мировоззренческого поиска, центром
которого становится проблема смысла жизни. Старший школьный возраст –
критический период проявления различных психопатий. В этом возрасте резко
проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи сами по себе
патологическими, тем не менее повышают вероятность психической травмы или
отклоняющегося поведения.

Разные
исследователи называют возраст 15-17 лет ранним «юношеским», «старшим
подростковым», «отроческим». Однако, не смотря на разницу в определениях,
большинство ученых сходятся в том, что это период жизни человека,
представляющий собой переход от зависимого детства к самостоятельной и
ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение
физического, в частности полового, созревания, а с другой — достижение
социальной зрелости.

Вместе
с тем, юноши и девушки начинают активно использовать свои интеллектуальные
способности не только при решении учебных задач, но и в межличностных
отношениях. Так в этом возрасте дети начинают подвергать сомнению ценности
своей семьи, сравнивать их с другими. Главным социальными задачами этого
возраста становятся выбор профессии и подготовка к созданию семьи.

Значимость
юности как периода жизни человека определяет особенную важность успешного
решения задач развития этого возраста:


личностного развития и обретения чувства личностной идентичности;


обретения половой идентичности — осознание и самоощущение себя как достойного
представителя определенного пола;


профессионального самоопределения — самостоятельное и независимое определение
жизненных целей и выбор будущей профессии;


развития готовности к жизненному самоопределению, базой для которого является
достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы,
самостоятельности и ответственности.

Формирование
самосознания и кризис идентичности в юношестве

Главным
личностным новообразованием юности является социально-психологическая
готовность к жизненному самоопределению. « В основе готовности к самоопределению
лежит формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных
представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим
людям, моральных принципов и убеждений, понимании долга, ответственности,
умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями
действительности и давать им оценку и пр.» . Именно развитие этих
психологических качеств обеспечивает в дальнейшем сознательную, активную,
творческую жизнь человека.

Нравственное
развитие и ценностная ориентация старшеклассников

Формирующиеся
в юности ценностные ориентации (научно-теоретические, философские,
нравственные, эстетические) и система обобщенных представлений о мире в целом,
об окружающей действительности и других людях и самом себе представляют собой
стержневую характеристику личности. Для старшеклассников особо актуальна
проблема смысла человеческой жизни, а как будет решена эта проблема, во многом
зависит от нравственного развития конкретного человека.

Формирование
половой идентичности процесс многогранный, включающий в себя следующие
психологические механизмы:


собственно идентификация — отнесение ребенком себя к тому или иному полу,
основанное на бессознательном подражании ребенка поведению взрослых своего
пола;


социальное научение — освоение различных форм поведения, присущих
представителям одного из полов, основанное на положительном подкреплении за
соответствующее маскулинное и феминное поведение;


гендерная константность — осознание необратимости своего пола;


гендерная саморегуляция — контроль за собственным поведением на основе
сформировавшихся внутренних мотивов.

Психологические
аспекты юношеских взаимоотношений

В
юношеском возрасте наблюдаются существенные изменения в стиле общения и
межличностных отношений у юношей и девушек. Одним из новообразований юношеского
возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств
дружбы и любви.

Сначала коротко

Мнение: Считается, что счастье подростков определяется прежде всего качеством общения со сверстниками, а отношения с родителями и школьными педагогами уже второстепенны.

На деле: Дети растут, их приоритеты меняются. Но вклад семьи и учителей в психологическое благополучие старшеклассников всё так же значим. Например, поддержка со стороны преподавателей влияет на самоощущение школьников не только напрямую, но и опосредованно — через умение подростков ставить цели, решать проблемы и их чувство принадлежности к школе.

Теперь подробнее

Ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Тамара Гордеева и её коллега из Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета Олег Сычев изучили, какой вклад в психологическое благополучие старшеклассников вносят личностные установки и средовые факторы, такие как отношения с родителями, учителями и сверстниками. Выяснилось, что влияние всех трёх групп «значимых других» в этом плане сопоставимо. Во всяком случае, контакт подростков с преподавателями и семьёй очень важен для психологического комфорта. Исследование доказывает существенную роль школьного климата — стиля общения педагогов с детьми и отношений в классе. Важно культивировать в коллективе дружелюбную, конструктивную атмосферу. Результаты работы опубликованы в «Сибирском психологическом журнале».

Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект № 22-28-01337 «Динамика академической мотивации, ощущения контроля и эмоционального благополучия российских подростков за последние 20 лет».

О чём речь?

Психологическое благополучие учащихся — один из важных результатов школьного образования. Оно помогает адаптироваться к трудностям, сохранять концентрацию на задачах и мотивацию. Между тем, во всём мире за последние два десятилетия благополучие подростков снижается. Речь идет об уровне счастья, удовлетворённости жизнью, самооценке — на фоне усиления депрессии, роста тревоги и чувства одиночества. Особенно это касается девочек.

При этом несмотря на общемировой тренд, средние показатели благополучия российских старшеклассников, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), достаточно высоки. Вопрос в том, каковы его источники.

В исследовании психологическое благополучие рассматривалось как комплексная переменная, учитывающая три параметра:

Вопрос в том, каковы самые сильные предикторы («предсказатели») психологического благополучия, а также каков вес каждого из них. Ранее во многих работах уже было показано, что это прежде всего хорошие отношения с другими людьми. Для подростков речь о сверстниках, учителях и семье.

Например, поддержка одноклассников — важный предиктор адаптации и удовлетворённости жизнью. Позитивные отношения с соучениками усиливают чувство принадлежности к школе. А оно, в свою очередь, коррелирует с удовлетворённостью жизнью.

В обзоре 48 исследований, включающих разные показатели школьного климата, в том числе хороший контакт с ровесниками и учителями, выделена важность этих переменных для самоуважения, удовлетворённости жизнью, снижения тревоги. Ученики школ с более высоким уровнем сотрудничества в коллективе ощущают больший смысл жизни. И наоборот, жертвы буллинга (травли) испытывают депрессию и одиночество.

Если говорить о педагогах, то у благополучных учащихся с ними позитивные отношения. В отчетах PISA ученики «счастливых» школ, где удовлетворенность жизнью выше среднего по стране, сообщали о большей поддержке со стороны учителей, чем дети в «несчастливых» школах. На разных выборках, включая российские, показано, что поддержка автономии со стороны учителя — важный фактор благополучия старшеклассников.

Помощь и внимание со стороны родителей также делают подростков счастливее. Доверительные отношения в семье могут смягчать эффект стрессовых событий. Родители, поддерживающие автономию, помогают своим детям исследовать мир без лишних ограничений, что в конечном итоге ведёт к благополучию.

Безусловно, вносят вклад и личностные факторы. Среди них — самоуважение, жизнестойкость, самоэффективность, оптимизм и экстраверсия. При этом на самоэффективность учеников влияют отношения с другими. Когда человек получает признание, он с большей вероятностью будет уверен в своём умении справляться с трудностями. Среди мотивационных факторов благополучия — внутренняя мотивация, цели мастерства (стремление овладеть изучаемым предметом), внутренние жизненные цели, самоконтроль.

Как изучали?

Учёные рассмотрели роль трёх групп средовых предикторов благополучия, а также личностно-мотивационных факторов на российской выборке из исследования — это свыше 7600 подростков в возрасте 15 лет из 43 регионов страны. При этом контролировались гендер респондентов и социально-экономический статус (СЭС) семьи, который совокупно репрезентирует профессиональный, образовательный и материальный статус родителей.

Средовые факторы отражали качество:

общения в школьном социуме, где позитивный предиктор — ценность сотрудничества в школе (утверждение, что соученики считают его значимым), а негативный предиктор — подверженность буллингу.

Предикторами личностного уровня служили общая самоэффективность (суждения типа «Когда я нахожусь в сложной ситуации, я обычно могу найти из неё выход»). А также учебные цели мастерства и чувство принадлежности к школе.

стали параметры психологического благополучия:

осмысленность жизни — например, утверждение «Моя жизнь имеет ясный смысл и цель».

Что получили?

Выяснилось, что уровень осмысленности жизни и удовлетворённости ею у российских подростков — выше среднего среди стран ОЭСР. А индекс эмоционального благополучия, напротив, пониже.

Юные россияне в сравнении со сверстниками из других стран демонстрируют довольно высокий уровень воспринимаемой обратной связи от учителя. Но приверженность школе у них слабее. При этом российские учащиеся получают меньше родительской психологической поддержки, хотя СЭС семей, в которых они воспитываются, выше среднего по странам ОЭСР.

Если говорить о корреляциях, то самоэффективность, цели мастерства и чувство принадлежности к школе ожидаемо оказались наиболее тесно связаны с психологическим благополучием. Семейная и учительская поддержка, а также ценность сотрудничества среди учащихся тоже прямо связаны с показателями благополучия (при росте первых параметров увеличиваются и вторые). Благополучие не коррелирует с СЭС, зато соотносится с гендером: удовлетворённость жизнью, её осмысленность и эмоциональное благополучие выше у юношей.

Личностные характеристики ребят, а также показатели восприятия школьной среды и социальной поддержки тоже коррелируют между собой. У юношей больше выражены подверженность буллингу, обратная связь от учителя, ценности сотрудничества и самоэффективность. У девушек ощутимее поддержка семьи.

Исследователи построили модель зависимости психологического благополучия подростков от поддержки родителей, учителей, одноклассников и личностных факторов. Соответственно, благополучие стало зависимой переменной, а средовые и личностные характеристики — предикторами. При этом в модели контролировались пол и СЭС.

Оказалось, что самый сильный непосредственный предиктор психологического благополучия — общая самоэффективность. Несколько меньший вклад вносят чувство принадлежности к школе, целеустремленность и родительская поддержка. Воспринимаемая обратная связь от учителя тоже непосредственно влияет на благополучие.

Выяснилось также, что поддержка со стороны семьи и педагогов, а также ценность сотрудничества среди ровесников сказываются на психологическом благополучии, в том числе, опосредованно — через личностные факторы. Влияние родительской поддержки на благополучие частично опосредовано самоэффективностью. Доля опосредованного эффекта — свыше половины от общего.

Учительская поддержка также в значительной степени опосредованно сказывается на психологическом благополучии. Преподаватель, обеспечивая подростку обратную связь, поддерживает его веру в эффективность усилий и приверженность цели овладеть материалом. Это положительно действует на психологический комфорт ученика.

Ценность сотрудничества опосредованно влияет на благополучие через общую самоэффективность, чувство принадлежности к школе и учебные цели мастерства. В доброжелательной атмосфере у подростков укрепляется уверенность в действенности их усилий, «растут показатели продуктивного целеполагания и чувство связанности с другими школьниками», поясняют авторы исследования. При этом с СЭС семьи психологическое благополучие старшеклассников не связано.

Для чего это нужно?

Исследование показало, что на психологическом благополучии учеников, наряду с их личной целеустремленностью и уверенностью в своем потенциале, сказываются и средовые факторы. Поддержка со стороны педагогов, родителей и ровесников очень значима.

Выводы должна делать не только семья, но и школа. Учителям нужно стараться помочь подросткам и создавать дружелюбную атмосферу в классе. Также важно поддерживать стремление к компетентности у подростков.

Подобная высокая роль учителей культурноспецифична: в ряде других стран более «влиятельными» оказываются отношения ребят с родителями. Но в России для благополучия подростков не менее значим хороший контакт с преподавателями.

И семье, и школе стоит работать с целеустремленностью старшеклассников, умением ставить продуктивные цели научиться чему-то новому и овладеть новыми компетенциями, повышать самоэффективность подростков. При психологических интервенциях важно учитывать, что девочки-подростки чувствуют себя менее счастливыми, чем юноши, заключают исследователи.
IQ

Олег Сычев, старший научный сотрудник Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина

1 сентября, День знаний, президент России Владимир Путин встретил в Солнечногорском районе Московской области, где в разнообразных форматах встречался с молодыми и очень молодыми людьми. О том, как Владимир Путин искал первокласснику старшеклассницу, а также о том, каким глубоким получился новый учебник истории России для 10–11-х классов, и о том, что готовится такой же учебник для 5–9-х классов, и об увлечениях беспилотными летательным аппаратами (БПЛА) и стихами о Родине — специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников.

Весь день российский президент был занят церемониями, связанными с 1 сентября. Он приехал в мастерскую управления «Сенеж» на берегу одноименного озера и оттуда по видео-конференц-связи (ВКС) участвовал в мероприятии по открытию трех школ с обучением на русском языке в Киргизии. Отношения с Киргизией по всем признакам просто не оставляют желать лучшего, что, конечно, примечательно, ибо Киргизия в этом отношении смотрится все более и более уникальным государственным образованием среди всех стран на территории бывшего СССР.

Затем в режиме ВКС прошла презентация новых школьных объектов и идей на территории России. После министра просвещения Сергея Кравцова, который говорил образцово, с расстановкой и большим выражением (и главное тут — не пытаться вслушиваться, ибо все впечатление от речи будет непоправимо испорчено), из Мариуполя выступил, как можно догадаться, прежде всего врио главы ДНР Денис Пушилин. И все было неплохо, пока Владимир Путин не вышел к людям с почином: опираясь на слова девушки, которая до этого сказала, что хотела бы побыть волонтером и позаниматься с маленькими, президент спросил как раз одного маленького, стоявшего в кадре с Денисом Пушилиным и еще несколькими взрослыми, хочет ли тот, чтобы с ним занимались старшеклассники, и если хочет, то чем.

И Владимир Путин, конечно, сломал сценарий. Ведь мальчик, как и все остальные, учил к этому дню совершенно другой текст, который, надо отдать ему должное, смог в конце концов и произнести, а скорее — выдавить из себя, преодолевая адские муки.

— Не стесняйся! — усугублял смятение мальчика Денис Пушилин.

— Уважаемый Владимир Владимирович! — проговорил тем не менее мальчик.— Хочу сказать вам большое спасибо за то, что заботитесь о моем любимом городе Мариуполе!

Господин Пушилин остановил мальчика:

— Не волнуйся! Владимир Владимирович спросил, хотел бы ты, как сейчас, когда вот мы ждали (да, небыстро все случилось.— А. К.), чтобы старшеклассники так же заботились о тебе. Нормально было или нет? Понравилось тебе?

А он и не волновался. Сказал все, что должен был. Что написали, то и сказал. Нельзя было требовать от ребенка невозможного. Но они требовали, так как по ту сторону экрана ответа ждал господин Путин, который был намерен во что бы то ни стало разнообразить ход унылого мероприятия.

— Владимиру Владимировичу говори! — с застывшей на лице улыбкой отчаяния процедила сквозь зубы директор школы Виктория Бондарева, стоявшая рядом с господином Пушилиным.

Мальчик держался, то есть молчал.

— Растерялся, Владимир Владимирович! — кивнула она с той же апокалиптической улыбкой.

— Ваня, не спеши,— подключился к пытке господин Путин. — Вот ты бы хотел, чтобы с тобой старшеклассники позанимались?

— Говори! — приказала мальчику дама.

Да, это был допрос. Но им попался просто коммунист какой-то. Мальчик молчал.

Что, значит, с него взять.

— Хочешь, чтобы все учителя были такие же молодые, как Даша? — хитро зашла вдруг исподволь госпожа Бондарева.

— Да,— наконец сжалился над ними мальчик.

Тут все, конечно, вздохнули с облегчением и уже с огромной благодарностью смотрели на мальчика.

От Дагестана докладывал глава региона Сергей Меликов, который в какой-то момент дал слово вдове офицера полка морской пехоты Каспийской флотилии Алексея Суханова. Офицер погиб на Украине, и школа названа его именем.

И надо признать: точнее не скажешь.

— В сентябре мы отмечаем день рождения нашего народного поэта Расула Гамзатова,— продолжил Сергей Меликов.— Позвольте, наши дети поприветствуют вас и всех участников сегодняшнего совещания его замечательными стихами!

— Здравствуйте, Владимир Владимирович! — начали декламировать дети.

Я подумал, что да, в богатом наследии Расула Гамзатова можно было отыскать и такие строки.

А, нет, они просто здоровались.

О чем эта песня плакучих берез,

Мелодия, полная света и слез?

О Родине, только о Родине!

О чем за холодным гранитом границ

Тоска улетающих на зиму птиц?

Стихи казались какими-то невеселыми, но к месту.

Следующим был губернатор Ростовской области Василий Голубев. Ну, тут все было в порядке:

— Отдельно бы выделил сельские наши школы! — воскликнул он.— Потому что они вместе с хорошим урожаем зерновых сегодня имеют хороший урожай обновленных школ!

Василию Голубеву тоже бы стихи писать. Метафоры не на уровне Федерико Гарсия Лорки, конечно, но и не хуже, чем у Расула Гамзатова.

Василий Голубев предоставил слово Валерию Антонову, руководителю проекта «Историческая параллель».

— Особая благодарность и признательность за обновление содержания: если бы здесь стояли учителя литературы, они стопроцентно бы присоединились и сказали «спасибо» о том, что в школьную программу вернулся роман «Как закалялась сталь» Островского! — с некоторым вызовом произнес Валерий Антонов.

Учителя литературы для начала, надеюсь, поправили бы Валерия Антонова насчет его русского языка. Но, может быть, и нет.

К тому же обновление содержания при помощи романа, который был в программе в советское время, обновлением содержания уж точно не назовешь. Но Валерий Антонов был в курсе.

Имеется в виду прежде всего, очевидно, история специальной военной операции (СВО).

Главное, чтобы и она была представлена без изъятий.

— Действительно, учебник получился глубокий,— легко согласился министр просвещения.— Мы провели повышение квалификации для учителей (в связи с новыми вводными.— А. К.) и теперь готовим учебник истории для 5–9-х классов. И в следующем году мы эту работу завершим! — произнес Сергей Кравцов.

Мне показалось, угрожающе.

Затем Владимир Путин провел открытый урок «Разговор о важном». За партами перед президентом сидели ученики первого ряда (победители всевозможных олимпиад и конкурсов). Достаточно сказать, что на «камчатке», то есть в последнем ряду, не хотел бросаться в глаза первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко.

Урока как такового не было. Владимир Путин отвечал на вопросы, хотя и тут пытался заинтересовать себя сам: предлагал ученикам выступать с мыслями и мнениями. Но это снова было бы, надо признать, уж слишком.

Руслан Шарко из школы №94 Петербурга рассказал:

— Мы с бабушкой записали жизнь шести поколений нашей семьи. Это пример того, как можно провести свободное время просто так, без какой-либо весомой причины.

Наверное, Руслан Шарко имел в виду что-то другое. Но тут уж как вышло, то есть посредственно, но непосредственно.

Он попросил у президента руководства к действию:

— Нужно ли создать специальный сборник, альбом, в котором будет храниться вся история семьи?

Тут же выяснилось, что все это означает. Запущен конкурс «Это у нас семейное». Можно присылать заявки.

Сам Владимир Путин выступил, можно сказать, с такой заявкой. Он рассказал историю из жизни своего деда.

Видимо, он считает, что утрачена. И не без причин. Не по тем учебникам учатся.

Закончил Владимир Путин внезапно:

Ясно. Одна из главных ценностей, кроме внутренней любви, с чем и не поспоришь, состоит именно в этом: бить этих гадов.

И с этим тоже не поспоришь.

Позже Владимир Путин вспомнил еще один факт своей биографии:

— Я рассказывал, и я с гордостью могу повторить. Я в стройотряде работал, и мне была присвоена квалификация «плотник четвертого разряда». Я до сих пор этим горжусь, хотя я не стал плотником пятого или шестого разряда.

— У меня,— пояснил президент,— по-другому сложилась судьба. Но я помню и с удовольствием об этом говорю.

Все плотники страны, даже третьего разряда, немедленно выпили.

Булат Нургалиев — из Татарстана. Он признался:

— Увлекаюсь беспилотными летательными аппаратами. Собираю, летаю, моделирую для них рамы, участвовал за этот год в 33 соревнованиях, где в 20 я выиграл.

Растут кадры для СВО. Может, и застанет. Да наверняка.

В общем, господин Путин дал понять, что будущее — за БПЛА везде. Ежедневными сводками, возможно, навеяло.

Еще из одного ответа стало понятно, что искусственный интеллект не страшит Владимира Путина. Да разве его что-то вообще страшит?

Произвел сильное впечатление еще один участник встречи. Григорий Васильев разъяснил, что пишет стихи и занимается прозой. Владимир Путин, конечно, попросил его прочитать.

— Но мало площадок, где поэты и писатели со всей страны и в разных городах могли бы обмениваться опытом, творчеством, читать стихи и слушать.

А Пушкин вот без этого как-то обходился. И Бродский в стол писал.

Но тут был, я понимал, особый случай.

Молодой человек был, конечно, молодец. Еще неизвестно, что написал, а уже не хватает. Но ведь и неизвестно потому, что не хватает.

— Ну интернет-то есть? Там тоже недостаточно контента? — с сочувствием спросил Владимир Путин, поразив свободным владением терминологией. Просто играючи владеет.

Он предложил создать клуб молодых авторов с филиалами по всей стране. Президент заметил, что есть же платформа в Крыму, где все собираются и общаются.

— Туда еще доехать надо,— справедливо заметил Григорий.

И еще следует подумать, нужно ли.

Впрочем, Сергей Кириенко пояснил, что платформа «Таврида» имеет 72 резиденции в регионах.

— Вы стихи пишете? — уточнил Владимир Путин.

Не у Сергея Кириенко (хотя наверняка), а у Григория Васильева.

— Прямо сейчас? — переспросил молодой человек.

— Прямо тута! — кивнул господин Путин.

— Прямо тута? — казалось, засмущался молодой человек.

Этим можно было и закончить.

Этим я, пожалуй, и закончу.

Оцените статью
Избавиться от тревоги